Автор: Антипова Ксения Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ лицей №3
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: «Способы ознакомления учащихся средней школы с историей и культурой Севера, народов ханты и манси, на уроках изобразительного искусства»
Раздел: среднее образование
«Способы ознакомления учащихся средней школы с историей и культурой Севера,
народов ханты и манси, на уроках изобразительного искусства»
Автор: Антипова Ксения Николаевна,
Место работы/должность: МБОУ лицей №3, г. Сургут, ХМАО-Югра,
учитель изобразительного искусства
Для нашей страны, в настоявшее время, главной задачей является духовно-нравственное
воспитание подрастающего поколения. Для чего необходимо изучать традиции и
культуру родного края? Изучение истории и культуры округа, города, поселка, дает
возможность человеку погрузиться в историю прошлого, осознать настоящее и построить
будущее.
Ханты-Мансийский автономный округ, расположенный в северо-западной части России,
является домом для нескольких коренных народов. Ханты и манси имеют богатую
культуру и традиции, которые прочно укоренились в их повседневной жизни. Культура
коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа представляет собой
уникальную смесь верований, ритуалов и обычаев, которые они передают из поколения в
поколение. Изучение культуры и традиций коренных народов Ханты-Мансийского
автономного округа является важным направлением современной этнологической науки.
Несмотря на то, что эти народы проживают в отдаленных районах Севера, они играют
значительную роль в формировании культурного ландшафта России. Кроме того,
сохранение и развитие культуры этих народов имеет большое значение для самих
коренных жителей региона.
Таким образом, учитель изобразительного искусства, на своих уроках, может поближе
познакомить учащихся с культурой и историей Севера, народов ханты и манси.
Главной задачей на уроке, является познание окружающей действительности, видеть и
понимать прекрасное, формировать стремление заботиться о красоте своего края.
При построении урока, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их
способности.
Урок должен быть разнообразным и современно-технологическим. Учителю следует
подобрать интересные формы урока, например:
-Урок-путешествие
-Урок -спектакль
-Урок- викторина
-Урок –экскурсия
-Урок-репортаж.
Все эти формы помогут ребенку погрузиться в культуру народов Севера.
Урок-путешествие.
Такой урок может быть ознакомительный. Учащиеся рассматривают репродукции картин,
В. А. Игошева Г.С Райшева и погружаются в быт, традиции и культуру народов Севера,
отправляются в путешествие к хантам и манси. На этом уроке ученики могут делать
зарисовки традиционной одежды, выполнять эскизы орнаментов и узоров, узнавать их
значение. Такого рода занятия проводятся в несколько этапов. Вторым этапом может
стать
урок-экскурсия. Учащие готовят сообщения, презентации, исторические справки о
достопримечательностях родного города, архитектурных постройках, памятниках,
инсталляциях, в которых отмечают характерные детали и фрагменты построек жилищ
народов Севера, можно провести словарную работу, выполнить зарисовки
достопримечательностей.
Урок-репортаж.
Учащиеся могут попробовать свои силы в качестве репортёра, подготовить материал о
культуре и традициях народов Севера. Учащиеся могут разделиться на группы, делать
задание в паре. Командам могут быть предложены варианты работ:
- «Интервью с известным художником», в котором ученикам необходимо будет рассказать
о биографии и живописных работах Югорского художника Г.С. Райшева.
- «Открытие выставки». Задачей учащихся рассказать о выставке скульптур или картин
посвященной народам Севера.
- «Показ мод». Ученикам необходимо подготовить картины или фотографии с
традиционной одеждой, рассказать о ее особенностях и значениях орнаментов и узоров.
Урок спектакль.
Учитель знакомит учащихся с традиционными сказками и рассказами народов Югры. На
уроке можно рассмотреть иллюстрации художников к произведениям. Учащиеся
выбирают произведение и распределяют между собой роли, делятся на команды, готовят
реквизит из бумаги, красок, ткани. Рисуют маски для своих персонажей. Проигрывают
спектакль.
Урок-викторина.
На таком уроке ученики делятся на команды. Проявляют свои знания в области
декоративно-прикладного искусства, орнаментального искусства, знание народных
умельцев и их работ. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют
определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают
вопросы. В ходе урока ребята можно предложить с помощью различных вопросов
разгадать кроссворд.
Одним из эффективных способов знакомства учащихся средней школы с историей и
культурой Севера, являются интегрированные занятия.
На уроках изобразительного искусства можно использовать традиционную музыку хантов
и манси, изучать литературные произведения, знакомиться с историей коренных народов
своего края или выполнить схему бисероплетения с орнаментами и узорами на урок
технологии.
Еще одним способом знакомства учащихся с культурой народов крайнего Севера, на
уроках изобразительного искусства, является применение ПК. Учащиеся учатся готовить
презентации, монтировать видео, оформлять слайды, работать с современными
программами.
Таким образом, можно сделать вывод, что знакомство учеников средней школы с
традициями и культурой народов Севера, на уроках изобразительного искусства,
эффективней проводить используя различные формы организации уроков, выбирать
интегрированные занятия с применением ПК.
Список изучаемых источников:
1.
История и культура Севера. Галямов А.А. Тюмень. 2023 год.
2.
Мифы, предания, сказки хантов и манси; Главная редакция восточной
литературы издательства «Наука» - М., 2020.
3.
Волдина Т. В. Хантыйский фольклор: история изучения. - Томск, 2022.