Напоминание

"Детский сад и семья- как единое пространство развития"


Автор: Дорохова Дарья Николаевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск п. Подгорный
Наименование материала: статья
Тема: "Детский сад и семья- как единое пространство развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Детский сад и семья – как единое пространство

развития ребенка

Дорохова Дарья Николаевна

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ № 31 «Колокольчик» п. Подгорный ЗАТО Железногорск

Кажется,

истина

очевидна!

В

воспитании

сегодняшнего

малыша,

будущего гражданина, заинтересованы и родители, и детский сад. Родители

стремятся

вырастить,

хорошо

воспитать

малыша,

воспитатели

стремятся

сделать то

же самое и помочь в этом родителям. Задача детского сада

“повернуться” лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь

семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Именно

взаимодействие

ДОУ

и

семьи

в

интересах

развития

личности

ребенка, в котором первостепенное значение приобретает не вопрос о том,

кто за что в ответе, кто “ведет”, а кто “ведомый”, кто кому должен и должен

ли; стоит задача выстраивания таких отношений между детским садом и

родителями,

которые

позволили

бы

добиться

максимальной

пользы

для

психического, физического и нравственного благополучия ребенка.

Следовательно,

обозначенная

позиция

предполагает

переход

от

работы

с

родителями

к

организации

взаимодействия

субъектов

образовательного

процесса,

целью

которого

является

создание

единого

пространства развития ребенка.

Основные направления нашего взаимодействия:

Изучение друг друга. Кто мы такие? Чего мы хотим для себя, для

ребенка, друг от друга.

Безусловно, такой

подход к

взаимодействию

требует выверенных

форм. Поэтому

первым нашим шагом стало

изучение семьи,

выяснение

образовательных

потребностей

родителей,

установление

контакта

с

её

членами, для согласования воспитательных мероприятий, направленных на

ребенка мы начали работу с анкетирования родителей нашей группы.

Анализ результатов анкетирования позволил нам сориентироваться в

педагогических

потребностях

каждой

семьи,

учесть

ее

индивидуальные

особенности.

Пока мы вырабатывали тактику своего общения с каждым родителем

нашей группы, у них была возможность изучить нас (дни открытых дверей,

самопрезентация в момент первой встречи.)

Следующий шаг – это организация совместных дел и, прежде всего,

создание совместной программы действий.

Обсуждение

этого

управленческого

документа

позволило

нам

определить критерии «включенности» родителей в образовательный процесс:

- Первый критерий отражал количественные показатели присутствия

родителей на совместных групповых мероприятиях: посещение родительских

собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках,

2

участие родителей в подготовке и проведении тематических занятий; участие

в

выставках,

вернисажах;

посещение

«Дня

открытых

дверей»;

помощь

родителей в оснащении педагогического процесса.

-

Второй

критерий

отражал

качественные

показатели:

инициативность,

ответственность,

отношение

родителей

к

продуктам

совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил нам выделить три группы родителей:

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют

в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы

детского учреждения.

Родители

исполнители,

которые

принимают

участие

при

условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного

процесса привело к изменению понимания типов семей:

активные

участники

педагогического

процесса,

заинтересованные в успешности своих детей;

заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью

специалистов;

сторонние

наблюдатели,

живущие

по

принципу

«меня,

воспитывали так же».

А это значит, что к каждой семье необходим специфичный подход.

Для

скоординированной

работы

нашей

группы

и

родителей

мы

поставили перед собой необходимость решить следующие задачи:

1.

Установление

доверительных

и

партнерских

отношений

с

родителями.

2.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ.

3.

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

4.

Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Зная, как важна атмосфера доверительных взаимоотношений между

сотрудниками ДОУ и родителями, нами была проведена деловая игра на тему

«Я

Семья

Род

Народ».

Мы

подобрали

музыку,

приготовили

пригласительные билеты, постарались создать в группе атмосферу уюта и

тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш

детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить» объединила

взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все

смущались,

но

это

чувство

быстро

сменилось

радостью

и

интересом.

Игровые моменты помогли снять напряжение, ведь родителям, сидящим за

одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или

вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный

тон

повествования

способствовали

созданию

доверительной

атмосферы,

помогли родителям нашей группы откровенно говорить о проблемах.

3

Эта деловая игра позволила нам совместно определить следующую

встречу, которая состоялась за пределами ДОУ в Археологическом музее, где

мы посмотрели выставку, а затем за кружкой чая обсудили интересующие

всех

проблемы.

Непринужденная

атмосфера

помогла

нам

сблизиться

и

общаться в доверительном ключе.

К собраниям мы готовим выставку детских работ или фотостенд, где

используем фотографии из семейных альбомов, жизни группы. Совместная

подготовка

сближает

нас

с

родителями.

Атмосфера

доброжелательности

стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей

открылись

скрытые

таланты,

о

которых

они

не

подозревали,

пока

не

пришлось рисовать самим.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с

родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в

оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы всегда делаем

это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же. Наша группа

принимала

участие

в

конкурсе

изготовления

снеговиков

из

подручных

материалов среди родителей и

детей; в конкурсе построек

«Новогодний

витраж», в котором заняла II место; также участвовали во всероссийском

творческом

конкурсе

художественных

работ

под

названием

«Королева

Осень»;

в

выставке

поделок

из

экологического

материала

«Знакомая

незнакомка»; в семейном конкурсе под названием «Космос» и т.д.

На

каждом

собрании

мы

выражаем

благодарность

родителям,

которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной

работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им

вручали грамоты или благодарности за участие в каком-либо конкурсе.

Применение

разнообразных

форм

взаимодействия

с

семьями

воспитанников дало определенные результаты: родители нашей группы из

«зрителей»

и

«наблюдателей»

стали

активными

участниками

образовательного процесса, создана атмосфера взаимоуважения. Досуговое

направление

в

работе

с

родителями

оказалось

самым

привлекательным,

востребованным,

полезным,

но

и

самым

трудным

в

организации.

Это

объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:

увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;

апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть

приобрести опыт взаимодействия не только

со своим ребенком, но и

с

родительской

общественностью

в

целом.

Родители

стали

активными

участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом

в роли игровых партнеров. Родители стали проявлять искренний интерес к

жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами

детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

От успешной совместной работы педагогов

ДОУ и родителей во

многом

зависит

качество

семейного

воспитания,

и,

следовательно,

дальнейшее развитие ребенка. Как бы серьезно ни продумывались формы

воспитания детей в ДОУ, какой бы высокой ни была квалификация их

4

работников,

невозможно

достигнуть

цели

разностороннего

развития

дошкольников с учетом их возрастных индивидуальных особенностей без

постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном

процессе.

Такое взаимодействие определило наиболее эффективные формы:

1. Информационные:

Интерактивные формы работы: проведение опросов, анкетирование,

дискуссии, «круглые столы», консультации специалистов.

Познавательные:

семейные

клубы,

изучение

лучшего

опыта

семейного воспитания, педагогическая библиотека для родителей.

2.

Наглядно-информационные:

«Дни

открытых

дверей»,

информационные листы на стендах, выпуск совместной газеты.

3.

Досуговые:

совместное проведение досуга,

выставки

семейных

творческих работ, спортивные семейные и интеллектуальные состязания.

Педагоги

детского

сада

изучают

специальную

литературу

по

проблемам общения, проводят тренинги для родителей, используют видео- и

фотоматериалы, фиксирующие

самостоятельную игровую деятельность,

а

также применяют изготовленные самостоятельно тематические папки для

родителей. Это

комплекты

методических разработок,

касающихся

самых

разных направлений воспитания и обучения детей.

Мы постоянно изучаем и влияем на формирование образовательных

запросов родителей, проектируем условия для их удовлетворения. Родители

постепенно становятся нашими единомышленниками.

Педагоги рассказывают о достижениях ребенка, о задачах, стоящих

перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний

поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия

делает

сотрудничество

более

успешным,

создает

единое

пространство

развития ребенка.



В раздел образования