Напоминание

Игра как средство адаптации в группе раннего возраста


Автор: Орлова Анастасия Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №34
Населённый пункт: Кемеровская область г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игра как средство адаптации в группе раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка «Игра как средство адаптации в группе раннего

возраста»

Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на

воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о

целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к

личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических

принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых

являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка

к дошкольному учреждению.

Цель работы – организация педагогических условий для успешной адаптации детей

раннего возраста к условиям ДОУ.

Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям

системы дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – применение игровых технологий как средства повышения

эффективности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

Гипотеза исследования - процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям

дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при соблюдении

следующих условий:

- организация содержательной и интересной для детей

дошкольного возраста деятельности – игровой;

- обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для

возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения;

- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала.

Задачи работы:

- изучить теоретические основы организации педагогической деятельности по

применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего

возраста : рассмотреть понятие и сущность процесса адаптации, выявить общие и

индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям

дошкольного образовательного учреждения; изучить особенности игровой деятельности с

детьми раннего возраста;

- разработать систему педагогической деятельности по повышению эффективности

процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой

деятельности, реализовать мероприятия данной системе в исследуемом ДОУ;

- оценить эффективность разработанной системы педагогической деятельности по

повышению эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям

ДОУ средствами игровой деятельности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования :

теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ

учебных планов; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое

наблюдение.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения - детский сад «Солнышко» села Рязаново Ульяновской

области. В исследовании приняли участие 18 воспитанников первой младшей группы (10

девочек и 8 мальчиков в возрасте от 2 лет 1 мес. до 2 лет 4 мес.).

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его

психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых

игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный

стресс. В нашем ДОУ функционируют 5 групп, одна из которых - группа раннего

возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас

достаточно актуален. В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по

предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой

системы является методологическое обеспечение адаптационного процесса.

Реализация исследовательской части выпускной квалификационной работы

осуществлялась в три этапа:

- подготовительный этап (изучение литературных источников по проблеме адаптации

ребенка к ДОУ, подбор диагностических методик, получение согласия администрации

ДОУ на проведение исследования)

- основной этап, включающий проведение входящей диагностики детей и родителей,

осуществление мероприятий формирующего этапа, проведение заключительной

диагностики. Входящая диагностика проходит по трем направлениям: характеристика

родителями готовности своих детей к посещению ДОУ; диагностика

педагогической адаптации детей к ДОУ; оценка психологической адаптации детей к

ДОУ.

- заключительный этап включал обработку результатов диагностики, литературное

оформление работы.

Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень адаптированности

детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Следовательно, гипотеза о том, что процесс адаптации ребенка раннего возраста к

условиям дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при

соблюдении следующих условий: организация содержательной и интересной для детей

дошкольного возраста деятельности – игра;



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники