Напоминание

Из опыта приобщения мальчиков к традиционным занятиям коренных малочисленных народов Севера (на примере Жиганских эвенков).


Автор: Корякина Нюргустана Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Жиганская СОШ"
Населённый пункт: с Жиганск Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта приобщения мальчиков к традиционным занятиям коренных малочисленных народов Севера (на примере Жиганских эвенков).
Раздел: среднее образование





Назад




Корякина Нюргустана Сергеевна

Koryakina Nyurgustana Sergeevna

Учитель истории и обществознания

Жиганской средней общеобразовательной школы.

Из опыта приобщения мальчиков к традиционным занятиям коренных

малочисленных народов Севера (на примере Жиганских эвенков).

Север – это большой историко-географический регион, где закономерности

материальной и духовной культуры, традиционного хозяйства его обитателей

находятся в тесной взаимосвязи с окружающей их природной средой. Все

аборигены народы и их жизненный уклад обязаны своим формированием и

развитием всему природному комплексу этой части земного шара, и потому они

максимально приспособлены к проживанию на территории Севера. Охота,

рыбалка и оленеводство – эта «северная триада» - определяла до недавнего

времени весь хозяйственный облик так называемых малых народов Севера на

огромных пространствах тайги и тундры.

Традиционная система воспитания детей у народов Севера исходила и

опиралась на основы жизнедеятельности народов - на специфические отрасли

северного

хозяйства:

оленеводство,

охотничий

и

рыболовный

промыслы,

собирательство. Ведущая роль в становлении личности ребенка принадлежит в

семье.

Семейные

традиции

и

обычаи

являются

неотъемлемым

атрибутом

семейного счастья и благополучия. У эвенков есть и общие представления об

особенностях воспитания отдельно девочек и отдельно мальчиков, ибо у народов

Севера девочка - это будущая работница, мать и хорошая кочевница. Мальчик -

будущий продолжатель рода, отец, добытчик семьи (охотник, рыбак, оленевод).

С 2020 года на базе МБОУ «Жиганская СОШ» реализуется проект «Иты

амтыл» - «Традиции предков», направленный на воспитание подрастающего

поколения.

Целью проекта является приобщение детей и подростков к культуре,

истории, традициям народов, проживающих на территории Жиганского района.

Задачи:

1. Сохранение и развитие интереса к истории своей семьи и семейным

традициям;

2. Духовное и творческое развитие юного поколения, освоение и понимание

детьми истоков народной культуры, народного искусства;

4. Воспитание патриотизма;

5.

Развитие

предметных

и

содержательных

связей

между

детьми,

родителями в процессе творческой деятельности.

Проект предусматривает проведение семейного конкурса, которая включает

4 этапа:

1. «Моя семья – мое богатство». В данной номинации команда описывает

и

представляет

интересные

фотографии

из

семейного

архива

несколько

поколений одной семьи с комментариями, рассказом или видеороликом.

2. «Обряды моего народа». Участникам предлагается продемонстрировать

обряд, обычаи своего народа и записать на видео. Мы представили старый,

забытый обряд подготовки мальчика к первой охоте. Когда мальчику исполняется

10 лет наши предки готовили ребенка на первую охоту. Благословляя кормили

огонь, вручали малокалиберное ружье с тремя патронами и с напутственными

словами провожали на охоту.

3.

«Традиционные

рецепты

национальной

кухни

моей

семьи».

Представляется пошаговое приготовление блюда, рассказ о национальных

традициях, связанных с этими блюдами, красочное оформление представленных

блюд. У каждого народа существуют свои национальные традиции относительно

еды. Не зря же в нашу лексику вошли такие выражения, как «национальная

кухня» или «национальное блюдо».

4. «Хранители семейных реликвий». Представляется творческая работа,

описывающая историю появления и сохранения семейной реликвии. У эвенков

основным методом воспитания является личный пример. Они передают своим

детям секреты мастерства, обучают по принципу технологии «делай, как я».

Ученик 7 класса, Федоров Иван исследовал пользу и целебные свойства

березовой чаги (трутовика скошенного) в народной медицине, а также способы

приготовления чая из чаги.

В целях воспитания мальчиков в условиях Севера в Жиганской средней

общеобразовательной школе разработан и успешно действует проект «Иргивун

омолги-ду»

«Обучение

мальчиков

навыкам

рыболовства

(Уол

о5ону

балыктыырга үөрэтии)».

Учитывая, что в нашем районе проживают 4500 людей, 675 семей, 47 % из

которых составляют семьи, где дети воспитываются одинокими матерями, без

мужского

воспитания.

Рыболовство

является

традиционной

отраслью

автохтонного населения Жиганского района.

Проект Иргивун омолги-ду обучает и воспитывает мальчиков навыкам

такого весьма важного вида деятельности на Севере, как рыболовство.

Целью проекта является изучение и приобретение навыков рыболовства,

как традиционного хозяйствования автохтонного населения Жиганского улуса.

Задачи проекта:

1.

Изучение традиционных отрасли жителей Жиганского района;

2.

Привитие

навыков

этнокультурных

видов

труда

в

современных

условиях, в частности рыболовства в открытом пространстве;

3.

Изучение

способов

изготовления

рыболовецких

сетей,

крючков,

подготовки других снастей;

4.

Практическое применение приобретенных навыков.

К сожалению, сегодня многие традиции, обычаи эвенков утеряны в связи с

изменением традиционных форм хозяйствования: в упадке оленеводство, охотой

занимаются единицы. Только рыболовство является веками массово налаженный

традиционный быт и уклад жителей Жиганского улуса и является хорошим

подспорьем семейного бюджета населения.

По итогам работы проекта ребята научились готовить и плести сети,

рыбачить разным методом, заготовка и доставка льда ветеранам педагогического

труда. Сдавали выловленную рыбу в школьную столовую для организации

питания школьников.

Еще одним из направлений деятельности по воспитанию мальчиков

является работа летнего детского лагеря.

Во время летнего отдыха ребёнок

укрепляет свое здоровье, развивается физически и духовно. Взаимодействуя с

природой, ребёнок учится обращать внимание на её изменения. Он становится

ответственным, терпеливым и самостоятельным.

Актуальность заключается в том, что ведутся работы по разным

направлениям, для того чтобы каждый ребёнок в летнее время был занят.

Одним из этих направлений является детский летний лагерь «Уолба».

Современный школьник, проводящий много часов за компьютером,

подвержен многим болезням, в том числе такой опасной и коварной болезни как

остеохондроз.

Профилактикой многих болезней является активное занятие

спортом, физической культурой. За время активного отдыха и работы в лагере

ребёнок, оторванный от многих благ цивилизации – компьютер, мобильный

телефон, телевизор – сближается с природой, вовлечён в активный физический

труд и отдых, что способствует укреплению физического, нравственного и

морального здоровья ребёнка. Сила духа, физическая выносливость, азарт,

спортивный дух – всё это можно получить во время летнего активного отдыха.

Примечательно, что спортивные достижения детей после отдыха в лагере тоже

повышаются.

С давних времён труд является основой воспитания человека. Не зря в

народе

сложены

многие

пословицы,

поговорки,

крылатые

выражения,

прославляющие труд, человека труда. Большой человек, педагог, профессор,

доктор педагогических наук Геннадий Никандрович Волков, говоря о воспитании,

во главу угла ставил воспитание трудом. “Труд, любовь к труду – вот основа

основ воспитания” - именно это стало его педагогическим кредо.

Только

приобщаясь

к

труду

можно

преодолеть

трудное,

познать

прекрасное, развить природную смекалку, любознательность и , конечно же,

трудолюбивый человек достоен уважения.

Наши предки приучали детей к жизнестойкости и труду. Труд всегда стоял

во главе угла. Любовь к труду – святая заповедь народа. У каждого северного

этноса своя собственная система воспитания, где определяющими факторами

являются суровый климат, промысловая деятельность, кочевой образ жизни и

особенная любовь к детям, особенно к мальчикам – продолжателям рода.



В раздел образования