Напоминание

Наставничество- форма преемственности поколений


Автор: Александрова Александра Гаврильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Нюрбинский техникум"
Населённый пункт: г. Нюрба Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество- форма преемственности поколений
Раздел: среднее профессиональное





Назад




НАСТАВНИЧЕСТВО – ФОРМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ

Александрова А.Г.

Одной

из

важнейших

задач

школы

является

организация

профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной

среде. Решить эту проблему помогает школьное наставничество.

Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс

передачи

и

ускорения

социального

опыта,

форма

преемственности

поколений. Современной школе нужен профессионально-компетентный,

самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный

к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному

включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ

школьной действительности и социально-педагогических исследований,

даже

при

достаточно

высоком

уровне

готовности

к

педагогической

деятельности личностная и профадаптация педагога может протекать

длительно и сложно.

Для

выпускника

педагогических

вузов

вхождение

в

новую

деятельность

сопровождается

высоким

эмоциональным

напряжением,

требующим

мобилизации

всех

внутренних

ресурсов.

Решить

эту

стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы

наставничества,

способной

оптимизировать

процесс

становления

в

профессии начинающего педагога, сформировать у него мотивации к

самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе

отражена

жизненная

необходимость

начинающего

педагога

получить

поддержку опытного педагога-наставника.

Д. Клаттербак разграничил две модели наставничества (mentoring):

«североамериканская

модель

(«спонсорское

наставничество»

(Sponsoring

mentoring))

подразумевает

наставничество

человека, старшего по возрасту или более влиятельного своему

ученику

протеже,

в

рамках

этой

модели

происходит

одностороннее обучение;

европейская

модель

(«развивающее

наставничество»

(Developmental mentoring)) – эта модель подразумевает общение

на равных и построение отношений на доверии» [1, с. 8].

Наставник может взять на себя все или некоторые из следующих ролей:

1.

Быть доверенным лицом – это значит проявить свою личную

заинтересованность

и

вселить

уверенность

в

подопечного

в

критические моменты.

2.

Способствовать установлению полезных связей – наставник должен

быть «кладезью всех знаний», включая возможность обращения за

информацией к другим специалистам.

3.

Быть «образцом» – наставник обеспечивает положительный образец

для подражания.

4.

Быть советником – самый важный аспект роли наставничества

состоит в умении выслушивать и предлагать помощь в решении

любых проблем.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя,

развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Наставник должен помочь выявить плюсы и минусы различных

решений, а также дать рекомендации и профессиональные советы [1, с. 8].

При

назначении

наставника

администрация

образовательного

учреждения должна учитывать следующее:

педагог-наставник

должен

обладать

высокими

профессиональными качествами;

коммуникативными способностями;

пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся

(воспитанников), родителей.

Условиями успешного взаимодействия субъектов наставнической

деятельности являются соблюдение принципов добровольности, принятия

своей

роли,

наличие

объединяющих

факторов

(общность

интересов,

взаимная заинтересованность и симпатия, взаимное уважение и доверие,

эмоциональная близость и чувство привязанности, совместная деятельность),

а также готовность к наставническому взаимодействию (для наставника:

ориентация

на

работу

с

людьми

и

саморазвитие,

ответственность,

адаптивность, открытость новым идеям; для подопечного: ориентация на

развитие, открытость новым идеям) [2, с.25].

Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и

личным примером: раскрытию потенциала к профессии у специалиста;

привлекать его к участию в общественной жизни коллектива; формировать у

него

общественно

значимые

интересы;

содействовать

развитию

общекультурного кругозора, его творческих способностей и мастерства

учителя. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и

повышении квалификации, стремление к овладению инновационными

технологиями обучения и воспитания.

Когда молодой учитель приступает к профдеятельности, он, конечно

же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить

внимание подопечного: на требования к организации учебного процесса;

требования

к

ведению

школьной

документации;

формы

и

методы

организации

внеурочной

деятельности,

досуга

учащихся;

ТСО

(инструктирование

по

правилам

пользования,

технике

безопасности,

возможности

использования

в

практической

деятельности);

механизм

использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и

других материалов.

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

практического и теоретического освоения основ педагогической

деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы,

методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

разработки программы собственного профессионального роста;

выбора приоритетной методической темы для самообразования;

подготовки к первичному повышению квалификации;

освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике

и образовании;

подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или

повышение разряда.

Выбор формы работы с молодым специалистом в школе должен

начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где

он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется

совместная программа, план работы деятельности начинающего учителя с

наставником. Чтобы взаимодействие с начинающими специалистами было

конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не

должен быть ментором, поучающим неопытного преподавателя или только

демонстрирующим

свой

собственный

опыт.

Наставничество

это

постоянный

диалог,

межличностная

коммуникация,

следовательно,

наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.

В своей деятельности он должен применять наиболее эффективные

формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах",

анализ

ситуаций,

самоактуализацию

и

пр.,

развивающие

деловую

коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение

аргументировано формулировать мысли. Не следует бояться таких форм

работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют

друг

у

друга

на

уроках,

посещают

уроки

своих

старших

коллег,

рефлексируют,

обмениваются

опытом,

мнениями.

Следует

проводить

анкетирование

у

молодых

учителей

на

протяжении

всего

процесса

наставничества. Цели таких анкетирований: выявить положительное в

методработе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в

следующем году; проследить достижения педагогов по самообразованию,

обновлению

содержания

образования

для

составления

банка

данных

успешности действий.

Таким

образом,

рассмотрены

потенциалы,

получаемые

как

наставляемым (получение удовлетворения от своей работы, повышение

уверенности в себе и мотивации, получение новых знаний и способов

решения проблем клиентов, формирование инновационной компетентности),

так и наставником (помогает саморазвитию, дает возможность смотреть на

вещи с новой точки зрения, бросает вызов собственным знаниям, навыкам и

идеям, приносит «признание среди коллег», обеспечивает практическую

возможность

для

наставника

понять

карьерную

траекторию

другого

сотрудника).

Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества

позволит

руководителям

образовательных

учреждений,

педагогам-

наставникам быстро и качественно решать задачи становления начинающих

педработников в профессии, включать их в проектирование своего развития,

оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития,

повышать их профессиональную компетентность.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Клищ, Н.Н. Наставничество на государственной службе – новая

технология профессионального развития государственных служащих

(зарубежный и российский опыт наставничества на государственной

службе) / Н.Н. Клищ, В.А. Январев. – М.: Изд. дом Высш. шк. эконом.,

2014. – 64 c.

2.

Круглова, И.В. Наставничество в повышении профессиональной

компетентности молодого учителя / И.В. Круглова // Педагогическое

образование и наука. – 2007. – № 1. – С.25-27.

3.

Пинская, М.А. Профессиональное развитие и подготовка молодых

учителей

в

России

/

М.А.

Пинская,

А.А.

Пономарева,

С.Г.

Косарецкий // Вопросы образования. – 2016. – № 2. – С.100-124.



В раздел образования