Напоминание

Формирование представлений о форме предмета у дошкольников подготовительной к школе группы


Автор: Биджиева Мариям Магометовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 10 "ВИШЕНКА "
Населённый пункт: г.Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование представлений о форме предмета у дошкольников подготовительной к школе группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Биджиева Мариям Магометовна,

воспитатель

МАДОУ №10 «Вишенка»,

г. Новороссийск Краснодарский край

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТА

У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ

ГРУППЫ

Актуальность

рассматриваемой

нами

темы

определяется

пристальным вниманием педагогов, ученых к дошкольному возрасту. На

современном этапе развития теории воспитания и обучения детей

дошкольного возраста исследователи указывают на значимость развития у

дошкольников представлений о форме предмета в деле формирования у них

элементарных математических понятий.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, представления, форма

предмета, подготовительная группа, игровая деятельность.

Формирование

у

дошкольников

элементарных

математических

представлений, ознакомление детей различными геометрическими фигурами

и формами предметов является одной из задач их математического развития.

Ш.А.

Абдуллаева,

М.Ю.

Кистяковская и

др. с середины XX века

занимались исследованиями интеллектуального развития; формирования

личности; улучшения практической деятельности дошкольника.

Современные педагоги и психологи (В. В. Давыдов, В. В. Данилов, А.

А. Столяр, А. М. и др.) в своих исследованиях обращают внимание на

значимость обучения дошкольников обобщённым приемам и способам

анализа окружающего мира по форме.

Теория и методика формирования математических представлений у

детей, отражена в работах Т.С. Будько, Л.С. Метлина, А.М. Пышкало, А.А.

Столяр, Е.И. Щербаковой и других.

Указанная работа с дошкольниками начинается уже в раннем возрасте

потому, что сформированные у детей представления, например, о форме

предметов будут сопровождать их на протяжении всей последующей жизни,

а также будут основой при формировании у дошкольников геометрических

представлений и

понятий. «Освоенные математические представления,

логико-математические средства и способы познания эталоны, модели, речь,

сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт

ребенка» [1, с. 49].

Работа с формой предметов в контексте математического развития

является

пропедевтическим

и

подготавливает

ребенка

к

усвоению

содержания раздела «Геометрические фигуры» дошкольной образовательной

программы.

Геометрические

фигуры

являются

образцами

формы.

Дошкольников

на

первых

порах

знакомят

только

с

несколькими

геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, круг), отражающими в

самом

обобщенном

виде

типичные

формы

реально

существующих

предметов.

Несомненно,

малыш

должен

уметь

отделять

фигуры

геометрические от остальных предметов, характеризуя их на основе образцов

путем сравнения каждой конкретной фигуры.

Различные развивающие игры, используемые педагогом ДОУ в своей

работе, позволяют развитию у дошкольников элементарных математических

представлений о форме предметов и т.д. В процессе организованной игры у

ребенка развиваются определенные умения и навыки, он приобретает знания

об окружающем его мире. Умение детьми дошкольного возраста различать

признаки предметов обусловлено предпочтениями, а также знакомыми

ребенку знаниями и названиями. Данными навыками дошкольник овладевать

постепенно, начиная с раннего возраста.

Представления о форме предмета, как было отмечено выше, лежат в

основе познания окружающей действительности детской картины мира, но

их

целенаправленному

развитию

недостаточно

внимания

в

практике

домашнего и общественного воспитания, которая проводится зачастую

стихийно.

Первоначальные знания о геометрических фигурах дети, безусловно,

приобретают

в

игре.

Стоит

отметить,

геометрические

фигуры

рассматриваются и сравниваются в установленном порядке, а именно:

предметы по форме, сравнивать по признаку формы, учить выделять

значимые признаки (например, наличие или отсутствие углов), не обращая

внимания на несуществующие свойства (например, от цвета и размера).

Воспитателю необходимо помнить о значимости с первых дней изучения

данной темы работы по формированию навыков распознавания элементов

геометрических фигур.

Дети дошкольного возраста на период поступления в первый класс

должны знать сравнительно широкий связанных между собой знаний о

форме предмета, о величине, числе и т.п. Программа по развитию

элементарных математических представлений для подготовительной к школе

группе подразумевает, что на данном возрастном этапе идет работа по

общению,

систематизации,

а

также

по

расширению

и

углублению

полученных дошкольниками в раннем – старшем дошкольном возрасте

знаний. Дошкольники подготовительной группы должны уже знать, уметь и

различать такие геометрические фигуры:

треугольник, четырехугольник,

прямоугольник, квадрат, овал, куб, шар, цилиндр.

Освоение

детьми

геометрических

фигур

осуществляется

в

повседневной

жизни,

путем

естественного

для

дошкольника

вида

деятельности – в игре. Знакомство с величиной, формой, пространственными

ориентирами начинается у ребенка, как известно, очень рано, уже с

младенческого возраста.

Уже во второй младшей группе детей учат распознавать и правильно

называть геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник.

Обучение детей 5-6 лет должно быть посвящено формированию

системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных

приемов и способов «геометрического мышления».

С детьми седьмого года жизни проводится работа по углублению у них

представлений о геометрических фигурах как эталонах формы предметов.

Дошкольники

выполняют

практические

действия,

манипулируют

с

геометрическими

фигурами,

конструируют.

В

ходе

такого

целенаправленного обучения развивается «математическая» речь детей.

Дошкольникам также даются представления о связях и отношениях

между разными геометрическими фигурами.

В работе с дошкольниками с целью формирования геометрических

знаний, как показывает практика, неоценима роль различных занимательных

игр и, заданий, упражнений геометрического содержания, так как они

стимулируют интерес детей к математическим знаниям, активизируют

познавательную

деятельность,

развивают

умственные

способности

дошкольников. Интересны детям проводимые игры «Геометрическое лото»,

«Чем похожи?», «Как называется?» и другие. Использование интерактивных

методов (мнемотаблицы, технологии ТРИЗ, презентации и т.д.) позволяют

нам значительно оптимизировать работу по формированию представлений о

форме предмета у дошкольников подготовительной к школе группы.

«Знания, полученные в ходе занятий по формированию элементарных

математических представлений, необходимо закреплять в повседневной

жизни. С этой целью особое внимание следует уделять обогащению

сюжетно-ролевых

игр

с

математическим

содержанием

и

созданию

предметно-развивающей среды, что стимулирует развитие самостоятельной

познавательной активности каждого ребенка» [2, с. 4].

Отметим, что современные технологии игрового обучения, на наш

взгляд, нуждаются в дальнейшей методической разработке и пополнении

различным дидактическим игровым материалом, который можно и нужно

использовать в работе с детьми подготовительной группы с целью

формирования у них представлений о форме предметов. Здесь важным

является проблема поиска наиболее оптимальных технологий работы

с

дошколятами, которые соответствовали бы индивидуальным и возрастным

особенностям детей, а также были бы им интересны. Безусловно, от

организации

познавательной

деятельности

ребенка:

от

степени

ее

занимательности, увлекательности, разнообразия используемых игр, от ее

развивающей способности во многом будет определяться образовательный

результат.

Итак,

в

дошкольном

детстве

у

детей

формируются

первые

представления о геометрических фигурах, с возрастом знания детей

постепенно расширяются, углубляются и систематизируются. Одной из

главных задач, стоящих перед педагогом, является задача формирования

системы знаний о геометрических фигурах.

Мы полагаем, что оптимизация процесса формирования

представлений

о форме предмета у дошкольников подготовительной к школе группы будет

осуществляться при соблюдении следующих условий:

-

будет

реализовываться

сопровождение

и

руководство

целенаправленной

учебной

и

игровой

деятельностью

детьми

дошкольного возраста со стороны взрослого;

-

игры,

задания

различного

характера

будут

подбираться

в

определенной

системе

с

постепенным

нарастанием

сложности

образовательных и игровых задач

-

проводимые в группе учебная и целенаправленно организованная

игровая

деятельность

будут

тщательно

продуманными,

методически

грамотно организованными, которые специально отбираются педагогом и

соответствуют возрасту детей и образовательным задачам, решаемым в ДОУ.

Литература

1.

Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического

развития детей дошкольного возраста. – СПб: «ДЕТСТВО- ПРЕСС». – 2008.

– 153.

2.

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных

математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176 с.



В раздел образования