Система работы в ДОУ по формированию навыков безопасного поведения на дороге
Автор: Шестерёва Марина Михайловна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 309" г.о.Самара Населённый пункт: г. Самара Наименование материала: Статья Тема: Система работы в ДОУ по формированию навыков безопасного поведения на дороге Раздел: дошкольное образование
безопасного поведения на дороге
М.М. Шестерёва, старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 309,
г.о.Самара Самарской области
На сегодняшний день вопрос об усвоении дошкольниками правилам дорожного
движения стал еще более актуальным и острым, так как на современных улицах
количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно растет и число
аварий. Поэтому каждый ребенок, максимально эффективно для своего возраста, должен
знать правила дорожного движения. Первыми помощниками в этом выступают, конечно
же, воспитатели дошкольных учебных заведений. Их задача обучить детей и их родителей.
Обучая детей, очень важно не пугать их улицей и транспортом. Ведь такой страх очень
опасен для ребят так же, как беспечность или невнимательность. Нужно наоборот,
развивать у детей внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность.
Вот уже на протяжении нескольких лет в практику организации воспитательно –
образовательного процесса МБДОУ № 309 в рамках познавательно – речевого развития
ребенка – дошкольника входят программы по основам безопасности жизнедеятельности
детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в
нестандартных, а порой опасных ситуациях на дорогах, в транспорте.
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является
профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных
учреждениях. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам
качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры,
в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать
осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции
восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой
с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как
организационных, так и методических, и образовательных. Поэтому главная задача
воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения
донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их
содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и
безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Вот поэтому нужно углубленно работать над этой проблемой и решать следующие
задачи:
Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и
предвидения опасных ситуаций, умение избегать их.
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил
дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
Дать детям представление о том, что несоблюдение ПДД опасно для здоровья.
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного
движения соблюдаются три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки,
ролики и др.).
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится
планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности с
тем, чтобы полученные знания ребенок смог реализовать в играх и повседневной жизни за
пределами детского сада.
Обучение ПДД не выделятся в самостоятельный раздел, а включено в направления
Программы воспитания и обучения в детском саду и реализуется через:
1.организованные формы обучения на занятиях:
ознакомление с окружающим
развитие речи
чтение художественной литературы
конструирование
изодеятельность
2.совместную деятельность взрослого и ребенка,
3.самостоятельную деятельность ребенка.
Обучение ребенка дорожной грамоте проводится в различных формах. Причём большая
часть из них должна быть наглядной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь
игровая деятельность - ведущая в жизни дошкольника. У детей очень хорошо развито
воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так
необходимые ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не
только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.
Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного
движения:
o
Познавательные занятия;
o
Чтение художественной литературы, беседы;
o
Целевые прогулки и экскурсии;
o
Сюжетно –ролевые, дидактические игры;
o
Праздники и развлечения;
o
Встречи с сотрудниками ГИБДД;
o
Создание атрибутики к играм;
o
Организация творческих выставок;
Работа с детьми осуществляется в этом направлении на познавательных занятиях,
беседах, рассказах из личного опыта, эти полученные знания закрепляются и в детской
художественно-продуктивной деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях.
Мы формируем опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой, осознание
источников опасности автотранспорта. Наше учреждение расположено внутри
современного густонаселенного микрорайона, рядом находится несколько дорог с
интенсивным автомобильным движением, перекрестками, что дает возможность
использовать такие виды работы, как экскурсии и целевые прогулки детей.
Мы понимаем, что без активного сотрудничества и поддержки со стороны родителей
работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге вряд ли будет
успешной; ведь роль семьи (в первую очередь мамы и папы) в воспитании детей трудно
переоценить. Родители для ребенка – образец поведения и эталон для подражания.
Именно об этом должны помнить родители, когда вместе с ребенком делают первый шаг
на проезжую часть дороги. Мы стараемся донести до понимания родителей
ответственность за неправильное поведение на дороге, несоблюдение ПДД, - все это
может обернуться трагедией. Вот почему для нас так важно неформальное участие
родителей в работе по воспитанию безопасного поведения на дорогах и улицах города. А
работа эта реализуется в разных формах: это информация на консультационных стендах,
памятки, буклеты, просмотр познавательных занятий по дорожной тематике в группах и,
конечно, непосредственное участие в играх. Ребенок радуется и гордится, что его папа
(мама) лучше всех знает Правила дорожного движения, как поступить в опасных
дорожных ситуациях. Мы стремимся к постижению родителями простой истины:
«Переходить дорогу можно только держась за руку взрослого; помнить, что безопасность
ребенка, в конце-концов, в руках мамы (папы); все навыки и привычки, связанные с
дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослого».
Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам
дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по
данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря
пример с членов семьи и других взрослых. Ведь мало просто, прочитать, рассказать,
научить ребенка, нужно показать как правильно вести себя на улице. Иначе всякое
целенаправленное обучение теряет смысл.