Напоминание

Система работы в ДОУ по формированию навыков безопасного поведения на дороге


Автор: Шестерёва Марина Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 309" г.о.Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Система работы в ДОУ по формированию навыков безопасного поведения на дороге
Раздел: дошкольное образование





Назад





Система работы в ДОУ по формированию навыков

безопасного поведения на дороге
М.М. Шестерёва, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 309, г.о.Самара Самарской области На сегодняшний день вопрос об усвоении дошкольниками правилам дорожного движения стал еще более актуальным и острым, так как на современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно растет и число аварий. Поэтому каждый ребенок, максимально эффективно для своего возраста, должен знать правила дорожного движения. Первыми помощниками в этом выступают, конечно же, воспитатели дошкольных учебных заведений. Их задача обучить детей и их родителей. Обучая детей, очень важно не пугать их улицей и транспортом. Ведь такой страх очень опасен для ребят так же, как беспечность или невнимательность. Нужно наоборот, развивать у детей внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Вот уже на протяжении нескольких лет в практику организации воспитательно – образовательного процесса МБДОУ № 309 в рамках познавательно – речевого развития ребенка – дошкольника входят программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой опасных ситуациях на дорогах, в транспорте. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Вот поэтому нужно углубленно работать над этой проблемой и решать следующие задачи:  Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.  Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение избегать их.  Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.  Дать детям представление о том, что несоблюдение ПДД опасно для здоровья. При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения соблюдаются три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:  Ребенок – пешеход;  Ребенок – пассажир городского транспорта;  Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.). Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок смог реализовать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Обучение ПДД не выделятся в самостоятельный раздел, а включено в направления Программы воспитания и обучения в детском саду и реализуется через: 1.организованные формы обучения на занятиях: ознакомление с окружающим развитие речи чтение художественной литературы конструирование изодеятельность 2.совместную деятельность взрослого и ребенка, 3.самостоятельную деятельность ребенка. Обучение ребенка дорожной грамоте проводится в различных формах. Причём большая часть из них должна быть наглядной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь игровая деятельность - ведущая в жизни дошкольника. У детей очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре. Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения: o Познавательные занятия; o Чтение художественной литературы, беседы; o Целевые прогулки и экскурсии; o Сюжетно –ролевые, дидактические игры; o Праздники и развлечения; o Встречи с сотрудниками ГИБДД; o Создание атрибутики к играм; o Организация творческих выставок; Работа с детьми осуществляется в этом направлении на познавательных занятиях, беседах, рассказах из личного опыта, эти полученные знания закрепляются и в детской художественно-продуктивной деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях. Мы формируем опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой, осознание источников опасности автотранспорта. Наше учреждение расположено внутри современного густонаселенного микрорайона, рядом находится несколько дорог с интенсивным автомобильным движением, перекрестками, что дает возможность использовать такие виды работы, как экскурсии и целевые прогулки детей. Мы понимаем, что без активного сотрудничества и поддержки со стороны родителей работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге вряд ли будет успешной; ведь роль семьи (в первую очередь мамы и папы) в воспитании детей трудно переоценить. Родители для ребенка – образец поведения и эталон для подражания. Именно об этом должны помнить родители, когда вместе с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги. Мы стараемся донести до понимания родителей ответственность за неправильное поведение на дороге, несоблюдение ПДД, - все это может обернуться трагедией. Вот почему для нас так важно неформальное участие родителей в работе по воспитанию безопасного поведения на дорогах и улицах города. А работа эта реализуется в разных формах: это информация на консультационных стендах, памятки, буклеты, просмотр познавательных занятий по дорожной тематике в группах и, конечно, непосредственное участие в играх. Ребенок радуется и гордится, что его папа (мама) лучше всех знает Правила дорожного движения, как поступить в опасных дорожных ситуациях. Мы стремимся к постижению родителями простой истины: «Переходить дорогу можно только держась за руку взрослого; помнить, что безопасность ребенка, в конце-концов, в руках мамы (папы); все навыки и привычки, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослого».
Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Ведь мало просто, прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно показать как правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники