Автор: Корякина Нюргустана Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Жиганская СОШ"
Населённый пункт: с Жиганск Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта приобщения мальчиков к традиционным занятиям коренных малочисленных народов Севера (на примере Жиганских эвенков).
Раздел: среднее образование
Корякина Нюргустана Сергеевна
Koryakina Nyurgustana Sergeevna
Учитель истории и обществознания
Жиганской средней общеобразовательной школы.
Из опыта приобщения мальчиков к традиционным занятиям коренных
малочисленных народов Севера (на примере Жиганских эвенков).
Север – это большой историко-географический регион, где закономерности
материальной и духовной культуры, традиционного хозяйства его обитателей
находятся в тесной взаимосвязи с окружающей их природной средой. Все
аборигены народы и их жизненный уклад обязаны своим формированием и
развитием всему природному комплексу этой части земного шара, и потому они
максимально приспособлены к проживанию на территории Севера. Охота,
рыбалка и оленеводство – эта «северная триада» - определяла до недавнего
времени весь хозяйственный облик так называемых малых народов Севера на
огромных пространствах тайги и тундры.
Традиционная система воспитания детей у народов Севера исходила и
опиралась на основы жизнедеятельности народов - на специфические отрасли
северного
хозяйства:
оленеводство,
охотничий
и
рыболовный
промыслы,
собирательство. Ведущая роль в становлении личности ребенка принадлежит в
семье.
Семейные
традиции
и
обычаи
являются
неотъемлемым
атрибутом
семейного счастья и благополучия. У эвенков есть и общие представления об
особенностях воспитания отдельно девочек и отдельно мальчиков, ибо у народов
Севера девочка - это будущая работница, мать и хорошая кочевница. Мальчик -
будущий продолжатель рода, отец, добытчик семьи (охотник, рыбак, оленевод).
С 2020 года на базе МБОУ «Жиганская СОШ» реализуется проект «Иты
амтыл» - «Традиции предков», направленный на воспитание подрастающего
поколения.
Целью проекта является приобщение детей и подростков к культуре,
истории, традициям народов, проживающих на территории Жиганского района.
Задачи:
1. Сохранение и развитие интереса к истории своей семьи и семейным
традициям;
2. Духовное и творческое развитие юного поколения, освоение и понимание
детьми истоков народной культуры, народного искусства;
4. Воспитание патриотизма;
5.
Развитие
предметных
и
содержательных
связей
между
детьми,
родителями в процессе творческой деятельности.
Проект предусматривает проведение семейного конкурса, которая включает
4 этапа:
1. «Моя семья – мое богатство». В данной номинации команда описывает
и
представляет
интересные
фотографии
из
семейного
архива
несколько
поколений одной семьи с комментариями, рассказом или видеороликом.
2. «Обряды моего народа». Участникам предлагается продемонстрировать
обряд, обычаи своего народа и записать на видео. Мы представили старый,
забытый обряд подготовки мальчика к первой охоте. Когда мальчику исполняется
10 лет наши предки готовили ребенка на первую охоту. Благословляя кормили
огонь, вручали малокалиберное ружье с тремя патронами и с напутственными
словами провожали на охоту.
3.
«Традиционные
рецепты
национальной
кухни
моей
семьи».
Представляется пошаговое приготовление блюда, рассказ о национальных
традициях, связанных с этими блюдами, красочное оформление представленных
блюд. У каждого народа существуют свои национальные традиции относительно
еды. Не зря же в нашу лексику вошли такие выражения, как «национальная
кухня» или «национальное блюдо».
4. «Хранители семейных реликвий». Представляется творческая работа,
описывающая историю появления и сохранения семейной реликвии. У эвенков
основным методом воспитания является личный пример. Они передают своим
детям секреты мастерства, обучают по принципу технологии «делай, как я».
Ученик 7 класса, Федоров Иван исследовал пользу и целебные свойства
березовой чаги (трутовика скошенного) в народной медицине, а также способы
приготовления чая из чаги.
В целях воспитания мальчиков в условиях Севера в Жиганской средней
общеобразовательной школе разработан и успешно действует проект «Иргивун
омолги-ду»
–
«Обучение
мальчиков
навыкам
рыболовства
(Уол
о5ону
балыктыырга үөрэтии)».
Учитывая, что в нашем районе проживают 4500 людей, 675 семей, 47 % из
которых составляют семьи, где дети воспитываются одинокими матерями, без
мужского
воспитания.
Рыболовство
является
традиционной
отраслью
автохтонного населения Жиганского района.
Проект Иргивун омолги-ду обучает и воспитывает мальчиков навыкам
такого весьма важного вида деятельности на Севере, как рыболовство.
Целью проекта является изучение и приобретение навыков рыболовства,
как традиционного хозяйствования автохтонного населения Жиганского улуса.
Задачи проекта:
1.
Изучение традиционных отрасли жителей Жиганского района;
2.
Привитие
навыков
этнокультурных
видов
труда
в
современных
условиях, в частности рыболовства в открытом пространстве;
3.
Изучение
способов
изготовления
рыболовецких
сетей,
крючков,
подготовки других снастей;
4.
Практическое применение приобретенных навыков.
К сожалению, сегодня многие традиции, обычаи эвенков утеряны в связи с
изменением традиционных форм хозяйствования: в упадке оленеводство, охотой
занимаются единицы. Только рыболовство является веками массово налаженный
традиционный быт и уклад жителей Жиганского улуса и является хорошим
подспорьем семейного бюджета населения.
По итогам работы проекта ребята научились готовить и плести сети,
рыбачить разным методом, заготовка и доставка льда ветеранам педагогического
труда. Сдавали выловленную рыбу в школьную столовую для организации
питания школьников.
Еще одним из направлений деятельности по воспитанию мальчиков
является работа летнего детского лагеря.
Во время летнего отдыха ребёнок
укрепляет свое здоровье, развивается физически и духовно. Взаимодействуя с
природой, ребёнок учится обращать внимание на её изменения. Он становится
ответственным, терпеливым и самостоятельным.
Актуальность заключается в том, что ведутся работы по разным
направлениям, для того чтобы каждый ребёнок в летнее время был занят.
Одним из этих направлений является детский летний лагерь «Уолба».
Современный школьник, проводящий много часов за компьютером,
подвержен многим болезням, в том числе такой опасной и коварной болезни как
остеохондроз.
Профилактикой многих болезней является активное занятие
спортом, физической культурой. За время активного отдыха и работы в лагере
ребёнок, оторванный от многих благ цивилизации – компьютер, мобильный
телефон, телевизор – сближается с природой, вовлечён в активный физический
труд и отдых, что способствует укреплению физического, нравственного и
морального здоровья ребёнка. Сила духа, физическая выносливость, азарт,
спортивный дух – всё это можно получить во время летнего активного отдыха.
Примечательно, что спортивные достижения детей после отдыха в лагере тоже
повышаются.
С давних времён труд является основой воспитания человека. Не зря в
народе
сложены
многие
пословицы,
поговорки,
крылатые
выражения,
прославляющие труд, человека труда. Большой человек, педагог, профессор,
доктор педагогических наук Геннадий Никандрович Волков, говоря о воспитании,
во главу угла ставил воспитание трудом. “Труд, любовь к труду – вот основа
основ воспитания” - именно это стало его педагогическим кредо.
Только
приобщаясь
к
труду
можно
преодолеть
трудное,
познать
прекрасное, развить природную смекалку, любознательность и , конечно же,
трудолюбивый человек достоен уважения.
Наши предки приучали детей к жизнестойкости и труду. Труд всегда стоял
во главе угла. Любовь к труду – святая заповедь народа. У каждого северного
этноса своя собственная система воспитания, где определяющими факторами
являются суровый климат, промысловая деятельность, кочевой образ жизни и
особенная любовь к детям, особенно к мальчикам – продолжателям рода.