Автор: Власова Мария Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Наровчатская СОШ"
Населённый пункт: п.Наровчатка Агаповский район, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…».
Раздел: среднее образование
Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Тема: «Мы в ответе за тех, кого
приручили…».
Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака»,
обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах.
Задачи: познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева, развивать
навыки аналитического и выразительного чтения прозаического текста,
монологической речи; развивать умение выделять главное, существенное,
логически излагать свои мысли; воспитывать чувство сострадания ко всему
живому, милосердие.
Оборудование: презентация с портретами писателя, фотографиями собак,
фонограмма песни «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея
Никитиных.
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов
В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.
Эмиль Кроткий
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
- Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева
«Кусака».
По вашим глазам я поняла, что рассказ вас тронул, задел за живое,
вызвал какие-то чувства.
Это и не могло быть иначе.
Мир, в котором мы живем, огромен, в нем есть все: прекрасное и
уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство,
любовь и ненависть.
Как не потеряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь и тебе, и
тебе … и всем, всем – 12-13-летним.
Впереди столько нерешённых вопросов, сомнений, открытий. И как
важно, чтобы в своих жизненных поисках вы чаще обращались к книгам, к
писателям.
1
Тема нашего сегодняшнего урока: «Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака».
Авторское отношение к событиям». Запишите ее в тетрадь.
К уроку я подобрала два эпиграфа.
Первый - миниатюра Эдуарда Асадова.
Давайте запишем в тетрадь.
Второй эпиграф – это афоризм Эмиля Кроткого. Запишите его. Но работу с
ними мы продолжим чуть позже.
Леонид Андреев и есть один из самых ярких, своеобразных писателей,
который поможет найти ответы на многие и многие вопросы. Недаром
Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности,
редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».
II. Сообщение учащегося об Андрееве.
Л. Н. Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле. Отец
его, по профессии землемер, умер, когда Андреев учился в гимназии.
Трудное материальное положение с юношеских лет и ранние честолюбивые
помыслы пробудили в нем устойчивое недовольство окружающей жизнью.
Семья Андреевых жила на окраине города, населенной мелкими
чиновниками,
ремесленным
людом,
прочей
беднотой.
Мелочность
житейских интересов, грубость и заискивание составляло повседневные
впечатления юноши, от природы чуткого ко всему нездоровому.
О вынесенных им из жизни впечатлениях Андреев писал: «С радостью
бы, кажется, уничтожил эту гнусную жизнь, что дает такие жалкие
радости и такие могущественные скорби… Видишь одни пошлые лица,
видишь одни бессмысленные глаза, слышишь одни убийственно скучные
разговоры. Деревянные люди, деревянные мысли и чувства»
После окончания гимназии он поступил на юридический факультет
Петербургского университета. Позже перевелся в Московский университет,
который окончил в 1897 году.
Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы его жизни в
Петербурге. Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать
чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же
выдвинули Леонида Андреева в число первых писателей России начала XX
века.
-
В
книге
Корнея
Ивановича
Чуковского
«Из
воспоминаний»
рассказывается о множестве его современников-писателей. Есть в ней и
воспоминание об Андрееве.
2
- Каким человеком его увидел Чуковский?
Индивидуальное сообщение ученика (по статье учебника на стр. 98
– 100 «Люди и книги»).
Слово учителя:
- Природа одарила Андреева красотой и талантами.
Художник
Репин
считал
его
вторым
по
красоте
русским
современником после Всеволода Гаршина. Внешность Андреева привлекала
художников, его портреты писали И. Е. Репин, А. А. Серов.
- В детстве он много читал: произведения Жюля Верна, Майн Рида,
Фенимора
Купера,
Александра
Дюма,
Чарльза
Диккенса.
Книги,
полюбившиеся Андрееву, наложили отпечаток на его личность. Можно
сказать, что от каждой прочитанной им книги он унаследовал что-то для себя
дорогое.
На писательскую судьбу Андреева большое влияние оказал Максим
Горький.
«Знакомство с Максимом Горьким я считаю для себя, как
писателя, величайшим счастьем…» - писал он.
Л. Андреев считал, что человек проверяется через общение с миром
природы, через его отношение к «братьям нашим меньшим».
-
Обратимся к словам самого писателя о рассказе «Кусака»: «В
рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту
же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом
безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
- О судьбе собаки, о ее страданиях и счастье, об отношении к ней
людей, самого автора мы и будем сегодня размышлять.
III. Беседа.
- Как вы понимаете пословицу «Собака - верный друг человека»…
- Вспомните, кто из русских писателей до Л. Н. Андреева создал в
русской литературе прекрасные образы четвероногого друга.
(«Муму» И. С. Тургенева, «Каштанку» А. П. Чехова)
IV. Проверка домашнего задания.
- Дома вы составляли план рассказа. Зачитайте его.
В окончательном варианте план может быть примерно таким:
1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».
2. Как Кусака получила своё имя.
3
3. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.
4. Отъезд дачников.
5. Кусака снова одна.
- Теперь кратко перескажите содержание, придерживаясь плана и
максимально приближаясь к тексту рассказа.
- Как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли
она любовь людей?
(Сначала
«грязная
и
некрасивая»,
затем
она
«изменилась
до
неузнаваемости…» и в конце — «вновь промокшая, грязная…».)
-
Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания
природы?
(Когда Кусака одинока — в природе все мрачно: холод, слякоть,
дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие
яблони и вишни (прочитать отрывки «Наступила весна...». «Поднялся
частый дождь…»).
- Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?
(Вспомнить отрывки: «С тех пор собака не доверяла людям…», «И в
ту же минуту подкравшаяся собака…», «Единственное, что могла
Кусака…»)
- Почему Кусака боялась людей?
- Почему Кусака полюбила Лелю? Как относилась Леля и другие дети к
Кусаке?
- Почему Кусаку не взяли в город?
- Почему выла Кусака? Какой еще пример жестокости людей можно
найти в рассказе?
- Понравилась ли вам Леля? Хорошо ли она поступила по отношению к
своему другу? Как бы вы поступили в таком случае?
V. Работа с эпиграфами.
- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных,
приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных?
История с Кусакой – не редкость. Подобное происходит каждый день,
и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.
4
А теперь я предлагаю вам вернуться к эпиграфам, которые мы записали
к уроку.
Обратимся к первому из них.
- Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку
зрения.
(Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые
поднимаются в рассказе “Кусака”.)
- Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы
обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не
задумываемся об этом.
- Послушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны
и
Сергея
Никитиных.
Определите
интонацию
песенки
и
рассказа.
Отличаются ли они? Если да, то чем?
(В детской песенке страдания собаки передаются схематично, с
некоторой шутливой интонацией. А в рассказе Андреева – мы вместе с
героиней переживает тоже, что и она.)
Пожалуй, пришло время обратиться ко второму эпиграфу, который
заставляет
задуматься,
почему
бездомные
животные,
каждый
день
встречаемые нами на улице, хотя и вызывают жалость, но какую-то
мимолётную, тогда как над историей о Кусаке хочется плакать.
- Только ли об отношении к животным этот рассказ? Для этого
вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и
больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка
Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие
прямого отношения к истории Кусаки?
(Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)
- Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л. Андреева,
давайте попытаемся понять, о чем хотел сказать нам автор в рассказе.
- А теперь, ребята, давайте запишем то, о чем вы сейчас сказали.
Вывод:
Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить
внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к
животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько
привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто
эту жестокость совершает.
В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть
не должны
.
5
Ну, а закончить урок мне бы хотелось чтением последней главы
рассказа о Кусаке.
В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из
нас примет в своё сердце частицу этой боли – сопереживание полезно для
наших сердец.
(Чтение главы)
Домашнее задание: написать сочинение о своей собаке «Мой друг» или
письменно ответить на вопрос: «Какие мысли и чувства вызвал рассказ
Л. Андреева?»
6