Автор: Некрасова Анна Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Центр развития ребенка-детский детский сад 112»
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Проект
Тема: «Радость послушания»
Раздел: дошкольное образование
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
«РАДОСТЬ ПОСЛУШАНИЯ»
Существование любого человеческого общества невозможно без
соблюдения его членами исторически обусловленных норм поведения,
регламентирующих права и обязанности. Послушание требуется человеку в
течении всей его жизни. В семье, в детском саду, в школе, в государственных
и общественных отношениях человек подчиняет свою волю установленным
законам и правилам, считается с интересами других людей.
В современном обществе к сожалению, утрачена традиция послушания
старшим (дедушке, бабушке, отцу, матери). В настоящее время не понятно, кто
у кого в послушании: родители у детей или дети у родителей? Отказ от
авторитета родителей отражает нынешнее состояние детско-родительских
отношений, а распущенность объявляется нормой жизни. Послушание - это
умение слушаться и повиноваться. Оно учит слышать голос совести и
повиноваться правилам нравственности. Оно учит уважать старших и
исполнять законы государства. Каждый человек, любящий своих родителей,
близких в первую очередь не должен огорчать их своими плохими
поступками. Он должен быть послушным, любить и почитать их. В умении
любить и заключается красота души. Такие люди живут счастливо и в
радости.
Люди, умудренные жизненным опытом, считают, что послушание,
основанное на страхе и принуждении, не дает нужного результата.
Условием истинного послушания является любовь детей и взрослых.
Если мы хотим, чтобы послушание принесло пользу детям, необходимо своей
любовью вызвать у них доверие и искреннюю привязанность, самим
показывать пример благоразумного поведения. Необходимо стремиться к тому,
чтобы дети были искренне преданы родителям и твердо уверены в их любви.
Они не должны сомневаться в том, что родительское слово исходит от
доброжелательного сердца и содействует их собственному благу. Такая
1
доверчивая любовь соединяет волю ребенка и волю родителей, приносит всем
великую радость и вселяет надежду на благоприятный исход дела.
В современном обществе дети дошкольного возраста, не испытывают
потребности в послушании к родителям. Нет почитания, уважения и любви к
предыдущему поколению.
Целю проекта является: познакомить всех участников образовательного
процесса с нравственным смыслом понятий «послушание – почтительность –
счастье» и «непочтительность – нечестивость» был реализован творческий
проект «Радость послушания». Продолжительность проекта: с 1 сентября
2023 по 30 ноября 2023 года. Участники проекта: дети 5-6 лет, родители,
музыкальный и физкультурный руководители.
Задачи проекта:
продолжать изучать социокультурную категорию «Вера» (вера рождает
доверие; доверие к опыту взрослых; уважение; послушание; душевный
покой);
формирование у дошкольников эмоционально - положительного
отношения к процессу познания основ православной культуры;
раскрытие понятия элементов христианской этики (послушание,
смирение, милосердие);
овладение навыками исследования Слова Божьего;
воспитание у детей стремление соблюдать Заповеди Божии;
развитие чувства благодарности и долга перед родителями;
обретение радости выполнения Заповеди послушания;
развивать у детей мотивацию к послушанию взрослым;
обогащать социокультурный опыт детей: послушание –приносит
радость, непослушание – горе.
Для родителей:
- ориентировать семью на духовно - нравственное воспитание детей;
2
- способствовать становлению духовно-нравственных ценностей в семье на
основе изучения темы «Радость послушания»
Предполагаемые результаты:
Появление у детей и взрослых устойчивого познавательного
интереса
к
изучению
темы
«Радость
послушания»,
желание
приобщаться к истокам православной русской культуры.
Презентация проекта:
- Проведение итогового занятия «Путешествие в сказку» на базе МАДОУ для
детей и родителей воспитанников.
- Организация и проведение театрализованной деятельности, драматизация
сказки «Петушок – золотой гребешок» для детей.
Этапы проекта.
1.Организационно-подготовительный этап (01.09.23- 10.09.23)
На первом этапе обоснована актуальность темы, мотивация ее выбора;
определены цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов,
методических
разработок,
назначение
ответственных,
составление
тематического планирования мероприятий с детьми, с родителями, с
педагогами.
2.Основной этап (10.09.23- 25.11.23).
На втором этапе реализации проекта был осуществлялась работа, согласно
тематическому планирования мероприятий с детьми и родителями.
С детьми проходила образовательная деятельность через
всё направления развития.
Познавательное развитие.
Знакомство детей с историей появления заповедей.
1.Образовательная деятельность: «Радость послушания» (5 занятий)
(Приложение №1)
2.Беседы: «Радость послушания», «Пятая заповедь – «Чти отца твоего и мать
твою». Этические беседы: «История о непослушном зайце», «Будьте
послушными» и другие
3
3.Рассматривани иллюстраций русских художников по теме «Радость
послушания»
-иллюстрации русских народных сказок ,где присутствует тема послушания
-видеоролик «Пятая заповедь».
Речевое развитие
1.Подбор детской художественной литературы для детского чтения: «Притча
о послушании», «Сказка о непослушном ките», «О непослушании»
2.Чтение и обсуждение пословиц и поговорок: «Покорному дитяте все
кстати», «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается», «Кого
уважают, того и слушают»
3. Разучивание с детьми стихотворений: «Радость послушания»,
«Послушание», «Мама сказала быть послушным», «Сынок, будь
послушным», «В небе звездочка горит»,
Чтение сказок: « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Гуси лебеди»,
«Царевна лягушка», «Крошечка Хаврошечка», «Петушок золотой гребешок»,
«Аленький цветочек», «Хрустальная гора», «Волк и семеро козлят», «Дочь и
падчерица» и др.
Социально - коммуникативное развитие
1. Работа над созданием театрализованного представления.
Знакомство
детей
со
сценариями
театрализованных
представлений:
«Петушок золотой гребешок», «Гуси лебеди».
Распределение ролей. Работа над созданием спектакля. (слайд).
2.Дидактические
игры:
«Собери
5
заповедь»,
собрать
пословицы
о
послушании (совместно с родителями) (4 конверта с пословицами) «Что
хорошо, что плохо»
3. Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Школа», «Поликл» и др., где
выражено послушание другим.
Художественно – эстетическое развитие
4
1.Слушание музыки: «Доброта» муз. А.В. Александрова; «Мы дружные
ребята» муз. С.А. Разоренова. Разучивание танца под песню «Что такое
доброта» Барбарики , Музыкальные движения: «Если добрый ты» муз. Б.И.
Савельева.
2. Разучивание: «Песенка друзей» муз. Г. Черчик
3.Рисование на тему: «Моя семья», «Гуси лебеди», «Яблоки послушания».
4.Аппликация «Плоды послушания», «Яблоки послушания», «Подарок
маме».
5. Лепка: «Козленочек» по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
6. Просмотр фильмов: «Доброе слово сказки», «Опыт старших поколений».
Рассматривание иллюстраций на тему: «Все живое на земле имеет свои
истоки»
Рассматривание репродукций художников
Владимира Егоровича
Маковского, «Все живое на земле имеет свои истоки». Кирилла
Викентьевича Лемоха «Родительская любовь», Ивана Семёновича
Куликова
,
Николай Богданов-Бельский «Чаепитие»
,
Василия
Максимовича Максимова
,
Панова Эдуард Парфирьевича
,
Пластова
Аркадий Александровича
Физическое развитие
Русские народные подвижные игры: «Перетяни веревку», «Мы веселые
ребята», «Шагай, шагай, смотри не зевай», «Замри», «Зеркало», «Тигр на
охоте», «Гуси – лебеди».
Игры-хороводы: «Золотые ворота», «Клубочек», «У дядюшки Трифона».
Тематическое планирования мероприятий с родителями.
5
1.Оформление информационного стенда для родителей «Радость
послушания».
-Организация консультации с родителями по теме: «Золотые правила
воспитания»
-Создание буклетов для родителей по теме: «Памятка родителям от
ребенка»
-Папка передвижка на тему: «Ошибки, которые мы совершаем»
3.Изготовление
декораций
и
атрибутов
к
проведению
итогового
мероприятия.
4.Выставки духовной, педагогической литературы и пособий для родителей.
5.Совместное посещение воспитателей, родителей и детей храма «Покрова
Пресвятой Богородицы».
6.Подготовка выставки семейных работ «Плоды послушания».
7. Индивидуальное собеседования, консультации.
8.Приглашение родителей на открытые показы образовательного процесса.
3.Заключительный этап (25.11.23- 30.11.23)
1.Оформление
выставки
детско-родительского
творчества
«Плоды
послушания».
2. Организация итогового занятия «Путешествие в сказку» совместно с
родителями. (слайд)
3. Обобщение результатов работы; анализ проведённой работы.
Вывод:
Благодаря
проделанной
работе,
у
всех
участников
проекта
сформировалось эмоционально - положительное отношение к процессу
познания основ православной культуры, у детей появилось желание
соблюдать Заповеди Божии, сложилась мотивация к послушанию взрослым и
чувство благодарности и долга перед родителями.
6