Напоминание

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством методики развивающего обучения «Логические блоки Дьенеша»


Автор: Ширяева Аурика Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №53
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством методики развивающего обучения «Логические блоки Дьенеша»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53 общеразвивающего вида»

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников

посредством методики развивающего обучения

«Логические блоки Дьенеша»

Составитель:

А.Н.Ширяева

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное

состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к

человеку,

его

образованию. Обучению

дошкольников началу

математики

отводится

важное

место. Это

вызвано

целым

рядом

причин:

обилием

информации,

получаемой

ребенком,

повышением

внимания

на

компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным,

стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка

узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать,

хорошо

ориентироваться

во

всем,

что

их

окружает.

Наша

задача

в дошкольном возрасте

заложить

фундамент развития индивидуальной

личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной

воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование

самостоятельности

мышления,

подготовка

к

творческой

практической

деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны

решать, прежде всего, детский сад, школа, семья. Об этом говорится и в

Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением

Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р. Цель Концепции – вывести российское

образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна

стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение

математических знаний – осознанным и внутренне мотивируемым процессом.

Основным

направлением

реализации

Концепции

на

уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего

предметно-пространственной

и

информационной

среды,

образовательных

ситуаций,

средств

педагогической

поддержки

ребенка)

для

освоения

воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений

и образов, используемых в жизни. В условиях развития вариативности и

разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит

внедрение

в

практику

работы дошкольных образовательных

учреждений

альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы

к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.

Актуальность опыта работы

В течение последних лет наше дошкольное учреждение работает над

созданием условий для выявления и максимального развития интеллектуальных

способностей

детей

дошкольного возраста

в

целостном

образовательном

пространстве как основы повышения качества дошкольного образования.

В связи с этим на смену традиционным методам приходят активные методы

обучения

и

воспитания,

направленные

на

активизацию

познавательного развития

ребенка.

В

этих

изменяющихся

условиях

педагогу дошкольного образования

необходимо

уметь

ориентироваться

в

многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре

современных технологий.

Теоретическое обоснование

Новые

приоритеты в образовании

побудили меня к

поиску новых

современных

технологий,

позволяющих

достичь

более

высоких

результатов обучения и воспитания, внедрять современные педагогические

технологии в воспитательные и обучающие процессы. В связи с этим мною

были

изучены

труды

отечественных

и

зарубежных

педагогов.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци,

А.

Дистерверга,

К.

Д.

Ушинского.

Подлинно

научно-психологическое

обоснование этой теории впервые дано в трудах Л. С. Выготского –

выдающегося

советского

психолога

гуманиста.

По

его

убеждению,

«педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний

день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идет

впереди развития». Интересна

теория

развивающего

обучения в

экспериментальных работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н.

А. Менжинской и других. В процессе работы я выяснила, что современная

педагогическая

и учебно-методическая литература

предлагают

разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей.

Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов

и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого

процесса. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие

материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для

умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на

протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. На мой взгляд,

наиболее

эффективным

является

авторская методика

интеллектуально-

творческого развития детей - логические блоки, разработанные венгерским

психологом и математиком Дьенешем для раннего логического развития, и

прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Практическое применение

За основу в своей работе я взяла пособие Е. А. Носовой и Р. Л.

Непомнящей «Логика и математика для дошкольников», где представлены 4

группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:

— для развития умений выявлять и абстрагировать свойства

— для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

— для развития действий классификации и обобщения;

— для способности к логическим действиям и операциям.

Определила эффективность использования логических блоков как игрового

материала в работе с детьми дошкольного возраста для :

1.

Ознакомления

детей

со

свойствами предметов :

цветом,

формой,

размером;

2. Развития

мыслительных

умений :

сравнивать,

анализировать,

классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и др.

3. Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

4. Развития познавательных

процессов

восприятия,

памяти,

внимания,

воображения;

5. Развития творческих способностей.

Работа в данном направлении ведется мною третий год. Данный промежуток

времени помог определить, а также методически верно спланировать работу по

формированию познавательного развития, внести коррективы, изменения по

результатам диагностики уровня познавательного развития детей, определить

основные направления и задачи по теме, а также спланировать поэтапную их

организацию.

Что же представляет собой логические блоки Дьенеша? Набор логических

блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по

форме,

цвету,

размеру

и

толщине.

Таким

образом, каждая

фигура

характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные

варианты

свойств

(красный,

синий,

желтый,

прямоугольный,

круглый,

треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие,

которые дети легко распознают и называют.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от

оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и

четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети

сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно

свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из

этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько

позже – по трем и по четырем свойствам. При этом в одном и том же

упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом

возможностей детей. С логическими блоками ребенок выполняет различные

действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу

дела рассуждает. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны

форм – геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении

детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими

фигурами. Для проверки того, насколько хорошо дети освоили свойства

геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий

данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и

замещению

свойств,

умение

кодировать

и

декодировать

информацию.

Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных

предметно

игровых

действий.

Так,

подбирая

карточки,

которые «рассказывают» о цвете, форме, размере и толщине блоков, дети

упражняются в замещении и кодировании свойств, в процессе поиска блоков со

свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать

информацию и них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех

свойствах блока, создают его своеобразную модель. Карточки – свойства

помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно –

схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к

словесно – логическому мышлению. Логические блоки помогают ребенку

овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане

предматематической

подготовки,

так

и

с

точки

зрения

общего интеллектуального развития.

Формы и методы работы

Для внедрения в практику работы с детьми блоков Дьенеша определила

условия:

1. Внесла в развивающую среду группы наборы с блоками и альбомы к ним в

соответствии с возрастом.

2. Создала перспективное планирование.

3. Создала игры к блокам.

4. Сделала схемы, карточки по работе с блоками.

5. Разработала консультации для родителей.

Я начала систематическую работу с использованием логических блоков

Дьенеша с первой младшей группы. В этом возрасте в помощь к блокам

использовала альбомы. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в

альбоме, дети были в восторге от того, что плоскостные изображения

превращаются в объёмные.

Прежде чем продолжить работу с детьми во второй младшей группе

устанавливала,

на

какой

ступеньке интеллектуальной лестницы

находится

каждый

малыш.

Примерно

ориентируясь

на

уровень развития ребенка

предлагала ему одну – две игры. Если он не справляется, предлагала

предыдущие по сложности игры. Самостоятельное и успешное решение задачи

является той ступенькой, от которой начинается движение вперед. Проверив,

таким образом, каждого ребенка, можно получить достаточно ясную картину

уровня мыслительных умений детей. И это дает возможность организовать

занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.

Логические блоки Дьенеша использую в различных видах деятельности: на

занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо

обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации,

рисовании, помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании,

помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях, а также как

предметы заместители в сюжетно-ролевых и подвижных играх.

Разнообразила приемы работы: приход сказочных героев, сюрпризность,

разъяснение понятий и терминов, прием оживления или сопоставления с живым

существом. В организации совместной деятельности, применяю постановку

проблемной

ситуации,

мотивирую

детей

на

дальнейшую

работу,

ставлю обучающие и развивающие задачи. Проводя совместную деятельность,

выступаю равноправным партнером в общении с детьми. На занятиях по ФЭМП

обязательно стараюсь включить игры с блоками.

Работа с родителями

В процессе работы с блоками постоянно поддерживаю связь с родителями.

Для этого провела родительское собрание, где показала презентацию по работе

с блоками Дьенеша, оформила папку-передвижку с материалом по работе с

логическими блоками, провела индивидуальное консультирование родителей по

теме: «Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста» и общую

консультацию на тему «Давайте вместе поиграем», где предложила разные

варианты игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. Также родители

смогли принять участие в открытом занятии по познавательному развитию с

использованием

блоков

Дьенеша «Поможем

Даше-путешественнице» в

рамках «Дня открытых дверей в ДОУ».

Итоги работы и их практическая значимость

Реализуя

аналитическое

направление

в

занятиях

с

использованием

логических блоков Дьенеша, были решены поставленные мною задачи, дети

научились:

- различать форму, цвет, величину;

- выделять признаки предмета, сравнивать их;

- овладели операцией классификации;

- выявлять и абстрагировать свойства;

- строить высказывания делать умозаключения, что способствует успешному

развитию логического мышления детей, подготовке их к обучению в школе.

Я планирую в дальнейшем, использовать логические блоки Дьенеша, и

конечно, заинтересовывать и привлекать родителей к этой инновационной

форме работы с детьми. Необходимо убедить родителей в значимости

логических блоков Дьенеша, показать какой интерес могут вызвать такие

занятия у детей, какую роль они играют в интеллектуально-творческом

развитии детей.

Также

разработанные

мною методические рекомендации

могут

быть

использованы в практической деятельности педагогами ДОУ.

Список используемой литературы

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя

дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с. : ил.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и

речь. Проблемы психологического развития ребенка- М. : Изд. Акад. пед. Наук

РСФСР, 1956.- 520с.

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М.

Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.

– М. : Просвещение, 1989. – 127 с. : ил.

4. Логика и математика для дошкольников : Методическое пособие/ Авт. -

сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). –

СПб. : Акцидент, 1997. – 79с.



В раздел образования