Автор: Межетская Оксана Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Родничок"
Населённый пункт: села Лебедёвка, Искитимского района, Новосибирской области
Наименование материала: Сюжетно-ролевая игра в старшей группе
Тема: «Путешествие в страну профессий»
Раздел: дошкольное образование
Сюжетно – ролевая игра в старшей группе
«Путешествие в страну профессий»
Цель:
Систематизировать представление детей о профессиях взрослых, их тру-
довых обязанностях и значимости труда.
Развивать игровые умения и социальную компетентность.
Обучать детей самовыражению через реализацию задуманной игровой
ситуации.
Задачи:
Формировать у детей общественные, нравственные, познавательные и
игровые мотивы.
Продолжать учить устанавливать доброжелательные отношения;
проявлять уважение к близким людям, друзьям, товарищам.
Подготовка детей к игре:
Развитие социальных мотивов-возможность почувствовать себя в роли
различных профессий, узнать больше о них и развить свои навыки и интересы.
Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков
«А что у вас?» Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», Толстой «Филипок», Маршак
«Кошкин дом», Чуковский «Доктор Айболит», Молдавская народная сказка
«Повар и царь»
Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашкова»
Развитие познавательных мотивов- поиск ответов на возникающие вопросы,
умение ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и
самостоятельно находить способы их осуществления.
Беседа о профессиях с использованием иллюстраций, презентаций;
рассматривание картин.
Дидактические игры «Кому, что надо для работы?» «Что лишнее?»
Проблемная ситуация возникновения игры:
После знакомства с темой недели «Профессии взрослых» детям предлагается
организовать сюжетно – ролевую игру «Путешествие в страну профессий»
Примерный план:
- Выяснить, какие предметы и атрибуты нужны для игры.
- Придумать название станций. Каждая станция поможет детям почувствовать
себя в роли различных профессий, узнать больше о них и развить свои навыки
и интересы.
- Поговорить о профессиях на каждой станции. В каких литературных
произведениях можно встретить эту специальность?
Развитие общественных мотивов — желание сделать что-то для других людей,
принести им пользу.
Предполагаемые игровые роли (могут быть дополнены исходя из инициативы
детей):
Станция «Вокзал» - (машинист поезда), костюм машиниста, табличка с
названием поезда, свисток, штурвал управления, карта с маршрутом.
1
Мотивация: умение планировать свою деятельность, желание познакомиться с
поездом, перевозками, расписанием.
Станция «Учительская» -(учитель), фланелёграф, указка, карандаши и
листочки с заданиями для каждого ребёнка.
Мотивация: «Научи меня», учить других-это интересно и важно, повышение
собственной самооценки.
Станция «Спасательная» -(пожарник), костюм пожарного с каской,
кусочек шланга, маленькие ведёрки, лопатки, игрушечная рация.
Мотивация: быстрое реагирование при пожаре, сотрудничество и помощь
другим.
Станция «Больничная» -(доктор), игрушечные медицинские
инструменты, бланки рецептов, костюм доктора, весы, ростомер.
Мотивация:
при игре-учиться проявлять заботу и сочувствие к другим.
Станция «Аппетитная» -(повар), меню, столовые приборы, посуда,
фрукты, овощи, салфетки, скатерть, костюм повара.
Мотивация: самоутверждение и удовлетворение от приготовленных блюд,
умение не конфликтовать, договариваться.
После определения правил игры для участников, начинается сама игра.
Развитие игровых мотивов и мотивов подражания
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о работе и профессиях. Кто знает,
что это такое?
(Рассуждения детей)
Хотите узнать об этом поподробнее?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Профессии-это словно маленькие кусочки мозаики, из которых
складывается наша жизнь. Специалисты разных профессий делают свою
работу, чтобы мы с вами могли жить комфортно и интересно. Мы можем
исследовать мир, узнавать новые факты, лечить болезни, украшать города,
делать красивые вещи и многое другое, благодаря профессиям.
Если бы вы могли выбрать любую профессию прямо сейчас, кем бы вы стали?
Может кто-то захотел бы стать пожарным или учителем, а кто-то поваром или
врачом?
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много знаете о профессиях. Для того, чтобы
работать врачом, учителем или поваром нужно сначала закончить школу, потом
получить специальность. Но как долго ждать! А так хочется прямо сейчас стать
взрослым и поработать. Правда? А давайте мы с вами отправимся в
путешествие по профессиональным станциям? Все дети, попадая туда, сразу
становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда
поехать?
Дети: Да, хотим.
А повезёт нас туда машинист на паровозике из Ромашкова.
Воспитатель называет станции, на которых будет останавливаться паровозик.
2
Детьми определяется основная линия сюжетно – ролевой игры - нравственные
мотивы – подчинение правилам игры.
Ребята договариваются о распределении ролей. Готовят себе атрибуты для
игры. При возникновении разногласий, роли разыгрываются с помощью
считалок. Тем детям, которым не хватило основных ролей, придумываются
роли в процессе развёртывания сюжета, на основе логики и фантазии детей.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку при помощи
наводящих вопросов, предложений, советов, налаживает взаимоотношения
между детьми, помогает реализовывать в игре впечатления, полученные детьми
ранее.
После игры оборудование на длительное время находиться в доступе детей.
Сюжет игры может трансформироваться. После интервала активной игры,
сюжетно – ролевая игра «Путешествие в страну профессий» перейдёт в разряд
фоновых игр, уступив место следующему сюжету.
3