Напоминание

«Ротация - один из актуальных методов для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка»


Автор: Галия Саидовна Расторгуева
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6»
Населённый пункт: г. Куйбышева Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Ротация - один из актуальных методов для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Статья: «Ротация - один из актуальных методов для активизации познавательной

деятельности обучающихся на уроках английского языка».

Составила:

учитель английского и немецкого языка

Расторгуева Г.С.

2021г

В основе Стандарта, как известно, лежит системно – деятельностный подход, который,

согласно ФГОС СОО, предполагает: «достижение планируемых результатов освоения

основной образовательной программы среднего общего образования, что и создает основу для

самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,

видов и способов деятельности».

Требования Стандарта нацелено на подготовку “Выпускника умеющего, творческого” в

соответствии

с

запросом

общества.

Программы

учебных

предметов,

Программа

формирования универсальных учебных действий нацелены на достижение выпускниками

средней школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

В рамках Всероссийских проверочных работ по английскому языку, проводимых в 7

классах, оценивались предметные и метапредметные результаты обучения школьников, в том

числе уровень сформированности УУД и овладения межпредметными понятиями.

Результаты выполнения проверочных работ показали необходимость включения в уроки

большого количества практико-ориентированных заданий, заданий на развитие логического

мышления, заданий на установление причинно-следственных связей. На уроках необходимо

применять различные виды чтения: поисковые (с ориентацией на отбор нужной информации),

исследовательские и другие; совершенствовать навыки работы обучающихся со справочной

литературой.

Включать в содержание уроков задания по формированию УУД: умение

извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение сравнивать, делать выводы,

анализировать; умение ориентироваться по картам; умение описывать, сравнивать, делать

выводы при выполнении простейших экспериментов.

Целесообразно уделять особое

внимание формированию действий самоконтроля.

Технология смешанного обучения – это единый, целостный учебный процесс,

предполагающий

сочетание

познавательной

деятельности

учащихся

в

режиме

самостоятельной работы, в диалоге с товарищем, в диалоге с учителем. Этот образовательный

подход предполагает самостоятельный выбор учеником пути, времени, места и темпа

обучения.

Смешанная технология, а именно «Ротация станций» или «Смена рабочих зон» является

наиболее целесообразным в случае, если изучение темы предполагает разные виды

деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно

для всего класса, а для групп детей в определенном темпе. Каждая группа работает в своей

части класса на своей станции:

Группа моделей «РОТАЦИЯ»

1. Автономная группа

При реализации данной модели класс делится на 2 группы: одна занимается по

традиционным учебным средствам, другая – по онлайн-ресурсам. Критерий разделения на

группы определяет учитель. Численный состав групп может меняться, группы имеют

возможность чередоваться. При этом в образовательной системе ведется учёт времени работы,

количественных и качественных показателей объёма работы каждого пользователя.

2. Перевёрнутый класс

В отличие от традиционной организации уроков, когда большое время в классе отводится на

объяснение нового материала, модель «перевёрнутого класса» подразумевает перенесение

репродуктивной учебной деятельности на домашнее изучение. Напротив, работа в классе

посвящается

обсуждению

изученного,

разным

видам

деятельности,

организации

индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени от зубрежки

теоретического материала.

Эта модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ.

Дома учащиеся работают в онлайн для отработки теоретического материала: смотрят видео

лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы,

решение сложных задач, вопросов и т.п. Благодаря перевернутости, у учителя имеется больше

времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по

презентациям.

Во время дистанционного «домашнего» изучения материала в системе ведется учёт

времени работы, фиксируются количественные и качественные показатели объёма работы

каждого пользователя.

3. Смена рабочих зон

Модель может быть реализована как для одного класса, так и для всей параллели.

Учащиеся делятся на несколько групп и распределяются по зонам:

А) Зона работы онлайн (индивидуальная работа по инструкции учителя) Б) Зона работы в

группах (групповая работа по инструкции учителя)

Оптимальное количество зон – не более 4-x. Для начальной школы рекомендовано включать в

зонирование пространство для отдыха.

Существуют определённые трудности при планировании урока с использованием

технологии Ротации:

-отсутствие или недостаточность материальной базы для обучения как в школе, так и дома;

-сложности интернета (сбои). Предусмотрительно приготовить электронные приложения;

-большая нагрузка на учителя. (Отбор электронного сопровождения, распечатка карточек,

продумывание до мелочей содержания этапов урока).

Но положительные моментов смешанного обучения гораздо больше. Смешанное

обучение способствует:

-индивидуализации обучения;

-снижению утомляемости учащихся за счет смены видов деятельности в разных рабочих

группах;

-формированию речевых навыков, умения общаться;

-развитию умений отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать

выводы;

-развитию самостоятельности, чувства ответственности за проделанную работу;

-осознанному владению теоретическим материалом и умению оперировать им на

практике;

-развитию коммуникативных и регулятивных УУД на основе совместной работы в

группе с последующим обсуждением результатов работы в рамках всего класса.

Использование технологии смешанного обучения меньше, чем за год позволило

повысить познавательный интерес не только к предмету английский язык, но и к другим

учебным предметам, таким как история, литература, география и др. Считаю, что смешанное

обучение, как форма организации образовательного процесса обладает большим ресурсом для

решения проблем, с которыми сталкивается современное образование.



В раздел образования