Напоминание

Современные педагогические технологии как основа повышения качества образовательного процесса в медицинском колледже


Автор: Галина Ильинична Яковлева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Филиал БПОУ "Чебоксарский медицинский колледж" Минздрава Чувашии в городе Канаш
Населённый пункт: город Канаш, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Современные педагогические технологии как основа повышения качества образовательного процесса в медицинском колледже
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Современные педагогические технологии как основа повышения

качества образовательного процесса в медицинском колледже

Основной целью системы современного среднего образования является подготовка

компетентных мобильных специалистов по сестринскому делу, конкурентоспособных на

рынке труда. Компетенции закладываются в учебный процесс посредством содержания

образования, стиля жизни образовательного учреждения, типа взаимодействия между

преподавателями и обучающимися, а также путем применения методов и форм активного

обучения.

Современные образовательные технологии – это системы взаимосвязанной

деятельности преподавателя и обучающихся, основанные на конкретной концепции в

соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов,

средств обучения.

Современные образовательные технологии позволяют продуктивно использовать

аудиторное и внеаудиторное время и добиваться высоких результатов обученности

студентов. Использование каждой технологии определяется не только содержанием

изучаемой дисциплины или междисциплинарного курса, но и зависит от уровня

подготовки и способностей студентов.

Активное

использование

современных

образовательных

технологий

осуществляется в следующих направлениях:

· совершенствование содержания образования;

· внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий;

· использование активных методов обучения;

· использование здоровьесберегающих технологий.

При проведении практических занятий по МДК 04.03, МДК 07.03 «Технология

оказания медицинских услуг» особое значение отводится проблемно-поисковым и

методам активного обучения, активизирующим познавательную деятельность студента.

Это - решение ситуационных задач, кейс – технологии, работа в симуляционных

кабинетах колледжа, в смоделированных процедурных и перевязочных кабинетах, участие

в

лечебно-диагностических

и

профилактических

мероприятиях,

способствующих

погружению

студента

в

профессиональную

деятельность

с

целью

овладения

практическими умениями и формирования профессиональных компетенций.

Наиболее часто используются следующие технологии: обучение в сотрудничестве,

симуляционная технология, информационные технологии, технологии погружения в

практическую деятельность.

Обучение в сотрудничестве применяется с целью обучения студента работать в

команде и всегда быть готовым прийти друг другу на помощь.

Учебная группа разбивается на малые по 2-3 человека. Принципы работы в группе:

индивидуальная ответственность каждого студента за решение задания данного группе,

где каждый студент имеет равные возможности в достижении успеха.

В ходе решения задания происходит обмен результатами с другими подгруппами и

вырабатывается общее решение. В ходе совместной работы достигается усвоение всего

материала.

Преподаватель

организует

самостоятельную

познавательную

деятельность

студентов. В ходе работы осуществляет наблюдение за активностью студентов и

контролирует успешность выполнения задания.

В

заключении

вырабатывается

один

вариант

решения,

подводятся

итоги,

объявляются результаты, отмечается уровень активности каждого студента.

Симуляционная технология сегодня является ведущей в создании условий для

развития у студентов широкого спектра компетенций без риска нанесения вреда пациенту.

Симуляция (видимость, притворство) в медицинском образовании – это технология

обучения и оценки практических умений и навыков, основанная на реалистичном

моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической

системы, для чего используются биологические, механические, электронные, виртуальные

модели.

В

настоящее

время

по

уровню

реалистичности

выделяют

семь

групп

симуляционных технологий для обучения в медицине: визуальный, тактильный,

реактивный,

автоматизированный,

аппаратный,

интерактивный,

интегрированный.

Симуляционное обучение позволяет отработать сестринские вмешательства в условиях

приближённых к настоящим, путём многократного повторения и разбора ошибок.

Одновременно совершенствуются умения работать с оборудованием и работа в команде.

В Мастерской по компетенции «Лечебное дело» преподавателями в выделенных

рабочих зонах (диагностики, оказания неотложной помощи, процедурный кабинет,

кабинет

сестринских

технологий)

широко

используются

следующие

уровни

симуляционной технологии:

1.

Визуальный –

знакомство

студентов

с

алгоритмом

выполнения

манипуляции. На данном этапе отрабатывается последовательность действий выполнения

манипуляции через изучение электронного пособия или просмотр видеофильма.

2.

Тактильный – воспроизведение и отработка практических манипуляций на

фантоме, муляже, стандартизованном пациенте. В процессе выполнения манипуляции

вырабатывается

последовательность

и

координация

движений,

приобретается

практический навык.

3.

Реактивный – воспроизведение простейших активных реакций фантома на

типовые действия. Например, непрямой массаж сердца.

Преимущества симуляционного практического обучения:

В ходе освоения практического умения не рискует ни пациент, ни студент.

Неограниченное число повторов и длительность отработки сестринских

вмешательств.

Меньше стресс при первых реальных вмешательствах.

Симулятор может сам вести студента по программе тренинга.

Возможность

объективной

оценки

уровня

практической

подготовки

студента.

Таким

образом,

симуляционные

технологии

позволяют

студентам

освоить

основные виды профессиональной деятельности, многократно погрузившись в реальную

профессиональную среду посредством работы с медицинскими тренажёрами

Информационные технологии

Современный специалист должен получить не только конкретные знания, но и

умения ставить и решать профессиональные задачи, владеть информационными

и

коммуникационными

технологиями,

обладать

творческим

мышлением.

Этому

способствуют

современные

информационные

технологии,

которые

решают

образовательную и организационную задачи.

Для повышения наглядности изучаемого материала и проверки качества знаний

преподавателями применяются компьютерные презентации занятий или их фрагментов,

содержащими набор слайдов с текстом, таблицами, схемами, рисунками, фотографиями,

видео, что делает занятие более эффектным и позволяет повысить уровень восприятия

материала, сконцентрировать внимание на важных его моментах.

Преподавателями основ сестринского дела созданы мультимедийные пособия,

содержащие видеосюжеты по выполнению сестринских вмешательств, алгоритмов

сестринских манипуляций, где представлены все этапы их выполнения в логической

последовательности с элементами безопасности на рабочем месте.

Также

имеются

тестовые

контролирующие

задания,

позволяющие

быстро

установить обратную связь со студентами, внести коррективы в их знания, стимулировать

подготовку к каждому занятию. Одновременно это позволяет экономить время, снижает

уровень эмоционального напряжения при контроле знаний.

Таким

образом,

использование

информационных

технологий

позволяет

организовать самостоятельную творческую деятельность студентов, обеспечить высокую

познавательную активность в приобретении у них глубоких

и прочных знаний по

изучаемым предметам.

Технология погружения в профессиональную деятельность необходима для

подготовки

профессионала-специалиста,

способного

квалифицированно

решать

профессиональные задачи, видеть, формулировать проблемы, самостоятельно строить и

корректировать

свою

учебно-познавательную

и

профессиональную

деятельность.

Ориентация

при

применении

технологии

направлена

на

формирование

системы

профессиональных

практических

умений,

развитие

клинического

мышления,

мыслительной активности. Примером применения этой технологии служит организация

производственной практики. Практика проводится после окончания изучения дисциплин в

лечебно-профилактических учреждениях,

утверждённых в качестве баз практики.

Содержание программ практики, рассчитано на комплексное применение полученных

студентом знаний. Использование системного подхода к организации ухода за пациентом

позволяет студентам осознанно выполнять необходимые манипуляции, обеспечивает

умения общения и эффективную подготовку к профессиональной деятельности. При

прохождении практики студент знакомится с правилами техники безопасности на рабочем

месте, соблюдает их, обеспечивает инфекционную безопасность персонала и пациента,

знакомится

со

структурой

каждого

функционального

подразделения

лечебного

учреждения, содержанием деятельности сестринского персонала.

Руководство практикой в лечебно-профилактических учреждениях возлагается на

опытных медицинских сестёр: главную медицинскую сестру, старших, постовых и

процедурных. Методическое руководство осуществляется преподавателем медицинского

образовательного учреждения. По окончании практики проводится аттестация.

Для изучения мнения студентов о необходимости применения указанных

технологий было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие студенты

выпускных групп. В ходе опроса не смогли отдать предпочтение какой-либо одной

технологии и считают их равнозначными 98% респондентов. Интересной оказалась точка

зрения студентов о симуляционном обучении. 100% опрошенных считают, что в

искусственно созданной симулированной среде они приобретают первый практический

опыт, но это обучение является всего лишь этапом в подготовке к производственной

практике. Все студенты признают необходимость всех видов практики. Важность

производственной практики по специальности отметили 100% выпускников. По их

мнению, она позволяет применить теоретические знания на практике и приобрести

личный опыт и уверенность в правильном выборе профессии. 100% выпускников не менее

важной считают преддипломную практику,

так как она проверяет уровень их

профессиональной готовности перед началом трудовой деятельности и позволяет в

последующем быстро адаптироваться на рабочем месте. Все респонденты отметили, что в

их будущей профессиональной деятельности будут востребованы знания современных

информационных технологий.

Итак, в результате использования преподавателями колледжа на своих занятиях

современных образовательных технологий обеспечиваются устойчивые результаты

обучения, соответствующие требованиям ФГОС СПО, повышается качество усвоенного

студентами материала, об этом свидетельствуют результаты мониторинга знаний.

Безусловно, также повышается познавательная активность студентов, учебный процесс

становится

творческим,

эмоциональным,

у

студентов

вырабатываются

навыки

самостоятельной работы, возникает стремление к самореализации, так как характерной

особенностью методов активного обучения является повышенная степень мотивации,

необходимость

постоянного

принятия

студентами

самостоятельных

решений,

систематическое включение студентов в профессиональную творческую деятельность.

Отметим,

повышается

профессиональный

уровень

и

самих

преподавателей,

использующих методы активного обучения, их заинтересованность в самом процессе

обучения, творческая активность, кругозор, об этом свидетельствуют результаты

аттестации преподавателей нашего колледжа. У преподавателей возникает мотивация по

анализу и распространению своего педагогического опыта и публикации его результатов в

сборниках

материалов

научно

практических

конференций

регионального

и

всероссийского уровня. Результативный педагогический опыт преподавателей находит

отражение в открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах, обсуждении на «круглых

столах», заседаниях цикловых методических комиссий, Педагогических и Методических

советов колледжа.

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что современные

педагогические

технологии

способствуют

созданию

новой

развивающей

образовательной среды и

позволяют подготовить специалистов по сестринскому делу,

конкурентоспособных на рынке труда.

Список литературы

1.

Образовательно-инновационные технологии: теория и практика. Под общ. ред. О.И.

Кирикова ; Рец.: С.А. Баляева и др. ; Ю.А. Афонькина и др. Воронеж: ВГПУ, 2008;

2.

Современные образовательные технологии. Колл. авт.; под ред. академика РАО Н.В.

Бордовской. М.: КНОРУС, 2011;

3.

Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.

Полат Е.С., М.: Академия, 2010;

4.

Инновационные педагогические технологии - А.П. Панфилова. М: Издательство центр

«Академия», 2009.

5.

ФГОС СПО.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники