Автор: Мороз Элиза Дарвиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Сберкласс - как инновационная форма экономического воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Мороз Элиза Дарвиновна,
воспитатель МАДОУ ДС №71 «Радость»г. Нижневартовск
Сберкласс - как инновационная форма экономического воспитания детей дошкольного возраста
Экономическое воспитание и финансовое просвещение - сравнительно новое направление в дошкольной
педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения
экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в
элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической
действительности.
С сентября 2022 года в дошкольном учреждении на базе группы общеразвивающей направленности для
детей 6-7 лет был организован Сберкласс. Это новая форма работы с детьми, используемая для экономического
воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Основная цель, с которой создавался Сберкласс – это организация работы по формированию основ
финансовой грамотности у старших дошкольников и приобщению их к социокультурным нормам, воспитанию
ценностного отношения к труду и профессиональной деятельности взрослых.
Важной отличительной особенностью нашей группы является полное погружение в тему финансов и
экономики, через тесный контакт между детьми, воспитателями, родителями и социальными партнерами
(представители Сбербанка), что облегчает восприятие детьми новых знаний.
Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность с детьми происходило
через
различные
формы
работы:
непосредственно-образовательную
деятельность,
детско-родительские
проекты, изготовление лэпбуков, тематические развлечения, дидактические игры, экскурсии в Сбербанк и
лекции для детей и родителей, которые проводились не только воспитателями, но и представителем банка.
На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения
основ финансовой грамотности:
1. формирование представлений о денежных знаках, их назначении и различиях, о взаимосвязи понятий
«труд — продукт труда — деньги», о профессиях людей финансовой сферы;
2. знакомить со способами рациональной оценки своих желаний, корректировки собственных
потребностей и выстраивания перспективы их реализации;
3. развитие умения применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
4. воспитание уважения к труду людей, к различным профессиям, ценить мир вещей как результат труда
людей.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе была организована совместными усилиями
дошкольного учреждения, воспитателей и родителей. Были оформлены различные тематические зоны:
• информационная (произведения художественной и научной литературы для детей экономического
содержания);
занимательно-экономическая (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы, раскраски
и др.);
• деятельностно-игровая (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр,
таких как «Банк», «Супермаркет» и др.).
Интерактивное оборудование – Экономград
Работа по развитию финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, их
заинтересованности, понимания важности проблемы.
Основные направления и формы работы с родителями:
1. Информационные методы (папки-передвижки, памятки, консультации, рекомендации)
2. Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта (анкетирование, опросы,
тестирование, личные беседы).
3. Проведение лекций, практикумов, бесед, тематических развлечений, экскурсий.
4. Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей… Это одна из лучших форм
организации как досуга дошкольников, так и их образования.
5. Детско-родительские проекты: «Копилка».
6. Родительский клуб «Юные финансисты».
В результате совместной деятельности в рамках «Сберкласса» воспитанники
- имеют представления о том, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,
универсальным средством обмена; о профессиях людей финансовой сферы;
- понимают, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (направлены на достижение
конкретных целей);
- обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к
результатам труда, другим людям и самому себе, имеют начальные представления об истинных ценностях и
богатстве человека.
Лэпбук по финансовой грамотности дает отличную возможность детям в виде игры научиться азам
экономики с детства, т.к. задача лэпбука преподнести элементарные финансовые понятия в максимально
доступной и увлекательной форме.
На этом слайде представлены примеры самодельных лэпбуков – это интерактивные папки, раскладушки с
дидактическими играми.