Напоминание

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Шипоша Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №274"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Консультация для воспитателей

.

Цель:

Систематизировать и углубить знания педагогов по

теме

"Дидактические игры детей дошкольного возраста".

Основные функции дидактической игры.

Дидактическая игра представляет собой

многоплановое, сложное педагогическое явление:

она является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и

самостоятельной игровой деятельностью, и

средством всестороннего воспитания личности

ребенка.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению

новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся

у них представления о предметах и явлениях природы, растениях,

животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию

умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой

игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми,

объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое

отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае

необходимости, учится сочувствовать и т.д.

первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для

повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные

игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы

соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой

деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями,

показом.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные

компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия,

игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным

компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического

материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются

знания и представления детей).

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего,

болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом,

вопросом, напоминанием).

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том,

будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой

деятельности.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в

поведении и характере детей. А значит правильно организовать

индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление

ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее

законам, то есть отвечает возрастным особенностям

дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию,

познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,

организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами- основаны на непосредственном

восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать

с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с

предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и

различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью

дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При

ознакомлении детей с природой в подобных играх использую

природный материал (семена растений, листья, камушки,

разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что

вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.

Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет»,

«Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от

друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные

различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых разница между

ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют

задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения

предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети

приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы

(шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки.

В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из

которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении

определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки,

сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки,

необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и

др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю

удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр

с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные

цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких

дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери

букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время

прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх

закрепляются знания детей об окружающей их природной среде,

формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и

воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-

инсценировки.

В сюжетно-дидактической игре дети выполняют

определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в

играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления

о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие

в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Настольно - печатные игры

это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром

животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по

видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр

можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику,

внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать

навыки самоконтроля.

Различны и

развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре –

нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки,

одинаковые

по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок

объединяет картинки не

только по внешним признакам, но и по смыслу:

найти среди всех картинок два

самолета. Самолеты, изображенные на

картинке, могут быть разные и по форме, и по

цвету, но их объединяет,

делает их похожими принадлежность к одному виду

предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое

обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре

"Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с

соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их

произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что

было потом?": дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с

учетом последовательности сюжета.

Запоминание состава, количества и расположения картинок.

Например, в игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны

запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них

перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти,

запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами

этого вида игр является также закрепление у детей знания о

количественном и порядковом счете, о пространственном расположении

картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые

произошли с картинками, об их содержании. Составление разрезных

картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому

мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять

целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части, то

в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей.

При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет:

игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших на картинке

изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых

детям.

При, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких

играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь

детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы

играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации

движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре.

( "Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее

рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое

задание дается детям в младшей группе.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети

изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто

нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат

пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как

способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании

необходимого образа.

Словесные игры

это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и

развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих,

дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи:

описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их

по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений

природы.

Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания

в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи;

описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по

описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы

по различным свойствам, признакам.

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но

особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего

дошкольного возраста так как способствуют подготовке детей к школе:

развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ

на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли,

применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе

их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение

выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?",

"Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры,

используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять,

делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше

заметит небылиц?".

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и

классифицировать предметы по различным признакам, объединены в

третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови

одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на

развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,

чувства юмора: "Испорченный телефон", Краски", "Летает – не летает" и

др.

Дидактические игры – путешествия являются одним из

эффективных путей активизации познавательной деятельности

детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности

способствует формированию у детей познавательного интереса к

окружающему, развивает основные психические процессы,

наблюдательность,

мышление.

Совместная деятельность родителей и педагогов -

индивидуальное консультирование родителей, информационные

стенды, папки передвижки, тематические выставки с

предложенным материалом – дает более эффективный результат в

работе с детьми.

Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации,

воспитания гуманного отношения к природе использую следующие

дидактические игры:

Используемый материал: (пример)

Игры с предметами

«Что, это такое?»

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что

нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный

материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое,

маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?

«Кто чем питается?»

Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки,

зерно, овес и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное питается

этой едой.

Игры настольно-печатные

«Это когда?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада,

дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и

сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно

разложить имеющиеся у них картинки.

Игры словесные

«Когда это бывает?»

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры.

Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах

года, а дети отгадывают.

«Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были

видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то

есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает

кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала"

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать

слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет

объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить

«воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает

«вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший

мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие

на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Что из чего сделано?

Дид. задача: учить детей определять материал из которого сделан

предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка,

стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и

называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Съедобное – несъедобное.

Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных

грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение

съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки

отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети

отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в

корзинки.



В раздел образования