"Проект по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Секреты Геометрика"
Автор: Фоменко Светлана Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №23 Населённый пункт: Усть-Лабинский район, х.Железный Наименование материала: методическая разработка Тема: "Проект по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Секреты Геометрика" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 муниципального образования Усть – Лабинский район
Проект
по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
«Секреты Геометрика»
Воспитатель: Фоменко С.М.
2015г.
Актуальность проекта
Родителей
и
педагогов
всегда
волнует
вопрос,
как
обеспечить
полноценное
развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Один
из
показателей
интеллектуальной
готовности
ребёнка
к
школьному
обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком
только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро
станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому
возвращаться.
Математика
-
это
мощный
фактор
интеллектуального
развития
ребенка,
формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что
от
эффективности
математического
развития
ребенка
в
дошкольном
возрасте
зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Основные ориентиры проекта
Срок реализации проекта:
краткосрочный, 1 месяц.
Тип проекта:
практико- ориентированный;
Участники проекта : педагоги, родители, дети;
Возраст детей: 5-6 лет;
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:
• различие геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника,
шара, цилиндра, куба, овала.
• решение головоломок.
Предмет исследования:
Образовательная область – познавательное развитие.
Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками представлений о
геометрических
фигурах,
обеспечить
успешное
развитие
способностей
и
мышления детей.
Задачи проекта:
Для детей:
• уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины,
углы, стороны) и некоторых их свойств;
• учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения,
изображать,
располагать
на
плоскости,
упорядочивать
по
размерам,
классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;
• учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры
по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;
• учить составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;
• развивать математическое мышление, логические мыслительные операции,
• использовать полученные знания в продуктивной деятельности;
• познакомить детей с историей возникновения фигур;
• показать значимость геометрических фигур в повседневной жизни людей.
Для педагогов:
• Разработать цикл игровых заданий и упражнений с геометрическими фигурами
на основе развивающих игр;
• Разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме
«Секреты Геометрика»;
• Конспект итоговой образовательной деятельности.
Для родителей:
• Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по математическому
развитию ребёнка;
•
Оказать
по
необходимости
квалифицированную
помощь
родителям
по
формированию элементарных математических представлений;
•
Показать
родителям
значимость
знаний
детей
дошкольного
возраста
о
геометрических фигурах.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
образовательная деятельность по математическому развитию.
Предполагаемый результат:
Для детей:
•
поделки
из
бросового
и
природного
материала
по
теме:
«Геометрические
фигуры»;
• творческие работы в виде сказок о фигурах, рисунков, аппликаций.
• Повышение уровня знаний детей о геометрических фигурах.
• Повышение активности детей в поисково-исследовательской деятельности по
разделу «Фигуры и формы».
•
Формирование
повышенного
интереса
к
играм
и
упражнениям
с
геометрическими фигурами.
Для педагогов:
• разработанный цикл игровых заданий и упражнений;
•
конспект
образовательной
деятельности
по
формированию
элементарных
математических представлений ;
• изготовление пособий и дидактических игр;
• создание мультимедийных игр.
•
Использование
педагогами
активных
форм
взаимодействия
с
семьёй
по
формированию элементарных математических представлений.
Для родителей:
• поделки из бросового материала;
• совместные сочинения с детьми сказок о геометрических фигурах.
Этапы проекта
Подготовительный этап
Деятельность на первом подготовительном этапе и ожидаемые результаты.
Срок реализации: 01 – 10 апреля 2015г.
Задачи – определить условия для реализации проекта.
Содержание работы
С педагогами
С детьми
С родителями
-распределение
заданий
между
у ч а с т н и ка м и
- беседы с детьми об
истории возникновения
-Ознакомление родителей
с
проблемой,
целью
и
проекта;
-
подбор
наглядно
–
дидактических
м а т е р и а л о в
и
о б о р уд о в а н и я
д л я
образовательной
деятельности,
исследовательской
д е я т е л ь н о с т и
и
индивидуальной работы
с детьми;
-разработка
методических
пособий,
итоговой
образовательной
д е я т е л ь н о с т и
п о
математическому
развитию.
фигур;
-
показать
значимость
геометрических
фигур
в повседневной жизни
л юд е й
–
и г р ы
н а
обследование
окружающего
пространства.
задачами проекта.
- беседа с родителями о
значимости знаний детей
дошкольного
возраста
о
геометрических фигурах;
Ожидаемый результат
-изготовление
дидактических
игр
и
пособий;
-
к о н с п е к т
образовательной
д е я т е л ь н о с т и
п о
формированию
элементарных
математических
представлений
-формирование
повышенного
интереса
д е т е й
к
и г р а м
и
у п р а ж н е н и я м
с
геометрическими
фигурами;
-совместные
сочинения
с
д е т ь м и
с к а з о к
о
геометрических
фигурах.
Практический этап:
Деятельность на втором практическом этапе и ожидаемый результат
Срок реализации – 10 – 20 апреля 2015г.
Реализация задач проекта предусматривает интеграцию всех образовательных
областей по данной теме.
Интеграция образовательных областей по проекту
Образовательная область. Формы работы
Познавательное развитие
• Конструирование из геометрических фигур.
• Решение головоломок их счетных палочек.
• Развивающие игры: «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Геометрическое
лото»,
«На
что
похоже»,
«Квадраты
Никитина»,
«Геоконт»,
«Танграм»,
«Монгольская игра», «Занимательные квадраты».
• Исследовательская деятельность «Фигуры и формы».
Речевое развитие
О. Александрова «Математика для малышей»,
В. Житомирский «Математическая азбука»
Р. Каус» Медвежонок Миша»
В.Г.Житомирский, Л.Н.Шеврин «Геометрия для малышей»
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
• «Школа»,
• «Строители»,
• «Детский сад»
Игры с использованием технологии ТРИЗ:
• «Что было бы… »,
• «На что похоже»,
• «Придумай… »,
• «Назови наоборот»,
• «Хорошо и плохо».
Придумывание сказок и небылиц по схеме. Сочинение загадок.
Физическое развитие.
Знакомство с дорожными знаками,
Знаки правила поведения в природе.
Пальчиковые
игры
и
физкультминутки
с
художественным
словом
о
геометрических фигурах.
Выполнение движений по схеме.
Выполнение перестроений.
Подвижные игры: «Фигуры», «Ровным кругом», «Хитрая лиса», «Кот и мыши».
Художественно-эстетическое развитие;
• Лепка, рисование фигур.
• Изготовление коллажа
• Штриховка фигур.
• Аппликация с использованием нетрадиционных техник, ручной труд по теме
«Формы», «Фигуры».
•
Аппликация
из
геометрических
фигур
по
теме
«Транспорт»,
«Животные»,
«Цветы»
• Плоскостное моделирование.
Заучивание песни «Шире круг», «Солнышко».
Веселые частушки о математике.
Взаимодействие с семьёй:
• Консультация «Веселые головоломки»
• Творческая выставка «Веселые фантазии»
• Сочинение сказок о фигурах
• Изготовление стенной газеты
• Семинар практикум «Развивающие игры»
Заключительный этап.
Деятельность на третьем заключительном этапе и ожидаемый результат
Срок реализации – 20 – 30 апреля 2015г.
• Обработка и оформление материалов проекта;
• Оценка результатов работы всех участников проекта;
• Проведение итоговой образовательной деятельности.
Литература:
О. Александрова «Математика для малышей» - Издательство.: Эксмо – Пресс
2010г. Серия Ломоносовская школа, 64с. (офсет).
В.
Житомирский
«Математическая
азбука»
Издательство
–
М.:
Педагогика,
1991,200с.
Р. Каус « Медвежонок Миша» Издательство.: Эксмо, 1996г. – 93с.
В.Г.Житомирский,
Л.Н.Шеврин
«Геометрия
для
малышей»
Издательство.:
Педагогика, 1975г., 140с.