Автор: Дорохина Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад №43 "Ласточка"г. Георгиевска
Населённый пункт: Ставропольский край город Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: «Современные педагогические технологии в дошкольном образовании»
Раздел: дошкольное образование
«Современные педагогические технологии в дошкольном образовании»
Современные
педагогические
технологии
в
дошкольном
образовании направлены
на
реализацию
государственных
стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является
позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к
ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается
положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать
становлению ребенка как личности.
Сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение,
совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки
сырья, материалов. В настоящее время в педагогический лексикон прочно
вошло понятие «педагогическая технология».
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов,
приёмов
обучения,
воспитательных средств;
она
есть
организационно
-
методический
инструментарий
педагогического
процесса (Б. Т. Лихачёв).
Современному воспитателю
необходимо
владеть
целым
арсеналом
педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную
активность ребенка.
Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся
условий в ОУ, в своей практической деятельности мы используем
следующие образовательные технологии :
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированная технология;
- игровые технологии;
- технология проектной деятельности;
- информационно – коммуникативная технология;
- технологии «ТРИЗ»
Под
здоровьесберегающими технологиями понимается
совокупность
педагогических,
психологических
и
медицинских
мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование
осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
В
нашем
учреждении
педагоги
используют
в
работе
с
детьми
следующие технологии :
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы,
подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая,
гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая,
гимнастика
корригирующая (комплекс
упражнений
направленный
на
формирование правильной осанки).
- Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурные занятия,
проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье».
Технологии личностно
–
ориентированного
обучения
способствуют
развитию
личности
ребенка.
Здесь
мы
используем
интегрированное
построение НОД. А это в свою очередь дает детям возможность развивать
коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать
свои мысли, делиться впечатлениями, развивать познавательный интерес и
активность.
Организуем воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к
личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития,
отношения
к
нему
как
к
сознательному,
полноправному
участнику
воспитательного процесса. На занятиях прослеживается акцент на личностно
- ориентированный подход в общении. Планируем совместную деятельность
с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает
ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и
способности
рассуждать,
критически
мыслить,
находить
правильное
решение, применять знания на практике. Также применяем дидактический
материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и
приемам выполнения заданий.
Используя личностно-ориентированную технологию, создаем условия в
развивающей предметно - пространственной среде группы, позволяющие
ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать
себя. Созданы
уголки:
физкультурный,
уголок
книги,
центр
по
экологическому развитию и экспериментальной деятельности, развивающая
зона, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует
всестороннему развитию ребёнка.
Применение
нами
личностно
–
ориентированной технологии помогает
ребёнку реализовать свой потенциал, достичь своих целей и развить
личностные и творческие качества. Для реализации данных целей мы
проводим с детьми разнообразную творческую деятельность: игры, труд,
праздники,
развлечения.
Наши
воспитанники
традиционно
являются
участниками разных выставок и конкурсов на уровне ОУ, района и области.
Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они
наиболее
эффективно
решают
задачи
социально
-
личностного
развития дошкольников.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как
игра является ведущей деятельностью в этот период. Группа наполнена
игровым оборудованием, способствующим организовать индивидуальные
игры. В
группе
достаточно
игр
и
игрушек:
мягкие,
пластмассовые,
деревянные, атрибуты сюжетно-ролевых игр; различные конструкторы,
пирамидки, шнуровки; игры дидактические и игры настольные развивающие.
Много и разные, все они направлены только на то, чтобы маленький
человечек рос и развивался.
В
своей
работе
и
особое
внимание
уделяем
созданию
условий
и
планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно
возрасту и развитию игровых умений детей.
Настольно-печатные
игры
применяем
для
уточнения
и
расширения
представлений детей об окружающем мире, систематизации знаний, развития
мыслительных процессов. «Собери картинку», лото, пазлы.
Сюжетно-ролевые
игры-инсценировки
важны
для
принципа
интеграции образовательных областей.
Игры-инсценировки помогают разговорить ребенка. С помощью словесных
игр создаю эмоциональный настрой у детей, при котором вырабатывается
быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки,
перевертыши, построенные на диалоге).
Мы
учим
детей
слушать,
воспитываю
эстетические
переживания,
развиваю образное мышление с помощью использования словесных игр.
Театрально-игровая деятельность: игры-драматизации; театр пальчиков и
языка.
Мы
применяем
их
с
целью
развития
диалогической
речи
у дошкольников, умения сочинять и обыгрывать маленькие рассказы,
подбирать слова – действия и слова – признаки.
В своей работе используем широкий выбор форм проведения игр: игры –
путешествия, конкурсы, игры – развлечения, сюжетно – ролевые игры, игры
фантазии и импровизации.
Игровое партнерство с детьми позволяет развивать лидерские качества у
застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой
научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.
В работе используем технологию проектной деятельности в воспитании и
обучении дошкольников. Целью использования данной технологии является
развитие,
с
одной
стороны,
таких качеств
мышления,
как
гибкость,
подвижность, системность, с другой – поисковой активности, стремления к
новизне; речи и творческого воображения. Поэтому при организации работы
над проектами воспитанникам предлагается проблемная задача, которую
можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты, что способствует
развитию исследовательского типа мышления.
Нами были реализованы следующие проекты: «Огород на окне», «Мы хотим,
чтоб птицы пели», «Покормите птиц зимой!». Атмосфера сотрудничества
между детьми развивает умение работать в коллективе, подчинять свой
характер, темперамент интересам общего дела, решать творческие споры,
достигать согласия, умения обсуждать достигнутые результаты, оценивать
действия каждого. В проектной деятельности раскрываю индивидуальность
каждого ребёнка, реализую его интересы, потребности, что способствует
развитию личности детей.
Систематически применяем в работе с дошкольниками информационно –
коммуникативные технологии, которые помогают нам в следующем:
- подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,
группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация);
-
подборе
дополнительного
познавательного
материала
к
занятиям,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- в обмене опытом;
- в оформлении групповой документации, отчетов;
- создании презентаций в программе для повышения эффективности НОД с
детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения
родительских собраний.
На занятиях применяем элементы технологии «ТРИЗ».
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - становится эффективным
помощником в
деле
формирования
у детей творческого мышления,
интеллектуальной смелости, готовности к принятию решений. Мы убедились
на собственном опыте, что ТРИЗ-методики с интересом воспринимаются
детьми, вносят оживление и увлекательность в образовательный процесс.
Использование
нами современных
образовательных
технологий
в
воспитательно
–
образовательном процессе
позволяет
успешно
реализовывать ФГОС ОУ.