Автор: Ширяева Аурика Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №53
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством методики развивающего обучения «Логические блоки Дьенеша»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 общеразвивающего вида»
Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников
посредством методики развивающего обучения
«Логические блоки Дьенеша»
Составитель:
А.Н.Ширяева
Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное
состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к
человеку,
его
образованию. Обучению
дошкольников началу
математики
отводится
важное
место. Это
вызвано
целым
рядом
причин:
обилием
информации,
получаемой
ребенком,
повышением
внимания
на
компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным,
стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка
узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать,
хорошо
ориентироваться
во
всем,
что
их
окружает.
Наша
задача
–
в дошкольном возрасте
заложить
фундамент развития индивидуальной
личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной
воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование
самостоятельности
мышления,
подготовка
к
творческой
практической
деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны
решать, прежде всего, детский сад, школа, семья. Об этом говорится и в
Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением
Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р. Цель Концепции – вывести российское
образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна
стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение
математических знаний – осознанным и внутренне мотивируемым процессом.
Основным
направлением
реализации
Концепции
на
уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего
предметно-пространственной
и
информационной
среды,
образовательных
ситуаций,
средств
педагогической
поддержки
ребенка)
для
освоения
воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений
и образов, используемых в жизни. В условиях развития вариативности и
разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит
внедрение
в
практику
работы дошкольных образовательных
учреждений
альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы
к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.
Актуальность опыта работы
В течение последних лет наше дошкольное учреждение работает над
созданием условий для выявления и максимального развития интеллектуальных
способностей
детей
дошкольного возраста
в
целостном
образовательном
пространстве как основы повышения качества дошкольного образования.
В связи с этим на смену традиционным методам приходят активные методы
обучения
и
воспитания,
направленные
на
активизацию
познавательного развития
ребенка.
В
этих
изменяющихся
условиях
педагогу дошкольного образования
необходимо
уметь
ориентироваться
в
многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре
современных технологий.
Теоретическое обоснование
Новые
приоритеты в образовании
побудили меня к
поиску новых
современных
технологий,
позволяющих
достичь
более
высоких
результатов обучения и воспитания, внедрять современные педагогические
технологии в воспитательные и обучающие процессы. В связи с этим мною
были
изучены
труды
отечественных
и
зарубежных
педагогов.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци,
А.
Дистерверга,
К.
Д.
Ушинского.
Подлинно
научно-психологическое
обоснование этой теории впервые дано в трудах Л. С. Выготского –
выдающегося
советского
психолога
–
гуманиста.
По
его
убеждению,
«педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний
день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идет
впереди развития». Интересна
теория
развивающего
обучения в
экспериментальных работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н.
А. Менжинской и других. В процессе работы я выяснила, что современная
педагогическая
и учебно-методическая литература
предлагают
разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей.
Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов
и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого
процесса. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие
материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для
умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на
протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. На мой взгляд,
наиболее
эффективным
является
авторская методика
интеллектуально-
творческого развития детей - логические блоки, разработанные венгерским
психологом и математиком Дьенешем для раннего логического развития, и
прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Практическое применение
За основу в своей работе я взяла пособие Е. А. Носовой и Р. Л.
Непомнящей «Логика и математика для дошкольников», где представлены 4
группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:
— для развития умений выявлять и абстрагировать свойства
— для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
— для развития действий классификации и обобщения;
— для способности к логическим действиям и операциям.
Определила эффективность использования логических блоков как игрового
материала в работе с детьми дошкольного возраста для :
1.
Ознакомления
детей
со
свойствами предметов :
цветом,
формой,
размером;
2. Развития
мыслительных
умений :
сравнивать,
анализировать,
классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и др.
3. Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
4. Развития познавательных
процессов
восприятия,
памяти,
внимания,
воображения;
5. Развития творческих способностей.
Работа в данном направлении ведется мною третий год. Данный промежуток
времени помог определить, а также методически верно спланировать работу по
формированию познавательного развития, внести коррективы, изменения по
результатам диагностики уровня познавательного развития детей, определить
основные направления и задачи по теме, а также спланировать поэтапную их
организацию.
Что же представляет собой логические блоки Дьенеша? Набор логических
блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по
форме,
цвету,
размеру
и
толщине.
Таким
образом, каждая
фигура
характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные
варианты
свойств
(красный,
синий,
желтый,
прямоугольный,
круглый,
треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие,
которые дети легко распознают и называют.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от
оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и
четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети
сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно
свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из
этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько
позже – по трем и по четырем свойствам. При этом в одном и том же
упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом
возможностей детей. С логическими блоками ребенок выполняет различные
действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу
дела рассуждает. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны
форм – геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении
детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими
фигурами. Для проверки того, насколько хорошо дети освоили свойства
геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий
данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и
замещению
свойств,
умение
кодировать
и
декодировать
информацию.
Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных
предметно
–
игровых
действий.
Так,
подбирая
карточки,
которые «рассказывают» о цвете, форме, размере и толщине блоков, дети
упражняются в замещении и кодировании свойств, в процессе поиска блоков со
свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать
информацию и них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех
свойствах блока, создают его своеобразную модель. Карточки – свойства
помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно –
схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к
словесно – логическому мышлению. Логические блоки помогают ребенку
овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане
предматематической
подготовки,
так
и
с
точки
зрения
общего интеллектуального развития.
Формы и методы работы
Для внедрения в практику работы с детьми блоков Дьенеша определила
условия:
1. Внесла в развивающую среду группы наборы с блоками и альбомы к ним в
соответствии с возрастом.
2. Создала перспективное планирование.
3. Создала игры к блокам.
4. Сделала схемы, карточки по работе с блоками.
5. Разработала консультации для родителей.
Я начала систематическую работу с использованием логических блоков
Дьенеша с первой младшей группы. В этом возрасте в помощь к блокам
использовала альбомы. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в
альбоме, дети были в восторге от того, что плоскостные изображения
превращаются в объёмные.
Прежде чем продолжить работу с детьми во второй младшей группе
устанавливала,
на
какой
ступеньке интеллектуальной лестницы
находится
каждый
малыш.
Примерно
ориентируясь
на
уровень развития ребенка
предлагала ему одну – две игры. Если он не справляется, предлагала
предыдущие по сложности игры. Самостоятельное и успешное решение задачи
является той ступенькой, от которой начинается движение вперед. Проверив,
таким образом, каждого ребенка, можно получить достаточно ясную картину
уровня мыслительных умений детей. И это дает возможность организовать
занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.
Логические блоки Дьенеша использую в различных видах деятельности: на
занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо
обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации,
рисовании, помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании,
помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях, а также как
предметы заместители в сюжетно-ролевых и подвижных играх.
Разнообразила приемы работы: приход сказочных героев, сюрпризность,
разъяснение понятий и терминов, прием оживления или сопоставления с живым
существом. В организации совместной деятельности, применяю постановку
проблемной
ситуации,
мотивирую
детей
на
дальнейшую
работу,
ставлю обучающие и развивающие задачи. Проводя совместную деятельность,
выступаю равноправным партнером в общении с детьми. На занятиях по ФЭМП
обязательно стараюсь включить игры с блоками.
Работа с родителями
В процессе работы с блоками постоянно поддерживаю связь с родителями.
Для этого провела родительское собрание, где показала презентацию по работе
с блоками Дьенеша, оформила папку-передвижку с материалом по работе с
логическими блоками, провела индивидуальное консультирование родителей по
теме: «Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста» и общую
консультацию на тему «Давайте вместе поиграем», где предложила разные
варианты игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. Также родители
смогли принять участие в открытом занятии по познавательному развитию с
использованием
блоков
Дьенеша «Поможем
Даше-путешественнице» в
рамках «Дня открытых дверей в ДОУ».
Итоги работы и их практическая значимость
Реализуя
аналитическое
направление
в
занятиях
с
использованием
логических блоков Дьенеша, были решены поставленные мною задачи, дети
научились:
- различать форму, цвет, величину;
- выделять признаки предмета, сравнивать их;
- овладели операцией классификации;
- выявлять и абстрагировать свойства;
- строить высказывания делать умозаключения, что способствует успешному
развитию логического мышления детей, подготовке их к обучению в школе.
Я планирую в дальнейшем, использовать логические блоки Дьенеша, и
конечно, заинтересовывать и привлекать родителей к этой инновационной
форме работы с детьми. Необходимо убедить родителей в значимости
логических блоков Дьенеша, показать какой интерес могут вызвать такие
занятия у детей, какую роль они играют в интеллектуально-творческом
развитии детей.
Также
разработанные
мною методические рекомендации
могут
быть
использованы в практической деятельности педагогами ДОУ.
Список используемой литературы
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя
дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с. : ил.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и
речь. Проблемы психологического развития ребенка- М. : Изд. Акад. пед. Наук
РСФСР, 1956.- 520с.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М.
Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.
– М. : Просвещение, 1989. – 127 с. : ил.
4. Логика и математика для дошкольников : Методическое пособие/ Авт. -
сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). –
СПб. : Акцидент, 1997. – 79с.