Автор: Гардт Светлана Михайловна
Должность: Преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ Троицкий технологический техникум
Населённый пункт: г. Троицк. Челябинская область
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Логарифмические уравнения
Раздел: среднее профессиональное
План урока теоретического обучения
Дисциплина : Математика
Профессия: Сварщик
Тема урока: Решение логарифмических уравнений
Цель урока:
Обучающая
:
- повторить пройденный материал ;
- закрепить навыки решения логарифмических уравнений;
Развивающая.
-развивать операции мышления (обобщения, анализа, выделения главного), культуру
математической речи, внимание, навыков сотрудничества.
Воспитывающая .
-воспитывать сознательного отношения к изучению математики, активности, культуры
общения, умение работать в группах .
Тип урока: Урок закрепления знаний
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:, словесно-наглядный, практический.
Оснащение урока:
1)
Карточки с заданием.
2)
Оценочный лист
3)
Рабочий лист
4)
Справочная таблица
5)
Презентация к уроку
6)
АРМ преподавателя
Литература: Основная: Учебник А.Г. Мордкович Алгебра и начала анализа 10-11 кл. -М.:
Просвещение,2018г Часть 1, часть 2
Формируемые ОК:
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
К. 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
Задачи урока:
1.
Научить оперировать имеющимся потенциалом знаний по теме «Логарифмические
уравнения» в конкретной ситуации.
2.
Закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить
появление типичных ошибок.
3.
Предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их
уровень.
4.
Вовлечь обучающихся в активную деятельность.
5.
Воспитывать у обучающихся чувство ответственности, уверенности в себе.
Элементы
внешней
структуры урока
Элементы
внутренней
структуры
урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Формируемые
ОК, ПК
Введение
Организационный
момент
Приветствие.
Проверка подготовленности к учебному занятию,
организация внимания.
Сообщение темы урока.
Приветствуют.. Информация об
отсутствующих
ОК.1
Целевая установка.
Мотивация.
Сообщение темы урока. Высказывание
Эйнштейна «Если выбирать межу политикой и
уравнениями, то выбираю уравнения. Политики
существует для данного момента, а уравнения
вечно». Актуальность изучения этой темы -это
экзамены , где присутствуют задания на
уравнения. Тип урока закрепление базовых
знаний. Цель закрепить теоретические знания по
решению уравнений и выработка умений
самостоятельно применять полученные знания.
Работа обучающихся индивидуальная и
групповая, выполняется на «Рабочих листах».
Приложение №1
Оценивается задание в баллах, которые
выставляются в «Оценочный лист» Приложение
№2
Записывают в тетрадь число и тему
урока. Называют актуальность темы –
это подготовка к экзаменам.
Осмысливают цели урока.
Знакомятся с «Рабочим листом» и с
«Оценочным листом»
ОК.2
Актуализация
знаний
Формулировка вопроса.
Какие необходимо повторить базовые знания для
решения уравнений?
1.Организация самостоятельной работы
Показ слайда №2,3
Отвечают на поставленный вопрос.
На рабочих листах выполняют
математический диктант и
взаимопроверку.
ОК.2
ОК.3
Математический диктант «Крестики-нолики»
Взаимопроверка по слайду №4
Подведение итогов выполнения:
Какие задания вызвали затруднение?
Кто допустил ошибки? Почему?
2.показ слайда №5
Указать ошибку
Выставляют баллы в оценочный лист.
Основная часть
Повторение знаний
и умений
1.
Организация устной работы.
Показ слайда №6
-Какие из равенств являются
логарифмическими уравнениями?
Формулировка вопроса.
-Перечислить способы решения лог.
уравнений.
Показ слайда№7
-Проклассифицировать способы решения и
выделите лишнее уравнение.
2.Организация самостоятельной работы.
Показ слайда№8
-Распределить уравнения по способам
решения и заполнить таблицу
Показ слайда №9
-Самопроверка.
Оценка успешности выполнения работы
Определяют на слайде логарифмические
уравнения. Вспоминают определение.
Называют способы решения уравнений
Классифицируют и выделяют лишнее
уравнение.
На рабочих листах выполняют
самостоятельную работу в паре.
Проверка по слайду презентации.
Выставление баллов в оценочный лист.
ОК.2
ОК.3
ОК.6
Закрепление
знаний и умений
1.
Организация устной работы
Демонстрация слайда №10,11
- Провести теоретическое обоснование
решений уравнений по определению
логарифма и методом потенцирования.
Координация работы обучающихся,
выделение активных и пассивных
участников.
Работают устно . Выставляют баллы в
«оценочный лист»
Решают на доске и в тетради уравнения
методом замены переменной и по
свойству логарифма.
Выставление баллов в «оценочный
лист»
ОК.2
ОК.3
ОК4
ОК.6
2.
Организация фронтальной письменной
работы.
Показать решение уравнений с полным
объяснением. Слайд №12,13
Координация работы обучающихся.
Показ слайда № 14
3.
Организация дифференцированной
самостоятельной работы по группам.
Задания . Приложение №3
Справочная таблица №4
Работают в группе по 4 человека.
4 группы выполняют задания базового
уровня и самопроверку по слайду, две
группы задания повышенной
сложности. Задания выполняют на
рабочих листах.
Показывают решение на доске
Выставление баллов в «оценочный
лист»
Заключительная
часть
Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Показ слайда №16
1 Повторить конспект по теме Методы решения
уравнений»
2 Решить уравнения:
Запись домашнего задания
Подведение итогов
урока,
выставление
оценок
Показ слайда №17
Подведение итогов групповой и индивидуальной
работы и обсуждение достижений поставленной
цели в начале урока. Самооценка достижений
обучающихся.
Участвуют в беседе по обсуждению
достижений, отвечая на вопросы ,
делают выводы, оценивают свою
деятельность.
Самоанализ работы на уроке
Заполняют «Оценочный лист»
ОК.2
ОК.3
Ход урока
I.
Организационный момент (2 мин)
Проверка готовности студентов к уроку. Проверка отсутствующих.
ΙΙ. Целевая установка. Мотивация.
Тема нашего урока «Решение логарифмических уравнений». Тип урока- закрепление
знаний. Проводим в форме «тренинга решений» .Работа будет и индивидуальная и
групповая.
Есть замечательные слова Эйнштейна «Если выбирать между политикой и уравнением , то
выбираю уравнения. Политика существует для данного момента, а уравнения будут
существовать вечно».
И для нас актуальность изучения этой темы для вас в том , что вы сдаете экзамен, где
обязательно
присутствует уравнения.
Тогда какую цель вы поставите перед собой? Чего вы сегодня должны достичь?
Мы должны повторить и закрепить теоретические знания по решению уравнений и уметь
применять знания.
У каждого на столе есть:
оценочный лист – в котором вы будете выставлять балл за каждую работу
«Рабочий лист – на котором вы будете выполнять две самостоятельные работы
ΙΙΙ. Актуализация знаний
Воспроизведение опорных знаний: Логарифмы и его свойства, теоретические
обоснования решения логарифмических уравнений.
Очевидно, что для того чтобы уметь решать уравнения нам, несомненно, потребуются
определенные базовые знания -определение логарифма, свойства логарифма
Индивидуальная самостоятельная работа с взаимопроверкой (Сайд)
1. Математический диктант «Крестики-нолики»
Да-Х
Нет- 0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вопросы:
1.
Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени, в которую надо
возвести а, чтобы получить b
2.
Логарифм числа а по снованию а равен 1
3.
Сумма логарифмов чисел равна логарифму суммы чисел log
a
b+ log
a
c= log
a
(b+c)
4.
Логарифм 5 с основание 5 равен 1
5.
Логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания
log
6.
7.
8.
log
x = 6 – корень уравнения
9.
Взаимопроверка
Х
0
Х
Х
X
Х
0
0
X
Подведение итогов выполнения:
-Какие задания вызвали у вас затруднения и почему?
-Кто выполнил все задания правильно?
-Кто допустил одну ошибку? Почему? и т.
2. Укажите ошибку по определению логарифма Сайд
а) log
3
27 = 3
б) log
2
0,5 = – 1
b) log
0,5
0,5 = 1
г) lоg
2
6 = 3
I
V
. Повторение и закрепление знаний и умений.
Давайте вспомним формулировку логарифмического уравнения и методы решения.
Если у иррациональных уравнений неизвестная находится под знаком корня. Тогда под каким
знаком находится неизвестная в логарифмическом уравнении?
1.Устная работа. Слайд
Какие из равенств являются логарифмическими уравнениями?
1. log
2.
3. 2х-4=6-11х 4.
5.
Определение: Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма или (и) в его
основании, называется логарифмическим уравнением.
2.Перечислите способы решения уравнений: по определению, потенцирование, по
свойству, замена переменной.
3. Устная работа. Слайд
Проклассифицируйте уравнения и выделите лишнее уравнение:
.
4.Самостоятельная работа(в парах) Слайд.
Выполнить самопроверку. (Слайд)
Распределить уравнения по методам решения и заполнить таблицу(Слайд)
1.
2.
3.
4. .
5. 2 log
5
2
x + 5 log
5
x + 2 = 0 6. lоg
2
(1 - 3х)=5 7. log
2
(2 +5х) = log
2
(4 +2х)
8.
Результаты занесите в таблицу:
По
определению
Потенциро
вание
Использование
свойств
Замена переменного (приведение к
квадратному)
1,3
4;7
3;8
2;5
Задание выполняется на листочках. После выполнения самопроверка. Проверка по слайду
презентации.
Таким образом, мы повторили свойства логарифмов и методы решения уравнений
V. Закрепление практических умений
1. Устная работа Слайд
теоретические обоснования решения логарифмических уравнений (Презентация)
Решение уравнений
на основании определения логарифма,
log
a
х = b (а > 0, а≠ 1, б>0 )
х = а
b
.
lоg
4
(5х+1)=2
5х+1=4
2
5х=16-1
5х=15
Х=3
Ответ:х=3
Метод потенцирования. Переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не
содержащему их:
Потенцирование
log
2
(2 +5х) = log
2
(4 +2х)
2+5х=4 +2х
5х-2х=4-2
3х=2
х=2/3
2.
Фронтальная работа . Решение на доске
Решает с полным объяснением, комментирует решение уравнения
Метод решения -по свойству логарифма
log
2
( х +1 ) + log
2
х = 1
log
2
(x+1)x= 1
2= (x+1)x
2=х
2
+х
-х
2
-х+2=0
D=1-4*(-1)*2=1+8=9
Проверк :х=-2 х+1>0 неверно
Х=1 х+1>0 верно
Ответ:х=1
Метод введение новой переменной
Решает с полным объяснением, комментирует решение уравнения.
log
2
х =t
t
2
-5t+4=0
a =1 b= -5 c = 4
D=b
2
-4ac=25-4*1*4=25-16 =9
log
2
х =4 log
2
х =1
x=2
4
x=2
x=16
VΙ. Самостоятельная работа по вариантам (Групповая работа по 4 человека
сами выбирают вариант.)
Учащимся 1и 2-й группы(сильные)
Задачами повышенного уровня сложности. В своих работах учащиеся должны
представить краткий ответ на 1,2 задачу и развернутое решение 3 задачи.
Для учащихся задачи базового уровня. Учащиеся 3-й группы - это, как правило,
учащиеся со слабой математической подготовкой. Работа для них содержит простейшие
задания аналогичные тем, которые разбирались на уроке (3 задания) .
Задания базового уровня
1.
Решите уравнение:
1.
6 2. -6 3. 9
Решите уравнение:
1.21 2. 15 3. 6
2.
Решите уравнение:
1.
7 2.-7 3. Корней нет
Задачами повышенного уровня сложности.
представить краткий ответ на 1и 2 задачу и развернутое решение 3 задачи.
1.Решите уравнение: log
2. Найдите сумму корней уравнения (или корень, если он единственный) .
(х
2
-х-2)*log
3.Решите уравнение:
Диагностика уровня формирования практических навыков.
Анализ работы сильной группы (решение на доске по 1 уч. От группы)
Самопроверка заданий базового уровня по слайду презентации.
Задание выполняется в тетрадях.
VΙΙ
.Итог урока. Рефлексия
На уроке была активная работа по решению уравнений. Мы повторили базовые знания и
каждый из вас формировал умения применял эти знания на практике. Какой вывод вы можете
сделать каждый из вас?
Группы которые решали задания базового уровня- вы достигли этого уровня?
Или над чем то надо поработать?
Группы – выполняли задания повышенной сложности, какие были у вас затруднения?
Решение логарифмических уравнений требует от вас хороших теоретических знаний, умений
применять их на практике, требует внимания, трудолюбия, сообразительности.
Вопросы учащимся:
Какие методы использовали при решении уравнений?
Какой из методов вам понравился больше всего и почему?
Какой метод был для вас трудным
Какую оценку работы всей группы вы можете дать?
Какую оценку вы можете дать себе?
Заполните свои оценочные листы и сдайте.
Закончить урок хочется таким высказыванием.
“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет”– говорили древние.
И действительно чтобы будущее было у каждого из вас – думайте о нем.
Дом. Задание.
1 Повторить конспект
2.решить уравнения
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
РАБОЧИЙ ЛИСТ
ФИО____________________________________________________________
Индивидуальная работа
Задание №1 Математический диктант «Крестики-нолики»
Да-Х
Нет- 0 «3» 4-6 б
«4» 7- 8 б
«5» 9 б
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Групповая работа
Задание №2
Указать методы решения логарифмических уравнений, заполнить таблицу
1.
2.
3.
4. 4.
5. 2 log
5
2
x + 5 log
5
x + 2 = 0 6. lоg
2
(1 - 3х)=5
7. log
2
(x - 3) = log
2
(4x +9) 8. log
3
x + log
3
(x + 3) = log
3
(x + 24)
По
определению
Потенцирова
ние
Использовани
е свойств
Замена переменного (приведение
к квадратному)
Приложение №2
Оценочный лист ФИО________________________________________________
Виды
выполненных работ
Норма
в баллах
Получено
баллов
1.Математический диктант
«Крестики нолики»
9
2. Проклассифицируйте уравнения и
выделите лишнее уравнение:
2
3.Указать методы решения
логарифмических уравнений,
заполнить таблицу
2
4.Демонстрация решения у доски
2
5.Самостоятельная работа
Б. 3
С. 5
11-15 б. – «3», 16-19 б. – «4», 20-23 б. – «5»
Всего
баллов
Оценка
Приложение №3
Дифференцированная самостоятельная работа (групповая)
Задания базового уровня
3.
Решите уравнение:
2.
6 2. -6 3. 9
Решите уравнение:
1.21 2. 15 3. 6
4.
Решите уравнение:
2.
7 2.-7 3. Корней нет
Задания повышенного уровня сложности.
Представить краткий ответ на 1и 2 задачу и развернутое решение 3 задачи.
1.Решите уравнение:
2. Найдите корней уравнения (или корень, если он единственный) .
(х
2
-х-2)*log
3.Решите уравнение:
Приложение №4
По определению
Потенцирование
Использование
свойств
Замена переменной
(приведение к
log
a
х = b (а > 0, а≠ 1, б>0 )
х = а
b
.
Пример:
lоg
4
(5х+1)=2
5х+1=4
2
5х=16-1
5х=15
Х=3
Ответ:3
Пример
lоg
2
(1 - 3х)=5
1-3х= 2
5
-3х=32 -1
-3х=31
х=-
Проверка:
х=-
;
1 - 3х >0
1-3(-
>0верно
Ответ: х=-
;
log
a
f(х) = log
a
g(х), то
f(х) = g(х),
f(х)>0, g(х)>0 , а > 0, а≠ 1.
Пример:
log
2
(2 +5х) = log
2
(4 +2х)
2+5х=4 +2х
5х-2х=4-2
3х=2
х=2/3
Ответ: х=2/3
log
a
b+log
a
c=log
a
bc
Пример:
log
2
( х +1 ) + log
2
х = 1
log
2
(x+1)x= 1
2= (x+1)x
2=х
2
+х
-х
2
-х+2=0
D=1-4*(-1)*2=1+8=9
Проверка: х=-2 ; х+1>0
неверно
Х=1; х+1>0 верно
Ответ: х=1
log
Пусть log
а
f(x)=t
t
+t+c=0
D=b
t
Пример:
Пусть log
t
a=1; b=1; с=-2
D=b
=1
D>0, 2 корня
t
t
log
log
log
x
= 4
x =
x
=