Автор: Рыбалко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Морозко"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Материал подготовила Рыбалко Н.Н.
Воспитатель МБДОУ «Морозко»
Каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой,
политической и нравственной грамотности
молодого поколения. Экономика
всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях
современного
общества
жизни
непрерывное
экономическое
образование
необходимо
начинать
именно
с
дошкольного
возраста,
когда
детьми
приобретается первичный опыт в
элементарных экономических отношениях.
Ребёнок - дошкольник не освоит
эту область самостоятельно, но вместе с
воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и
увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое
место экономика занимает в окружающей его действительности.
Работая
с
детьми
дошкольного
возраста,
мне
всегда
было
интересно
использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно
использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную
игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности
ребенка. Проанализировав литературу по
вопросу формирования финансовой
грамотности у дошкольников и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь
в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может
использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности
ребенка.
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, легче
запоминают материал, осваивают новые способы деятельности,
сравнивают,
различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий
характер, а возможность проявить активность, выполнить
игровое действие,
добиться результата, выиграть.
Для развития детей дошкольного возраста очень важными условиями являются -
предметно-развивающая среда в группе, компетентность педагога, правильный
подбор дидактических игр по теме.
Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут
разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то,
что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые
игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с
самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги
и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил
комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить
своим детям следующие вопросы про деньги: что такое деньги? Где их взять? Как
ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное
представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное
мнение. Дети должны осознавать,
что денежные средства зарабатываются
собственным трудом.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования
меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы. В нашем саду,
например,
в
практике
применяется
парциальная
программа
финансового
воспитания дошкольников «Дети и денежные отношения». В методических
рекомендациях к этой программе мы используем и дидактические игры в том
числе.
(На столе представлены дидактические игры, которыми играют дети в группе)
Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять
знания малышей о разновидности торговых объектов.
Ход игры
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов,
которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по
общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для
продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда»
и тому подобное.
Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по
общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь
собственным опытом.
Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо —
молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
Игра «Не ошибитесь»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара;
формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных
одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ход игры
Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по
содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с
пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у
продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1 Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая
соответствует логике действий изображенного на них.
Задание
2
Составить
коротенький
рассказ
по
картинкам,
соблюдая
последовательность действий.
Игра «Что важнее?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и
«жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по
степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с
изображением
предметов,
которые
используются
людьми
в
различных
жизненных ситуациях.
Задание 1.
Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно
необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.
Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что
остались. Обосновать их необходимость для человека.
Игра «Хочу и надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными
возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится
изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее
панно.
ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода,
кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер,
телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «Кому что нужно»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить
карточки
в
соответствии
с
профессией
человека.
ТСО: карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной,
Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка,
станок, шприц, краски, кастрюля).
Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих
цену
подарка.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие
монеты.
Покупает
тот,
кто
заплатит
за
товар
соответствующую
цену.
ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства,
карандаши разного цвета.
Игра «Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем
продаются; развить умение обобщать группы предметов.
ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
Содержание: Дети подбирают группы карточек с изображением овощей,
фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной
картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др.
Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в
нем продаются
Игра «Какой товар лишний?»
Цель – закрепление у детей понятия «товар».
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.
2. Учить выбирать товары по необходимости.
3. Формировать
умение
соотносить
количество
имеющихся
«денег»
со
стоимостью «товара».
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки
«товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить
каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?
Игра «Что забыли положить в корзинку?»
Цель – формирование представления у детей о «категории товара».
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «категория товара».
2. Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.
Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или
несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще
товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4
товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара,
предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.
Показ видеоролика (2 минуты)
:
Вывод
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к
реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести
качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.