Напоминание

"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"


Автор: Литвиненко Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 190"
Населённый пункт: Алтайский край, Барнаул
Наименование материала: проект
Тема: "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №190»

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО И

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатели :

Литвиненко Н.С

Содержание

1.

Моделирование процесса допрофессионального самоопределения

средствами проф.ориентационной игры.

2.

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с

трудом взрослых.

3.

Картотека сюжетно – ролевых игр.

4.

Картотека профессий.

Моделирование процесса допрофессионального

самоопределения средствами профориентационной игры.

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка

является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и

самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а

дело всей жизни человека, и начинается оно ещѐ в дошкольном детстве.

Традиционно выделяют несколько этапов этого процесса:

I этап: развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

Этот этап берѐт своѐ начало в возрасте становления самосознания как

такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового

возраста (10–12 лет).

II этап: профессиональное самопознание. Ориентировочные границы этого

этапа – 5-9 класс.

III этап: собственно профессиональное самоопределение. Здесь выделяют

три этапа: уточнение социально-профессионального статуса (характерен для

учащихся 10-11 классов), вхождение в профессию (характерен для студентов)

и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности (характерен

для работающей части населения).

Первый и второй этапы профессионального самоопределения

называют допрофессиональным самоопределением, так как они не связаны

непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а

являются подготовительными к ней. Главная цель допрофессионального

самоопределения задаѐтся взрослым и заключается в том, чтобы постепенно

сформировать у ребѐнка внутреннюю готовность самостоятельно и

осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего

профессионального развития.

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным

развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап

профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных

представлений о мире профессий. На этом этапе у ребѐнка должна

сформироваться определѐнная наглядная основа, на которой будет

базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а

также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда,

их занятиям.

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного

возраста являются составляющими ранней профориентации.

Цель ранней профориентации:

дать ребѐнку начальные и максимально разнообразные представления о

профессиях;

сформировать у ребѐнка эмоционально-положительное отношение к труду и

профессиональному миру;

предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах

деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребѐнок смог

анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать

себя при выборе профессии более уверенно.

Основными направлениями ранней профориентации являются:

1.

профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду,

трудолюбия);

2.

профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире

профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба

эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной

образовательной организации.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о

профессиональной деятельности взрослых играют игры

профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать

непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из

рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять

действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное

поведение.

Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту

задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они

способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий,

обогащают представления действиях представителей той или иной

профессии, о материалах и инструментах.

Ранняя профориентация осуществляется на протяжении всего периода

получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются:

1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой,

изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

2) в процессе специально организованных педагогическими работниками

форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое

направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов

и родителей. Всё это поможет их дальнейшему успешному обучению в

школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет

приносить удовольствие и радость.

Картотека дидактических игр, для

детей младшего дошкольного

возраста по ранней

профориентации.

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников

с трудом взрослых.

Игра № 2

«Оденем куклу на работу»

Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека,

называть соответствующие профессии.

Игровые действия: поиск нужных предметов одежды в соответствии с

названной профессией.

Оборудование игры: на столе у педагога разложены плоскостные

изображения рабочей одежды для кукол, на подставках — плоскостные

изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображением

различных инструментов (для разных профессий).

Ход игры: педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на

работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться,

кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой

картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по

очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют

соответствующую профессию.

Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды,

перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется

несколько раз.

Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные

рабочие костюмы.

Игра № 3

«Едем на работу»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое

место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с

изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в

процессе данной игры.

Игровые действия: движение по комнате (изображается поездка на машине)

и нахождение стула или места с соответствующей профессиональной

символикой (картинкой).

Оборудование игры: на столе у педагога разложены «рули» (круги, в

середине которых нарисованы люди разных профессий), в разных местах

комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие инструменты.

Ход игры: педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать

себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно

внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом,

подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог

перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место.

Затем дети меняются рулями (профессиями), и игра повторяется

Игра № 5

«Что хочет делать Маша?»

Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о

материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):

- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь

Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается

делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в

которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти

предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка —

для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с

изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или

просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая

ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы,

цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт

коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а

остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на

бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Картотека сюжетно-ролевых игр

для детей младшего дошкольного

возраста по ранней

профориентации.

Картотека сюжетно – ролевых игр по ознакомлению

дошкольников с трудом взрослых.

Игра № 1

"Магазин"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам,

воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей:

ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить

в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте

огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый,

молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети

самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых

работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты,

рыба, хлебобулочные изделия,

мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за

покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с

продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо

обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями.

Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Игра № 2

"Магазин игрушек"

Цель: учить детей описывать предмет, находить его существенные

признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в

общественных местах. Закреплять знания о профессии продавца.

Оборудование: игрушки.

Ход игры: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками.

Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: - У нас открылся магазин.

Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы сможете их купить, но

чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а

описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию

продавец узнает ее и продаст вам. Короткой считалочкой выбирают

продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо

выполнять правила игры: - Здравствуйте! Я хочу купить игрушку. Она

круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети. Продавец подает

покупателю мяч. - Спасибо, какой красивый мяч! - говорит воспитатель и

садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из

играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для

покупки: - А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая,

оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие

глазки. Продавец подает игрушку — лису. Покупатель благодарит и садится

на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе

игрушки, играют с ними в комнате или на прогулке. Воспитатель приносит в

магазин и такие игрушки, с которыми дети давно не играли, чтобы пробудить

интерес к ним, напомнить, какие они интересные, красивые.

Игра № 4

"Строим дом"

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить

внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей

сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские

взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях

труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия

«постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик»,

«плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран,

игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей

строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка

стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …?

(дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом,

где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают

строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают

изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети

договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни

– Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный

материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства

следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и

туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Игра № 5

"Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру

общения, расширить словарный запас детей.

Оборудование: фартук для парикмахера, накидка для клиента, инструменты

парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и

т.д.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она

знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает

детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы

причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что

там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают

хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок.

Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут

другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее

прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в

эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях

парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Игра № 6

"Детский сад"

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех

людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального

работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых,

заботливо относиться к своим воспитанникам.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По

желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального

руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В

ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход

из сложных ситуаций.

Игра № 7

"Скорая помощь"

Цель: закрепить умение детей брать на себя роли врача, шофера, мамы,

папы, больного, действовать соответственно взятой роли. Учить адекватно

пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение и действия с ним.

Оборудование: машина «Скорая помощь» (игрушка, напольная машина с

рулем), халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кровать-кушетка

для больного.

Ход игры: В короткой вступительной беседе педагог рассказывает о том, что

надо делать, если человек тяжело заболел или заболел ночью, как ему можно

оказать помощь. Предлагает сюжет игры детям. Помогает распределить роли.

Начиная игру, педагог рассказывает детям о том, что заболел папа, он не

может встать с кровати, чтобы пойти к врачу. Взрослый спрашивает у детей,

что надо делать в таком случае? Дети, в соответствии с предложенным

сюжетом, догадываются о том, что надо вызвать скорую помощь. Дочка или

сын вызывают скорую помощь по телефону, дежурный в скорой помощи

принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач, звонит в дверь, мама

открывает, приглашает пройти в квартиру, помыть руки, дает мыло,

полотенце. Врач моет руки и проходит к больному. Взрослый помогает, в

случае необходимости, вести диалог больного и врача, сопровождать

действия речью. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему

градусник, предлагает сделать укол. При выполнении этого действия педагог

может оказать помощь (показ, пояснения действий). Если врач пытается

сразу уйти, педагог обращает внимание на то, что желательно понаблюдать

за больным, посидеть у его кровати, еще раз смерить температуру и т. д.

Врач сидит какое-то время у постели больного, задает ему вопросы о

здоровье. Члены семьи провожают его, прощаются. Врач уезжает на машине.

Ход игры: Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит

волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр,

покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер

косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном,

смазывает кремом, красит глаза. Кассир выбивает чеки. Уборщица

подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители

вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу,

советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Игра № 11

" Пожарные "

Цель: продолжать знакомить детей с профессией пожарник. Формировать

умения детей использовать атрибуты игры по назначению.

Оборудование: накидки – плащи пожарников, руль, пожарный шланг, ведра.

Ход игры: Педагог предлагает детям ситуацию: "Прибегает Зайчик в гости и

рассказывает историю о том, что у них в лесу волк и лиса развели костер и

забили его затушить. Из-за этого в лесу начался пожар, и зайчик просит

детей помочь потушить пожар…"

Распределение ролей: пожарная команда разбирают необходимые атрибуты:

шланги, ведра, надевают пожарную форму. Рассаживаются в пожарной

машине по местам. Обыгрывание с помощью педагога. Беседа. Подведение

итога игры.

Игра № 12

«Автобус»

Цель: учить детей выполнять определенную роль в игре: шофер, пассажиры.

Учить взаимодействию в сюжете. Выполнять постепенно усложняющиеся

правила: действовать по сигналу воспитателя (остановка, пассажирам

выходить); двери закрываются, автобус уезжает развивать речевую

активность детей, согласовывать действия со словами, упражнять в

правильном произношении.

Оборудование: стульчики, руль, куклы, игрушки-животные.

Ход игры: воспитатель начинает игру: «Сейчас буду строить что-то

интересное. Кто хочет мне помогать? Принесите пожалуйста много

стульчиков. Можно начинать строить. Знаете, что я хочу вам построить?

Автобус. Построю автобус и буду катать моих ребят. Хотите, чтобы я вас

покатала на автобусе?» Воспитатель строит автобус и комментирует свои

действия: «Сначала построю кабину (берет стулья) « Кабина готова. Теперь

сделаю руль. Буду рулить. Теперь буду делать пассажирские сидения.

Поставлю стульчики вот так, чтобы детям было удобно сидеть. Все. Автобус

готов. Ну-ка садитесь на пассажирские сидения, сейчас поедем. Это место

для Кати. А это для Саши… Все сели удобно? Можно заводить наш автобус?

Чик-чик, мотор включила. А знаете, куда я вас повезу? В магазин за

игрушками. Би-би! Поехали. Для пассажиров существуют определенные

правила. Ребята, запомните эти правила и расскажите своим друзьям.

- Не отвлекайте водителя разговорами:

Еж с водителем болтал,

От дороги отвлекал.

Стали все Ежа ругать:

- Ну-ка Еж, в сторонку встань,

От водителя отстань,

Ты его не отвлекай,

С толку лучше не сбивай.

Разговоры прекрати,

Не мешай – иль выходи.

- Не высовывайся из окна транспорта:

Ехали звери, открыли окошко.

Тут же какая-то серая Кошка

Голову высунуть вдруг захотела.

Едет в автобусе гордо она,

А голова из окошка видна.

Видит: навстречу спешит грузовик,

Рядом проехал – и в этот же миг

Ветер большой на дороге поднял,

С Кошки в окошке он шляпу сорвал!

Очень расстроилась серая кошка.

Дети, не надо соваться в окошко!

- Не разговаривай громко – ты мешаешь другим:

Две вороны каркать стали –

Всё проблемы обсуждали.

Шум вокруг ворон стоит,

Пассажиров это злит.

Так что в транспорте, детишки,

Не кричите громко слишком.

Понимайте положенье,

Проявляйте уваженье!

- Не мусори в транспорте:

Возмущается народ:

Белка семечки грызет,

Шелухой засыпан пол.

К белке заяц подошел:

- Белка, так не поступают,

Мусор на пол не кидают.

А сумела набросать –

Так сумей его убрать.

- Не толкай других пассажиров:

Битком набит автобус был.

Медведь пробраться вглубь решил,

Всех пассажиров растолкал

И гордо в середине встал.

Ему кондуктор говорит:

Хоть ты имеешь гордый вид,

Запомни: ты тут не один,

Не самый главный господин

Воспитатель читает стихи и демонстрирует детям картинки по теме.

Воспитатель: Чшш-ш-ш! Остановка! Приехали в магазин. Сейчас я открою

дверь. Выходите. Вот магазин (воспитатель показывает на шкаф с

игрушками, которые заранее необычно расставлены). Много в магазине

игрушек. Они вам нравятся? Давайте я буду продавцом, буду продавать вам

игрушки. Какую игрушку хочешь купить, Варя? А тебе Тимур, какую

игрушку продать? Ну, вот, кажется, все купили игрушки. Хорошие игрушки

вы купили? Всем нравятся? Тогда садитесь в машину, поедем назад в группу.

Би-бип! Поехали…»

По дороге педагог делает остановку, покупает в магазине «бутылку»

лимонада, угощает детей, стаканчик предлагает сделать из кулачка.

Показывает, как можно пить из такого стаканчика. Воспитатель: «У кого есть

такие же стаканчики? Подставляйте. Буду наливать вам лимонад. Кто еще

хочет лимонада? Все попили? Теперь давайте угостим лимонадом игрушки.

Кто попил, может садиться в машину. Все сели? Би-бип. Поехали. Чшш-ш-ш.

Приехали в группу. Можно идти играть. Покажите своим игрушкам, где им

можно спать, варить обед, а я буду машину чинить. Захотите снова

покататься на машине, приходите ко мне. Я вас еще куда-нибудь повезу».

Если после предложения воспитателя у детей появится желание снова сесть в

машину, игра продолжается.

Картотека профессий для детей

младшего дошкольного возраста по

ранней профориентации.

Картотека профессий.

ВОСПИТАТЕЛЬ

Воспитатель – это человек, который воспитывает и обучает детей в детском

саду. Профессия воспитателя важна и необходима. Он должен любить и

понимать детей.

В детском саду воспитатель организует игры с детьми, учит их рисовать,

лепить, вырезать из бумаги, конструировать, мастерить. Воспитатель читает

детям книги, рассказывает сказки, учит с ними стихи, загадки и считалки,

знакомит их с окружающим миром, учит любить природу, уважать старших.

Утром, когда дети приходят в детский сад, воспитатель проводит с ними

зарядку – это несложные, но очень полезные физические упражнения.

Воспитатель учит детей умываться, одеваться и раздеваться, правильно

пользоваться столовыми приборами, обучает детей правилам этикета. Во

время подготовки детей к прогулке он помогает детям одеться, завязать

шарфы, застегнуть пуговицы.

Воспитатель видит отношения детей в группе, знает, кто отзывчив,

дружелюбен, кто любит жаловаться, кто затевает споры и ссоры. Своим

поведением и беседами воспитатель влияет на детей, стремясь подавить в

них проявления дурных качеств и воспитать хорошие.

В старших группах детского сада воспитатель готовит детей к обучению в

школе: знакомит с цифрами, буквами, учит считать, составлять рассказы.

Воспитатель – это добрый, внимательный, заботливый человек, который

очень сильно любит маленьких детей.

Словарная работа: воспитатель, столовые приборы, этикет, отзывчивый,

дурные качества.

Названия действий: воспитывает, учит, рассказывает, помогает, играет,

жалеет, читает, показывает, объясняет, знакомит, занимается…

Названия качеств личности: добрый, ласковый, веселый, справедливый,

внимательный, заботливый, строгий, терпеливый…

Загадка

Кто с детьми всегда играет,

Книжки умные читает,

Водит деток погулять

И укладывает спать?

(Воспитатель)

Кто расскажет обо всем:

Отчего бывает гром,

Как работают заводы,

И какие там станки,

И о том, как садоводы

Разбивают цветники,

И про север, и про юг,

И про все, что есть вокруг,

И про уголь, и про газ,

Про тайгу и про Кавказ,

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу?

Кто научит рисовать,

Строить, шить и вышивать,

Усадив ребят в кружок,

Прочитает им стишок,

Скажет: «Выучите сами,

А потом прочтете маме».

Кто сейчас же разберется.

Почему Антон дерется,

Почему у Саши с Дашей

Он машинку отнимал,

Почему слона из глины

Даня сразу поломал?

Это воспитательница,

Это Имя.Отчество.

Любит Имя.Отчество.

Всех своих ребят,

Очень Имя.Отчество

Любит детский сад.

ВОДИТЕЛЬ

Водитель или шофер – это человек, который управляет транспортным

средством: машиной, автобусом, грузовиком и т.д. Эта профессия очень

интересная и нужная.

Водитель легковой машины или автобуса возит людей, а грузовой -

перевозит различные грузы. Грузовики используют для перевозки овощей,

зерна, сена, животных в сельской местности. В городе грузовики доставляют

продовольственные и промышленные товары в магазины.

Водитель должен хорошо знать устройство машины, умело ею управлять,

должен уметь починить мотор, накачать колеса, знать правила дорожного

движения и никогда не нарушать их. На автозаправках шофер заправляет

машину бензином или газом.

Многие водители работают на общественном транспорте - трамваях,

автобусах, троллейбусах. Перед выходом на трассы эти транспортные

средства проверяются механиками, а врач осматривает водителя. Водитель

должен быть здоров! Ведь он отвечает за жизнь многих людей. На

остановках водитель нажимает особую кнопку и открывает двери. Одни

пассажиры выходят из автобуса, а другие входят.

У шофера должны быть отличная память, выносливость, сила, крепкое

здоровье и прекрасное зрение. Он должен различать все световые сигналы и

обладать отличным слухом.

Словарная работа: водитель, правила дорожного движения, общественный

транспорт, трасса, механик, автозаправка.

Названия действий: управляет, возит, перевозит, нажимает, проверяет,

заправляет, чинит, ремонтирует, накачивает, смотрит…

Названия качеств личности: сильный, смелый, здоровый, внимательный,

ответственный, умелый, дисциплинированный, послушный, тактичный,

грамотный…

О шофере

Целый день шофер трудился,

Он устал, он запылился.

Он возил кирпич на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку

Свой огромный самосвал.

Шофер

И снова дальняя дорога,

И неба купол голубой.

Исколесит он очень много,

Но все не хочет на покой.

Наверно, помнит он едва ли,

Как много грузов для страны

Он перевез; везде их ждали,

И были всем они нужны.

Он часто говорит со смехом,

Не отрываясь от руля:

«Я шар земной пять раз объехал,

и для меня мала Земля.

Я очень счастлив до сих пор,

Что за рулем я, что шофер».

Мой грузовик

Вот огромный грузовик! Я водить его привык,

Грузы я вожу на нем, если строят новый дом.

Всем машинам он машина – настоящая махина!

Возит кирпичи, песок, он бы гору сдвинуть мог!

Целый день мы с ним вдвоем, я - в кабине за рулем.

Он послушный, как живой, словно он товарищ мой.

Тихо музыку включу и баранку закручу,

Дождь ли хлещет, снег идет, едем, едем мы вперед!

ВРАЧ

Врач – это человек, который лечит людей от всевозможных заболеваний.

Если больной не может прийти к врачу сам, врач едет к нему и оказывает

помощь на месте. Поэтому машина, но которой ездит врач, так и называется:

«Скорая помощь».

Врачи бывают разные: терапевты лечат все болезни, стоматологи лечат зубы,

педиатры - только детей, отоларингологи - уши, горло, нос, невропатологи -

нервы, окулисты - глаза, дерматологи - кожу.

Профессия врача очень трудная. Она требует много знаний, внимательного

отношения к больному. Врач должен много знать о строении человеческого

тела, работе внутренних органов, должен уметь разбираться в разных

болезнях.

На приёме больному врач обязательно послушает лёгкие и сердце, посмотрит

горло. Врач распознаёт, чем болеет его пациент, ставит диагноз, назначает

лечение, выписывает рецепты на получение лекарства.

Врач в своей работе использует инструменты: фонендоскоп, с помощью

которого он прослушивает сердце и дыхание, шпателем смотрит горло. Врач

всегда одет в белый халат.

Настоящий врач должен жалеть своих больных пациентов и стараться

помочь им выздороветь.

Словарная работа: шпатель, фонендоскоп, рецепт, лекарство, помощь,

диагноз, пациент.

Названия действий: лечит, слушает, смотрит, выписывает, назначает,

помогает, объясняет…

Названия качеств личности: умный, внимательный, добрый, заботливый,

терпеливый, настойчивый, грамотный…

Врач

Все болезни лечит врач,

Он уколет – ты не плачь.

Веселей смотри вокруг:

Детский врач – ребятам друг.

Доктор

К доктору ходите, маленькие дети!

Этот старый доктор лучше всех на свете.

В мире не бывает доктора добрей,

Всем он помогает: доктор – друг детей.

Когда головка горяча, мы поскорей зовем врача.

Болит животик перед сном – опять врача мы позовем.

Он лечит папу с мамой и бабушку мою,

Меня, хоть я упрямый, он лечит всю семью.

Пусть гром гремит и дождь идет,

Врач обязательно придет!

Врач – наш хороший, верный друг,

Он вылечит любой недуг.

«Скорая помощь»

Машину белую с красным крестом

Как «Скорую помощь» все знают

И ей дорогу в потоке любом

Всегда и везде уступают!

Машина торопится, доктор спешит

Кого-то спасти от ожога,

И если у стареньких сердце болит,

И если сломаете ногу.

Врач в белоснежном халате придет,

Держа чемоданчик волшебный.

Там сложены трубки и простенький йод,

И шприц, и растворчик целебный.

Измерит давленье, советом спасет

И добрым внимательным словом,

А если так нужно – в больницу возьмет,

Чтоб там человек стал здоровым.

Болезнь для больших и ребяток – беда,

Но есть от нее избавленье.

Вы в «Скорую помощь» звоните всегда!

03 – это номер леченья!

ПАРИКМАХЕР

Парикмахер – это человек, который подстригает людей и делает причёски.

Парикмахер – очень интересная и творческая профессия. Чтобы стать

настоящим парикмахером, нужно учиться, получить специальный диплом.

Парикмахеры работают в парикмахерских и салонах красоты. Клиента

усаживают в удобное кресло, укрывают плечи специальной накидкой,

промывают шампунем волосы, а потом подстригают, используя расчёску и

ножницы. Клиенту-женщине парикмахер может сделать укладку волос

феном и щёткой, а может завить волосы локонами и покрыть специальным

лаком для волос.

У парикмахеров есть своя спецодежда, которая должна быть опрятной и

чистой.

Мастер – парикмахер должен обладать хорошим вкусом, фантазией и,

конечно, «золотыми» руками. Парикмахер должен быть общительным, уметь

терпеливо выслушать клиента, посоветовать, какую причёску лучше сделать.

Парикмахер должен обладать крепким здоровьем (ведь на ногах ему

приходится проводить весь рабочий день) и любовью к людям, иметь

желание доставить радость, сделать людей красивее.

Словарная работа: парикмахер, парикмахерская, причёска, фен, укладка,

щётка, локоны, клиент, «золотые руки».

Названия действий: подстригает, укладывает, моет, сушит, завивает,

советует, причесывает…

Названия качеств личности: терпеливый, общительный, умелый, модный,

добрый, ответственный.

Парикмахер

Парикмахер знает дело,

Он ребят стрижет умело.

Зачем ходить косматыми?

Зачем ходить лохматыми?

Ведь лучше быть ребятами

Красивыми, опрятными.



В раздел образования