Автор: Ярмоленко Наталья Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГА ПОУ "ДВГГТК"
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Практические работы в изучении дисциплины «Юридическая служба предприятия»
Раздел: среднее профессиональное
Практические работы в изучении дисциплины
«Юридическая служба предприятия»
Ярмоленко Наталья Алексеевна,
преподаватель КГА ПОУ «ДВГГТК
Требования
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
направлены
на
формирование
у
студентов
определенных
профессиональных
компетенций, которые способствуют внедрению молодого специалиста в процесс
производства. А следовательно, выпускник должен уметь применять полученные знания в
новых ситуациях.
Программа дисциплины Юридическая служба предприятия предусматривает
изучение таких тем как: защита прав и законных интересов предприятия, гражданско-
правовой договор как основа возникновения гражданского правоотношения, правовое
регулирование трудовых отношений, досудебный порядок урегулирования споров.
Опыт преподавания предлагает нам широкий спектр методов обучения. Одним из
видов активного обучения является выполнение практических работ.
Аудиторные
практические занятия играют исключительно важную роль в выработке у студентов
навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе
совместной деятельности с преподавателями. Если лекция закладывает основы научных
знаний в обобщенной форме, практические занятия призваны углубить, расширить и
детализировать
эти
знания,
содействовать
выработке
навыков
профессиональной
деятельности. Практические занятия развивают научное мышление и речь студентов,
позволяют проверить их знания, в связи с чем, упражнения, семинары, практические
работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи.
Студенты, как правило, отдают себе отчет в том, в какой мере им необходимы
данные практические занятий для предстоящей профессиональной деятельности. Если
студенты поймут, что все учебные возможности занятий исчерпаны, интерес к ним будет
утрачен. Учитывая этот психологический момент, очень важно организовать занятия так,
чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, что ведет к
переживанию собственного успеха в учении и положительно мотивирует студента. Если
же студенты замечают «топтание на месте», уровень мотивации может заметно снизиться.
Преподаватель должен проводить занятия так, чтобы все студенты были заняты
напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Каждый
студент должен получить возможность «раскрыться», проявить способности, поэтому при
разработке плана занятий и индивидуальных заданий преподаватель должен учитывать
подготовку и интересы каждого студента. Преподаватель при этом будет выступать в роли
консультанта, наблюдающего за работой каждого студента и способного вовремя
оказывать педагогически оправданную помощь, не подавляя самостоятельности и
инициативы студента. При такой организации проведения занятий в аудитории не
возникает мысли о том, что возможности занятий исчерпаны.
Данный метод способствует улучшению усвоения теоретического материала.
Выполняются практические работы по оформлению специальной доверенности, приказа,
договора купли-продажи, составляются претензии и другие документы. Для успешной
подготовки к практическим занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием
лекций.
Требуется
предварительная
самостоятельная
работа
студентов
по
теме
планируемого занятия. Не может быть и речи об эффективности занятий, если студенты
предварительно
не
поработают
над
конспектом,
нормативными
актами,
чтобы
основательно овладеть теорией вопроса.
При применении этого метода больше всего прослеживается связь преподаватель-
студент. Задача преподавателя раздать задание, шаблоны, бланки документов. Важным
моментом является, то обстоятельство, что каждый студент в группе без исключения
находится «при деле», никто не увиливает от работы, таким образом, активность каждого
студента на лицо! Кроме того, студенты общаются между собой, и общаются по существу
задания, а не отвлекаются на посторонние темы, т.к. временные рамки этого не
позволяют.
Практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с
практикой. В ходе выполнения практических работ студенты овладевают умениями
работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками,
составлять документацию, а также развивается навык работы в информационных
справочно-правовых системах и умение ориентироваться в условиях постоянного
изменения правовой базы.
Благодаря выполнению практических работ по подготовке различной юридической
документации, студенты демонстрируют при прохождении практики навыки и умения
работы с документами, что, безусловно делает их конкурентоспособными на рынке труда.
Потому что уже на базах практики активные студенты, мотивированные на обучение,
демонстрируют свои стабильные знания в правовых дисциплинах. Многим студентам
предлагают работу на местах практики.
При проведении практической работы по оформлению доверенности, приказа
студентам дается шаблон (бланк) документа, перечень необходимых реквизитов,
требований к содержанию, а так же к оформлению документов (стандарт ГОСТ Р 7.0.97-
2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Организационно-распорядительная
документация.
Требования
к
оформлению
документов»).
При оформлении договора купли-продажи студенты работают с гражданским кодексом,
учитывая существенные условия договора. Работа индивидуальная.
При работе по теме Претензионный порядок урегулирования споров студенты
работают в группах, рассматривают уже готовые, но с ошибками по оформлению и
содержанию претензии. Работая в команде, студенты находят ошибки, обсуждают их и
озвучивают. Совместно с преподавателем, проводят анализ.
Таким образом, выполнение практических заданий, по моему мнению, является
весьма эффективным методом обучения, потому что:
- каждый студент активно участвует в образовательном процессе, выполняя свое
задание;
- преподаватель в состоянии контролировать дисциплину в аудитории, не допуская
хаоса и шума;
- студенты, общаясь между собой, обсуждают задание и таким образом
просматриваются элементы взаимообучения студентов, что в свою очередь является
интерактивным методом как разновидность активного метода обучения.
Список литературы:
1.
Антипова, М. В. Формы организации обучения Форма организации обучения / М.
В. Антипова. – М.: МарГТУ, 2019. – 16 с.
2.
Заболотных О.В., Селезнева С.В. Интегрированный урок как одно из условий
реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании //
Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва,
декабрь 2020 г.). – М.: Буки-Веди, 2020. – 276 с.
3.
Кучерявенко С. В., Тащиян И. Н., Кучерявенко Д. В. Активные и интерактивные
методы обучения в системе среднего профессионального образования // Научно-
методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – Т. 13. – С. 456–460.
4.
Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное
пособие. М.: Форум, Инфра-М, 2021.
5.
Современные образовательные технологии : учеб. пособие /М. С. Фабриков ;
Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. –
432с.