Автор: Шишкова Лариса Филипповна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУСОШ №22
Населённый пункт: город Серов , Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Контроль учебных достижений учащихся в свете ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Раздел: среднее образование
Контроль учебных достижений учащихся в свете ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Контроль
результатов
обучения
является
составной
частью
процесса
обучения. Что же такое контроль?
Контроль –это установление соответствия знаний учащихся с требованием
национального образовательного стандарта.
Контроль не может зависеть от настроения учителя, симпатии или антипатии.
Контроль должен содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде
успешных комментариев. Контроль должен быть гласным, то есть каждую
оценку учитель должен объяснить так, чтобы о ней знал и ее принимал весь
класс, чтобы оценка придавала силу стимула. Любой контроль имеет свои
функции, как для ученика, так и для учителя.
Остановлюсь на функциях контроля для учителя:
-получить информацию о достижениях учащегося;
-выявить пробелы в достижении планируемых результатов;
-понять достоинства и недостатки методов обучения;
-установить соответствие между планируемым и достигнутым результатом.
Какие же требования к организации контроля для учителя существуют?
-своевременность (контроль должен совпадать со временем изучения
материала);
-всеохватность учебных достижений;
-должен быть индивидуальным и дифференцированным;
-должен носить мотивационный характер;
-должно быть разнообразие форм и приемов контроля;
-учитывать разный уровень познавательной деятельности и активности
учащихся;
-сочетать выявленный результат с методикой изучения.
Эффект контроля становится более качественным, если каждый вид контроля
подвергается тщательному анализу. И если реализовать данные требования,
то
процесс
контроля
становится
более
эффективным.
Эффективнее
становится и сам учебный процесс.
Требования к организации контроля как одного из компонентов качества
образования основаны на важнейших принципах контролирования:
Принципы контроля:
-объективность;
-систематичность;
-наглядность;
-открытость.
Выполняя эти принципы учитель может поддерживать благоприятную
обстановку и на уроке контроля и не на уроке контроля.
Существуют следующие виды контроля:
-предварительный;
-текущий;
-тематический;
-итоговый.
Существует ряд документов которые регламентируют процедуру контроля в
обновленных
ФГОСах.(ФЗ
273
п.10
«Осуществление
контроля»).Там
говорится о локальных актах образовательной организации, о регламенте,
формах и методах контроля.
А что несет контроль учебных достижений для ученика?
Это тоже прежде всего установление соответствия знаний учащегося с
требованием образовательного стандарта. Обязательно надо учитывать и
учебные и психолого-педагогические аспекты учебного процесса.
Функции контроля:
-контролирующая;
-обучающая;
-диагностическая;
-прогностическая;
-развивающая;
-ориентирующая;
-воспитывающая.
Учитель руководит и организует систему контроля и при этом она носит
совместный характер, она должна объединять учителя, ученика. И должна
быть нацелена на сопоставление требований стандарта с полученным
результатом.
1)
Контролирующая функция (выявляет уровень и умения учащегося);
2)
Обучающая функция (умение применять знания в какой-нибудь новой
ситуации);
3)
Диагностическая (способствует получению информации в пробелах
знаний);
4)
Прогностическая (проверка получения опережающей информации);
5)
Развивающая функция (стимулирует познавательную активность и
творческие способности);
6)
Ориентирующая (получение информации о цели обучения, как глубоко
усвоен материал);
7)
Воспитывающая (состоит из воспитания у учащихся ответственного
отношения к предмету).
В работе функции могут проявляться в разной степени и разных сочетаниях.
В данный момент количество проверочных работ (тематический, итоговый
контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные,
контрольные работы и тесты) остаются на усмотрение учителя. Учитель
вправе увеличить или уменьшить количество учебных часов, отведенных на
обобщение,
повторение,
систематизацию
знаний
обучающихся.
Единственным, но принципиально важным критерием является достижение
результатов обучения.
И как итог можно сказать, что чем системнее будет контроль, тем увереннее
и спокойнее будет и учитель и ученик относиться к данному виду
деятельности.