Автор: Дорохова Дарья Николаевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск п. Подгорный
Наименование материала: статья
Тема: "Детский сад и семья- как единое пространство развития"
Раздел: дошкольное образование
1
Детский сад и семья – как единое пространство
развития ребенка
Дорохова Дарья Николаевна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ № 31 «Колокольчик» п. Подгорный ЗАТО Железногорск
Кажется,
истина
очевидна!
В
воспитании
сегодняшнего
малыша,
будущего гражданина, заинтересованы и родители, и детский сад. Родители
стремятся
вырастить,
хорошо
воспитать
малыша,
воспитатели
стремятся
сделать то
же самое и помочь в этом родителям. Задача детского сада
“повернуться” лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь
семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Именно
взаимодействие
ДОУ
и
семьи
в
интересах
развития
личности
ребенка, в котором первостепенное значение приобретает не вопрос о том,
кто за что в ответе, кто “ведет”, а кто “ведомый”, кто кому должен и должен
ли; стоит задача выстраивания таких отношений между детским садом и
родителями,
которые
позволили
бы
добиться
максимальной
пользы
для
психического, физического и нравственного благополучия ребенка.
Следовательно,
обозначенная
позиция
предполагает
переход
от
работы
с
родителями
к
организации
взаимодействия
субъектов
образовательного
процесса,
целью
которого
является
создание
единого
пространства развития ребенка.
Основные направления нашего взаимодействия:
Изучение друг друга. Кто мы такие? Чего мы хотим для себя, для
ребенка, друг от друга.
Безусловно, такой
подход к
взаимодействию
требует выверенных
форм. Поэтому
первым нашим шагом стало
изучение семьи,
выяснение
образовательных
потребностей
родителей,
установление
контакта
с
её
членами, для согласования воспитательных мероприятий, направленных на
ребенка мы начали работу с анкетирования родителей нашей группы.
Анализ результатов анкетирования позволил нам сориентироваться в
педагогических
потребностях
каждой
семьи,
учесть
ее
индивидуальные
особенности.
Пока мы вырабатывали тактику своего общения с каждым родителем
нашей группы, у них была возможность изучить нас (дни открытых дверей,
самопрезентация в момент первой встречи.)
Следующий шаг – это организация совместных дел и, прежде всего,
создание совместной программы действий.
Обсуждение
этого
управленческого
документа
позволило
нам
определить критерии «включенности» родителей в образовательный процесс:
- Первый критерий отражал количественные показатели присутствия
родителей на совместных групповых мероприятиях: посещение родительских
собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках,
2
участие родителей в подготовке и проведении тематических занятий; участие
в
выставках,
вернисажах;
посещение
«Дня
открытых
дверей»;
помощь
родителей в оснащении педагогического процесса.
-
Второй
критерий
отражал
качественные
показатели:
инициативность,
ответственность,
отношение
родителей
к
продуктам
совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил нам выделить три группы родителей:
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют
в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы
детского учреждения.
Родители
–
исполнители,
которые
принимают
участие
при
условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного
процесса привело к изменению понимания типов семей:
активные
участники
педагогического
процесса,
заинтересованные в успешности своих детей;
заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью
специалистов;
сторонние
наблюдатели,
живущие
по
принципу
«меня,
воспитывали так же».
А это значит, что к каждой семье необходим специфичный подход.
Для
скоординированной
работы
нашей
группы
и
родителей
мы
поставили перед собой необходимость решить следующие задачи:
1.
Установление
доверительных
и
партнерских
отношений
с
родителями.
2.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ.
3.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
4.
Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Зная, как важна атмосфера доверительных взаимоотношений между
сотрудниками ДОУ и родителями, нами была проведена деловая игра на тему
«Я
–
Семья
–
Род
–
Народ».
Мы
подобрали
музыку,
приготовили
пригласительные билеты, постарались создать в группе атмосферу уюта и
тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш
детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить» объединила
взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все
смущались,
но
это
чувство
быстро
сменилось
радостью
и
интересом.
Игровые моменты помогли снять напряжение, ведь родителям, сидящим за
одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или
вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный
тон
повествования
способствовали
созданию
доверительной
атмосферы,
помогли родителям нашей группы откровенно говорить о проблемах.
3
Эта деловая игра позволила нам совместно определить следующую
встречу, которая состоялась за пределами ДОУ в Археологическом музее, где
мы посмотрели выставку, а затем за кружкой чая обсудили интересующие
всех
проблемы.
Непринужденная
атмосфера
помогла
нам
сблизиться
и
общаться в доверительном ключе.
К собраниям мы готовим выставку детских работ или фотостенд, где
используем фотографии из семейных альбомов, жизни группы. Совместная
подготовка
сближает
нас
с
родителями.
Атмосфера
доброжелательности
стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей
открылись
скрытые
таланты,
о
которых
они
не
подозревали,
пока
не
пришлось рисовать самим.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с
родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в
оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы всегда делаем
это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же. Наша группа
принимала
участие
в
конкурсе
изготовления
снеговиков
из
подручных
материалов среди родителей и
детей; в конкурсе построек
«Новогодний
витраж», в котором заняла II место; также участвовали во всероссийском
творческом
конкурсе
художественных
работ
под
названием
«Королева
Осень»;
в
выставке
поделок
из
экологического
материала
«Знакомая
незнакомка»; в семейном конкурсе под названием «Космос» и т.д.
На
каждом
собрании
мы
выражаем
благодарность
родителям,
которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной
работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им
вручали грамоты или благодарности за участие в каком-либо конкурсе.
Применение
разнообразных
форм
взаимодействия
с
семьями
воспитанников дало определенные результаты: родители нашей группы из
«зрителей»
и
«наблюдателей»
стали
активными
участниками
образовательного процесса, создана атмосфера взаимоуважения. Досуговое
направление
в
работе
с
родителями
оказалось
самым
привлекательным,
востребованным,
полезным,
но
и
самым
трудным
в
организации.
Это
объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:
увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть
приобрести опыт взаимодействия не только
со своим ребенком, но и
с
родительской
общественностью
в
целом.
Родители
стали
активными
участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом
в роли игровых партнеров. Родители стали проявлять искренний интерес к
жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами
детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
От успешной совместной работы педагогов
ДОУ и родителей во
многом
зависит
качество
семейного
воспитания,
и,
следовательно,
дальнейшее развитие ребенка. Как бы серьезно ни продумывались формы
воспитания детей в ДОУ, какой бы высокой ни была квалификация их
4
работников,
невозможно
достигнуть
цели
разностороннего
развития
дошкольников с учетом их возрастных индивидуальных особенностей без
постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном
процессе.
Такое взаимодействие определило наиболее эффективные формы:
1. Информационные:
Интерактивные формы работы: проведение опросов, анкетирование,
дискуссии, «круглые столы», консультации специалистов.
Познавательные:
семейные
клубы,
изучение
лучшего
опыта
семейного воспитания, педагогическая библиотека для родителей.
2.
Наглядно-информационные:
«Дни
открытых
дверей»,
информационные листы на стендах, выпуск совместной газеты.
3.
Досуговые:
совместное проведение досуга,
выставки
семейных
творческих работ, спортивные семейные и интеллектуальные состязания.
Педагоги
детского
сада
изучают
специальную
литературу
по
проблемам общения, проводят тренинги для родителей, используют видео- и
фотоматериалы, фиксирующие
самостоятельную игровую деятельность,
а
также применяют изготовленные самостоятельно тематические папки для
родителей. Это
комплекты
методических разработок,
касающихся
самых
разных направлений воспитания и обучения детей.
Мы постоянно изучаем и влияем на формирование образовательных
запросов родителей, проектируем условия для их удовлетворения. Родители
постепенно становятся нашими единомышленниками.
Педагоги рассказывают о достижениях ребенка, о задачах, стоящих
перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний
поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия
делает
сотрудничество
более
успешным,
создает
единое
пространство
развития ребенка.