Напоминание

Внедрение проектного метода в воспитательно – образовательный процесс как единой системы образовательного пространства для детей


Автор: Анна Александровна Шкодинова
Должность: старшимй воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №19 "Малышка"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Внедрение проектного метода в воспитательно – образовательный процесс как единой системы образовательного пространства для детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение опыта работы

старшего воспитателя МБДОУ детского сада №19 «Малышка» г.

Брянска

Шкодиновой Анны Александровны

на тему: «Внедрение проектного метода в воспитательно –

образовательный процесс как единой системы образовательного

пространства для детей»

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов в

воспитательно

образовательном

процессе

обучения

дошкольников,

позволяет

значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,

умение

детей

самостоятельно,

разными

способами

находить

информацию

об

интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых

объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для

активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод

педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе

поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению

намеченных целей.

Типология проектов

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным

является

доминирующий

вид

деятельности.

В

практике

ДОУ

используются

следующие типы проектов:

Исследовательско-творческие: осуществляется

исследовательский

поиск,

результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты,

драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в

образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о

каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на

социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры

совместной

деятельности

участников.

Результаты

оформляются

в

виде

детского

праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Другими признаками классификации являются:

Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный,

парный и пр.)

Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2

недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Педагог выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он

источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и

последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной

деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении

проблемы. При этом воспитатель выступает партнером ребенка и помощником в его

саморазвитии.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает

решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в

условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного

функционирования и развития.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства и

дальнейшие целевые действия.

Работа в данном направлении реализовывалась через обучение педагогов,

просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в

соответствии с требованиями метода проектов.

Внедрение

в

практику

указанной

технологии,

предъявляет

к

педагогу

определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для

повышения

педагогического

профессионализма,

потому

что

научить

ребенка

проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как

деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.

Благодаря

разработанной

нами

системе

работы,

педагоги

освоили

новую

технологию – метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить

детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других

членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Внедряя метод проекта в образовательный процесс нашего ДОУ, мы определили

цель и задачи:

Цель:

Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой

технологии — “метод проектов”.

Задачи

1.

Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению

педагогами метода проекта в дошкольном образовании.

2.

Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с

целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

3.

Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям

проектного метода.

4.

Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках

проектной деятельности.

Перед тем, как начать работу в данном направлении, мы определили направления

работы:

построение

взаимодействия

на

основе

личностно-ориентированной

модели воспитания построение

единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного

метода в воспитательно-образовательный процесс

корректирование

планирования,

представив

проектный

метод

в

следующих

разделах

физическое

воспитание,

развитие

речи

детей,

художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание

развитие у детей основ правового сознания,

представлений об

окружающем мире.

Определили формы

работы.

Это

семинары,

консультации,

педсовет,

коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс

и методы работы, это – беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими

материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.

Реализация

поставленных

задач

проходила

в

3

этапа:

подготовительный,

реализационный, итоговый.

На I этапе был проведен мониторинг, а именно:

– Анкетирование педагогов; родителей;

– Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.

Отбор участников проводился на основе желания самих педагогов включиться в

реализацию предлагаемого метода и по результатам собеседования. Главным критерием

при этом была готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми.

II этап – Реализация целей и задач проекта

Были проведены следующие мероприятия:

Семинар “Проектная деятельность в ДОУ»

Консультации

«Значение проектного метода в развитии познавательной активности и

творческих способностей дошкольников», «Использование проектной деятельности в

работе

музыкального

руководителя

ДОУ»,

«Поэтапное

развитие

проектной

деятельности».

Семинары –практикумы

“Механизм проектирования”, “Разработка групповых проектов”, «

Метод проектов в

ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»,

Презентация проектов;

Педсовет «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»,

Тренинг “Участие в проектной деятельности”;

На III этапе Подводили итоги;

– Анализировали полученные результаты;

– Обобщили опыт работы педагогов;

– Разработали методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной

деятельности.

Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения,

наращивание его образовательного потенциала.

Рассмотрим механизм проектирования, который применяется в нашем дошкольном

образовательном учреждении.

Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов – сюда

входит: цель, задачи проекта; их реализация – это модель реализации и поэтапный план

действий; анализ результатов.

Условием освоения каждого этапа является коллективная деятельность педагогов,

что позволяет:

ориентироваться

на

творческое

развитие

ребенка

в

образовательном

пространстве детского сада;

освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит творческая

группа, целью которого является создание условий для инновационных процессов в ДОУ.

Задачами творческой группы являются: руководство образовательными проектами,

утверждение или экспертиза, а так же контроль за внедрением нововведений в

педагогическую практику ДОУ .

Так же проектным советом ДОУ определены критерии выполнения и защиты

проекта. В число таких критериев входят:

1.

Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая

направленность на развитие ребенка.

2.

Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.

3.

Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых

педагогом или группой решений.

4.

Аргументированность предлагаемых решений, подходов.

5.

Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество

схем, рисунков.

В нашем дошкольном учреждении специалистами и воспитателями разработаны и

реализованы оригинальные проекты, такие как:

1.

Патриотический проект “Я знаю! Я горжусь!»

Цель проекта: Расширять представления детей о родной стране.

Задачи:

- Воспитывать любовь к Родине.

- Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) —огромная

многонациональная страна.

- Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к

защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину,

охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и

защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

2.

Творческий проект «Новогоднее путешествие по планете Земля»

Цель проекта:

- Познакомить детей с традициями празднования Нового года в России и в других

странах

- Формировать у детей уважительное отношение к другим народам, их культуре

- Создавать условия для воспитания патриотических чувств

Вид проекта: Познавательный, групповой, среднесрочный

Задачи проекта:

-Воспитывать у детей толерантность, чувство уважения к другим национальностям

-Развивать и повышать творческий потенциал педагогов и родителей детского сада

Образовательная область: познавательное развитие

3.

Проект «Математический знайка»

Цель проекта: повышение у детей интереса к математике посредством создания

условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и

линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

Задачи:

1.Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических

фигурах и телах; цифрах от 0-20; разнообразных линиях.

2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в

разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.

3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.

4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в

совместной с ними деятельности.

4.

Проект

на

тему

«Развитие

речи

младших

дошкольников

с

использованием пальчиковых игр»

Цель:

создание

условий

для развития

мелкой

моторики

пальцев

рук,

способствующих развитию речи детей.

Задачи:

1.

Изучить

практический

опыт

известных

исследователей

Института

физиологии детей и подростков А. В. Антаковой-Фоминой, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина

о связи пальцевой моторики и речевой функции, методику пальчиковой гимнастики и

пальчиковых игр А. Е. Белой и В. И. Мирясовой.

2. Выявить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста на начало

года и провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта.

3. Разработать и применить на практике перспективный план работы по развитию

мелкой

моторики

рук,

способствующей развитию

речи на

основе

тематического

планирования;

4. Содействовать:

-развитию мелкой моторики рук воспитанников младшего дошкольного возраста,

используя разнообразные формы, методы и приёмы;

- созданию условий для речевого общения между детьми;

- обогащению развивающей среды в группе по развитию мелкой моторики и речи.

5. Содействовать повышению компетентности педагогов и родителей в области

речевого развития воспитанников младшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

-

возрастание

интереса

у детей к

двигательной деятельности:

упражнениям

и пальчиковым играм;

- значительное повышение внимания и памяти;

- положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи;

- обогащение эмоциональной сферы;

- активизация познавательно - речевых и художественных способностей;

- приобретение детьми навыков общения.

5. Педагогический проект «Правила дорожного движения нужно знать всем,

без исключения»

Цель проекта: предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма,

посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность на

основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний

воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения

Задачи проекта:

-активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и

безопасного образа жизни среди родителей детского сада.

- наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей

-создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного

движения

-воспитывать в детях грамотных пешеходов

6. Проект «Знакомство с русской культурой и традициями»

Цель

проекта:

Создание

особой

предметно

развивающей

среды,

способствующей формированию у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на

основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими

ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и

желание применять их в жизни, любовь к родному краю

- знакомить с русскими народными играми, учить в них играть, используя заклички

-продолжать

знакомить

с

народным

фольклором

(сказки,

потешки,песенки,пословицы, поговорки, загадки, хороводы)

- привлечь родителей в совместную деятельность с детьми через проведение

русских народных праздников.

7. Проект «Прикоснись к миру прекрасного».

(Знакомство дошкольников с детской школой искусств)

Цель:

- расширение взаимодействия детского сада с детской школой искусств;

- формирование музыкальной и художественной культуры детей дошкольного

возраста и их родителей.

Социальная значимость проекта: направлен на создание благоприятного

эмоционального

фона,

психологического

комфорта,

на

сохранение

здоровья

и

социализацию воспитанников.

Задачи:

- обеспечение

доступности

для

детей

дошкольного

возраста

слушания

классической музыки в живом исполнении и знакомство с классическими произведениями

искусства;

- приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям;

- развитие у детей художественного вкуса;

- развитие у детей интереса к музыке как искусству;

- организация

мероприятий,

способствующих

приобщению

родителей

детей

дошкольного возраста к миру искусств;

- привлечение семей воспитанников ДОУ к музыкально-творческой деятельности;

-

стимулирование

и

развитие

педагогического

творчества

и

мастерства

педагогических работников ДОО;

- повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса работы с

детьми;

- создание новых условий образовательной среды, позволяющих использовать

музыку на других режимных моментах.

Предполагаемые результаты

Для педагогов:

- повышение

уровня

компетентности

в

музыкальной

и

изобразительной

деятельности;

- инновационные

изменения

в

организации

воспитательно-образовательного

процесса;

- творческое использование музыки и изобразительного искусства в разных видах

детской деятельности.

Для воспитанников:

- повышение качества усвоения знаний во время образовательной деятельности;

- появление интереса к культуре, творчеству;

- активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности.

Для родителей:

- повышение общей культуры;

- мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в

условиях семейного воспитания;

- повышение статуса семейного воспитания.

8. Семейный проект «В гостях у сказки Г.Х.Андерсена»

Цель: познакомить детей с творчеством Г.Х.Андерсена

Задачи:

- повышать интерес детей к художественной литературе

- совершенствовать стиль партнерских отношений с семьёй, способствующих

воспитанию у детей интереса к художественной литературе

-развивать социально –личностную сферу дошкольников, посредством совместной

творческой деятельности детей и родителей.

Планируемые результаты:

- знание детьми творчества Г.Х.Андерсена

-возрождение семейного чтения

-позитивные изменения в речи детей

-появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и детей

- повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного

читателя и речевого развития ребёнка

В данное время в нашем ДОУ разработаны и реализуются следующие проекты:

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Цель данного проекта: сохранение и укрепление психического и физического

здоровья детей.

Задачи:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

Создавать

условия,

обеспечивающие

эмоциональное

благополучие

каждого ребенка.

С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные

возможности

детского

организма

(активизировать

защитные

свойства,

устойчивость к заболеваниям).

Систематизировать

проведение физкультминуток на занятии (во время

малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),

В начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить

детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),

Внедрять элементы здоровьесбережения во время танцев и игр и

драматизаций. Участники: воспитанники детского сада, педагоги ДОУ, родители

Проект «Здравствуй детский сад»

Цель:

создание

оптимальных

условий

для

совместной

деятельности

всех

участников образовательного процесса , направленных на успешную адаптацию ребенка в

детском саду.

Задачи:

- создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психический комфорт

для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

- оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении

разных социальных ролей.

- повышение уровня компетенции родителей в вопросах адаптации ребенка к

условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в

совместную проектную деятельность

- сохранение и укрепление здоровья детей.

Участники: дети 1-й мл. группы «Птенчики», педагоги ДОУ, родители

Проект «Быть здоровым я хочу и здоровье берегу»

Вид: долгосрочный

Сроки проведения: сентябрь – декабрь 2023 уч.г

Участники: дети 2-й мл. группы «Радуга», педагоги ДОУ, родители

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,

формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни

и обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи:

Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в группе,

ресурсное обеспечение.

Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий

Использование

в

работе

с

дошкольниками

современных здоровье

сберегающих технологий.

Повышение профессионального мастерства воспитателей

группы.

Краткосрочный проект в средней группе «Будь здоров!»

Цель проекта: Формирование у детей основы здорового образа жизни, добиться

осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения к

своему здоровью и к здоровью окружающих.

Задачи проекта:

- Дать представления об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье

человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей

дошкольного возраста, потребность в положительных привычках.

- Расширять знания и навыки по гигиенической культуре, о здоровых и вредных

продуктах питания, о влиянии закаливания на здоровье человека.

- Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.

Сплочение

детей

и

родителей,

родителей

и

педагогов

в

процессе

активного

сотрудничества в ходе реализации проекта.

- Воспитать желание у детей заботиться о своём здоровье.

Тема: «Азбука Здоровья»

Цель проекта: формирование у детей начальных представлений о здоровом образе

жизни через создание плаката «Здоровье в наших руках»

Задачи:

-

способствовать

укреплению здоровья детей

через

систему оздоровительных

мероприятий;

- развивать интерес к физической культуре;

- формировать представление детей о здоровье и здоровом питании, о витаминах,

полезных свойствах продуктов;

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и

укрепления здоровья ребенка;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между своим

поведением и его возможными последствиями;

- формировать осознанное соблюдение культурно-гигиенических требований по

уходу за полостью рта, глазами, носом, учитывая непростое время распространения Ковид

инфекции;

- создавать психологически комфортную среду в группе;

- обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;

- развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной

жизни;

- корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность,

страхи, агрессивность, низкая самооценка);

- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и

методы физкультурно-оздоровительной работы;

- во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей

организованность, самостоятельность, инициативность.

Участники: дети средней группы «Почемучки», педагоги ДОУ, родители

Краткосрочный проект на тему: «Витамины»

Цель: Формировать у детей представления о правильном питании и здоровом

образе жизни

Задачи:

- Систематизировать и закреплять знания об овощах и фруктах, ягодах. О месте их

произрастания, о труде взрослых в огороде, на полях, в садах.

- Уточнять: где растут овощи и фрукты, когда собирают урожай овощей, в чём

польза овощей и фруктов, что из них готовят.

- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Участники: подготовительной группы «Звездочки», педагоги ДОУ, родители

Проект «Это Я»

Цель: Формировать потребность в знаниях о своем здоровье, умениях и навыков

его укрепления и развития.

Задачи:

- помочь ребенку познать окружающий мир.

- сформировать представление о своем строении, здоровье, развитии.

- воспитывать желание заботиться о своем здоровье

- расширять и пополнять словарный запас детей.

Участники: подготовительной группы «Дочки - Сыночки», педагоги ДОУ,

родители

Сейчас,

работая

по

методу

проектов

уже

более

шести

лет,

можно

сделать следующие выводы:

1.

Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами

обучения и воспитания детей в детском саду. Наше дошкольное учреждение работает по

Образовательной программе МБДОУ детского сада №19 «Малышка». Данная программа

предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса.

Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными

программой.

Это

позволяет

достигать

высоких

результатов

в

усвоении

детьми

определенных знаний.

2.

Метод

проектов

как

один

из

методов

интегрированного

обучения

дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную

активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся

разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и

использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание

сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко

мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного

возраста.

3.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует

повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в

группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод

проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе

детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно

психологом ДОУ.

4.

Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной

деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.

5.

Изменился стиль общения взрослого с ребенком.

6.

Родители

стали

активными

участниками

образовательного

процесса.

Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с

дошкольниками.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает

научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для

достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов

деятельности.

Организация управленческой деятельности по развитию проектной деятельности в

воспитательно-образовательном

процессе

способствует

сплочению

педагогического

коллектива,

повышению

профессионально-личностной

компетентности,

изменению

отношения

педагогов

к

нововведениям

в

образовании,

созданию

условий

для

самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности,

развитию креативности.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники