Напоминание

Картотека дидактических игр на изучение понятия величины.


Автор: Яцкова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОКУ ЦППМСП
Населённый пункт: г. Курск, Курская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Картотека дидактических игр на изучение понятия величины.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека дидактических игр на изучение понятия величины

Д/и «Большие и маленькие листочки»

Цель: закрепить знание величины, закрепить понятия: большой – маленький.

Ход игры: взрослый кладет на стол два листочка и предлагает ребёнку,

около большого листочка положить большие листочки, около маленького

листочка – маленькие.

Д/и «Длинное - короткое»

Цель: закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при

сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному

признаку (длине), пользуясь приемом наложения; обозначать результат

сравнения словами: «длинный» - «короткий».

Материал: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров,

сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Содержание:

в гости к детям приходят Миша и кукла Катя. Они

рассказывают о том, что собрались в гости и им очень хочется быть

нарядными, а для этого им нужны пояски. Миша и кукла Катя просят детей

помочь им выбрать нужные пояски.

Взрослый говорит: «Ребята, давайте поможем Мише и кукле Кати.

Посмотрите, какие пояски у меня есть!». Показывает пояски детям (атласные

и капроновые ленты разных цветов и размеров). Затем подзывает двух

детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для

Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью взрослого

примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и

кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Взрослый

предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на

мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик.

Взрослый предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а

затем накладывает короткую ленточку на длинную.

Взрослый объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает

название качества величины длина. Затем предлагается детям взять нужные

пояски (длинный – для мишки, короткий – для Кати) и завязать их.

Миша и кукла Катя очень рады, они благодарят детей, что помогли им стать

нарядными и уходят в гости.

Подвижная игра «1, 2, 3, листочек собери!»

Задачи: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание;

развивать мышление, закреплять знания о цвете и величине, развивать

слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры: на ковре лежат большие и маленькие листья разных цветов.

Взрослый предлагает детям в одну коробку собрать большие листы, а в

другую маленькие. Дети ходят по площадке. По сигналу разбегаются и

бегают в любом направлении. На сигнал «1, 2, 3 листочек собери» встают

парами. (Используется музыкальное сопровождение).

Д/и «Найди такое же колечко»

Цель: упражнять

детей

в

нахождении

двух

предметов

одинаковой

величины, как путем наложения их друг на друга, и на глаз.

Материалы: две одинаковые пирамидки.

Описание: воспитатель берет две одинаковые пирамидки, снимает кольца с

одной из них и раскладывает их по комнате. Кольца с другой пирамидки он

раздает детям и просит каждого получившего кольцо найти такое же

кольцо, среди разложенных колец на полу. Воспитатель наблюдает, как

дети справляются с заданием, помогает им путем наложения колец друг на

друга установить их равенство.

Д/и «Сбор фруктов»

Цель: развивать глазомер при выборе предметов определенной величины

по образцу.

Материалы:

нарисованное на картоне дерево с яблоками разной

величины, 2 корзины (коробки) (большая и маленькая) с яблоками разной

величины.

Описание: взрослый показывает детям дерево с яблоками и корзины.

Обращает их внимание на разную величину яблок и корзин. Дав яблоко –

образец одному из ребят, предлагает найти на дереве такое же. Ребенок

должен на глаз определить нужное по величине яблоко, примеривания к

образцу. Дети поочередно сортируют яблоки по величине и раскладывают

их соответственно в корзины разной величины.

Д/и «Самая длинная, самая короткая»

Цель:

формировать

умение

устанавливать

соответствие

между

несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине.

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до

самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая

короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Д/и «Купим куклам одежду»

Цель: формировать умение устанавливать соответствие между несколькими

рядами предметов, упорядоченных по величине.

Материалы: «витрина», платья и фартучки разного размера. Куклы разной

величины – на каждого ребенка.

Описание:

на витрине разложены платья и фартучки разного размера.

Детям раздаются куклы разной величины, и предлагается решить на глаз,

какое платье и какой фартучек хочет купить каждый из них для своей

куклы. Примеривая на куклу купленную одежду, ребенок убеждается в

правильности или неправильности своего выбора.

Д/и «Веселые матрешки»

Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5

предметами

разной

высоты,

располагать

их

в

определенной

последовательности – в порядке нарастания величины; использовать в

активной речи понятия, обозначающие размерные отношения предметов

(самая высокая, высокая, пониже, еще ниже, самая маленькая); сравнивать

предметы; обозначать результат сравнения по высоте «одинаковые».

Материал: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по

величине кружочков, башенка из полых кубов.

Содержание:

игра

проводится

с

группой

детей

(4

человека).

По

приглашению взрослого дети садятся за стол, на котором стоит матрешка.

- Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только

одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки

матрешку и покачивает ее).

- Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает

верхнюю половину матрешки).

- Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд).

Давайте познакомимся с ними! (Называя имя каждой матрешки, наклоняет

ее при этом)

- Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я – Маша, а я - Глаша.

Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берёт

взрослый).

1. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу).

2. Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по

очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а взрослый уточняет,

какая матрешка самая высокая, какая высокая, какая пониже, какая еще

ниже и какая самая маленькая?

3. Потом матрешки идут обедать. Взрослый ставит на стол набор кружочков

(тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые

подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины.

4. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Взрослый ставит на стол

второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек

такого же роста, сравнивая пары матрешек.

- Одна матрешка высокая и другая высокая, значит какие они по высоте?»

(Одинаковые).

5. - Матрешки захотели побегать.

Незаметно для детей взрослый убирает со стола пару матрешек одного

роста.

- Пора домой! Становитесь в пары.

Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то

пары матрешек не хватает. Взрослый предлагает детям позвать матрешек по

имени

(если

помнят).

Все

хором

просят

их

вернуться.

Матрешки

появляются, дети ставят их на место и игрушки отправляются домой.

6. Взрослый ставит на стол башенку из полых (или целых) кубиков - это

домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит

дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.



В раздел образования