Напоминание

«Способы ознакомления учащихся средней школы с историей и культурой Севера, народов ханты и манси, на уроках изобразительного искусства»


Автор: Антипова Ксения Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ лицей №3
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: «Способы ознакомления учащихся средней школы с историей и культурой Севера, народов ханты и манси, на уроках изобразительного искусства»
Раздел: среднее образование





Назад




«Способы ознакомления учащихся средней школы с историей и культурой Севера,

народов ханты и манси, на уроках изобразительного искусства»

Автор: Антипова Ксения Николаевна,

Место работы/должность: МБОУ лицей №3, г. Сургут, ХМАО-Югра,

учитель изобразительного искусства

Для нашей страны, в настоявшее время, главной задачей является духовно-нравственное

воспитание подрастающего поколения. Для чего необходимо изучать традиции и

культуру родного края? Изучение истории и культуры округа, города, поселка, дает

возможность человеку погрузиться в историю прошлого, осознать настоящее и построить

будущее.

Ханты-Мансийский автономный округ, расположенный в северо-западной части России,

является домом для нескольких коренных народов. Ханты и манси имеют богатую

культуру и традиции, которые прочно укоренились в их повседневной жизни. Культура

коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа представляет собой

уникальную смесь верований, ритуалов и обычаев, которые они передают из поколения в

поколение. Изучение культуры и традиций коренных народов Ханты-Мансийского

автономного округа является важным направлением современной этнологической науки.

Несмотря на то, что эти народы проживают в отдаленных районах Севера, они играют

значительную роль в формировании культурного ландшафта России. Кроме того,

сохранение и развитие культуры этих народов имеет большое значение для самих

коренных жителей региона.

Таким образом, учитель изобразительного искусства, на своих уроках, может поближе

познакомить учащихся с культурой и историей Севера, народов ханты и манси.

Главной задачей на уроке, является познание окружающей действительности, видеть и

понимать прекрасное, формировать стремление заботиться о красоте своего края.

При построении урока, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их

способности.

Урок должен быть разнообразным и современно-технологическим. Учителю следует

подобрать интересные формы урока, например:

-Урок-путешествие

-Урок -спектакль

-Урок- викторина

-Урок –экскурсия

-Урок-репортаж.

Все эти формы помогут ребенку погрузиться в культуру народов Севера.

Урок-путешествие.

Такой урок может быть ознакомительный. Учащиеся рассматривают репродукции картин,

В. А. Игошева Г.С Райшева и погружаются в быт, традиции и культуру народов Севера,

отправляются в путешествие к хантам и манси. На этом уроке ученики могут делать

зарисовки традиционной одежды, выполнять эскизы орнаментов и узоров, узнавать их

значение. Такого рода занятия проводятся в несколько этапов. Вторым этапом может

стать

урок-экскурсия. Учащие готовят сообщения, презентации, исторические справки о

достопримечательностях родного города, архитектурных постройках, памятниках,

инсталляциях, в которых отмечают характерные детали и фрагменты построек жилищ

народов Севера, можно провести словарную работу, выполнить зарисовки

достопримечательностей.

Урок-репортаж.

Учащиеся могут попробовать свои силы в качестве репортёра, подготовить материал о

культуре и традициях народов Севера. Учащиеся могут разделиться на группы, делать

задание в паре. Командам могут быть предложены варианты работ:

- «Интервью с известным художником», в котором ученикам необходимо будет рассказать

о биографии и живописных работах Югорского художника Г.С. Райшева.

- «Открытие выставки». Задачей учащихся рассказать о выставке скульптур или картин

посвященной народам Севера.

- «Показ мод». Ученикам необходимо подготовить картины или фотографии с

традиционной одеждой, рассказать о ее особенностях и значениях орнаментов и узоров.

Урок спектакль.

Учитель знакомит учащихся с традиционными сказками и рассказами народов Югры. На

уроке можно рассмотреть иллюстрации художников к произведениям. Учащиеся

выбирают произведение и распределяют между собой роли, делятся на команды, готовят

реквизит из бумаги, красок, ткани. Рисуют маски для своих персонажей. Проигрывают

спектакль.

Урок-викторина.

На таком уроке ученики делятся на команды. Проявляют свои знания в области

декоративно-прикладного искусства, орнаментального искусства, знание народных

умельцев и их работ. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют

определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают

вопросы. В ходе урока ребята можно предложить с помощью различных вопросов

разгадать кроссворд.

Одним из эффективных способов знакомства учащихся средней школы с историей и

культурой Севера, являются интегрированные занятия.

На уроках изобразительного искусства можно использовать традиционную музыку хантов

и манси, изучать литературные произведения, знакомиться с историей коренных народов

своего края или выполнить схему бисероплетения с орнаментами и узорами на урок

технологии.

Еще одним способом знакомства учащихся с культурой народов крайнего Севера, на

уроках изобразительного искусства, является применение ПК. Учащиеся учатся готовить

презентации, монтировать видео, оформлять слайды, работать с современными

программами.

Таким образом, можно сделать вывод, что знакомство учеников средней школы с

традициями и культурой народов Севера, на уроках изобразительного искусства,

эффективней проводить используя различные формы организации уроков, выбирать

интегрированные занятия с применением ПК.

Список изучаемых источников:

1.

История и культура Севера. Галямов А.А. Тюмень. 2023 год.

2.

Мифы, предания, сказки хантов и манси; Главная редакция восточной

литературы издательства «Наука» - М., 2020.

3.

Волдина Т. В. Хантыйский фольклор: история изучения. - Томск, 2022.



В раздел образования