Автор: Александрова Александра Гаврильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Нюрбинский техникум"
Населённый пункт: г. Нюрба Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество- форма преемственности поколений
Раздел: среднее профессиональное
НАСТАВНИЧЕСТВО – ФОРМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ
Александрова А.Г.
Одной
из
важнейших
задач
школы
является
организация
профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной
среде. Решить эту проблему помогает школьное наставничество.
Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс
передачи
и
ускорения
социального
опыта,
форма
преемственности
поколений. Современной школе нужен профессионально-компетентный,
самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный
к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному
включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ
школьной действительности и социально-педагогических исследований,
даже
при
достаточно
высоком
уровне
готовности
к
педагогической
деятельности личностная и профадаптация педагога может протекать
длительно и сложно.
Для
выпускника
педагогических
вузов
вхождение
в
новую
деятельность
сопровождается
высоким
эмоциональным
напряжением,
требующим
мобилизации
всех
внутренних
ресурсов.
Решить
эту
стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы
наставничества,
способной
оптимизировать
процесс
становления
в
профессии начинающего педагога, сформировать у него мотивации к
самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе
отражена
жизненная
необходимость
начинающего
педагога
получить
поддержку опытного педагога-наставника.
Д. Клаттербак разграничил две модели наставничества (mentoring):
«североамериканская
модель
(«спонсорское
наставничество»
(Sponsoring
mentoring))
–
подразумевает
наставничество
человека, старшего по возрасту или более влиятельного своему
ученику
–
протеже,
в
рамках
этой
модели
происходит
одностороннее обучение;
европейская
модель
(«развивающее
наставничество»
(Developmental mentoring)) – эта модель подразумевает общение
на равных и построение отношений на доверии» [1, с. 8].
Наставник может взять на себя все или некоторые из следующих ролей:
1.
Быть доверенным лицом – это значит проявить свою личную
заинтересованность
и
вселить
уверенность
в
подопечного
в
критические моменты.
2.
Способствовать установлению полезных связей – наставник должен
быть «кладезью всех знаний», включая возможность обращения за
информацией к другим специалистам.
3.
Быть «образцом» – наставник обеспечивает положительный образец
для подражания.
4.
Быть советником – самый важный аспект роли наставничества
состоит в умении выслушивать и предлагать помощь в решении
любых проблем.
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя,
развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Наставник должен помочь выявить плюсы и минусы различных
решений, а также дать рекомендации и профессиональные советы [1, с. 8].
При
назначении
наставника
администрация
образовательного
учреждения должна учитывать следующее:
педагог-наставник
должен
обладать
высокими
профессиональными качествами;
коммуникативными способностями;
пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся
(воспитанников), родителей.
Условиями успешного взаимодействия субъектов наставнической
деятельности являются соблюдение принципов добровольности, принятия
своей
роли,
наличие
объединяющих
факторов
(общность
интересов,
взаимная заинтересованность и симпатия, взаимное уважение и доверие,
эмоциональная близость и чувство привязанности, совместная деятельность),
а также готовность к наставническому взаимодействию (для наставника:
ориентация
на
работу
с
людьми
и
саморазвитие,
ответственность,
адаптивность, открытость новым идеям; для подопечного: ориентация на
развитие, открытость новым идеям) [2, с.25].
Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и
личным примером: раскрытию потенциала к профессии у специалиста;
привлекать его к участию в общественной жизни коллектива; формировать у
него
общественно
значимые
интересы;
содействовать
развитию
общекультурного кругозора, его творческих способностей и мастерства
учителя. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и
повышении квалификации, стремление к овладению инновационными
технологиями обучения и воспитания.
Когда молодой учитель приступает к профдеятельности, он, конечно
же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить
внимание подопечного: на требования к организации учебного процесса;
требования
к
ведению
школьной
документации;
формы
и
методы
организации
внеурочной
деятельности,
досуга
учащихся;
ТСО
(инструктирование
по
правилам
пользования,
технике
безопасности,
возможности
использования
в
практической
деятельности);
механизм
использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и
других материалов.
Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:
практического и теоретического освоения основ педагогической
деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы,
методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
разработки программы собственного профессионального роста;
выбора приоритетной методической темы для самообразования;
подготовки к первичному повышению квалификации;
освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике
и образовании;
подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или
повышение разряда.
Выбор формы работы с молодым специалистом в школе должен
начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где
он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется
совместная программа, план работы деятельности начинающего учителя с
наставником. Чтобы взаимодействие с начинающими специалистами было
конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не
должен быть ментором, поучающим неопытного преподавателя или только
демонстрирующим
свой
собственный
опыт.
Наставничество
–
это
постоянный
диалог,
межличностная
коммуникация,
следовательно,
наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.
В своей деятельности он должен применять наиболее эффективные
формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах",
анализ
ситуаций,
самоактуализацию
и
пр.,
развивающие
деловую
коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение
аргументировано формулировать мысли. Не следует бояться таких форм
работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют
друг
у
друга
на
уроках,
посещают
уроки
своих
старших
коллег,
рефлексируют,
обмениваются
опытом,
мнениями.
Следует
проводить
анкетирование
у
молодых
учителей
на
протяжении
всего
процесса
наставничества. Цели таких анкетирований: выявить положительное в
методработе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в
следующем году; проследить достижения педагогов по самообразованию,
обновлению
содержания
образования
для
составления
банка
данных
успешности действий.
Таким
образом,
рассмотрены
потенциалы,
получаемые
как
наставляемым (получение удовлетворения от своей работы, повышение
уверенности в себе и мотивации, получение новых знаний и способов
решения проблем клиентов, формирование инновационной компетентности),
так и наставником (помогает саморазвитию, дает возможность смотреть на
вещи с новой точки зрения, бросает вызов собственным знаниям, навыкам и
идеям, приносит «признание среди коллег», обеспечивает практическую
возможность
для
наставника
понять
карьерную
траекторию
другого
сотрудника).
Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества
позволит
руководителям
образовательных
учреждений,
педагогам-
наставникам быстро и качественно решать задачи становления начинающих
педработников в профессии, включать их в проектирование своего развития,
оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития,
повышать их профессиональную компетентность.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Клищ, Н.Н. Наставничество на государственной службе – новая
технология профессионального развития государственных служащих
(зарубежный и российский опыт наставничества на государственной
службе) / Н.Н. Клищ, В.А. Январев. – М.: Изд. дом Высш. шк. эконом.,
2014. – 64 c.
2.
Круглова, И.В. Наставничество в повышении профессиональной
компетентности молодого учителя / И.В. Круглова // Педагогическое
образование и наука. – 2007. – № 1. – С.25-27.
3.
Пинская, М.А. Профессиональное развитие и подготовка молодых
учителей
в
России
/
М.А.
Пинская,
А.А.
Пономарева,
С.Г.
Косарецкий // Вопросы образования. – 2016. – № 2. – С.100-124.