Автор: Вакилова Вера Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Вятский многопрофильный лицей
Населённый пункт: г. Вятские Поляны
Наименование материала: Паспорт конкурсной работы
Тема: Тенология "Математический театр"
Раздел: среднее образование
Паспорт конкурсной работы.
1.
На протяжении нескольких лет, учителя математики Вятского многопрофильного
лицея являются участниками творческой лаборатории «Олимпиадная математика».
Многие из коллег апробируют занятия в технологии «Математический театр». На
уроках и во внеурочной деятельности мы с удовольствием применяем новый метод
работы с математической задачей – метод ролей. Педагог, работающий с детьми в
среднем звене Хакимова Заира Рашидовна, использовала этот метод для решения
задач. Учащиеся решали методом ролей текстовые задачи на уроках и
олимпиадные задачи на занятиях кружка. После того как учащиеся перешли в 10
класс, сменились учителя – предметники. Математику предложили вести мне. При
подготовке к ЕГЭ, на факультативных занятиях, с учениками приходилось решать
различные задачи. Применительно к текстовым задачам «метод ролей» хорошо
работал. Я подумала, почему бы не применить этот метод к более сложным
задачам. В ЕГЭ по математике, кроме текстовой задачи есть экономическая задача,
задача с параметром и другие. Учащиеся сами предложили разыграть «метод
ролей» при решении простых экономических задач. Мы провели несколько занятий
по решению задач этим методом. Затем мы с ними приняли участие во
Всероссийском фестивале «Открываем двери детского сада и школы». И, решили
участвовать в конкурсе «Учу учиться».
2.
Для меня это важно, потому что у меня уже был опыт работы в апробации занятий
в технологии «Математический театр», только с учащимися среднего звена.
Появилось желание перейти на другой уровень. Поработать в этой технологии, но
уже с применением «метода ролей» и со старшеклассниками. У детей любого
возраста необходимо поддерживать интерес к обучению!
3.
Номинация
«Олимпиадная математика: Математический театр. Видеофрагмент
разбора задачи по ролям» больше всего подходит к тому, чем мы с учащимися
занимаемся. Задачи из второй части ЕГЭ по математике являются достаточно
сложными и нужно, чтобы выпускники не боялись таких задач, а с удовольствием
их решали.
4.
Учителя – практики при работе с детьми сталкиваются с такой проблемой: боязнь
решать текстовые задачи. Учащиеся хорошо решают примеры, уравнения и многое
другое. Но как только доходит дело до решения задач, многие теряются. Большой
текст задачи, неумение выбрать главное, существенное; невозможность
осуществить переход к математической модели – все это пугает учащихся и может
привести к тому, что ученики просто не будут их решать. Поэтому при обучении
решению задач нужно постоянно подогревать интерес. Вносить какую – либо
«изюминку». Полезно показывать несколько способов решения одной и той же
задачи. Я считаю, что «Математический театр», и «метод ролей» при решении
задач могут вызвать интерес у учащихся младших классов, а также позволят
поддерживать интерес к обучению в целом у учащихся среднего звена и старших
классов. А если учащиеся решают задачи с интересом и желанием, то результат
обязательно будет положительным!
5.
В представленном видеоролике хотелось показать работу в группе при решении
экономической задачи «методом ролей». Все дети включены в процесс, проявляют
самостоятельность, взаимодействуют друг с другом. Понимают, в чем смысл
каждой роли и, что должен сделать каждый, проигрывая свою роль. Когда ребята
работают в команде, они чувствуют поддержку одноклассников. Вместе - они
единомышленники! Учащихся не пугают новые задачи, они готовы приступать к
решению более сложных задач. И, это – прекрасно!
6.
При просмотре представленного видеофрагмента стоит обратить внимание на то,
что учащиеся оформляют задачу на одном листочке. Следующий ученик
продолжает рассуждения предыдущего, но при этом проигрывает свою роль. Когда
один ученик рассуждает, другие слушают, анализируют сказанное.
7.
Когда учащиеся работают на камеру, всегда присутствует волнение, скованность.
Пока еще не настоящие актеры! Конечно, получилось не идеально. Для себя
отметила, что при решении задачи учащиеся должны комментировать каждый шаг,
проговаривать любой фрагмент решения задачи. Стоит обращать внимание на
некоторые ошибки и недочеты, присутствующие в речи предыдущего оратора и
поправлять их. Радует то, что мы еще только учимся решать такие задачи!
8.
Конечно, переживала, как у детей получится, как они справятся с поставленной
задачей. Они, хоть и учащиеся 10 класса, но все – равно еще дети. Думаю, что могу
сказать: «Дети справились!» Они применили знания базовых ролей для того, чтобы
воплотиться в свою роль: понять ситуацию, построить математическую модель,
построить план решения задачи, оформить решение, выполнить проверку решения
задачи, подвести итог. Каждый проигрывал свою роль по отдельности, но вместе
они добились успеха. Задача решена!
9.
На следующий год планирую с ребятами продолжать работу по решению задач.
Думаю, что будем осваивать более сложные задания из второй части ЕГЭ по
математике. Задачи могут быть различные: с прикладным содержанием, текстовые,
экономические, олимпиадные, с параметрами. И, самое главное, чтобы учащиеся
не боялись их решать. Чем больше способов решения задачи знают учащиеся, тем
больше шансов решить ее правильно. А если при этом у детей не пропадает
интерес к обучению, это – замечательно!