Напоминание

Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…».


Автор: Власова Мария Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Наровчатская СОШ"
Населённый пункт: п.Наровчатка Агаповский район, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…».
Раздел: среднее образование





Назад




Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Тема: «Мы в ответе за тех, кого

приручили…».

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака»,

обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах.

Задачи: познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева, развивать

навыки аналитического и выразительного чтения прозаического текста,

монологической речи; развивать умение выделять главное, существенное,

логически излагать свои мысли; воспитывать чувство сострадания ко всему

живому, милосердие.

Оборудование: презентация с портретами писателя, фотографиями собак,

фонограмма песни «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея

Никитиных.

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

Однако жестокого сколько ещё вокруг?

Мы часто твердим, что собака – друг человека.

Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

Эдуард Асадов

В книгах мы жадно читаем о том,

на что не обращаем внимания в жизни.

Эмиль Кроткий

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

- Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева

«Кусака».

По вашим глазам я поняла, что рассказ вас тронул, задел за живое,

вызвал какие-то чувства.

Это и не могло быть иначе.

Мир, в котором мы живем, огромен, в нем есть все: прекрасное и

уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство,

любовь и ненависть.

Как не потеряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь и тебе, и

тебе … и всем, всем – 12-13-летним.

Впереди столько нерешённых вопросов, сомнений, открытий. И как

важно, чтобы в своих жизненных поисках вы чаще обращались к книгам, к

писателям.

1

Тема нашего сегодняшнего урока: «Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака».

Авторское отношение к событиям». Запишите ее в тетрадь.

К уроку я подобрала два эпиграфа.

Первый - миниатюра Эдуарда Асадова.

Давайте запишем в тетрадь.

Второй эпиграф – это афоризм Эмиля Кроткого. Запишите его. Но работу с

ними мы продолжим чуть позже.

Леонид Андреев и есть один из самых ярких, своеобразных писателей,

который поможет найти ответы на многие и многие вопросы. Недаром

Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности,

редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».

II. Сообщение учащегося об Андрееве.

Л. Н. Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле. Отец

его, по профессии землемер, умер, когда Андреев учился в гимназии.

Трудное материальное положение с юношеских лет и ранние честолюбивые

помыслы пробудили в нем устойчивое недовольство окружающей жизнью.

Семья Андреевых жила на окраине города, населенной мелкими

чиновниками,

ремесленным

людом,

прочей

беднотой.

Мелочность

житейских интересов, грубость и заискивание составляло повседневные

впечатления юноши, от природы чуткого ко всему нездоровому.

О вынесенных им из жизни впечатлениях Андреев писал: «С радостью

бы, кажется, уничтожил эту гнусную жизнь, что дает такие жалкие

радости и такие могущественные скорби… Видишь одни пошлые лица,

видишь одни бессмысленные глаза, слышишь одни убийственно скучные

разговоры. Деревянные люди, деревянные мысли и чувства»

После окончания гимназии он поступил на юридический факультет

Петербургского университета. Позже перевелся в Московский университет,

который окончил в 1897 году.

Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы его жизни в

Петербурге. Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать

чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же

выдвинули Леонида Андреева в число первых писателей России начала XX

века.

-

В

книге

Корнея

Ивановича

Чуковского

«Из

воспоминаний»

рассказывается о множестве его современников-писателей. Есть в ней и

воспоминание об Андрееве.

2

- Каким человеком его увидел Чуковский?

Индивидуальное сообщение ученика (по статье учебника на стр. 98

– 100 «Люди и книги»).

Слово учителя:

- Природа одарила Андреева красотой и талантами.

Художник

Репин

считал

его

вторым

по

красоте

русским

современником после Всеволода Гаршина. Внешность Андреева привлекала

художников, его портреты писали И. Е. Репин, А. А. Серов.

- В детстве он много читал: произведения Жюля Верна, Майн Рида,

Фенимора

Купера,

Александра

Дюма,

Чарльза

Диккенса.

Книги,

полюбившиеся Андрееву, наложили отпечаток на его личность. Можно

сказать, что от каждой прочитанной им книги он унаследовал что-то для себя

дорогое.

На писательскую судьбу Андреева большое влияние оказал Максим

Горький.

«Знакомство с Максимом Горьким я считаю для себя, как

писателя, величайшим счастьем…» - писал он.

Л. Андреев считал, что человек проверяется через общение с миром

природы, через его отношение к «братьям нашим меньшим».

-

Обратимся к словам самого писателя о рассказе «Кусака»: «В

рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту

же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом

безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

- О судьбе собаки, о ее страданиях и счастье, об отношении к ней

людей, самого автора мы и будем сегодня размышлять.

III. Беседа.

- Как вы понимаете пословицу «Собака - верный друг человека»…

- Вспомните, кто из русских писателей до Л. Н. Андреева создал в

русской литературе прекрасные образы четвероногого друга.

(«Муму» И. С. Тургенева, «Каштанку» А. П. Чехова)

IV. Проверка домашнего задания.

- Дома вы составляли план рассказа. Зачитайте его.

В окончательном варианте план может быть примерно таким:

1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».

2. Как Кусака получила своё имя.

3

3. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.

4. Отъезд дачников.

5. Кусака снова одна.

- Теперь кратко перескажите содержание, придерживаясь плана и

максимально приближаясь к тексту рассказа.

- Как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли

она любовь людей?

(Сначала

«грязная

и

некрасивая»,

затем

она

«изменилась

до

неузнаваемости…» и в конце — «вновь промокшая, грязная…».)

-

Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания

природы?

(Когда Кусака одинока — в природе все мрачно: холод, слякоть,

дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие

яблони и вишни (прочитать отрывки «Наступила весна...». «Поднялся

частый дождь…»).

- Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?

(Вспомнить отрывки: «С тех пор собака не доверяла людям…», «И в

ту же минуту подкравшаяся собака…», «Единственное, что могла

Кусака…»)

- Почему Кусака боялась людей?

- Почему Кусака полюбила Лелю? Как относилась Леля и другие дети к

Кусаке?

- Почему Кусаку не взяли в город?

- Почему выла Кусака? Какой еще пример жестокости людей можно

найти в рассказе?

- Понравилась ли вам Леля? Хорошо ли она поступила по отношению к

своему другу? Как бы вы поступили в таком случае?

V. Работа с эпиграфами.

- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных,

приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных?

История с Кусакой – не редкость. Подобное происходит каждый день,

и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.

4

А теперь я предлагаю вам вернуться к эпиграфам, которые мы записали

к уроку.

Обратимся к первому из них.

- Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку

зрения.

(Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые

поднимаются в рассказе “Кусака”.)

- Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы

обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не

задумываемся об этом.

- Послушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны

и

Сергея

Никитиных.

Определите

интонацию

песенки

и

рассказа.

Отличаются ли они? Если да, то чем?

(В детской песенке страдания собаки передаются схематично, с

некоторой шутливой интонацией. А в рассказе Андреева – мы вместе с

героиней переживает тоже, что и она.)

Пожалуй, пришло время обратиться ко второму эпиграфу, который

заставляет

задуматься,

почему

бездомные

животные,

каждый

день

встречаемые нами на улице, хотя и вызывают жалость, но какую-то

мимолётную, тогда как над историей о Кусаке хочется плакать.

- Только ли об отношении к животным этот рассказ? Для этого

вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и

больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка

Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие

прямого отношения к истории Кусаки?

(Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

- Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л. Андреева,

давайте попытаемся понять, о чем хотел сказать нам автор в рассказе.

- А теперь, ребята, давайте запишем то, о чем вы сейчас сказали.

Вывод:

Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить

внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к

животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько

привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто

эту жестокость совершает.

В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть

не должны

.

5

Ну, а закончить урок мне бы хотелось чтением последней главы

рассказа о Кусаке.

В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из

нас примет в своё сердце частицу этой боли – сопереживание полезно для

наших сердец.

(Чтение главы)

Домашнее задание: написать сочинение о своей собаке «Мой друг» или

письменно ответить на вопрос: «Какие мысли и чувства вызвал рассказ

Л. Андреева?»

6



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники