Автор: Горбунова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 168
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация спортивного уголка в младшей группе ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
№ 168 «Детский сад комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«Расти здоровым, малыш!»
Авторы проекта:
воспитатель 1 младшей группы
Горбунова Е.В.,
Кемерово 2023
Пояснительная записка
Актуальность: На сегодняшний день наиболее актуальным в деятельности
любого ДОУ являются вопросы физкультурно-оздоровительной работы,
основная
задача
которой
–
способствовать
укреплению
здоровья,
совершенствованию физического развития ребенка, развитию двигательной
активности. Начинать эту работу следует с детьми раннего возраста, т.к.
фундамент здоровья человека закладывается уже в раннем детстве.
Цель проекта: Начальное формирование основ здорового образа жизни у
детей
раннего
возраста.
Пополнение
атрибутов
физкультурно-
оздоровительного уголка.
Задачи проекта:
1.Формировать
представления
детей
о
здоровье,
особенностях
его
сохранения и укрепления.
2.Развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
познавательный интерес; творческие способности.
3.Обогащать двигательный опыт детей; вызвать желание заботиться о своем
здоровье.
4.Создание картотеки подвижных игр по видам основных движений для
детей раннего возраста;
5.Организация
предметно-развивающей
среды
в
соответствии
с
требованиями ФОП ДО;
6.Изготовление пособий и атрибутов для подвижных игр, приобретение
спортивного инвентаря;
Участники
проекта:
дети,
воспитатели,
родители,
которые
непосредственным образом смогут проявить свои знания, опыт, творчество
по проблеме здоровья детей.
Проблема, на решение которой направлен проект: Жизненный опыт
детей 2-3 лет еще достаточно невелик, поэтому сформировать у них
элементарные представления о том, что нужно делать, чтобы всегда быть
здоровым - это и есть основное направление данного проекта.
Продолжительность проекта: октябрь – ноябрь 2023 года.
Ожидаемые результаты:
-Дети получат первоначальные знания о здоровье человека, особенностях его
сохранения и укрепления;
-Познакомятся с играми, произведениями художественной литературы по
теме;
-Примут
участие
в
различных
видах
деятельности
физической
и
художественно-эстетической направленности.
-Появятся практические навыки детей в общении со сверстниками и
взрослыми.
Взаимодействие с родителями:
- Создание выставки спортивного оборудования (совместное творчество).
-Заучивание с детьми потешек по теме проекта.
- Оформление папки – передвижки для родителей «Пусть растет малыш
здоровым!»
- Познакомить с основными направлениями работы по сохранению и
укреплению здоровья малышей;
Продукт проекта: Выставка спортивного оборудования, сделанного руками
родителей. Картотеки подвижных, хороводных игр.
Введение
«Забота
о
здоровье
–
это
важнейший
труд
воспитателя.
От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.
А. Сухомлинский
Всем давно известно, что движение это: врождённая, жизненно
необходимая
потребность
человека,
эффективное
лечебное
средство,
познание окружающего мира, важное средство воспитания и общения.
Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у ребёнка основ
двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию,
соблюдению
культурно-гигиенических
норм,
потребности
получения
положительных эмоций, т. е. основ здорового образа жизни.
С целью сохранения и укрепления здоровья малышей, привлечения их
внимания к игровым ситуациям, связанным со здоровьем, развития
культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, в группе
возникла идея создания данного проекта.
Реализация
проекта
осуществляется
через
образовательную
деятельность,
организацию
игровых
и
проблемных
ситуаций,
через
различные виды практических упражнений и продуктивной деятельности.
Довольно часто приходится слышать выражение «Движение – это жизнь».
Что же это – движение – для маленького ребенка?
Физиологи
считают движение врожденной, жизненно необходимой
потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем
и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и
функции организма.
Гигиенисты и врачи
утверждают: без движений ребенок не может
вырасти здоровым. Движение – это предупреждение болезней, особенно тех,
которые связаны с сердечно- сосудистой, дыхательной, нервной системами.
Движение – это эффективное лечебное средство.
По мнению психологов: маленький ребенок – деятель! И деятельность
его выражается, прежде всего, в движениях. Ребенок рождается совершенно
беспомощным.
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных
инновационных
технологий,
которые
направлены
на
сохранение
и
улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е.
научить их самостоятельно заботиться о своём здоровье;
- организация образовательного процесса в ДОУ без негативного влияния на
здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС на основе ФОП
сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя
их различными способами осуществления оздоровительной работы.
Существует
много
эффективных
разновидностей
современных
здоровьесберегающих технологий:
Одним
из
наиболее
простых
и
распространённых
видов
здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются
физкультурные
минутки.
Это
кратковременные
перерывы
в
интеллектуальной
или
практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные
физические упражнения.
Дыхательная гимнастика
представляет собой систему дыхательных
упражнений, которые входят в комплекс работы по укреплению общего
здоровья детей.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- улучшить работу внутренних органов;
- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма
кислородом;
- тренировать дыхательный аппарат;
-осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
- повысить защитные механизмы организма;
- развивать речевое дыхание
Пальчиковая гимнастика – это вид здоровьесберегающих технологий,
который применяется не только для развития мелкой моторики рук, но и для
решения проблем с речевым развитием у детей.
Психогимнастика
относится к инновационным здоровьесберегающим
технологиям, которые используются в ДОУ для развития эмоциональной
сферы ребёнка, укрепление его психического здоровья.
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который
основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений,
имеющих оздоровительный характер.
К здоровьесберегающим технологиям относится гимнастика для глаз.
Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на
коррекцию и профилактику нарушений зрения.
Игротерапия – эта технология подразумевает привлечение детей к
участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
- проявить эмоции, переживания, фантазию;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- избавиться от страхов;
- стать увереннее в себе. Это отличное средство для борьбы с детскими
неврозами.
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся
дети специальных предметов с эфирными маслами. Её можно назвать
пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку
сами дети никаких действий не выполняют. Они могут заниматься любым
видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары.
Существует ещё ряд технологий, которые можно использовать в ДОУ для
укрепления здоровья детей:
- фитотерапия, цветотерапия
- музыкотерапия, витаминотерапия
- гелиотерапия, песочная терапия
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ –
сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием
повышения результативности учебно-воспитательного процесса.
Одной из важнейших задач физического воспитания детей является
развитие основных движений.
Основные движения – это жизненно важные движения, без которых
нельзя обойтись ни в одном виде деятельности. К ним относятся ходьба, бег,
прыжки, метание, лазанье.
Особенности
костно-мышечного
аппарата,
нервной
системы
и
психических процессов у детей раннего возраста таковы, что движения их
недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие, они не
могут овладеть в полной мере техникой основных движений. Учитывая эти
особенности, взрослым необходимо обогащать двигательный опыт детей,
способствовать развитию их движений.
В
решении
этой
задачи
эффективным
средством
может
стать
подвижная игра.
Подвижная игра, как и игры вообще, являются необходимой
жизненной
потребностью
маленьких
детей.
В
них
удовлетворяется
стремление детского организма к движению, решаются самые разнообразные
задачи. Играя, дети оживленно и радостно упражняются в тех или иных
движениях.
Подвижные игры способствуют не только развитию движений, но и
уточнению у детей представлений об окружающей жизни, свойствах
предметов. Многие игры содержат тексты, что способствует активизации
речевого общения детей.
В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. В них
дети приобретают опыт общения со взрослыми и друг с другом.
Подвижные игры являются также средством развития личностных качеств:
самостоятельности, активности, инициативности.
Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью
которого дети готовятся к жизни.
Физкультурно-оздоровительный
уголок -
это
еще
один
способ
развитие ребенка. Поэтому оснащение уголка должно быть разнообразным.
В оформлении уголка были выдвинуты несколько требований:
1.
Все материалы соответствуют возрасту.
2.
Физкультурно-оздоровительный уголок - часть игровой зоны.
3.
Уголок должен быть безопасным для детей.
4.
Все оборудование доступно для детей
Цель: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в
режиме дня.
Задачи:
- приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации,
гибкости, силы;
- предупреждение нарушений
и
правильное
формирование
опорно-
двигательной системы организма;
-воспитание
положительных
нравственно-волевых
черт
личности,
активности, самостоятельности;
- развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики
обеих рук;
- закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
-
становление
ценностей
здорового
образа
жизни,
овладение
его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В него входят:
- Папка здоровья
- Папка ЗОЖ (картотека утренней гимнастики, физкультурные минутки,
стихи о ЗОЖ, картотека подвижных игр, картотека пальчиковой гимнастики)
- Кольцеброс
- Мячи
- Маленькие пластмассовые кубики
- Флажки, платочки, кольца с лентами для ОРУ
- Массажные коврики
- Нестандартное оборудование
-Воротца для подлезания
- Приспособления для метания
- Маски для подвижных игр
- Кольцо для бросания мяча
Этапы проекта
1 этап – подготовительный:
Составление
плана
реализации
проекта
с
учётом
интеграции
образовательных областей.
Составление конспектов образовательной деятельности.
Подбор стихов, песен, малых форм русского фольклора.
Подбор книг, иллюстративного материала и репродукций картин.
Подбор дидактических, подвижных, хороводных игр.
Подбор музыкального репертуара.
Привлечение родителей к текущему проекту.
2 этап – основной: Реализация проекта
Нед
ели
Образовательн
ые области
Совместная деятельность
педагога с детьми
Взаимодействие с
родителями
1
неделя
Физическое
развитие
Познавательное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
- Утренняя гимнастика с
погремушками
- Гимнастика после сна
«Мы хотим быть здоровыми»
- Пальчиковая гимнастика
«У меня есть голова»,
«Вкусные овощи», «Шарик»
- Развлечение: физкультурный
досуг «Мячик круглый есть у
нас!»»
Беседа «Чтоб здоровым быть-
на зарядку становись»-
рассказать о пользе утренней
зарядки
Раскрашиваем картинку: «Мой
весёлый мячик»
Лепка округлых форм «Мячик
для слонёнка».
Анкетирование
родителей по теме: «Условия
здорового образа жизни в
семье»
Выставка «Дорожки
здоровья для наших
малышей»
Речевое
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Музыкальная сказка
«Мойдодыр» (отрывок)
«Заучивание русской
народной потешки «Водичка,
водичка»
Экскурсия:
«Медицинский
кабинет».
2
неделя
Физическое
развитие
Пальчиковая гимнастика: «Мы
капусту рубим, рубим», «Мы
сегодня рисовали…», «Я пеку,
пеку, пеку…», «Мы делили
апельсин…»
Хороводные игры, игры с
лентами.
Папка- передвижка«
Профилактика ОРЗ»-
информировать родителей о
наиболее частых болезнях
детей этого возраста –
простудных заболеваниях и
приёмах лечения.
Консультация для родителей
«Подвижные игры для
малышей».
Познавательное
развитие
«Секреты здоровья»-
формировать знания о ЗОЖ,
что важно для здоровья.
Дидактические
игры: «Разрезные картинки»
(виды спорта)
Физическое
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Речевое
развитие
Подвижные игры: «По
ровненькой дорожке»,
«Попади в цель», «Воробышки
и автомобиль»
Сюжетно- ролевая
игра «Больница»
Рисование «Лучики для
солнышка»
Лепка «Ягодки для птиц»
Рассматривание
иллюстраций с профессией
врача.
В. Берестов «Больная кукла»
3
неделя
Физическое
развитие
Подвижные игры
«Паровоз», «Догони меня»,
Беседы с родителями
«Береги здоровье смолоду»-
«Карусель»
разъяснять родителям
необходимость создания в
семье предпосылок для
полноценного физического
развития ребёнка.
Художественно-
эстетическое
развитие
Рисование «Яблоко для
Зайчонка»
Лепка «Миска для Жучки»
Музыка из мультфильмов.
Познавательное
развитие
Дидактические игры « Что
нужно врачу?», «Полезно-
вредно»
Конструирование:
«Кроватка для куклы Кати»
Развитие речи
Социально-
коммуникативное
развитие
Шульжик «Зеркало любит
чистые лица», Е. Чарушин
«Мишка»
«Не бери в рот грязные
предметы ( книга «Правила
поведения для воспитанных
детей»)
4
неделя
Познавательное
развитие
Овощи и фрукты-
полезные для здоровья
продукты
Рассматривание
иллюстраций
Дидактическая игра «
Найди и назови полезные
продукты»
Памятка для родителей
«Будь здоров, малыш»
Художественно-
эстетическое
развитие
Рисование «Рябина»
Лепка: «Вишенка-
полезная ягодка»
Музыка, танцевальные
движения.
Физическое
развитие
Подвижные игры:
«Каждому по фрукту»,
«Разложи фрукты и овощи по
корзинам» ,«Солнышко и
дождик»,
Хороводная игра «Танец с
погремушками»
Социально-
коммуникативное
развитие
Сюжетно- ролевая игра
«Магазин овощей и фруктов»
Речевое
развитие
Стихи и загадки про овощи
и фрукты, рассматривание
иллюстраций
5
неделя
Познавательное
развитие
Беседа «Мы с водою и
мылом дружим»
Рассматривание картинок
«Девочка чумазая», «Девочка
аккуратная»
Дидактические игры и
игровые упражнения: «Найди
предмет для умывания»,
«Покажем Буратино, как надо
умываться и вытираться
полотенцем», «Чудесный
мешочек» ( предметы личной
гигиены)
Информационный стенд:
«Подвижные игр для детей
раннего возраста».
Речевое
развитие
А.Барто «Девочка
чумазая», К. Чуковский
«Мойдодыр», «Купанье» З.
Александрова, Л. Корчагина
«Умылся»
Социально-
коммуникативное
развитие
Сюжетно- ролевая игра
«Купанье куклы Кати»
Дидактические игры: «Что на
дереве
растет?»
«Что
изменилось?»
«Забавные
шнурочки» «Сложи картинку»
Физическое
развитие
Подвижные игры: «Мы
веселые ребята», «Птички в
гнездышках», «Солнышко и
дождик»
Игровая ситуация
«Поможем Мишутке сбить
кеглю»
Художественно-
эстетическое
Рисование «Следы на
снегу»
развитие
Лепка «Снеговик»
Танец «Топ- топ каблучок»
содействовать физическому
развитию детей раннего
возраста через танцевально-
игровую деятельность
6
неделя
Познавательное
развитие
Беседа «Моё тело»
Дидактические игры и
игровые упражнения:
«Покажи части тела», «Собери
куклу» (разрезные картинки)
Физическое
развитие
Подвижные игры:
«Большие ноги», «« У медведя
во бору», « Где же наши руки»
Игра-забава
с
мыльными
пузырями
Игра-эстафета:
«Кто
быстрее?»
Консультация «
Формирование привычки к
ЗОЖ у малышей»
Фотовыставка «Мы играем»
Презентация «Спортивный
уголок нашей группы».
Художественно-
эстетическое
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Музыкальная игра
«Здравствуйте ручки»
Пляска «Пальчики- ручки»
Рисование «Разноцветные
колечки»
Лепка «Обручи для кукол»
Игровые
ситуации
«Банный
день у куклы Кати» «Оденем
куклу
Катю
на
прогулку»
«Приготовим обед для кукол»
Развитие речи Е. Благинина «Маша-
растеряша»,
С.Я. Маршак «Усатый -
полосатый» (аудиосказка)
3 этап – заключительный:
Одним
из
факторов,
формирующих
здоровье
ребёнка,
является
двигательная активность. Она определяется как количество движений,
которое малыш производит в течение всего бодрствования. Содержанием
двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег,
прыжки, лазанье, метание.
Движения
являются
биологической
потребностью
растущего
организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно
развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем
организма и особенно сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной,
нервной. Под влиянием движений улучшается обмен веществ. Исследования
убедительно доказали зависимость здоровья от двигательной активности.
Результаты проекта: Дети получили первоначальные знания о здоровье
человека, особенностях его сохранения и укрепления; познакомились с
играми, произведениями художественной литературы по теме «Расти
здоровым, малыш!» Родители активно участвовали в проекте: «Выставка
спортивного оборудования», сделанного руками родителей. Работа по
оснащению физкультурно-оздоровительного уголка будет продолжена.
Список литературы
1.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе
детского сада. - Воронеж, 2009
2.
Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 2-3лет.
3.
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. М.: Владос,
2004.
4.
Глушкова Г. Здоровье и физическая культура // - Ребенок в детском
саду. - №2. – 2003.
5.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в
первой
младшей
группе
детского
сада.
Москва,
Издательство
«Мозаика-синтез», 2012г.
6.
Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с
родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных
учреждений/ - М., 2002.
7.
Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный
метод
в
деятельности
дошкольного
учреждения:
Пособие
для
руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;
8.
Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего
возраста: метод. пособие для воспитателей и родителей. - М.:
Просвещение, 2005.
9.
Кузнецова А. Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет.
10.Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного
образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия /
сост.: Учитель, 2009.
11.Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. =М: «Просвещение»,
1978.
12.Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть. М.: ТЦ
«Сфера», 2009.
13.Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для
детей 2-3лет. Москва, Издательство «Мозаика-синтез», 2009г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Значение подвижных игр в жизни детей 2-3 лет
(консультация для родителей)
Для
дошкольников
подвижные
игры
являются
жизненной
потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи:
обучающие, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются
благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей,
формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в
коллективе.
Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет
большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях.
С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В раннем возрасте еще не выдвигается требование обязательного
целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако
меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького
ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее
спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть
пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия
(подлезть под
веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни
одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания,
волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, уже в раннем возрасте подвижные игры являются
средством не только для развития движений, но
и для воспитания таких
качеств, как ловкость,
быстрота, выносливость.
Подвижные игры в основном
- коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения
ориентироваться
в
пространстве,
согласовывать
свои
движения
с
движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не
мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой
площадке или в зале и т. п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих
радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных
подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг
другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные
дети подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку
или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с
ними.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто
бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у
всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и
непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность,
внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению
волевых усилий.
Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию
воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов
текста, если игра сопровождается текстом. Подвижные игры создают
дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель
рассказывает,
объясняет
детям
содержание
игр,
их
правила.
Дети
запоминают
новые
слова,
их
значение,
приучаются
действовать
в
соответствии с указаниями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Консультация для родителей
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей
дошкольного возраста».
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных
стратегических задач развития страны.
Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании,
сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них
навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в
регулярных занятиях физическими упражнениями.
Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении
дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива
сотрудников
ДОУ,
в
понимании
важности,
значимости
всех
форм
оздоровительной работы с детьми.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние
оптимальной
работоспособности,
творческой
отдачи,
эмоционального
тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском
саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из
главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Педагоги учат дошкольников правильному выбору в любой ситуации
только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с
малых
лет
правильное
отношение
к
своему
здоровью,
чувство
ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания
целостной системы по сохранению физического, психического и социального
благополучия ребенка.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве,
заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы
работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней
стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять
непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить
малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать
свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к
собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего,
что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние
здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и
социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Дошкольный
период
является
наиболее
благоприятным
для
формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я»,
правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от
того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит
свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить
ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность
поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а
стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут
оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной
задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все,
чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое
внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки,
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание,
создание условий для полноценного сна
дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и
говорить, умения отличать ложь от правды
Бережное отношение к окружающей среде, к природе
Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение
различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно –
узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист)
Формирование понятия «не вреди себе сам».
Формирование
здоровой
личности
дошкольника
возможно
при
обеспечении
действенной
взаимосвязи
физического
воспитания
с
целенаправленным развитием его личности в специально созданной и
гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию
самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом
формирования
осознанного
отношения
детей
к
своему
здоровью
и
физическим возможностям.
Важнейшей
предпосылкой
формирования
у
ребенка
позиции
созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него
потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении
ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия
ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием
здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье,
физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти
способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут
осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит
избежать несчастных случаев
Для успешного решения этих проблем в нашем детском саду мы
используем различные средства физического воспитания в комплексе:
рациональный
режим,
питание,
закаливание
(в
повседневной
жизни;
специальные
меры
закаливания)
и
движение
(утренняя
гимнастика,
развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия).
Большое
внимание
уделяется
профилактике
плоскостопия:
с
детьми
проводятся
специальные
упражнения,
используется
такое
физическое
оборудование, как массажные коврики, дорожки здоровья, шипованые
коврики.
Недостаточный
уровень
образованности
родителей
и
детей
по
формированию
здорового
образа
жизни
не
даст
нам
оснований
бездействовать.
Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы,
необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному
отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что
их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же,
необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни,
научить их правильно относиться к своему здоровью. Поэтому нам
необходимо выл, опять следующие задачи: развивать осознанное отношение
к своему здоровью; формировать потребности в здоровом образе жизни;
продолжать создавать условии для охраны жизни и укрепления здоровья
детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Картотека подвижных игр для детей 2 3 лет
Подвижная игра «Хоровод»
Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.
Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись
за руки, ходят по кругу.
Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!
До того мы закружились, что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы выполняют приседания.
Подвижная игра «Карусель»
Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать
эмоциональный тонус.
Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели.
Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему
разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель
двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель
говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на
друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить
своё место.
Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки».
Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя:
«Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по
площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя:
«Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль»
выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на
скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту
бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если
воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и
ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице
беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
Подвижная игра «Вейся, венок»
Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в беге.
Описание. Дети и воспитатель стоят около дерева, вокруг которого можно
образовать круг и поводить хоровод. Воспитатель произносит: «Вы,
ребята, листочки, из которых я буду плести веночки. Подул ветерок,
разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке). По сигналу
воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети бегут
к воспитателю). Воспитатель помогает образовать круг. Вместе с
воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные
строки:
Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,
Будем листья собирать, сделаем веночек.
Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,
И веночки мы сплетём из листочков разных.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить
их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова
текста; доставить детям радость.
Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает
выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на
середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на
корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями
И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так имитируя заячьи уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,
кто испугал зайку
Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает
игрушку).
Дети убегают на свои места.
Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и
убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с
мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если
его отбивать рукой, сопровождая действия словами:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом
отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас
догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид,
что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям
выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над
головами детей, как будто отбивает мячи.
Подвижная игра «Снег идёт»
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников
игры; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.
Воспитатель читает стихотворение:
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо, падает, ложится.
Дети бегают по кругу, кружатся.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на
друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной
воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти
гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» -
бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель
снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на
друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по
словесному сигналу.
Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту»,
показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать».
Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети
делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук:
«Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в
стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные
стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на
скамейку.
Подвижная игра «Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать
их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют
небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель
не скажет: «Лопнул пузырь!», тогда они опускают руки и приседают на
корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям
после слов: «Лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему
держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит).
Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой
круг.
Подвижная игра «Снежинки и ветер»
Цель: развитие воображения детей, внимательности, умения играть в
коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.
Воспитатель произносит слова:
А сейчас я посмотрю:
Кто умеет веселиться,
Кто мороза не боится.
Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки»
передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся
(присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть.
Подвижная игра «Поезд»
Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и
замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить
своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга).
Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок, и
«поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее,
быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд
подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд
останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать
цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются
в колонну – и поезд начинает двигаться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Тема «Витамины-помощники здоровью»
Цель: Формировать у детей начальные представления о здоровом образе
жизни.
Задачи:
1.Обобщать и закреплять понятие «овощи» и «фрукты». Дать знания о пользе
овощей и фруктов. Формировать представления об условиях, необходимых
для роста зелёного лука. Познакомить детей с понятием «витамины», о
значении витаминов для здоровья. Расширять словарный запас детей.
2.Воспитывать сострадание и желание оказать помощь заболевшему
персонажу. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих.
3. Развивать мышление, внимание.
Материал к занятию: игрушки: петушок, доктор Айболит, чемоданчик с
медикаментами, телефон. Мешочек с муляжами овощей и фруктов, зелёный
лук в горшочке, лейки, корзинка с апельсинами.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на игрушку-петушка.
Воспитатель: Дети посмотрите, что случилось у нашего петушка? Он сидит
один в сторонке и не поёт песенку. Петушок пытается прокричать «Ку-ка-ре-
ку», но у него плохо получается.
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: А может петушок заболел? Ребята, а что надо делать, если кто-
то заболел?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, нужно обратиться к доктору. Сейчас я позвоню
доброму доктору Айболиту.
Воспитатель набирает номер в телефоне и просит доктора Айболита
приехать в детский сад и полечить петушка.
Появляется игрушка-доктор Айболит с чемоданчиком.
Воспитатель обыгрывает действия Айболита. Айболит прослушивает
петушка стетоскопом, смотрит ему горлышко
Айболит: Всё понятно! Петушок простудился, у него болит горлышко. Ему
срочно нужна микстура и витамины. Петушок выздоровеет и будет снова
петь весёлую песенку!
Доктор Айболит достаёт из чемоданчика микстуру, лечит петушка.
Айболит: А так же для быстрого выздоровления необходимы витамины.
Айболит дарит петушку коробочку с витаминами.
Воспитатель: Да, витамины полезны для здоровья. Они делают наш
организм крепким и здоровым. Витамины бывают не только в таблетках. Они
растут на ветках и на грядках. Много витаминов содержится в фруктах,
овощах и зелени.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Овощи и фрукты-
полезные продукты». В мешочке лежат муляжи овощей и фруктов. Дети
достают из мешочка овощи и фрукты, называют их.
Воспитатель раскладывает овощи и фрукты на коврике и предлагает
рассортировать на два подноса отдельно овощи и отдельно фрукты.
Воспитатель и доктор Айболит хвалят детей.
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Доктор Айболит, мы знаем, что много витаминов содержится
также и в зелени и поэтому вырастили с ребятами на подоконнике зелёный
лук.
Воспитатель показывает горшочек с зелёным луком.
Воспитатель: Наши ребята регулярно поливали лук. Сейчас они покажут,
как умеют за ним ухаживать.
Воспитатель даёт детям маленькие леечки. Дети поливают лук.
Воспитатель: Наш лучок подрос, мы будем его кушать на обед и укреплять
здоровье. А так же лук поможет нам бороться с вредными микробами.
Айболит хвалит детей.
Доктор Айболит: Ребята, вы такие молодцы! Столько много знаете и
умеете! Желаю вам никогда не болеть, быть умными, красивыми и беречь
своё здоровье. Не забывайте, что нужно кушать овощи и фрукты, ведь в них
очень много полезных витаминов, необходимых для укрепления и роста
вашего организма!
Айболит прощается с детьми и дарит им корзинку с апельсинами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Мои помощники, строение тела»
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о частях своего тела и их
назначении.
Задачи:
1.
Учить содержать своё тело в чистоте и опрятности. Обогащать словарный
запас детей.
2.
Воспитывать умение беречь и заботиться о своём здоровье.
3.Развивать речь, память, мышление.
Ход занятия:
- Дети, давайте вспомним одну знакомую вам сказку «Лисичка со
скалочкой». Читается конец сказки:
«Лиса от собаки бежала – бежала да под пенёк в нору юркнула. Сидит там и
говорит:
- Ушки мои, ушки! Что вы делали?
- Мы всё слушали.
- А вы, ножки, что делали?
- Мы все бежали.
- А вы глазки?
- Мы всё глядели.
- А ты, хвост?
- А я всё тебе мешал бежать»
Что же помогло лисе убежать от собак? (глаза, уши, ноги)
А вам что помогает видеть, слышать, прыгать, бегать, говорить, есть,
одеваться? (ответы детей)
- Вы много назвали ваших помощников. Давайте побеседуем о том, какие
помощники и как они вам помогают?
- Для чего у нас глаза? (ответы детей)
Глаза человеку нужны. Они помогают нам видеть. Их нужно беречь. Наши
глаза от ветра и пыли защищают веки и ресницы.
- А зачем человеку уши? Да, чтобы слушать и слышать.
Как нужно беречь уши? Да, их нужно чистить, мыть. А вы каждый день
моете уши или только в бане? Давайте спросим у доктора, как часто надо
мыть уши? (кукла доктор)
- Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или по реже?
Отвечает доктор гневно:
ЕЖЕ! ЕЖЕ! ЕЖЕДНЕВНО! (значит каждый день)
Покажите. как вы моете уши?
- Что мы делаем носом?
- Какой предмет нужен, чтобы нос всегда был чистым (носовой платок)
- Есть ли у вас платочек и как вы его складываете? (дети складывают свои
платки)
Какие помощники есть у нас во рту?
- Для чего нужны язык и зубы?
- Какая волшебная палочка нужна для ухода за зубами? (зубная щётка) А
ещё, что нужно? (зубная паста)
Практическое задание:
Провести эксперимент с расчёской и ватой,
который показывает, какие движения нужно делать щёткой, чтобы вымести
из зубов остатки пищи. (Между зубьями расчёски вдета вата. Если чистить
движениями взад – вперёд, то вата из расчёски не вынимается. Если
движения щётки сверху – вниз, то вата из зубьев полностью удаляется)
Показ плаката и чтение стихотворения:
Если б зубы вдруг могли бы говорить,
То они б нас тут же начали учить:
Ты нас чисти, чисти, чисти не спеши
И с наружи и внутри нас почеши. (читает ребёнок)
Физминутка: Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда
Повернись вокруг себя. (повторить 2 раза)
- Зачем человеку нужны руки и ноги? (ответы детей)
Главные помощники – наши руки. Когда надо мыть руки? Покажите, как вы
моете руки? А теперь попробуйте сделать грязные руки чистыми.
Игра «Как руки сделать чистыми» (дети с помощью картинок уточняют
последовательность мытья рук: грязные руки, кран с водой, мыло, чистые
руки, полотенце)
Стихотворение: Встань поутру, не ленись,
Мылом вымойся, утрись
Зубы, дёсны крепче три
И снаружи, и внутри.
В детский сад нужно приходить аккуратными и чистыми. Что ещё помогает
нам быть опрятными? (расчёска, зеркало)
Можно ли давать свою расчёску и зубную щётку другим? Почему нельзя?
Пусть поймут друзья,
Что давать нельзя щётку и расчёску им,
Чтобы, чтобы, чтобы
Все свои микробы
Ты не передал другим. (читает ребёнок)
- Ребята, а чтобы мы всегда были здоровы, надо чаще улыбаться!
И мы вместе с вами споём песенку «УЛЫБКА»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Конспект занятия по Физическому развитию
Тема занятия: «Витаминки».
Цель:
развивать
движения
в
разнообразных
формах
двигательной
активности.
Программное содержание.
1. Образовательные задачи - закреплять умения выполнять ходьбу и бег не
наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук
и ног;
-упражнять в ходьбе на носочках, на пяточках,
-упражнять в беге на носках,
-упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед;
2. Развивающие задачи - развивать у детей ориентировку в пространстве,
координацию движений.
3.
Воспитательные
задачи -
воспитывать
интерес
к
физкультурным
занятиям;
-вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх
и упражнениях.
Оборудование: Резиновые мячи («витаминки») в корзине, обручи, канат,
разноцветные пластиковые шарики, музыкальная фонограмма.
Ход занятия. (Дети стоят врассыпную вокруг воспитателя).
- Посмотрите, какую посылку нам прислали из академии здоровья. В этой
красивой корзине «витаминки», которые нам нужны для здоровья.
Одну «витаминку» (мяч) я возьму и наше занятие начну. Музыка звучит,
«витаминка» ходить, бегать и прыгать нам велит.
I часть (под музыку)
Различные виды ходьбы: ходьба на носках - прямые руки вверх, ходьба на
пятках – руки на поясе
Различные виды бега: бег в рассыпную, бег по кругу.
Следующая «витаминка» предлагает с нею поиграть, свою ловкость с мячом
показать.
II часть Общеразвивающие упражнения с мячом
1.«Мяч вперед». И. П. : ноги слегка расставить, мяч опущен. Мяч вперед,
опустить, сказать «вниз». Повторить 3 раза.
2. «Выше мяч». И. П. : сидя на пятках, мяч опущен. Подняться на колени, мяч
вверх, посмотреть опустить. Повторить 3 раза.
3.«Мячик отдыхает». И. П. : ноги слегка расставить, руки на пояс, мяч на
полу. 6-8 подпрыгиваний, ходьба вокруг мяча. Повтор 2 раза.
А вот эта «витаминка» – начало тренировки, чтобы стали вы сильными и
ловкими.
Основные движения (круговая тренировка – 3 круга).
1. Ходьба с высоким подниманием колен.
2. Прыжки из обруча, в обруч на 2-х ногах с продвижением вперед.
3. Ходьба по канату (пяточки – носочки).
А теперь пора нам поиграть, шарики цветные в корзинки собирать.
Подвижная игра «Разложи шарики по цвету» (под музыку).
III – часть Последняя «витаминка» – превратит вас в весенний ручеек.
Медленная ходьба «змейкой» в одной колонне, держась за руки с шипением:
«Ш-ш-ш».
«Витаминки» дали вам здоровье и радость. На пользу движения, музыка,
смех. Здоровье теперь в порядке у всех!
- Какие вы, ребята, молодцы! Все справились с заданиями «витаминок»!