Напоминание

Формирование речевого дыхания у дошкольников с дизартрией


Автор: Егиян Марина Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 17"
Населённый пункт: Томская область, г. Северск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование речевого дыхания у дошкольников с дизартрией
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17»

МБДОУ «Детский сад № 17»

г. Северск

«РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С

ДИЗАРТРИЕЙ»

Автор работы: учитель –

логопед

I кв. кат.

Егиян Марина Александровна

Северск 2024

Введение

Актуальность обусловлена тем, что речевое дыхание играет большую

роль в устной речи детей.

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения чело-

века. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная си-

стема — это энергетическая база для речевой системы. Источником образова-

ния звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гор-

тань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обес-

печивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания

нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности

речи и интонационной выразительности. Воздушная струя является энергети-

ческой основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздуш-

ной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание ре-

чи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца

фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов

коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

Речевое дыхание называют фундаментом формирование устной речи.

Для того чтобы ребенок хорошо умел владеть голосом, необходимо его

научить правильному дыханию. При правильном дыхании понимается ко-

роткий глубокий вдох и плавный экономный выдох. У детей с дизартрией ча-

сто наблюдаются трудности в овладении правильным речевым дыханием,

поэтому данная проблема является актуальной.

Теоретическую

и

научно-методологическую

базу

представляют

работы ряда ученых:

- учение (Л.И. Белякова, И.И. Ермакова, М.И. Ипполитова, Е.В. Лаврова,

А.И. Максакова, Е.И. Мастюкова, Л.П. Успенская)

о значении речевого

дыхания, его развитии у детей в онтогенезе;

- взгляды (В.Т. Филимонова, Ю.С. Василенко, О.С. Орлова) на структуру

дефекта при дизартрии и особенности речевого дыхания у детей при данной

патологии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ

2

У ДЕТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Содержание параграфа включает анализ работ таких авторов, как Л.И.

Белякова, Л.С. Волкова, М.Е. Хватцев, В.А. Киселева, Е.В. Архипова, А.И.

Максакова.

Речевое дыхание – это основа звучащей речи, источник образования

звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное

устранение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно

соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать

речевую мелодику. Правильное использование дыхания в речи заключается,

во – первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во – вторых,

в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами,

которые являются необходимым компонентом речевого дыхания.

В литературе физиологическое и речевое дыхание разводятся. Так,

физиологическое дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека.

Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично,

глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. У детей

по

мере

физического

развития

постепенно

формируется

наиболее

оптимальный тип дыхания – груднобрюшной. Известно, что наряду с основной

биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и

голосообразовательную функцию.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по

сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет

существенные

отличия,

обусловленные

особыми

требованиями,

предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Источником образования звуков речи является воздушная струя,

выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Речевое дыхание является произвольным в отличие от неречевого, которое

осуществляется автоматически.

Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро,

выдох замедлен. При неречевом дыхании за вздохом сразу следует выдох,

затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный

выдох.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию

3

речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к

реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза

идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов,

лежащих в основе устной речи (Л.С. Волкова, М.Е. Хватцев). То есть уже на

ранней стадии онтогенеза речи идет диффузная отработка координации

фанаторно – дыхательных механизмов, лежащих в основе экспрессивной

речевой функции.

Тип дыхания в первом полугодии жизни преимущественно брюшной

(диафрагмальный).

Грудной (легочный) тип дыхания затруднен, так как верхние ребра,

рукоятка грудины, ключицы и весь плечевой пояс расположены высоко.

Ребра занимают почти горизонтальное положение. Дыхательная мускулатура

грудной клетки слаба, а сокращение диафрагмы и координация фонаторно –

дыхательных механизмов развиты недостаточно. Эти анатомические и

функциональные

особенности

детского

организма

служат

причиной

дыхательной недостаточности.

С момента, когда ребенок все чаще занимает вертикальное положение и

начинает ходить, дыхание становится грудно-брюшным.

По мере взросления ребенка форма грудной клетки и расположение

ребер интенсивно меняется: ребра приобретают дугообразную форму, грудная

клетка становится конусообразной. Это усиливает дыхательные движения и

улучшает легочную вентиляцию. Однако особенности функции легких,

повышенный обмен веществ и высокая потребность в кислороде еще во

многом влияют на характер дыхания, делая его учащенным и недостаточно

глубоким.

Ритм дыхания у детей раннего возраста неустойчив и легко нарушается

под влиянием любых внешних и внутренних факторов. Практически на все

изменения внешней среды (температура, влажность, стрессовые ситуации,

болезни ит.д.) ребенок младшего возраста реагирует отдышкой.

С

возрастом

частота

дыхания

постепенно

снижается.

Если

у

новорожденных от нескольких часов до трех суток жизни частота дыхания в

среднем составляет 56 в минуту, то к году она составляет 36- 35 в минуту, к

двум годам в норме частота дыхания – 31 дыхательный цикл в минуту. К трем

годам – 28 в минуту. К семи годам частота дыхания снижается до 24 в минуту.

4

В

процессе

онтогенеза

большую

роль

в

функциональном

совершенствовании регуляции дыхания играет развитие моторной сферы в

целом. По мере роста ребенка развивается опорно – двигательный аппарат и

двигательные реакции, совершенствуются проприорецептивные механизмы.

Объем дыхания в норме имеет наибольший прирост между 5 – 6 годам жизни.

Самый интенсивный рост и развитие системы дыхания приходится на

период полового созревания.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития к пяти

годам

одновременно

формируется

связная

речь

и

речевое

дыхание.

Исследования Л.И. Беляковой показали, что к третьему году жизни у детей в

процессе

выдоха

наблюдается

произнесение

только

отдельных

одно-

двуслоговых слов. Фразовая речь детей этого возраста характеризуется

неплавностью, затруднением дыхания, как в фразе вдоха, так и выдоха,

дополнительными

вдохами

в

процессе

речевой

реализации.

Это

свидетельствует о незрелости координаторных взаимоотношений между

артикуляцией и дыханием в процессе устной речи, отсутствии речевого

дыхания.

У детей с нормальным развитием в 4-6 летнем возрасте, не имеющих

речевой патологии, речевое дыхание находится в стадии интенсивного

формирования. К 5-6 годам дети произносят на речевом выдохе простые трех-

четырехсложные

фразы,

состоящие

из

знакомых

слов.

Усложнение

содержания высказывания как в симатическом, лексическом, так и в

грамматическом

плане

разрушает

речевой

выдох:

появляются

дополнительные вдохи, задержки дыхания, то есть высказывание прерывается

и, соответственно, не имеет интонационной завершенности. Длительность

фонационного выдоха в этот период составляет в среднем 10-14 секунд. Лишь

к 10 годам происходит окончательное формирование циклов речевого

дыхания, которые начинают соответствовать синтагматическому делению

текстов, становление речевого дыхания завершается.

У большого процента детей речевое дыхание запаздывает в своем

развитии, что связано, как с речевыми расстройствами, так и с другими

неблагоприятными

факторами.

Несформированное

речевое

дыхание

существенно влияет на выразительность речи, и на ее интонационные

качества, что снижает ее коммуникативную функцию.

5

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной

моторики, которые проявляются рядом признаков, один из них - нарушение

речевого дыхания.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ С

ДИЗАРТРИЕЙ

Дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношениями и

просодической

стороны

речи,

которые

обусловлены

наличием

неврологической

микросимптоматики.

В

основе

нарушения

при

этом

расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации

артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, которые выявляются

только

при

углубленном

невралогическом

исследовании.

В

речевой

симптоматики, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического

слуха,

наблюдаются

просодические

нарушения:

речь

монотонна,

маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный

или ускоренный.

Лопатина отмечает, что фонетическая сторона речи представляет

собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и

просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания

(темп,

ритм,

ударение,

интонация)

тесным

образом

взаимодействуют.

Определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к

содержанию. У детей с дизартрией нарушения просодики влияют на

разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

В работах Мастюковой, посвященных изучению

речи детей с

дизартрией, отмечаются нарушения у них темпа речи, а также трудность

использования динамического, ритмического и мелодического ударения. В

исследовании Л.И. Беляковой, И.З. Романчук, посвященном изучению

особенностей интонационной стороны речи учащихся школ для детей с

тяжелыми нарушениями речи, отмечается, что в возрасте 11 – 12 лет у них

выражены стойкие нарушения просодики. Наиболее сложны пробы на

преобразование предложений в вопросительные, на выразительное чтение

предложений

разных

конструкций.

Эти

данные

говорят

о

том,

что

спонтанного улучшения просодики с возрастом не отмечается.

У дошкольников с дизартрией нарушены все стороны просодического

6

оформления речи: голос, ритм, интонация. Это связано с особенностями

дыхания и фонации. Ввиду задержки формирования грудобрюшного типа

дыхания, речевое дыхание, как следствие, развивается патологически. Для

таких детей характерен малый объем вдыхаемого воздуха перед началом

речи, а также укороченный и нерационально используемый фонационный

выдох.

В.А.

Киселева

отмечет,

что

«Дыхательная

недостаточность,

преимущественно, проявляется в неправильном типе дыхания (чаще грудном

и верхнереберном), коротком речевом выдохе - до 5 секунд. Речь носит в той

или иной степени «смазанный» характер. Отмечаются назализованный

оттенок речи, нарушения голоса, модулированное и темповой организации

речи». В процессе речевого высказывания отмечаются задержки дыхания,

дополнительные вдохи, произнесение слов происходит иногда в разные фазы

дыхания, как на вдохе, так и на выдохе. У части детей на фоне грудного

регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч; в

основном отмечается верхнегрудное (верхнеключичное) дыхание; ослаблен

речевой выдох. у некоторых детей речевой выдох укорочен и они говорят на

вдохе.

Причина нарушения голоса при дизартрии кроется в патологии

эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Из-за

перетичности, некоторой ограниченности произвольных движений голосовых

складок мышц диафрагмы возникают нарушения, которые относятся к

эфферентному звену. Афферентная патология проявляется в нарушении

проприоцептовой импульсации от органов голосообразования и дыхания, а

значит

и

в

патологии

кинестетического

анализа,

в

нарушении

проприоцептивной импульсации от органов голосообразования и дыхания.

Во многих исследованиях просодическая сторона речи детей с

дизартрией оценивается как эмоционально невыразительная монотонная.

Внятность речи заметно снижается при увеличении речевой нагрузки. Голос

детей оценивается следующими характеристиками: слабый, немелодичный,

глухой,

хриплый,

монотонный,

сдавленный,

тусклый,

напряженный,

прерывистый, назалирoванный, слабомoдулированный. Эти симптомы могут

быть представлены при дизартрии в разных комбинациях и разной степени

выраженности.

7

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С

ДИЗАРТРИЕЙ

Начинают обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха

и выдоха, определяют характер дыхания ребенка в покое и при речи.

Визуально определяют характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом

или ртом.

Выделяют три типа дыхания:

- поверхностное;

- грудное;

- нижнереберное.

При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается,

а плечи поднимаются. При грудном – расширяется грудь на вдохе. При

межреберном (диафрагмальном) – при вдохе выпячивается живот, а при

выдохе опадает живот. Нижнереберное, диафрагмальное дыхание считается

наиболее физиологичным.

1.определение типа дыхания;

2. исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание;

3.исследование целенаправленности воздушной струи;

4. исследование силы воздушной струи;

5. исследование особенностей фонационного дыхания.

В логопедической работе успешно применяется методика обследования

речевого дыхания Е. Ф. Архиповой с элементами методики А. И. Максакова

для определения типа физиологического дыхания, умения дифференцировать

ротовое и носовое дыхание, целенаправленности и силы воздушной струи,

длительности внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания. Эта

методика с бально – уровневой системой оценок.

Методика коррекционной работы по развитию речевого дыхания у

детей с дизартрией включает пять этапов. Первый этап – подготовка к

развитию грудобрюшного типа дыхания; второй – обучение приемам

дыхательной

гимнастики,

осуществляется

дальнейшее

развитие

грудобрюшного

типа

дыхания,

развитие

подвижности

диафрагмальной

мышцы,

увеличение

объема

вдыхаемого

воздуха;

на

третьем

этапе

осуществляется развитие фонационного (озвученного) выдоха; четвертый

8

этап методики – развитие речевого дыхания, детей обучают в процессе выдоха

произносить последовательно сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из

2-х, а далее из 3–4-х слов, а также рифмованные строки, т. е. по мере

усвоения упражнений речевые задачи усложняются; пятый этап – развитие

речевого дыхания осуществляется при реализации усложненных речевых

задач. Дети обучаются произнесению прозаических текстов, состоящих из 3–

4-х коротких фраз, правильно используя речевое дыхание. Все дыхательные

движения в данной методике реализуются одновременно с выполнением

двигательных упражнений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и

интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при ди-

зартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсор-

ных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как

целостной психической деятельности.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплекс-

ный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием

звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны ре-

чи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с диф-

ференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедиче-

ской ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физио-

терапией и медикаментозным лечением.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего нача-

ла и систематичности проведения.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражне-

ний, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Ре-

бенка учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то дру-

гую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед ноздрями ребенка создается

«веер воздуха».

9

Проводятся упражнения по тренировке носового выдоха ребенку дает-

ся инструкция не открывать рот: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно че-

рез нос». Следующее упражнение направлено на развитие преимущественно-

ротового вдоха. Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать че-

рез рот до того момента, когда он его попросит произнести отдельные глас-

ные звуки или слоги. Используются упражнения с сопротивлением. Ребенок

вдыхает через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы

препятствуя вдоху в течение 1—2 секунд. Это способствует более глубокому

и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху. Ребенка просят задерживать

вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного

выдоха.

Упражнения проводят ежедневно по 5—10 минут. Во время этих

упражнений в момент выдоха логопед произносит различные цепочки глас-

ных звуков, стимулируя ребенка к подражанию, варьируя при этом гром-

кость и тональность голоса. Затем ребенка стимулируют к произнесению ще-

левых согласных изолированно и в сочетании с гласными и других звуков

различают динамическую и статическую дыхательную гимнастику.

При дыхательной гимнастике стараются не переутомлять ребенка,

следят, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз, все

дыхательные движения должны проводиться плавно, под счет или под музы-

ку.

Дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо проветренном

помещении.

При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая лого-

педическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи

в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога, логопеда и ро-

дителей, а при явных двигательных нарушениях — логопеда и массажиста,

специалиста по лечебной физкультуре.

Важное значение имеет ранняя диагностика патологии и логопедиче-

ская работа с этими детьми в первые годы жизни.

10

ВЫВОД

Речевое дыхание – это основа звучащей речи, источник образования

звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное

устранение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно

соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать

речевую мелодику.

В литературе физиологическое и речевое дыхание разво-

дятся. Так, физиологическое дыхание – одна из функций жизнеобеспечения

человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется рит-

мично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.

У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оп-

тимальный тип дыхания – груднобрюшной. Развитие речевого дыхания у ре-

бенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев

идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В

возрасте от трех до шести месяцев дыхательная система проходит подготов-

ку к реализации голосовых реакций. По мере овладения фонетической систе-

мой и лексико-грамматическим строем родного языка, в дошкольном воз-

расте происходит постепенной развитие механизмов координации между фо-

нацией, дыханием и артикуляцией, что является основой для формирования

речевого дыхания.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что у детей с дизартрией

дыхательная функция находится на низком уровне развития, а речевое

дыхание

развивается

патологически.

Детям

с

дизартрией

необходимо

развивать груднобрюшной тип дыхания путем обучения и активизации мышц

диафрагмы с помощью специальной системы упражнений. На основе

оптимального груднобрюшного типа дыхания возможно нормальное развитие

речевого дыхания и всех компонентов в целом. Уровень развития моторных

функций организма у детей с дизартрией снижен по сравнению с нормой и

имеет нарушения ритма, что существенно сказывается на характере речевых

движений дыхания и просодике.

Одним из наиболее эффективных методов коррекционной работы по

развитию речевого дыхания у детей в логопедической работе применяется

11

методика обследования речевого дыхания Е. Ф. Архиповой с элементами

методики А. И. Максакова для определения типа физиологического дыхания,

умения дифференцировать ротовое и носовое дыхание, целенаправленности и

силы воздушной струи, длительности внеречевого выдоха, особенностей

фонационного дыхания.

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интел-

лекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у

детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и пси-

хических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целост-

ной психической деятельности. Система логопедического воздействия при

дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения со-

четается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-

грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы

является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и

гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной

физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Положитель-

ную динамику на формирование речевого дыхания у детей с дизартрией ока-

зывает тесная взаимосвязь в работе логопеда со специалистами, логопеда и

родителей.

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Для того чтобы улучшить состояние просодической стороны речи

(речевого дыхания) у детей необходимо целенаправленное и систематическое

проведение коррекционной работы. Ее эффективность зависит от точного

определения

вида

дизартрии

и

соответственно

от

использования

дифференцированных методов коррекции.

Работу необходимо проводить в индивидуальные часы работы воспитателя и

ребенка. Логопедическое обследование необходимо проводить индивидуально

с каждым ребенком. В процессе обследования устанавливать индивидуальный

контакт.

Таким

образом,

необходимо

определить

у

детей

важные

12

характеристики речевого дыхания: силу внеречевого выдоха, тип дыхания,

ритмичность вдоха и выдоха, объем речевого дыхания.

Правильность речевого дыхания определяет нормальность звукооб-

разования, определяет условия для поддержания громкости речи, четкого и

правильного соблюдения пауз, сохранения интонационной выразительности

и плавности речи.

Дыхательные упражнения необходимо проводить в разные режимные

моменты - во время утренней гимнастики, на логопедических занятиях (груп-

повых и индивидуальных), на физкультминутке, на музыкальных занятиях,

вне занятий (игры и тренировочные упражнения).

Основным методом в логопедической работе по развитию речевого

дыхания с детьми дошкольного возраста должен быть игровой метод. В

данном методе использовать различные игры, упражнения игрового характера

вместе с пояснением, показом, вопросами и указаниями.

Результаты логопедической работы необходимо отмечать в речевой

карте ребёнка. Формирование правильного физиологического и речевого

дыхания у детей с дизартрией осуществлять в ходе логопедической работы, с

включением задач:

1. Улучшение функции физиологического дыхания.

2. Выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха.

3. Развитие фонационного (озвученного) выдоха.

4. Развитие речевого дыхания.

5.Тренировка

речевого

дыхания

в

ходе

произнесения

слогов,

слов,

словосочетаний, текста.

Направление логопедической работы должно быть видоизменяемо,

периодична. Это связанно с тем, что формирование речевого дыхания у детей

с

дизартрией

направленно

не

только

на

становление

необходимых

дыхательных умений, но и на автоматизацию дыхательных навыков. У детей с

дизартрией в целом отмечается замедленный темп автоматизации речевых

навыков. Это связанно со слабостью нервной системы в результате ее

органического поражения. Для наибольшей эффективности занятий с

родителями детей необходимо проводить консультации, давать специальные

памятки и рекомендации с упражнениями и играми для развития речевого

дыхания.

13

КОМПЛЕКС ИГР - УПРАЖНЕНИЙ

СТАРШАЯ ГРУППА

Упражнение № 1. «Дышим по-разному»

Исходное положение – сидя на стуле прямо или стоя:

1. Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продол-

жительный).

2. Вдох через нос, выдох через рот.

3. Вдох через рот, выдох через нос.

4. Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (поперемен-

но).

5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

6. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.

7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

8. Вдох через нос, выдох через нос толчками.

Упражнение № 2. «Свеча»

Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное

пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоня-

ется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положе-

нии.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см.

Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возь-

мите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно,

медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она бу-

дет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внима-

ние на движение диафрагмы – левая ладонь во время выдоха как бы “медлен-

но погружается”. Повторите 2-3 раза.

Упражнение № 3. «Упрямая свеча»

Тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большо-

го размера, вы понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это

14

обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на

свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее.

Еще!

Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ

живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения

диафрагмы и мышц живота. Повторите 2-3 раза.

Упражнение № 4. «Погасит 3,4,5,6,…10 свечей»

На одном выдохе “погасите” 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Те-

перь представьте, что у вас 5 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно

больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция возду-

ха на выдохе станет меньше. С помощью статических и динамических дыха-

тельных упражнений тренируются брюшные мышцы и мышцы диафрагмы.

Эти упражнения можно использовать в комплексе утренней зарядки.

Упражнение № 5. «Танец живота»

Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки

положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой,

спина прямая, плечи развернуты. Исполнение – одновременно с выдохом на

п-ффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот вы-

двигается вперед. Повторите 3-5 раз.

Тренировочные упражнения для развития межреберных дыхательных мышц.

Напомним, что от того, как развиты межреберные дыхательные мышцы, за-

висит наполнение воздухом средней части легких.

КОМПЛЕКС ИГР - УПРАЖНЕНИЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

Упражнение № 1. «Душистая роза»

Исходное положение – стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите

ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Исполнение – представьте,

что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос – заметим, как

ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а те-

15

перь выдохните ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом

остаются неподвижными. Помните, что все внимание – только на ребрах, так

как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть не-

глубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.

Упражнение № 2. «Выдох – вдох»

Исходное положение – стоя или сидя на стуле. Исполнение – после энергич-

ного выдоха на п-ффф… поднять руки, завести их за голову и отклониться

назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно счи-

тать до 15 – это вдох.

Упражнение № 3. «Поющие звуки»

Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю. Произнесите эту таблицу несколько раз,

каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом ше-

потом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

Упражнение № 4. «Птица»

Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз

поднять руки через стороны вверх – вдох, задержать дыхание на один счет,

после этого медленно опустить руки через стороны – выдох на протяжном

звуке п-ф-ф-ф,- сссс. Повторение 2 раза.

Упражнение № 5. «Весёлые шаги»

Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задерж-

ка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте про-

должительность выдоха на 1 счет. Чтобы через 1 месяц научиться делать вы-

дох на 10-15 шагов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

дыхательные

упражнения

необходимо

проводить

в

хорошо

проветренном помещении или при открытой форточке;

проводить

коррекционно-развивающую деятельность до принятия

пищи;

осуществлять занятия

в свободной одежде, которая не стесняет

16

движения;

набор воздуха необходимо осуществлять через нос, не поднимая при

этом плечи;

выдоху следует быть плавным и длительным;

щеки не должны надуваться;

не нужно напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота в ходе

речевого дыхания;

выполнение

дыхательных

упражнений

можно

осуществлять

в

положении сидя или стоя;

трех – пяти повторений вполне достаточно, так как многократные

повторения

дыхательных

упражнений

могут

привести

к

гипервентиляции;

необходимо дозировать количество упражнений и их темп.

Логопедическая работа по формированию правильного физиологического

речевого дыхания у обследуемых детей осуществлялась по пяти направле-

ниям.

I направление

Целью первого направления являлось улучшение функции физиологического

дыхания ребенка. В ходе занятий, дети узнавали о том, что дышать нужно но-

сом, что при вдохе поднимать плечи не нужно и что в дыхании активное уча-

стие принимает живот. Целесообразно использовали на данном этапе следу-

ющие дыхательные упражнения:

1. Ребенок принимает положение лежа на спине. Легкими поглаживаниями

тела и, прежде всего, верхнего плечевого пояса, а также потряхивания конеч-

ностей ребенка достигают расслабления скелетной мускулатуры. Захватив

кисти рук ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в сторо-

ны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к ту-

ловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох).

2. В положении лежа на спине в ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги

ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох), а сгибание

их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для акти-

17

визации работы диафрагмы это упражнение можно проводить при заведении

рук ребенка под голову.

3. Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в

соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, воз-

вращает руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение

способствует выработке ритмичности движения и дыхания. Приобретенными

навыками у детей на данном этапе являются: носовое дыхание, первичные

приемы дыхательной гимнастики. Дети, таким образом, подготовились к раз-

витию грудобрюшного типа дыхания.

Количество упражнений для выполнения определяется сформированностью

грудобрюшного типа дыхания, которую можно определить визуально и

тактильно (при помощи ладони, которая положена на область диафрагмы ре-

бенка). Нужно контролировать, чтобы вдох ребенка не был форсированным и

чтобы плечи его не поднимались. Также ребенок может сам зрительно сле-

дить за правильностью дыхания, упражняясь перед зеркалом. На данном эта-

пе можно проводить такие игры и упражнения: «Бегемотик», «Покачай иг-

рушку», «Ныряльщики за жемчугом», «Качели» и

др.

II направление

Цель второго направления: выработка у детей более глубокого вдоха и более

длительного выдоха. В ходе занятий дети получили знания об основных ды-

хательных процессах (вдох и выдох), а также о том, что можно тренировать

силу выдоха. Дети учились плавному и длительному выдоху через рот, они

тренировали силу выдоха.

Использовали следующие дыхательные упражнения:

1. Ребенок лежит на животе, руки под грудью опираются на твердую поверх-

ность, голова опущена. Логопед поднимает голову и плечи при опоре на руки

(вдох), затем опускает (выдох). Необходимо стремится к активному включе-

нию ребенка в упражнение с помощью игры («Вот наш малыш! Ку-ку, наш

малыш спрятался»).

18

2. В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки нагрудные

мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажи-

мает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких се-

кунд). Это упражнение способствует более глубокому и быстрому вдоху и

удлиненному выдоху.

3. Ребенок лежит или сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха»,

что усиливает глубину вдоха.

4. Ребенка просят как можно дольше задержать вдох, добиваясь, таким об-

разом, более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха. Формирова-

нию длительной и плавной воздушной струи на выдохе осуществляет по-

мощь тактильный контроль:

поднесение тыльной стороны ладони ко рту;

наматывание нитки на клубок;

движение руками по графическим схемам: дорожки, горки, спирали.

Рекомендуется проводить следующие игры и упражнения: игра на детских

духовых инструментах (свистулька, дудочка, губная гармошка),надувание

воздушного шарика, «Листопад», «Футбол», «Снегопад»,«Кораблик» и др.

III направление

Цель третьего направления: развитие фонационного (озвученного)выдоха.

Внимание детей фиксировалось на звучании голоса в ходе выдоха. На дан-

ном этапе детей ознакомились со звуковыми дыхательными играми. Ребенок

тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, как можно дольше. Первым

делом тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонаци-

ей. Затем тянутся согласные звуки. Сначала выдох совершается на глухих

проторных согласных: "Ш", "Ф", "С", "Х". Для упражнений берут только те

звуки, которые ребенок умеет правильно произносить. Длительность выдоха

контролировалась самим ребенком. Звуковые дыхательные игры детям мож-

но выполнять каждый день, в качестве элемента зарядки. Также эти игры

можно включить в занятия по формированию правильного звукопроизноше-

ния.

19

Рекомендуемые игры и упражнения для данного этапа следующие: «Комар»,

«Лесная азбука», «Жуки», «Мычалка», «Рычалка» и др.

IV направление

Цель четвертого направления: развитие речевого дыхания. Данный этап счи-

тается базовым в логопедической работе по планированию и формированию

речевого высказывания. Сначала детей обучали в ходе выдоха произносить

слоги и отдельные слова, а затем фразы из двух, далее из трех, четырех слов,

скороговорки и поговорки. На первых занятиях применялась невербальная

инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, которое

означает начало быстрого вдоха через рот. По мере того, как дети начинали

самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций

уменьшается. Для упражнений берутся только слоги со звуками, хорошо

произносимыми детьми (на-но-ну-ны-нэ; ма-мо-му-мы-мэ). Затем дети"по-

ют" двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др.), трехсложные слова(ма-ли-

на; ку-би-ки), двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла

Милу).

Рекомендуемые звуковые речевые игры четвертого этапа: «Изобрази живот-

ное» - сочетание речи с движением, «Эхо» и др.

V направление

Цель пятого направления: тренировка речевого дыхания в ходе произнесения

предложений и текста. Логопед проговаривает фразу, например: "Это яблоко

большое и красное", поднимает руку вверх (вдох), опускает вниз (выдох).

При акценте на одном из слов - рука движется в горизонтальной плоскости.

Применяются схемы предложений, где слово - "вагончик", на котором сделан

акцент, закрывается фишкой. Успех ребенка на каждом этапе закреплялся не-

прерывным надзором задыханием, разъяснением и соответствующим внуше-

нием.

20

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР И

УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫ-

ХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Успехов можно добиться, регулярно играя, при этом помня важные

правила:

1. Щёки не надувать.

2. Плечи не поднимать.

3. Глубокий шумный, короткий вдох носом, пауза и плавный экономный

длинный выдох через рот (бесшумный).

4. Губы вытягивать вперёд трубочкой.

5. Существует другой вариант – широкий язык держать губами, дуть через

щель, посередине языка.

6. Дуть пока не закончится весь воздух. Не допускать коротких доборов воз-

духа.

7. Выдох в восемь, в десять раз длиннее, чем вдох.

8. Самое главное следить за длительностью игр, чтобы не появилось голово-

кружение. Такие игры необходимо ограничивать во времени.

9. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. Не зани-

маться после еды (только через 1,5 – 2 часа). Занятия проводить в свободной

одежде, не стесняющей движений.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются

следующие ошибки:

Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;

Слишком большой вдох;

Учащённость дыхания;

Укороченность выдоха;

Неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;

Неправильная осанка.

21

Так как у дошкольников основной вид деятельности игра, рекомендую ис-

пользовать в работе с детьми игры и упражнения на развитие плавного длин-

ного речевого выдоха без участия речи. Использовать эти игры с детьми в

коррекционном процессе, а также в свободной деятельности.

«Задуй свечу»;

«Чей пароход дольше гудит»;

« Погрей руки»;

«Прокати карандаш»;

«Трубочка»;

«Бурлящая вода»;

« Мыльные пузыри»;

«Загони мяч в ворота»;

«Кто дальше загонит мяч?»;

«Сдуй снежинку»;

«Надуй игрушку»;

«Надуй шарик»;

«Мельница»;

«Лодочная регата».

Различные игрушки на поддувание со сменой сезонности.

Как только появляется у ребёнка плавная воздушная струя можно выполнять

упражнения с участием голоса. Эти упражнения помогут удлинить выдох че-

рез рот с одновременным произношением гласных звуков, а затем согласных.

Такие как:

«Как воет голодный волк?» У-у-у-у-у-у-у-у

«Как гудит ветер» У-у-у-у-у-у-у-у-у

«Как плачет малыш» УА-УА-УА

«Эхо» АУ – АУ – АУ

«Вьюга» В-в-в-в-в-в-в-в-в-в-в

«Спустилось колесо» С-с-с-с-с-с-с-с-с-с и.т.д.

22

Рекомендованные игры и упражнения, помогут вам, в работе с детьми, раз-

вить речевое дыхание. Тем самым создать условия для успешного овладения

правильной хорошо звучащей речью. Поддержать и сохранить здоровье

ребёнка дошкольника.

Рекомендуемый комплекс упражнений:

1. « Ладошки»

И.п.: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Де-

лать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать ку-

лаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти

рук расслабить.

2. « Поясок»

И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого

шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что – то

сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На

выдохе вернуться в исходное положение.

3. « Поклон»

И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить

спин, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной

точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться

в исходное положение.

4. «Кошка»

И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать лег-

кие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево.

При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками

сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положе-

ние.

5. «Обними плечи»

И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к

другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи

23

(руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное по-

ложение.

6. «Большой маятник»

И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить

к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прог-

нувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, - еще один вдох. Выдох пассив-

ный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

7. «Повороты головы»

И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать ко-

роткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать

короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.

8. «Ушки»

И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к право-

му плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево –

тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без

перерыва.

9. «Малый маятник»

И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол

– вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох

пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не

напрягать.

10. «Перекаты»

И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть

тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую

ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела

на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдоха-

ми пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поме-

нять ноги.

11. «Танцевальные шаги»

И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колени

24

правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, - вдох. Вер-

нуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть

на правой ноге, поднимая левую ногу, - вдох. Выдох свободный после каждо-

го вдоха.

25



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники