Автор: Галия Саидовна Расторгуева
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6»
Населённый пункт: г. Куйбышева Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Ротация - один из актуальных методов для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка»
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Статья: «Ротация - один из актуальных методов для активизации познавательной
деятельности обучающихся на уроках английского языка».
Составила:
учитель английского и немецкого языка
Расторгуева Г.С.
2021г
В основе Стандарта, как известно, лежит системно – деятельностный подход, который,
согласно ФГОС СОО, предполагает: «достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы среднего общего образования, что и создает основу для
самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,
видов и способов деятельности».
Требования Стандарта нацелено на подготовку “Выпускника умеющего, творческого” в
соответствии
с
запросом
общества.
Программы
учебных
предметов,
Программа
формирования универсальных учебных действий нацелены на достижение выпускниками
средней школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
В рамках Всероссийских проверочных работ по английскому языку, проводимых в 7
классах, оценивались предметные и метапредметные результаты обучения школьников, в том
числе уровень сформированности УУД и овладения межпредметными понятиями.
Результаты выполнения проверочных работ показали необходимость включения в уроки
большого количества практико-ориентированных заданий, заданий на развитие логического
мышления, заданий на установление причинно-следственных связей. На уроках необходимо
применять различные виды чтения: поисковые (с ориентацией на отбор нужной информации),
исследовательские и другие; совершенствовать навыки работы обучающихся со справочной
литературой.
Включать в содержание уроков задания по формированию УУД: умение
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение сравнивать, делать выводы,
анализировать; умение ориентироваться по картам; умение описывать, сравнивать, делать
выводы при выполнении простейших экспериментов.
Целесообразно уделять особое
внимание формированию действий самоконтроля.
Технология смешанного обучения – это единый, целостный учебный процесс,
предполагающий
сочетание
познавательной
деятельности
учащихся
в
режиме
самостоятельной работы, в диалоге с товарищем, в диалоге с учителем. Этот образовательный
подход предполагает самостоятельный выбор учеником пути, времени, места и темпа
обучения.
Смешанная технология, а именно «Ротация станций» или «Смена рабочих зон» является
наиболее целесообразным в случае, если изучение темы предполагает разные виды
деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно
для всего класса, а для групп детей в определенном темпе. Каждая группа работает в своей
части класса на своей станции:
Группа моделей «РОТАЦИЯ»
1. Автономная группа
При реализации данной модели класс делится на 2 группы: одна занимается по
традиционным учебным средствам, другая – по онлайн-ресурсам. Критерий разделения на
группы определяет учитель. Численный состав групп может меняться, группы имеют
возможность чередоваться. При этом в образовательной системе ведется учёт времени работы,
количественных и качественных показателей объёма работы каждого пользователя.
2. Перевёрнутый класс
В отличие от традиционной организации уроков, когда большое время в классе отводится на
объяснение нового материала, модель «перевёрнутого класса» подразумевает перенесение
репродуктивной учебной деятельности на домашнее изучение. Напротив, работа в классе
посвящается
обсуждению
изученного,
разным
видам
деятельности,
организации
индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени от зубрежки
теоретического материала.
Эта модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ.
Дома учащиеся работают в онлайн для отработки теоретического материала: смотрят видео
лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы,
решение сложных задач, вопросов и т.п. Благодаря перевернутости, у учителя имеется больше
времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по
презентациям.
Во время дистанционного «домашнего» изучения материала в системе ведется учёт
времени работы, фиксируются количественные и качественные показатели объёма работы
каждого пользователя.
3. Смена рабочих зон
Модель может быть реализована как для одного класса, так и для всей параллели.
Учащиеся делятся на несколько групп и распределяются по зонам:
А) Зона работы онлайн (индивидуальная работа по инструкции учителя) Б) Зона работы в
группах (групповая работа по инструкции учителя)
Оптимальное количество зон – не более 4-x. Для начальной школы рекомендовано включать в
зонирование пространство для отдыха.
Существуют определённые трудности при планировании урока с использованием
технологии Ротации:
-отсутствие или недостаточность материальной базы для обучения как в школе, так и дома;
-сложности интернета (сбои). Предусмотрительно приготовить электронные приложения;
-большая нагрузка на учителя. (Отбор электронного сопровождения, распечатка карточек,
продумывание до мелочей содержания этапов урока).
Но положительные моментов смешанного обучения гораздо больше. Смешанное
обучение способствует:
-индивидуализации обучения;
-снижению утомляемости учащихся за счет смены видов деятельности в разных рабочих
группах;
-формированию речевых навыков, умения общаться;
-развитию умений отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать
выводы;
-развитию самостоятельности, чувства ответственности за проделанную работу;
-осознанному владению теоретическим материалом и умению оперировать им на
практике;
-развитию коммуникативных и регулятивных УУД на основе совместной работы в
группе с последующим обсуждением результатов работы в рамках всего класса.
Использование технологии смешанного обучения меньше, чем за год позволило
повысить познавательный интерес не только к предмету английский язык, но и к другим
учебным предметам, таким как история, литература, география и др. Считаю, что смешанное
обучение, как форма организации образовательного процесса обладает большим ресурсом для
решения проблем, с которыми сталкивается современное образование.