Автор: Орлова Анастасия Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №34
Населённый пункт: Кемеровская область г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игра как средство адаптации в группе раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка «Игра как средство адаптации в группе раннего
возраста»
Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на
воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о
целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к
личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических
принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых
являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка
к дошкольному учреждению.
Цель работы – организация педагогических условий для успешной адаптации детей
раннего возраста к условиям ДОУ.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям
системы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – применение игровых технологий как средства повышения
эффективности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.
Гипотеза исследования - процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при соблюдении
следующих условий:
- организация содержательной и интересной для детей
дошкольного возраста деятельности – игровой;
- обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для
возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения;
- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы организации педагогической деятельности по
применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего
возраста : рассмотреть понятие и сущность процесса адаптации, выявить общие и
индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения; изучить особенности игровой деятельности с
детьми раннего возраста;
- разработать систему педагогической деятельности по повышению эффективности
процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой
деятельности, реализовать мероприятия данной системе в исследуемом ДОУ;
- оценить эффективность разработанной системы педагогической деятельности по
повышению эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОУ средствами игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования :
теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ
учебных планов; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое
наблюдение.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения - детский сад «Солнышко» села Рязаново Ульяновской
области. В исследовании приняли участие 18 воспитанников первой младшей группы (10
девочек и 8 мальчиков в возрасте от 2 лет 1 мес. до 2 лет 4 мес.).
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его
психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых
игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный
стресс. В нашем ДОУ функционируют 5 групп, одна из которых - группа раннего
возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас
достаточно актуален. В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по
предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой
системы является методологическое обеспечение адаптационного процесса.
Реализация исследовательской части выпускной квалификационной работы
осуществлялась в три этапа:
- подготовительный этап (изучение литературных источников по проблеме адаптации
ребенка к ДОУ, подбор диагностических методик, получение согласия администрации
ДОУ на проведение исследования)
- основной этап, включающий проведение входящей диагностики детей и родителей,
осуществление мероприятий формирующего этапа, проведение заключительной
диагностики. Входящая диагностика проходит по трем направлениям: характеристика
родителями готовности своих детей к посещению ДОУ; диагностика
педагогической адаптации детей к ДОУ; оценка психологической адаптации детей к
ДОУ.
- заключительный этап включал обработку результатов диагностики, литературное
оформление работы.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень адаптированности
детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Следовательно, гипотеза о том, что процесс адаптации ребенка раннего возраста к
условиям дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при
соблюдении следующих условий: организация содержательной и интересной для детей
дошкольного возраста деятельности – игра;