Автор: Дрей Виктория Сергеевна
Должность: магистрант 2 курса группа МЕНZ-825
Учебное заведение: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
Раздел: высшее образование
СТАТЬЯ
Дрей В.С.
Магистрант группы МЕНZ-825
Направление 38.04.02 Менеджмент
Магистерская программа 38.04.02.08
«Менеджмент организации»
Ростовский государственный
экономический университет (РИНХ)
РЕАЛИЗАЦИЯ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
Аннотация. Среди российских компаний в сфере морской логистики
много лет не поднимался вопрос с нехваткой поставщиков, но в связи с
мировой обстановкой и переориентированием на новый рынок поставщиков
активно началась работа по заключению новых, надежных и долгосрочных
отношений с подрядчиками.
Ключевые слова: санкции, стабилизация экономики, меры поддержки,
региональные меры поддержки.
Несмотря на все новые технологии, перевозка грузов по морю остается
самым популярным способом доставки
наряду
с
трубопроводами и
самолетами. Несмотря на то, что кажется, что новые трубопроводы,
железные дороги и авиаперевозки должны были вытеснить морскую
перевозку, она все еще играет важную роль в международной экономике,
особенно при перевозке нефти, газа и других товаров массового потребления.
Первоочередность
судов
разных
типов
подтверждается
следующими
фактами
1
:
1) Более 60% общего мирового грузооборота осуществляется морским
путем;
2) Благодаря развитой морской транспортной отрасли в странах-
лидерах мировой экономики, таких как Соединенные Штаты, Япония и
Великобритания,
морская
перевозка
становится
основным
способом
доставки грузов и имеет огромный вклад в экономический рост и развитие
этих стран.
3) Таким образом, морская перевозка играет важную роль в глобальной
экономике и продолжает быть основным способом трансграничной доставки
грузов ведущими странами мира.
4) Для некоторых территорий морская перевозка единственный способ
доставки грузов;
1
Аничкин В.Н. Морские грузоперевозки контейнерными судами. М.: Транспорт, 2012.
5) Более половины мировых государств, что составляет 120 стран,
имеют доступ к морю и оборудованным портам, что делает морскую
транспортировку важным элементом мировой торговли и экономики.
6) Морской транспорт является идеальным способом для перевозки
самых разнообразных видов грузов - от жидких до хрупких товаров,
требующих особой осторожности. Благодаря специальным судам.
7) Морской путь простирается на протяжении более 3500 километров,
что делает его одним из наиболее значимых и важных транспортных
маршрутов для международной торговли. На сегодняшний день морской
путь является одним из наиболее эффективных и экономически выгодных
видов транспорта, обеспечивая надежную и уникальную возможность для
перевозки грузов и товаров по всему миру.
Эти
регионы
являются
одними
из
наиболее
населенных
и
экономически развитых.
Поэтому государства этого региона активно используют морские
перевозки в силу их выгодности и скорости. Для многих стран морские
перевозки являются основным способом торговли с другими государствами.
Достоинства и недостатки морской перевозки грузов.
Перевозка грузов морскими судами имеет свои преимущества
2
:
- По сравнению с другими видами транспорта (железнодорожным,
автомобильным, трубопроводным), морская перевозка обладает более низкой
себестоимостью.
- Применение новейших технологий и современных конструкций
судов, а также разработки в области оборудования для погрузки/выгрузки
грузов в порту позволяют существенно снизить конечную стоимость морской
транспортировки. Оценка показывает, что доля стоимости погрузки и
выгрузки товаров в общем объеме цены перевозки уменьшилась с 11 до 2%,
что является уникальным достижением в сфере морских перевозок.
-
Строительство
больших
кораблей
снижает
затраты
на
их
эксплуатацию и увеличивает их грузоподъемность, что делает морской
транспорт наиболее эффективным среди всех видов транспорта;
- Современные методы погрузки и разгрузки товаров позволяют
осуществлять эти операции прямо в открытом море или на рейде, если
размеры судна не позволяют ему заходить в порт.
- Однородные стандарты проектирования и конструирования кораблей
способствуют ускорению процесса погрузки и разгрузки в порту.
- Для обеспечения сохранности груза во время перевозки часто
применяются специальные контейнеры.
-
Морская
доставка
считается
наиболее
безопасным
способом
перевозки грузов, с минимальным риском потери или повреждения груза в
случае аварий или стихийных бедствий (1–1,5%).
- Правила перевозки грузов морским транспортом регулируются
Афинской и Брюссельской конвенциями.
2
Велетов Н.А., Рассолов А.А. Развитие российских компаний в условиях санкций. – М.: Университетская
книга, 2018.
- Морской транспорт является одним из самых эффективных способов
доставки товаров между континентами.
Перевозка грузов морским транспортом имеет свои недостатки
3
:
- Это самый медленный вид транспорта, и продолжительность
путешествия зависит не только от скорости судна, но и от времени,
необходимого для погрузки в порту.
- Процесс погрузки и разгрузки судна сложный и затратный с
технологической точки зрения.
- Морская транспортировка сильно зависит от погодных условий, что
может замедлить или приостановить перевозку.
- Также есть высокая зависимость от пропускной способности каналов.
- Строительство современных судов является процессом с высокими
затратами,
что
делает
морскую
транспортировку
требовательной
к
инвестициям.
- Для перевозки грузов по морю необходимо соблюдать строгие
правила по креплению и упаковке.
Все, что вам нужно знать о морской транспортировке, будет
рассмотрено ниже.
Перевозка товаров по морю специализируется на различных видах
грузов:
- Морская доставка сыпучих грузов (зерно, руда, уголь и другие);
- Перевозка жидких грузов на морских судах (нефтепродукты, сырье и
продукция химической промышленности);
- Морская доставка контейнеров;
- Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных товаров по морю.
Расположение основных морских портов
В настоящее время в мире насчитывается 2200 функционирующих
морских портов. Среди них можно выделить 17 портов-гигантов, в которых
оборачивается 100 миллионов тонн.
В мире существует 20 портов
с оборотом грузов от 50 до 100
миллионов тонн, расположенных в различных странах, таких как Япония,
Китай, США, Канада, Мексика, Бразилия, Франция, ФРГ, Великобритания,
Италия, Египет, Кувейт, Иран, Саудовская Аравия и Южная Африка.
Еще 50 портов имеют оборот от 20 до 50 миллионов тонн.
Большинство из них находится в Азии.
Большая
часть
специализированных
портов
расположены
в
развивающихся странах, т.к. основной упор идет на транспортировку товара
являющегося экспортом для этого государства
4
.
Количество
морских
транспортировок
в
мировом
масштабе
за
последние десять лет постоянно меняется из-за различных кризисных
ситуаций. Например, при энергетическом кризисе снижается количество
транспортировок наливных продуктов. Но не смотря на это востребованность
3
Глухарев С.С. Организационно-экономические аспекты морских контейнерных перевозок. М.: Инфра-М,
2015.
4
Имамова Д.И. Роль и сущность Инкотермс в регулировании внешнеэкономических отношений, 2021
в наливных продуктах со временем только растет и основным способом
доставки является морская перевозка
Лидерство в морских перевозках принадлежит Атлантическому океану,
который считается самым крупным и оживленным маршрутом мировых
торговых путей. Половина всех грузовых перевозок в мире осуществляется
именно через этот океан. Береговая линия Америки и Европы усеяна
многочисленными крупными и важными портами, которые обеспечивают
более двух третей всех морских портов по всему миру
5
.
Это
уникальное
географическое
положение
способствует
формированию основных транспортных направлений в Атлантическом
океане, таких как Северо-атлантическое, связывающее Европу и Северную
Америку, Западно-атлантическое, соединяющее Европу и Африку, а также
Южно-атлантическое, соединяющее Европу и Южную Америку. Эти
морские пути играют ключевую роль в мировой экономике, обеспечивая
эффективную торговлю и обмен товарами между континентами.
В Тихом океане грузовые перевозки занимают второе место по объему,
благодаря большому количеству государств с общим населением 2.5
миллиарда человек. Этот регион обладает высоким потенциалом для
развития и пользуется огромной популярностью. Кроме того, страны этого
региона имеют высокий уровень экономического развития и обширные
природные ресурсы, что делает его уникальным среди других регионов мира.
Правила Инкатермс позволили унифицировать толкование понятий,
используемых при оформлении международных контрактов купли/продажи с
транспортировкой
товаров
за
пределы
таможенных
границ.
Правила
Инкотермс-2010 включают 11 торговых терминов, но непосредственно к
морской транспортировки относятся четыре срока
6
:
- FAS-Free Alongside Ship - "свободно вдоль борта судна" (с указанием
порта отгрузки). Этот термин означает, что продавец считается исполнителем
своего обязательства по поставке, если товар расположен вдоль борта судна в
согласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести
все расходы и штрихи потери или повреждения товара;
- FOB-Free on Board - "свободно на борту" (с указанием порта
отгрузки). Данный термин означает, что продавец поставляет товар на борт
судна, номинированного покупателем в указанном месте отгрузки. С этого
момента покупатель несет все штрихи потери или повреждения товара;
- CFR-Cost and Freight - "цена и фрахт" (с указанием порта назначения).
При базисном условии CFR морская транспортировка осуществляется с
размещением продавцом груза на судне в порту отгрузки. Продавец обязан
оплатить все расходы и фрахт, а также соблюсти таможенные формальности.
Вместе с тем риск случайной гибели или повреждения товара, а также
последующие непредвиденные расходы переносятся на покупателя;
- CIF-Cost, Insurance and Freight - "стоимость, страхование и фрахт" (с
указанием
порта
назначения).
При
базисном
условии
CIF
морская
5
Макарова Н.И. Морские контейнерные перевозки: организация, технология, управление. СПб: Питер, 2016
6
Макарова Н.И. Морские контейнерные перевозки: организация, технология, управление. СПб: Питер, 2016
транспортировка осуществляется, если продавец производит поставку. С
момента размещения товара на судне в порту отгрузки. Продавец обязан, как
и в предыдущем случае, оплачивать расходы и фрахт, а также соблюсти
таможенные формальности. Риски также переносятся на покупателя, но, в
отличие от предыдущего срока, продавец обязан обеспечить морское
страхование
товара
от
риска
в
связи
со
случайной
гибелью
или
повреждением во время перевозки.