Напоминание

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовании»


Автор: Дорохина Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад №43 "Ласточка"г. Георгиевска
Населённый пункт: Ставропольский край город Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: «Современные педагогические технологии в дошкольном образовании»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные педагогические технологии в дошкольном образовании»

Современные

педагогические

технологии

в

дошкольном

образовании направлены

на

реализацию

государственных

стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является

позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к

ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается

положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать

становлению ребенка как личности.

Сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение,

совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки

сырья, материалов. В настоящее время в педагогический лексикон прочно

вошло понятие «педагогическая технология».

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов,

приёмов

обучения,

воспитательных средств;

она

есть

организационно

-

методический

инструментарий

педагогического

процесса (Б. Т. Лихачёв).

Современному воспитателю

необходимо

владеть

целым

арсеналом

педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную

активность ребенка.

Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся

условий в ОУ, в своей практической деятельности мы используем

следующие образовательные технологии :

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно-ориентированная технология;

- игровые технологии;

- технология проектной деятельности;

- информационно – коммуникативная технология;

- технологии «ТРИЗ»

Под

здоровьесберегающими технологиями понимается

совокупность

педагогических,

психологических

и

медицинских

мероприятий,

направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование

осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.

В

нашем

учреждении

педагоги

используют

в

работе

с

детьми

следующие технологии :

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы,

подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая,

гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая,

гимнастика

корригирующая (комплекс

упражнений

направленный

на

формирование правильной осанки).

- Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурные занятия,

проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье».

Технологии личностно

ориентированного

обучения

способствуют

развитию

личности

ребенка.

Здесь

мы

используем

интегрированное

построение НОД. А это в свою очередь дает детям возможность развивать

коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать

свои мысли, делиться впечатлениями, развивать познавательный интерес и

активность.

Организуем воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к

личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития,

отношения

к

нему

как

к

сознательному,

полноправному

участнику

воспитательного процесса. На занятиях прослеживается акцент на личностно

- ориентированный подход в общении. Планируем совместную деятельность

с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает

ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и

способности

рассуждать,

критически

мыслить,

находить

правильное

решение, применять знания на практике. Также применяем дидактический

материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и

приемам выполнения заданий.

Используя личностно-ориентированную технологию, создаем условия в

развивающей предметно - пространственной среде группы, позволяющие

ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать

себя. Созданы

уголки:

физкультурный,

уголок

книги,

центр

по

экологическому развитию и экспериментальной деятельности, развивающая

зона, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует

всестороннему развитию ребёнка.

Применение

нами

личностно

ориентированной технологии помогает

ребёнку реализовать свой потенциал, достичь своих целей и развить

личностные и творческие качества. Для реализации данных целей мы

проводим с детьми разнообразную творческую деятельность: игры, труд,

праздники,

развлечения.

Наши

воспитанники

традиционно

являются

участниками разных выставок и конкурсов на уровне ОУ, района и области.

Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они

наиболее

эффективно

решают

задачи

социально

-

личностного

развития дошкольников.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как

игра является ведущей деятельностью в этот период. Группа наполнена

игровым оборудованием, способствующим организовать индивидуальные

игры. В

группе

достаточно

игр

и

игрушек:

мягкие,

пластмассовые,

деревянные, атрибуты сюжетно-ролевых игр; различные конструкторы,

пирамидки, шнуровки; игры дидактические и игры настольные развивающие.

Много и разные, все они направлены только на то, чтобы маленький

человечек рос и развивался.

В

своей

работе

и

особое

внимание

уделяем

созданию

условий

и

планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно

возрасту и развитию игровых умений детей.

Настольно-печатные

игры

применяем

для

уточнения

и

расширения

представлений детей об окружающем мире, систематизации знаний, развития

мыслительных процессов. «Собери картинку», лото, пазлы.

Сюжетно-ролевые

игры-инсценировки

важны

для

принципа

интеграции образовательных областей.

Игры-инсценировки помогают разговорить ребенка. С помощью словесных

игр создаю эмоциональный настрой у детей, при котором вырабатывается

быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки,

перевертыши, построенные на диалоге).

Мы

учим

детей

слушать,

воспитываю

эстетические

переживания,

развиваю образное мышление с помощью использования словесных игр.

Театрально-игровая деятельность: игры-драматизации; театр пальчиков и

языка.

Мы

применяем

их

с

целью

развития

диалогической

речи

у дошкольников, умения сочинять и обыгрывать маленькие рассказы,

подбирать слова – действия и слова – признаки.

В своей работе используем широкий выбор форм проведения игр: игры –

путешествия, конкурсы, игры – развлечения, сюжетно – ролевые игры, игры

фантазии и импровизации.

Игровое партнерство с детьми позволяет развивать лидерские качества у

застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой

научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.

В работе используем технологию проектной деятельности в воспитании и

обучении дошкольников. Целью использования данной технологии является

развитие,

с

одной

стороны,

таких качеств

мышления,

как

гибкость,

подвижность, системность, с другой – поисковой активности, стремления к

новизне; речи и творческого воображения. Поэтому при организации работы

над проектами воспитанникам предлагается проблемная задача, которую

можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты, что способствует

развитию исследовательского типа мышления.

Нами были реализованы следующие проекты: «Огород на окне», «Мы хотим,

чтоб птицы пели», «Покормите птиц зимой!». Атмосфера сотрудничества

между детьми развивает умение работать в коллективе, подчинять свой

характер, темперамент интересам общего дела, решать творческие споры,

достигать согласия, умения обсуждать достигнутые результаты, оценивать

действия каждого. В проектной деятельности раскрываю индивидуальность

каждого ребёнка, реализую его интересы, потребности, что способствует

развитию личности детей.

Систематически применяем в работе с дошкольниками информационно –

коммуникативные технологии, которые помогают нам в следующем:

- подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,

группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация);

-

подборе

дополнительного

познавательного

материала

к

занятиям,

знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

- в обмене опытом;

- в оформлении групповой документации, отчетов;

- создании презентаций в программе для повышения эффективности НОД с

детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения

родительских собраний.

На занятиях применяем элементы технологии «ТРИЗ».

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - становится эффективным

помощником в

деле

формирования

у детей творческого мышления,

интеллектуальной смелости, готовности к принятию решений. Мы убедились

на собственном опыте, что ТРИЗ-методики с интересом воспринимаются

детьми, вносят оживление и увлекательность в образовательный процесс.

Использование

нами современных

образовательных

технологий

в

воспитательно

образовательном процессе

позволяет

успешно

реализовывать ФГОС ОУ.



В раздел образования