Автор: Жестовская Дарья Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №23 им.Г.А. Кадзова"
Населённый пункт: респ.САХА Якутия Мирнниский р-он п.Айхал
Наименование материала: Распространение опыта работы психолога с МАК
Тема: Использование колоды МАК "Зонтики" в работе с проблемными подростками
Раздел: среднее образование
Использование метафорических ассоциативных карт
в работе с проблемными подростками.
В нашей стране наблюдается тенденция к рост негативных тенденций в
детской и подростковой среде. Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, психолого-педагогическое и социальное сопровождение
детей группы «социального риска» в образовательном учреждении представляет
собой многогранную и комплексную работу всей воспитательной системы школы.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемным поведением
требует постоянного анализа подростковой субкультуры и поиска новых и
эффективных методов и приемов воздействия на несовершеннолетних.
В
поведении
проблемных
подростков
довольно
часто
отмечаются
критичность к замечаниям педагогов, грубость, нарушения дисциплины, пропуски
учебных занятий. Такие дети имеют высокую степень тревожности, агрессивности,
у них отмечается низкая мотивация к учебной деятельности. К личностным
особенностям данной категории несовершеннолетних относятся заниженная
самооценка личности, нежелание проявлять волевые усилия в трудных ситуациях
или отсутствие мотивационных установок к этому.
Подростки, не получающие должного взаимопонимания, любви и тепла,
испытывает
постоянное
чувство
боли,
беззащитности,
унижения.
При
осуществлении
первичной
коррекционной
работы
такие
дети
проявляют
безучастие, отказ от диагностирования или явный негативизм. Многие просто не
желают идти на открытый, доверительный контакт с педагогом-психологом, что
осложняет качественную диагностику и дальнейшую коррекцию поведения.
Поиски
«рычагов»
воздействия
на
несовершеннолетних
привели
к
использованию
в
работе
с
проблемными
подростками
метафорических
ассоциативных карт.
Метафорические ассоциативные карты (сокращенно их еще называют МАК)
– это действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в
работе психолога.
Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и
помощник практического психолога.
В
частности,
из
опыта
работы
с
подростками
высоким
уровнем
эффективности отмечается МАК «Зонтики» Г. В.
Гераськиной. издательство
«Генезис». Данный набор представляет собой колоду предназначенной для работы
с различными возрастными группами она представляет собой 64 карты с
изображениями и 64 карты с незаконченными приложениями, которые описывают
различные моменты из жизни ребят.
Зонт — прекрасная метафора способов, которыми человек защищается от
чего-либо. Весельем от депрессии, равнодушием от страха потерять близость,
агрессивностью от возможности показаться слабым и т.д. Защита может быть
чрезмерно сильной или наоборот слабой. В первом случае часто такая защита,
имевшая смысл в прошлом, в последующем становится обузой, автоматической
реакцией, которая вредит человеку. Слабая защита может быть столь же
разрушительной, как слишком сильная — человек не справляется с печалью,
стрессом, не может отвлечься от негативных мыслей, слишком глубоко ранится от
происходящего в его жизни.
Психолог, обнаружив такие ситуации, может дать человеку эту колоду
попросить найти зонт, который будет похож на то, как человек защищается от
страха, любви, горя… Опредметив защиту таким образом о ней становится
возможным говорить, сделать видимой для человека и тем самым запустить
процесс её изменения.
Опираясь
на
картинки
из
колоды,
подростку
проще
поделиться
сокровенным, тем, что волнует, ведь изначально подростков просто выбирает
жизненные ситуации и подбирает к ним картинки. В любой момент ребенок может
сделать шаг назад и сказать «ой, ну это не я» и остаться в безопасности.
Для подростков как правило
встреча
с
МАК
является
интересной, она
облегчает для них выражение собственных эмоций и подталкивает к активной
работе.
Педагог-психолог
в
процессе
работы
может
обеспечить
безопасную
обстановку, способствующую искреннему доверительному общению с подростком,
его раскрытию, самовыражению и рефлексии. Также к числу их достоинств можно
отнести:
- создание общего метафорического языка при обсуждении той или иной
ситуации из жизни подростка;
- возможность решения проблем на символическом уровне;
- возможность привлечения неосознаваемых ресурсов психики;
- развитие творческих способностей;
- гибкие правила использования;
-
возможность
адаптировать
существующие техники под требования
актуальной ситуации и разрабатывать новые авторские техники;
- привлекательность МАК для подростков: яркие цветные картинки нравятся
подросткам и вызывают приятные эмоции.
В
работе
с
метафорическими
ассоциативными
картами
психологу
необходимо следоватьь определенным универсальным принципам:
1. Имажинативность и метафоричность. Возникающая при работе с картой
метафора
позволяет
достаточно
быстро
и
безболезненно
проникнуть
в
бессознательный мир подростка.
2. Символизм. Каждый подросток видит
в символе определенный,
значимый только
для него смысл, возникающий в результате
интеграции
сознательного
(мысли,
представления,
идеи,
воспоминания
и
пр.)
и
бессознательного материала.
3. Универсальность. МАК могут использоваться с подростками, имеющими
различные проблемы: тревожность, конфликтность, зависимость и созависимость,
низкая самооценка, ксенофобия, социофобия, проблемы детско-родительских
отношений, девиации поведения.
4. Точность и однозначность, подразумевающее правильное, корректное и
точное формулирование вопросов.
5. Доступность обращения к подростку.
Обращенная
к
подростку
речь
должна быть ему ясна, понятна и должна совпадать с его речевой практикой.
6. Алгоритмизированность.
Последовательность предъявления карт и
сопровождающих их вопросов, которые строятся с
учетом необходимости
использования
нижеследующего
алгоритма
психогенеза
проблемы:
диагностируется
первая
группа
симптомов
на
основании
начальных
жалоб,
предъявленных
подростком,
его
родственниками
или
на
основании
непо-
средственного наблюдения за его поведением; выявляются симптомы и синдромы,
сочетающиеся
с
уже
установленными;
анализ карт и ответов на вопросы в
контексте
оценки
этиологических
факторов,
типа реагирования на проблему
(эндогенного,
экзогенного,
психогенного)
и
уровня
расстройства
или
психического нарушения.
7. Адекватность
и
проверяемость.
Реализация
этих
принципов
требует
уточнения конгруентности обсуждаемых понятий и исключения неэкологичной
интерпретации ответов.
8. Безоценочность. Не бывает правильного и неправильного способа
вытаскивать карты, также как не существует «правильной» и «неправильной»
интерпретации
карт. Педагог-психолог не имеет права навязывать подростку
собственное мнение и свою интерпретацию о наличии того или иного симптома.
9. Ассоциативность актуализирует проблему
посредством
возникающих
ассоциаций, помогающих заново пережить некоторые главы истории своей жизни.
10. Комплексность воздействия и др.
В
процессе
работы
с
картами
происходит
сочетание
следующих
направлений деятельности в работе с девиациями:
1.
Диагностика - выявление причин, способствовавших отклонению в
поведении.
2.
Коррекция – возможность изменений жизненных установок личности
подростка, осознания им пагубности поведения и поиск возможных
выходов из сложившихся ситуаций.
3.
Консультирование и совместный анализ
При работе с МАК «Зонтики» используются следующая стратегия
работы:
- Произвольный, открытый выбор карточек – подросток сам перелистывает
колоду
выбирает
жизненные
ситуации
и
наиболее
подходящие
к
ним
изображения. Такой вариант является более безопасным для ребенка и менее
тревожным.
- Закрытый выбор, выбор вслепую – ребенок вытягивает карту из колоды
наугад, не видя изображений. Такой вариант с одной стороны сложнее, требует
более глубокой работы, а с другой дает больший простор для бессознательного и
привносит элемент игры.
Использование МАК «Зонтики» с подростками помогает выстроить беседу,
перенося имеющиеся проблемы совершенно в другой контекст, создается поле для
дальнейшей работы с помощью художественных образов. Можно рассмотреть
стратегии совладания не как врожденные, неизменные формы реагирования, а как
вспомогательные средства, которые при необходимости можно заменить на более
подходящие. Можно увидеть и понять, насколько хороши способы реагирования
клиента в сложной ситуации: выполняют ли они свою основную задачу? Кто и
когда подарил человеку его «любимый зонтик» (научил так реагировать)? При
каких обстоятельствах он впервые научился им пользоваться (какая ситуация
привела к определенным действиям, реакциям)? Может, ему необходим новый
зонтик (привычные действия не приводят к желаемому результату)? Может,
зонтик, который хорошо защищает от солнца, не подходит для сильного дождя
(разные ситуации требуют разных решений)? Может, пока человек прячется от
дождя под зонтом, он ничего вокруг себя не видит и не замечает (а рядом есть
множество других решений)? Это только маленький перечень метафорических
вопросов, которые можно задать человеку, работая с картами.
Упражнения:
1.Подходящий зонтик.
Упражнение для индивидуальной работы. Позволяет увидеть рабочий
арсенал стратегий человека, поразмышлять над тем, в каких ситуациях стратегии
эффективны, а в каких нет, какие стратегии используются без учета особенностей
ситуации и т.п. Наряду с рисуночными в работе используются словесные
карточки, каждая из которых описывает определенную ситуацию.
Инструкция: Выберите себе карточки с незавершенными предложениями,
которые актуальны для вас. Подберите к каждой из них наиболее подходящий, с
вашей точки зрения, зонт. Можно положить карточки с образами, вытянутыми
вслепую, после чего рассмотреть получившиеся пары, представить и рассказать,
как будет развиваться ситуация. Соединяя изображение зонта с незаконченным
предложением, клиент интегрирует эмоциональный отклик с когнитивной
переработкой. Это помогает вскрыть неочевидные противоречия или смыслы,
увидеть многообразие проблемных ситуаций и такое же многообразие способов
совладания с ними.
2.Ромашка.
Упражнение можно использовать в тех случаях, когда у клиента нет
отчетливого представления о том, какие стратегии совладания он использует в
конкретных ситуациях. Упражнение проводится в группе.
Инструкция:
Один из участников в открытую выбирает карточку с
незаконченным предложением. Эта карточка кладется на стол и образует
серединку ромашки. Остальные (тоже в открытую) выбирают по одной карточке с
изображениями, которые, как им кажется, подходят к этому предложению (к этой
ситуации). Затем участники по очереди подходят к столу и кладут свою карту к
карточке с предложением, объясняя, почему они выбрали именно эту карту и как
такое сочетание связано с их жизненной ситуацией. В результате получается
ромашка, из лепестков которой первый участник (предложивший карточку с
ситуацией) выбирает одну и объясняет причину своего выбора. Он может ничего
не выбрать из предложенных участниками вариантов, а подобрать лепесток
самостоятельно
и
объяснить
свой
выбор.
Можно
вытянуть
карточку
с
изображением вслепую и рассказать, подходит лепесток этой ромашке или нет.
Если не подходит, то участник решает, к какой карточке с предложением он
подойдет.
На
основе
данных
алгоритмов
педагог-психолог,
имеющий
опыт
практической работы с МАК может создавать собственные техники и использовать
их в своей работе, учитывая индивидуальные особенности подростков и их
потребности.
Цели и задачи, которые удается достичь в работе с МАК «Зонтики»:
Подросткам
оказывается
содействие
для
полноценного
психического
и
личностного развития. У них формируются и развиваются навыки самоанализа,
самоконтроля,
самовыражения,
саморегуляции,
появляются
положительные
ценностные ориентиры.
Таким образом, ассоциативные карты представляют собой инструмент, успешно
метафорические применяемый в работе с девиантными подростками. Они могут
использоваться
в
рамках
проективной
диагностики,
консультативной
и
коррекционной
практики,
могут
быть
включены
в
содержание
как
индивидуальной, так и групповой формы работы. Включение МАК в работу с
подростками позволяет создать комфортную обстановку,
а
также
предложить
безопасные
упражнения
для
исследования
проблемы
подростка, даже такой,
которая связана с травматичными событиями, так как карты позволяют выявить
причины девиантного
поведения подростков, зачастую неосознаваемые ими и
таящиеся в сфере бессознательного.