Напоминание

"Педагогическая этика в профессиональной деятельности педагога"


Автор: Баранова Ольга Николаевна
Должность: учитель математики, заместитель директора по УМР
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: г.о. Воскресенск
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическая этика в профессиональной деятельности педагога"
Раздел: среднее образование





Назад




Педагогическая деятельность в профессиональной деятельности педагога.

1. Введение

В современной действительности огромное внимание уделяется этике

педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся

актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране,

при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к

себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и

работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит

от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно педагог выберет

свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего ученического коллектива.

Объект исследования – деятельность педагога в ученическом коллективе.

Предмет исследования – особенности педагогического такта и форм его

проявления в деятельности педагога в ученическом коллективе.

Цель – изучить особенности педагогического такта и форм его проявления в

деятельности педагога в ученическом коллективе.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность процесса общения;

- проанализировать этику человеческих контактов, эмпатию и симпатию в общении;

- изучить понятие и основные составляющие педагогического такта;

- выявить основные признаки и элементы педагогического такта;

- рассмотреть стиль общения педагога как выражение педагогического такта.

2.1. Происхождение и сущность педагогической этики

Этика

(лат.

ethica

наука,

искусство

нравственности)

-

учение

о

нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем, который поместил ее

между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой).

Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных

качествах человека. Ее требования нашли отражение во многих сферах деятельности

человека, в том числе и педагогической.

Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их

также называют душевными качествами. К примеру, страх - природный аффект,

память - свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость - свойства характера. Для

обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области

значения и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел

термин «этика».

Следует отметить, что на протяжении всей своей истории этика выступала

одновременно и как знание о морали (ее происхождении, сущности, содержании и

т.д.), и как практическая философия в виде учения о правильной и достойной жизни.

Тем самым она была наделена двумя функциями: познавательно-просветительной и

нравственно-воспитательной.

Нормативные

требования

педагогической

этики

профессиональной

деятельности формируются на соответствующих положениях двух составных частей

общей этики – профессиональной и педагогической.

Профессиональная

этика

рассматривается

как

кодекс

поведения,

обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми,

которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности. Ее

особенностью является тесная связь с деятельностью членов конкретной учебной,

производственной и т.д. группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и

изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации

общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее

функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил. Также

педагогической этикой раскрывается нравственный характер профессиональной

деятельности

специалистов

сферы

образования,

нравственные

отношения

в

профессиональной среде, основы педагогического этикета людей, профессионально

занимающихся обучением и воспитанием.

2.2. Категории педагогической этики

Педагогическая

этика

рассматривает

сущность

основных

категорий

педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно

назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые

выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных

достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы

все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты

педагогических

воззрений,

деятельности

и

отношений,

которые

выделяют

педагогическую

этику

в

относительно

самостоятельную

составную

часть

профессиональной этики.

Кодекс

педагогической

этики

определяет

совокупность

нравственных

требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и

регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической

деятельности. Одной из его основ является установление основных требований

(правил), которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому

труду, ученическому и педагогическому коллективам и т.д.

Педагогическая мораль

признает такие нормы взаимоотношений между

воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой

личности,

формированию

человека,

обладающего

чувством

собственного

достоинства. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей

микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Педагогическая

справедливость

характеризует

соответствие

между

достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями.

Она

имеет

специфические

черты,

представляя

собой

своеобразное

мерило

объективности педагога,

уровня его

нравственной воспитанности

(доброты,

принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков

учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.

Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В

ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных

предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им

своих

профессиональных

обязанностей.

Основой

профессионального

педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в

обучении и воспитании подрастающих поколений.

Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только

осознание

педагогом

своей

значимости,

но

и

общественное

признание,

общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Честь педагога –

общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся

в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе

учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой

авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на

их убеждения.

Педагогическое сознание

рассматривается как осознание (понимание и

принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в

обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах,

представлениях, чувствах и привычках.

Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается

особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический

такт. Педагогический такт также выступает формой реализации педагогической

морали в деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие.

Вследствие вышеизложенного педагогическую этику профессиональной

деятельности в самом общем плане можно определить как сложную систему

моральных

связей

и

отношений,

нравственно-педагогических

требований,

принципов

и

норм,

которые

вытекают

из

специфики

профессиональной

деятельности и определяют морально-педагогические убеждения специалиста, его

взгляды,

установки

и

чувства

в

области

решения

стоящих

перед

ним

профессиональных задач. Все это позволяет ему регулировать свое отношение к

учебно-воспитательному труду, своей профессии, окружающим людям и самому

себе.

2.3. Этические основы профессионального общения.

Сущность процесса общения

Деятельность творческого коллектива представляет собой отношения руководителя

этого коллектива с его учащимися. По-другому их можно назвать отношения

«учитель-ученик». В этой связи для простоты в дальнейшем будем применять

термины «учитель» и «ученик».Отношения «учитель-ученик» — достаточно

серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два

разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные

взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ученика (проблемы и

противоречия

развития,

формирования

личности:

стремление

все

познать,

попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.) Суть

проблемы

общения

в

умении

«сопрягать»

эти

разные

духовные

меры.

Такое понятие как общение психологи определяют как:

«сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между

людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности...»;

«одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием,

трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между

людьми,

в

формировании

межличностных

отношений

и

порождаемая

потребностями в совместной деятельности»;

«связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного

человека на другого»;

«это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то

же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный

процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их

взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного

понимания».

Вступая в общение, человек несет в себе:

сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие

его социально-нравственную позицию;

стиль поведения в общении;

стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться;

намерение

понять

другого,

опыт

восприятия,

изучения,

понимания,

объективного оценивания;

сложившийся способ воздействия на партнера по общению, заражение,

внушение, подражание.

Педагогическое

общение

-

это

многоплановый

процесс

организации,

установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия

между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их

совместной деятельности.

Педагогическое общение — это продуктивное общение. Его результатом

является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое

обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к

воспитаннику как субъекту. Это означает:

уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на

несогласие с учителем;

интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание

его успеху и неуспеху;

восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только

ему присущими качествами.

Основные функции педагогического общения:

информационная,

социально-перцептивная,

самопрезентативная,

интерактивная,

аффективная.

Информационная

функция

общения

реализуется

в

обмене

информацией

познавательного и аффективно-оценочного характера между учителем и учениками.

Передача этой информации осуществляется средствами вербальной и невербальной

коммуникации.

Социально-перцептивная функция проявляется в умении учителя воспринимать и

слушать

ученика

(собственно-перцептивный

уровень),

а

также

в

особой

«чувствительности» к воспитаннику (эмпатийный уровень). Самопрезентативная

функция помогает самовыражению и учителя, и ученика. В актах общения

осуществляется презентация так называемого внутреннего мира педагога и

воспитанника.

Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене образами,

идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку

зрения. Если учитель заинтересован развитием личности ученика, то он будет

стремиться

научить

его

умению

социального

поведения

и

общения

с

инакомыслящими,

навыкам

ведения

споров,

дискуссий.

Аффективная

функция общения заключается в эмоциональной стимуляции,

разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации,

коррекции. Положительное эмоциональное общение создает условия для творческой

совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого

человека, вызывающей чувство уважения, симпатии, благодарности.

В целом данные функции педагогического общения играют основную роль в

деятельности

учителя

и

характеризуют

его

коммуникативные

способности.

С

точки

зрения

этической

стороны

общения

(куда,

кстати,

и

относится

педагогический такт) акцент следует сделать на те функции, в процессе общения,

которые играют главную роль в формировании этики человеческих отношений. Это

такие функции, как:

«открытие» обучающегося на общение — пробудить желание выйти на

общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью;

убедить ученика в его свободном выборе характера общения (но с учетом

нравственных норм), повысить самооценку и уверенность в себе, а также

убедить ученика в положительном отношении к нему учителя,

«соучастие» ученику в процессе общения — данная функция призвана

поддержать ученика в его стремлении к общению, принять часть трудностей

на себя, оказать помощь воспитаннику, проявить интерес к его внутреннему

миру. Данная функция обеспечивает механизм транслирования одного «Я»

другому «Я»,

«возвышение» учащегося в процессе общения. Функция «возвышения» —

такое влияние на ученика, при котором ему удается в ходе взаимодействия

сохранить уровень этической культуры общения и благодаря духовным и

физическим

усилиям

совершить

восхождение

к

новым

духовным

новообразованиям. Содействовать восхождению — значит формировать

нравственные качества личности ученика (стремление стать добрее, смелее,

решительнее).

Реализация этих функций обеспечивается практическими профессиональными

умениями педагога. Методика формирования данных умений предложена Н. Е.

Щурковой.

Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо знать:

закономерности общения;

структуру

общения,

особенности

реализации

коммуникативной,

интерактивной и перцептивной функций общения;

методику изучения общения и межличностных отношений;

основные

психолого-педагогические

и

этические

требования,

предъявляемые

к

организации

педагогического

и

межличностного

общения.

Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из

форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные

требования

к

этике

общения

педагога

с

учащимися.

Принципы

педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их

лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками. Это

принципы:

ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);

паритетности взаимоотношений;

уважения труда познания ученика;

уважения неудач и слез ребенка;

уважения тяжелой работы роста;

уважения самобытности ученика;

безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

оптимальной требовательности и уважения;

опоры на положительное в ребенке;

компромиссности

спорных

решений.

Данные

принципы

подтверждаются

практикой

выдающихся

педагогов.

2.4. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении.

В процессе общения с учащимися педагог расширяет свои знания о личности

учащегося. Он по-разному воспринимает и оценивает воспитанников в той или иной

ситуации,

что

накладывает

определенный

отпечаток

на

формирование

эмоционально-межличностных

отношений

учащихся

с

учителем.

Немаловажную роль в процессе общения играют человеческие отношения,

основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии. Симпатия, эмпатия и

человеческое познание есть явления, представляющие собой единый процесс,

характеризующийся постепенным углублением проникновения одного человека в

психологию другого.

Эмпатия - это понимание другого человека без помощи слов через ощущения,

чувства, эмоции с последующим их осознанием.

Эмпатия — сопереживание, умение поставить себя на место другого,

способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания

других людей. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испытывает

некто другой так, если бы они были нашими собственными. Основоположник

гуманистической психологии К.Роджерс (1902-1987) определял эмпатическое

понимание как «умение войти внутрь личного мира другого человека и увидеть,

правильно ли мое понимание партнера».

Проявление эмпатии в общении — это общая установка на понимание

педагогом своего ученика, его состояния в данный момент, что отражается всеми

невербальными средствами ребенка: интонацией, позой, мимикой, походкой,

жестами. Достаточно часто воспитанник не может выразить свою мысль так, чтобы

учитель правильно его понял, но педагог должен обладать умением «прочитать»

душевное состояние ребенка, «расшифровать» скрытый смысл сказанного учеником

даже по тону произнесенной фразы. Сочувствие, сострадание, эмоциональное

созвучие позволяет педагогу поставить себя на место ученика, понять его истинные

намерения, переживания. Эмпатия обычно дополняет рефлексию. Далеко не все

рассказывает о себе личность партнеру по общению, ученик — учителю, о многих

вещах вообще не принято говорить. В состоянии эмпатии педагог чутко

воспринимает психическое состояние воспитанника, его тончайшие эмоциональные

и смысловые оттенки. Эмпатийному учителю по невидимым каналам передается

страх учащегося перед экзаменом; радость воспитанника от успешного решения

задачи, которая ранее не решалась и т.д.

В эмпатии можно различить две ступени: «сочувствие» и «сопереживание».

Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому

поведению, так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в

благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По

мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного

развития.

Эмпатия-сопереживание

более

свойственна

учащимся

младшего

школьного

возраста, а эмпатия-сочувствие более характерна для подростков, именно эту

особенность

и

следует

учитывать

учителю

в

работе

с

детьми.

Наибольший успех в общении имеют педагоги с развитой эмпатией, это одно из

важных профессиональных качеств учителя, которое необходимо развивать,

используя различные методики.

Эмпатийное общение складывается из следующих компонентов:

умение слышать ученика (отмечать не только то, что сказано, но и как это

сказано);

положительная установка на воспитанника;

развитое внимание, память и воображение (способность проанализировать

увиденное и спрогнозировать последующее развитие событий в общении).

Симпатию можно трактовать как определенную чувственную фиксированную

установку. Как эмоциональная установка симпатия требует ответных эмоционально-

положительных реакций — взаимности, взаимопонимания. Чувство симпатии

сближает людей, создает условия для их взаимного познания и уважения. В

процессе непосредственных отношений порождается склонность к предпочтению,

привязанности к определенному человеку.

Симпатия порождает повышенный интерес к людям, в ходе его удовлетворения

создаются необходимые эмоционально-психологические условия, благоприятная

атмосфера для формирования и развития у человека способности адекватно

воспринимать, понимать и оценивать окружающих.

В общении учителя с разными коллективами и с каждым отдельным учеником

часто возникает ситуация, когда, казалось бы, совершенно независимо от учителя

складывается его стереотип отношений к тому или иному классу или ученику.

Появляются симпатии к одним классам и антипатии к другим, появляются

любимчики и нелюбимые ученики. Иногда в возникновении симпатии решающую

роль играет ситуация. Преподаватель может теплее, чем к другим, относиться к

сыну друзей, который обучается в его классе; к ученику-шахматисту (если сам

увлекается этой игрой); к ученице, которая хорошо поет (если учитель любит

данный вид искусства или сам поет) и т. п. Такой подход нередко приписывает

воспитаннику чаще положительные качества, а отрицательные практически не

замечаются. И наоборот, если учитель проявляет к ученику антипатию, то может

относиться

к

воспитаннику

более

критично,

предвзято,

не

замечая

его

положительные стороны.

Симпатия пробуждает в человеке не только моральные и эстетические

переживания, но и стремление к познанию объекта симпатии. Питая симпатию к

определенному ученику, человеческие качества которого оцениваются, педагог

приобретает и усваивает определенную сумму знаний о нем.

Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя. Понятие и

основные составляющие педагогического такта.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя,

включающее

в

себя

высокую

гуманность,

уважение

достоинства

ученика,

справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями,

коллегами

по

труду.

Педагогический

такт

одна

из

форм

реализации

педагогической этики.

Такт в буквальном смысле — «прикосновение». Исследователи проблемы

педагогического такта по-разному трактуют это понятие:

иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное

понятие приравнивается к понятию вежливости,

тактичность — это выражение отношения учителя к делу обучения и

воспитания,

педагогический

такт

это

специфический

инструмент

влияния,

требующий

наличия

профессиональных

педагогических

качеств:

мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.

Сущность данного понятия с психологической позиции наиболее полно определил

К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия. Педагогический такт

«не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание

воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими».

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные

трактовки данного понятия.

Педагогический такт — это:

«поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера

взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них»;

«одна из основных педагогических способностей и важная составная часть

педагогического мастерства педагога»;

«форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя

высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного

нравственного требования во имя верности другим»;

«мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся,

умение устанавливать продуктивный стиль общения»;

«особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог»;

«способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в

проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая

чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.

Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к

нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным

регуляторам

педагогического

процесса

и

основывается

на

нравственно-

психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

требовательность и уважительность к воспитаннику;

умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

деловой тон общения;

внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

во внешнем облике педагога;

в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же

время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной

ситуации;

в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно

возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет

слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб

окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения

методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и

формализма.

Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная

черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая

требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает

много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком

человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт

предполагает

гибкость

поведения

учителя

тактику,

что

обусловлено

разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях —

четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное

работе — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в

индивидуальной

беседе,

походе,

экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется

резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит

подмена

профессиональной

педагогической

деятельности

выражением

педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи

больному избил бы его.

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником

происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления

повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим

ученикам.

Это

и

тактичное

оценивание

успехов

учащихся

и

корректное

комментирование

допущенных

ошибок

и

многое

другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как

наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к

каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда

преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта

похвала их одноклассником не заслужена. При применении наказания очень важно

как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к

воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать

зло и оскорблять его.

2.5.

Стиль

общения

педагога

как

выражение

педагогического

такта

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения

является

его

стиль.

Данное

понятие

имеет

несколько

трактовок:

-

индивидуально-типологические

особенности

взаимодействия

педагога

и

обучающихся

особенности

коммуникативных

возможностей

учителя,

достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая

индивидуальность педагога;

- совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на

учащихся.

Стиль общения педагога с учащимися — это категория социальная и нравственная.

Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:

от психического склада человека,

его ценностных ориентации,

уровня образования и общей культуры,

влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),

авторитета

людей

(более

опытных

педагогов),

оказавших

наибольшее

воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный,

демократический, либеральный. Попытаюсь кратко воссоздать портрет педагога

каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.

Авторитарный стиль подразумевает:

взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на

равноправного партнера по общению,

стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного

поведения,

все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих

руках,

отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,

предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор,

угроза, благодарность.

Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт;

тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный

процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует

доверительность.

Отрицательный

нравственный

опыт

учащихся,

который

является

результатом

авторитарного

стиля

общения

педагога,

не

могут

перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в

справедливость своих наставников.

Либеральный стиль:

такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,

неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых

решений,

почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного

процесса,

ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные

друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная

удовлетворенность от общения.

Демократический стиль:

наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного

процесса;

высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную

направленность:

ответственность,

честность,

добросовестность,

доброжелательность);

интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей);

умеет

понять

проблемы,

настроения,

стремления

и

ориентации

воспитанников;

отдает

предпочтение

таким

методам,

как

поощрение,

убеждение,

авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются

верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный

психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог

в

процессе

учебной

деятельности

всегда

вырабатывает

индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей

встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять

стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который

формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От

выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а,

следовательно, и педагогический такт.

Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не

заменят общения учителя и ученика. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к

каждому ребенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он

должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в

жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.

Представляется необходимым сформировать требования к процессу общения

педагога и ученика. Это:

— доверительность;

— умение слушать ребенка;

— взаимопонимание как основа;

— деловой контакт;

— способность перейти от воздействия к взаимодействию.

Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении.

(Приложение 1).

3. Заключение

В

настоящее

время

возрастает

значение

профессиональной

этики

в

регулировании

различных

видов

трудовой

деятельности.

Это

связано

со

стремлением

постоянно

совершенствовать

профессиональные

нормы

применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в

поведении

людей.

Каждое

поколение

должно

решать

их

вновь

и

вновь

самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас,

созданный предшествующими поколениями.

Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и

отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества

необходимы этические знания.

Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к

пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении

уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь

другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или

руганью, дурными идеями.

Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал

человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг

другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в

манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалее А. А. Сущность профессиональной деятельности учителя//Семья и школа

2010- № 5.

2. Божовч Л. К Личность учителя и ее формирование. Педагогические очерки. - М. :

Просвещение, 2009., 389с

3. Бороздипа Л. В. Теоретико-экспериментальное исследование компетентности

учителя. - Диссертация докт. психол. наук. - М, 2009.

4. Братусь Б. С. К проблеме развития и воспитания личности в младшем школьном

возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология - 2009. №2.

5. Бершедова Л. И. Воспитательный процесс в условиях школьного образования. -

М. : Проспект. - 2009., С. 78.

6. Випарекая Е. Н. Воспитательно-педагогический процесс в системе школьного

образования. - М. : Просвещение, 2009., 392с.

7. Василюк Ф. Е. Проблемы выбора профессиональной деятельности. Семья и

школа -2010, №4, 2009 №5

8. Гамезо М ВГерасимова В. С, Горелбва Г[ ГОрлова ЛМ. Педагогические условия

для протекания педагогических процессов.

9. Коюльцова В. Д. Педагоги-новаторы. - М: Перспектива. - 2005. - 392с.

10. Минаева М, К Факторы, влияющие на выбор профессии учителя. - М. : Прогресс.

- 2009. - 290с.

Приложение 1

«Этические заповеди педагогу, входящему в класс».

1. Думайте о своих отношениях с детьми выстраивайте их.

2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических

целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.

4.Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к

самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется по словам

А. С. Макаренко «прекрасной личностью».

5. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что

поможет в общении с ребенком.

6. Умейте слушать детей.

7. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

8. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете

спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

9. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.

10. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с

«почему? », «как? », «для чего? ».

11. Будьте инициативны в общении.

12. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более

эмоциональны, более ранимы.

13. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

14. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.

15. Чаще улыбайтесь детям.

16. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

17. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения

определяет его отношение к вам.

18. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения

повлечет негативное поведение ребенка.

19. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.



В раздел образования