Автор: Асланбекова Лиана Магомедовна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБПОУ РД "Дербентский медицинский колледж им.Г.А.Илизарова"
Населённый пункт: г. Дербент респ. Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: История дистанционного обучения
Раздел: среднее профессиональное
Краткая история дистанционного образования
В марте 2020г весь мир столкнулся с пандемией коронавируса, которая внесла свои
коррективы в различные сферы деятельности человека. Не обошла она стороной и сферу
образования,
как
бы
несовместимыми
не
казались
изначально
образование
и
здравоохранение.
В тот период нам впервые пришлось столкнуться с дистанционным обучением.
Очень много вопросов, паника, нештатные ситуации… Все это заставляло педагогов
искать ответы на возникающие вопросы и находить выход их сложившейся тогда
ситуации. И, несмотря на то, что дистанционное обучение существует уже много веков, в
2020г вошедшее стремительно в разговорную речь слово «Дистанционка» всех пугало.
Заглянем в историю дистанционного образования. Первым известным примером
можно назвать знаменитого греческого философа Сократа. Он читал лекции, записывал
поучения и распространял их между своими студентами по всему Средиземноморью.
В конце 19-го и начале 20-го веков возникло стремление сделать образование более
доступным для широких масс населения. Корреспондентское обучение (по почте)
становится всё более востребованным и получает мировой статус. Всё больше и больше
появляются заочные школы в США, Канаде, Великобритании и Австралии.
В
середине
20-го
века
произошёл
стремительный
скачок
развития
технологий. Прогресс привнёс в нашу жизнь радио, телефон и телеграф, телевизор и
первые образовательные передачи. Важным годом развития дистанционного образования
стал 1969 год, когда в Великобритании создали Открытые университеты. Концепция
обучения заключалась в том, что учиться мог любой желающий из любой точки мира без
непосредственного выезда в Великобританию.
В начале 21 века альтернативные формы образования в России совершают
значительный рывок. Появляются первые университеты, предоставляющие возможность
учиться с использованием современных технологий из любой точки мира. Дистанционное
образование становится самостоятельной формой обучения и начинает своё развитие.
Решение преподавании различных курсов дистанционно, пришло тогда, когда стало
понятно, что отдельные сферы деятельности позволяют обучать студентов по почте – с
помощью отправки писем. Публиковали «обучающие письма», с помощью которых все
желающие могли изучать язык.
Совсем скоро стало понятно, насколько привлекателен такой способ обучения. В 1858
году возможность сдавать экзамены удаленно предоставили еще и иностранным
студентам, неважно из каких они были учебных заведений.
Постепенно
этот
опыт
перенимали
и
другие
учреждения
–
многочисленные
университеты и колледжи, которые готовы были обучать по почте.
Так в 1873 году американка Анна Элиот Тикнор приступила к работе над обучающей
системой для женщин. Общение и обмен информацией осуществлялся по почте.
Программа основывалась на материалах «Общества поддержки домашнего обучения».
Постепенно программу обучения по почте переняли университеты других штатов.
Газетные публикации для рабочих с техникой безопасности, правилами выполнения
разных действий и т.д. стали настолько популярны, что в 1891 году был создан
специальный курс, который стал прототипом модели обучения по почте по разным
дисциплинам.
Не обошла стороной система дистанционного обучения школы и спецучилища.
Программу писали в бумажном варианте. Учебники по почте доставляли адресатам,
которые так же высылали обратно выполненные контрольные и другие типы работ.
Со временем и по мере развития системы дистанционного обучения печатных
материалов стали дополнять аудио- и видеозаписями.
В 1969 году в Англии появился Открытый университет, где все желающие учатся в
удобное время в удобном месте. В 1979 году в Китае запустили теле- и радиопрограмму
обучения.
Со временем активно развивались информационные технологии. Интернет и
появление
электронной
почты
совершили
настоящую
революцию
в
системе
дистанционного обучения. С тех пор дистанционное обучение развивается огромными
рывками,
чему
свидетельствуют
телеконференции,
усовершенствованная
графика,
мультимедиа.
Концепция первых открытых университетов заключалась в том, что учиться в них
могли представители всех стран и возрастов. Учащиеся сами могли принимать активное
участие в развитии учебной программы. Главными признаками были: самообучение,
индивидуализация процесса, свободный доступ к информации и передовые методы
оценки работы учащегося.
Основная форма дистанционного обучения – заочная. Раньше она предусматривала
регулярные поездки в учреждение образования для сдачи установочной сессии, во время
которой студентам давали основные рекомендации по удаленной учебе. И дважды в год
необходимо было личное присутствие для сдачи итоговых зачетов и экзаменов.
В нашей стране активно говорить о дистанционном обучении стали в 1917 году
сразу после революции. Союз стал развивать систему обучения в виде консультаций. Речь
шла о заочном обучении и курсах по разным направлениям.
В 1993 году в России открыли ЕШКО – филиал дистанционного обучения
английскому языку. В основе курса была прослушка аудиокассет в зависимости от
выбранного уровня.
Новый этап в развитии – подписание меморандума с ЮНЕСКО, которое и дало старт
развитию полноценного дистанционного обучения. В результате появился МТИ ВТУ с
разными программами ДО. Правда, аккредитацию вуз получил только в 2000 году.
В 2004 году многие дистанционные проекты показали свою результативность и
динамику. Поэтому дистанционная учеба стала развиваться не только в образовательных
проектах, но и на производстве: многие компании стали обучать таким образом свой
персонал. По этому пути пошли такие «гиганты» как «РЖД», «СеверСталь», «Норильский
Никель» и пр.
Сегодня система образования активно соревнуется с зарубежными, поэтому и
дистанционное обучение шагает в ногу со временем, постоянно развиваясь. И сегодня уже
около 40% всех университетов страны готовы предложить абитуриентам возможность
дистанционного обучения.
Самой большой проблемой отечественного дистанционного обучения до недавних
времен являлось отсутствие качественного электронного контента. Но работа над новыми
возможностями и привлечение специалистов вывели сегодня дистанционное обучение на
новый уровень.
Нельзя, конечно, забывать о проблеме регионов, где не только большой культурный
барьер, плохо развитая инфраструктура, проблемы с интернетом, которые создают
проблемы при дистанционном обучении. Но вместе с большими проблемами регионов
именно они будут самым перспективным сектором, так как люди из удаленных уголков
страны часто не могут себе позволить учебу и проживание в крупных городах. А
дистанционное обучение позволяет получить образование по доступной цене, не покидая
места проживания.
Во время пандемии мы, конечно же столкнулись с множественными проблемами, что
породило большое число мифов об онлайн образовании. Однако не мало оказалось и тех,
кому такая форма пришлась по вкусу. Это спровоцировало бурный рост числа различных
сервисов, предоставляющих образовательные услуги в онлайн формате.
На сегодняшний день дистанционное обучение в традиционных школах крайне редко
используется
как
альтернативная
форма.
В
2021
году
внесены
поправки
в
законодательство, позволяющее родителям выбирать, как будет учиться ребенок.
Перешедшие на семейную форму обучения в скором времени столкнулись с проблемой
организации учебного процесса. Так в России стали набирать популярность онлайн-
школы. Они практически ничем не отличаются от традиционных. Кроме как отсутствием
границ.
На сегодня, по разным оценкам, насчитывается более 300 тыс. семей, выбравших
новый формат. Количество онлайн-школ неуклонно растет, как и количество желающих в
них учиться.
Сократ был бы доволен, ведь каждый теперь может в живом диалоге получать знания
из любой точки мира.
При дистанционном обучении нужно не только учиться, но и учиться новым
методикам
обучения.
Надо
знать
методологию,
преимущества
и
недостатки.
Дистанционное образование в России сегодня можно получить на школьном, среднем
профессиональном,
высшем
или
дополнительном
уровне.
Дистанционная
модель
образования является сегодня конкурентоспособной и эффективной и
одним из
перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять подготовку
кадров без отрыва от производства, получать образование за пределами своего города или
региона. Для организации дистанционного обучения многие образовательные учреждения
организуют учебные порталы. Они представляют собой ресурсы, которые содержат
учебные материалы, задания для самостоятельного выполнения, тесты для самопроверки.
Всё это стало возможным благодаря развитию информационных технологий и
интернета.
В заключении можно уверенно сказать, что вызванная принудительно в 2020г
проверка готовность и состояние дистанционного обучения дало толчок для нового этапа
ее развития, который стремительно набирает темпы. И сегодня нас уже не пугает слово
«Дистанционка»,
а
дает
возможности
от
получения
и
углубления
знаний
до
профессиональной переподготовка и повышения квалификации.