Автор: Скрябина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко".
Населённый пункт: п. Тикси, Булунский район, РС(Я).
Наименование материала: Статья
Тема: "Этнография коренных народов Севера как средство развития детской одаренности в условиях Арктики
Раздел: дошкольное образование
Этнография коренных народов Севера как средство развития детской
одаренности в условиях Арктики.
Духовные ценности народа, его обычаи и нравы в течении многих
поколений играли
и играют сегодня решающую роль
в становлении
личности, в формировании духовно – нравственных качеств подрастающего
поколения. В них сосредоточены такие гуманистические ценности которые
создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик.
Сейчас важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого,
которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса,
поскольку в воспитании подрастающего поколения невозможно обойтись
без
использования
опыта
народа
в
этой
области,
его
традиций.
В Республике Саха (Якутия ) в северных улусах в настоящее время
ведется активная деятельность
по возрождению, сохранению, развитию
искусства
и
культуры
коренных
народов
Арктики.
Необходимым
компонентом
данного
направления
является
изучение
национального
культурного наследия, передача подрастающему поколению знаний и
умений традиционного декоративно – прикладного искусства. Мир народа
Арктики богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту
суровой северной природы. Если мы будем изучать и соприкасаться
с
историей народа Севера, будем богаче, мудрее и добрее.
Использование регионального колорита и этноса в педагогических
целях, знакомство дошкольников с национальной культурой коренного
этноса своей Малой Родины становятся актуальными задачами
для
педагогов,
ориентирует детей на организацию личностного познания
родного края: от непосредственного восприятия и изучения – к осмыслению.
Формируется у детей этнокультурные ценности, национальные традиции как
основы
формирования
его
самосознания,
самоиндентификации,
самоопределения
( умения относить себя к определенной национальности, культуре).
Цель проекта: Обогащение исторического сознания детей через восприятия
и изучения этноса, культуры, традиции, обычаи коренных народов Севера
(умению относить себя к определенной национальности и понимающего
ценности и исключительности Родного края).
Задачи:
Образовательные:
- знакомство детей с материальной и духовной культурой коренных
народов Севера;
-обучение воспитанников основами краеведческих и этнографических
дисциплин;
Развивающие:
- развитие у детей познавательного интереса к родному краю и
населяющим его народам;
- развития мышления, умения самостоятельного осмысления событий и
явлений;
- развитие творческих способностей воспитанников , умения творчески
применить полученные знания в процессе практической деятельности;
Воспитательные:
- воспитания уважения и толерантности к культуре других народов;
- формирования эстетического вкуса;
-воспитание
любви
и
бережного
отношения
к
природному
и
культурному наследию родного края и проживающих на его территории
народов;
Таким
образом,
использование
фольклора,
культурно
–
этнографического
комплекса
включающего
словесное,
музыкально
–
песенное, танцевальное,
игровое творчество, игры народов Севера,
позволяет формировать у детей следующие качества: одаренность, умение
логически мыслить,
любознательность ,эмоциональную отзывчивость,
умение бережно относиться к природе своего родного края, физического
развитого ребенка.
Образовательный блок: «Этнография коренных народов Севера как
средство развития детской одаренности», воспитательный блок: «Культура.
Традиции
и
обычаи»,
содержание
образовательной
деятельности,
включающие игры народов Севера, слушание, исследования, продуктивное и
конструктивное творчество, отражает интеграции всех видов деятельности,
реализует комплексный подход к воспитанию и обучению в детском саду.
Таким образом, использование фольклора, культурно – этнографического
комплекса включающего словесное, музыкально –песенное, танцевальное,
игровое творчество, игры народов Севера, позволяет формировать у детей
следующие
качества:
одаренность,
умение
логически
мыслить,
любознательность
,эмоциональную
отзывчивость,
умение
бережно
относиться к природе своего родного края, физического развитого ребенка.