Автор: Райман Ольга Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 113 Выборгского района.
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений для детей 6 – 7 лет «Путешествие в страну Математики»
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие по формированию элементарных
математических представлений для детей 6 – 7 лет
«Путешествие в страну Математики»
Цель: Обобщение математических представлений детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и
обратном порядке, умение называть число предыдущее и
последующее названному числу.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на
плоскости.
Закрепить умение детей составлять и решать простые, арифметические
задачи, на сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать
арифметическое действие при решении задач.
Закрепить умение составлять число из двух меньших чисел.
Формировать навыки определения время по часам с точность до часа.
Закрепить пространственные представления, умение ориентироваться
на листе в клетку.
Развивающие:
Создать условия для развития логического мышления,
сообразительности, внимания.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию
речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
выполнить ее самостоятельно.
Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное
отношение друг к другу.
Побуждать детей давать ответы полными, распространенными
предложениями;
Материалы: коробка, письмо, конверты с заданиями, мяч, листы белой
бумаги, листы в клетку, простые карандаши, карточки с заданиями на состав
числа, большой зеленый прямоугольник.
Ход:
Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости давайте поздороваемся.
Воспитатель: (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
Давайте возьмёмся за руки и сделаем круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся!»
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку, и определить какое
занятие нам предстоит.
Загадка
Она – царица всех наук,
Без неё мы – как без рук,
Научит думать и решать,
И много действий совершать.
Дети: Это Математика.
Воспитатель: Правильно. Это Математика очень важная и нужная наука.
Ребята! Прежде чем начнем наше занятие, нам нужно усвоить некоторые
правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его
заканчивать.
- Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)
- Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)
- Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на
столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал,
вы узнаете, если отгадаете загадку.
Это кто, за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это?
Дети: Это Буратино.
Воспитатель: Хотите узнать, о чём он пишет?
Дети: Да!
Воспитатель: читает письмо)
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса
перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс Папе
Карло. А чтобы найти кота Базилио и лису Алису и забрать ключик, мне
нужно выполнить задания. Я боюсь, что не справлюсь. Пожалуйста,
помогите! Задания находятся в конверте в коробочке с письмом. Первое
задание в конверте под номером 1.»
Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем Буратино?
Дети: Да!
Воспитатель: Маша, достань пожалуйста конверт №1.
Задание №1 «Математическая разминка»
- Вспомните порядковый счет от 1 до 10
- Назовите соседей чисел 3,5,7,9
-
Сколько ушей у двух кошек?(4)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
- Сколько лап у двух собак? (8)
- Сколько пальцев на двух руках? (10)
- Что длиннее неделя или месяц?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите сказки, где упоминается цифра 7.(«Волк и семеро козлят»
«Белоснежка и семь гномов» «Цветик -Семицветик» «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях»
- Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5)
- Молодцы!
Справились, а вот и подсказка.
Второе задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура
похожая на героя сказки, который катился по дорожке («Он от бабушки
ушел и от дедушки ушел…»)
- Что же это за геометрическая фигура?
Дети: Это круг.
Воспитатель: Вова принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой
круг. (Ребенок приносит конверт с заданием).
Воспитатель читает задание № 2
Задание №2. « Скажи наоборот» (дети становятся в круг)
Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических
понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность.
Длинный - короткий
Большой – маленький
Высокий – низкий
Широкий – узкий
Толстый – худой
Далеко – близко
Вверху – внизу
Слева – справа
Легкий – тяжелый
Воспитатель: Молодцы, ребята! В конверте лежит следующая подсказка.
Какая геометрическая фигура имеет три угла?
Дети: Эта фигура треугольник.
Воспитатель: Ксюша, принеси, пожалуйста конверт .
Задание №3. « Веселые задачки»
1.У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего
внуков у бабушки? (Одна)
2.На березе 3 толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких
веточки, на каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько всего
яблок? (0)
3.Сколько орехов в пустом стакане?(0)
4. Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро смело!
Сколько всех их прилетело? (7)
5. Шесть весёлых медвежат,
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди.
Сколько мишек впереди? (5)
Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием. Следующее задание
нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой все стороны
равны.
Дети: Это квадрат.
Воспитатель: Андрей, принеси, пожалуйста конверт.
Задание № 4.
Ребята, посмотрите, некоторые цифры пошли гулять и заблудились.
Помогите им вернуться обратно.
5,6,7,….9; 10, 11, ….,13; 5,4,3,….,1; 10,9,…7,…,5.
(Один ребёнок работает у доски с карточками, остальные выполняют задание
самостоятельно за столами).
«Вставить пропущенные знаки»
6 *1= 7 8*1=7 9*6=3
10*1=9 5*4=1 7 *3=10
Воспитатель: Ребята нас ждет еще одно задание. Но нам надо отгадать
загадку.
« На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый?»
Дети: Огурец.
Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похож огурец?
Дети: Огурец похож на овал.
Воспитатель: Правильно. Следующее задание находиться в конверте с
изображением овала.
Василиса, принеси пожалуйста конверт с заданием.
Задание № 5. «Ориентировка на листе бумаги» (Работа за столами.)
1. В середине листа нарисовать жёлтый круг.
2. В правом верхнем углу расположите красный треугольник
3. В левом нижнем углу расположите зелёный квадрат.
4. В правом нижнем углу расположите прямоугольник.
5. В левом верхнем углу синий овал
- Проверяем работу по образцу, заранее изготовленному.
Молодцы с заданием справились. Уберите на край стола листочки с
выполненным заданием.
Воспитатель: Молодцы ребята! Но в этом конверте нет подсказки. Где же
может быть подсказка?
- Ничего необычного вы в группе не замечаете?
Дети: На окне большой зеленый прямоугольник.
Воспитатель: Давайте посмотрим, не подсказка ли это? (Воспитатель берет
прямоугольник
и
читает
текст
«Следующее
задание
в
конверте
с
изображением прямоугольника»)
Воспитатель: Леша принеси конверт с изображением прямоугольника.
Воспитатель: Но прежде чем мы откроем конверт, нам нужно укрепить свой
организм. А что укрепляет организм?
Дети: Гимнастика.
Воспитатель: Давайте проведем небольшую гимнастику.
Физминутка «Ходят стрелочки по кругу».
Здесь вам пригодятся знания о часах и времени.
На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают
около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с
детьми стихотворные слова.
Мы - часы, наш точен ход,
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
Дети останавливаются и садятся
с ближайшей карточкой рядом.
Воспитатель. Пять часов!
(Должны встать дети, сидящие возле
карточек с
цифрами 5 и 12) .
Игра повторяется несколько раз.
- Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше занятие.
Воспитатель: А теперь откроем конверт.
Задание №6. «Математический диктант» (Работа детей на листочках в
клетку)
Чтобы помочь Буратино вернуть ключик, нам ребятки, надо нарисовать
золотые ключики.
- Пройдите за столы, возьмите, пожалуйста, лист бумаги, простой карандаш и
приготовьтесь выполнить следующее задание.
Графический диктант «Ключик»
:
4 клетки - вправо, 2 клетки в верх, 4
клетки вправо, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх, 4 клетки влево,
1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 2
клетки вправо.
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Ключик
Воспитатель: Давайте отправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они
помогут освободить Буратино. (Работы собираются в конверт и выносятся за
пределы группы.) Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось
помогать Буратино?
Какие задания мы выполняли?
Трудно было,
выполнять задания или нет.
Ответы детей: подводят итог.