Автор: Ольга Семеновна Кривоногова
Должность: Преподаватель Рисунка и графических дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО Уральский колледж управления бизнеса и технологии красоты
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Выставочная деятельность как инструмент мотивации к повышению потенциала студентов Уральского колледжа технологии красоты.
Раздел: среднее профессиональное
Кривоногова О.С Преподаватель спец дисциплин
ГАПОУ СО УКБУТК. Колледжа технологии красоты
г.Екатеринбург.
«Выставочная
деятельность как инструмент мотивации к повышению
творческого потенциала студентов Колледжа технологии красоты»
Для успешного освоения творческих специальностей «Дизайн» (по отраслям)
«Парикмахерское искусство», «Стилистика и искусство визажа» и формированию
творческого отношения к осуществлению трудовой деятельности необходимо
повысить мотивацию студентов к обучению и развить творческие способности
студентов, так как эти специальности требуют высокого уровня креативности,
умения создавать новые образы
моделей причесок и макияжа. Для этого
необходимо
создание
условий
для
стимулирования
творческой
активности
студентов
в
освоении
художественных
дисциплин
«Рисунок
и
живопись»,
«Специальный рисунок», в рамках своей специальности.
В докладе делюсь опытом, как преподавателям в процессе освоения календарного
плана,
не выходя за рамки тем рабочей программы создать условия
для
выполнения творческих заданий для тематических выставок..
Для стимулирования мотивации и развитию творческих способностей студентов
надо привлекать их к участию в творческих выставках, олимпиадах, проводить
конкурсы рисунка. Не только студентов нашего отделения, но и всего колледжа и
других учебных заведений.
Особенно надо привлекать к участию в творческих выставках студентов первого
года обучения. В рамках тем календарного плана и рабочей программы по рисунку и
живописи всегда можно найти интересное задание, интересную подачу, технику,
применить творческий подход, особенно это касается хорошо подготовленных,
талантливых студентов, закончивших художественные школы. В начале обучения,
пока вся группа постигает азы рисунка - они, как правило, начинают скучать. К
таким студентам надо подходить индивидуально, чтобы не потерять интерес к
освоению предмета их в первую очередь привлекать к выставочной и конкурсной
деятельности,
применять дифференцированный подход - давать творческие
задания.
Проблема в том, что внеучебной деятельности очень трудно создать условия для
творческой деятельности студентов. Самостоятельно
дома студенты не очень
охотно выполняют дополнительные задания.
-Преподаватели иногда неохотно принимают участие в городских конкурсах
рисунков и выставках, потому, что нужно выделять время на уроке, отвлекаться от
календарного плана, что, по их мнению, мешает учебному процессу.
Рекомендации, основанные на многолетнем опыте преподавания в колледже,
помогут
преподавателям специальных дисциплин творческих специальностей
решить проблему:
- Введение в задания тематического планирования творческой составляющей, не
выходя за рамки тем рабочей программы - дать студентам возможность выполнять
творческие задания для тематических выставок..
1. Организация учебно - познавательной работы
2. Стимулирование познавательной активности (посещение выставок, экскурсии);
3. Развитие творческих способностей (творческие задания, проектная деятельность,
участие в выставках и проведение мастер-классов).
Воспитать в студентах необходимые качества и подготовить их к творческой работе
помогает создание на занятиях творческой атмосферы, и ситуации успеха, а также
индивидуальный дифференцированный подход к оцениванию качества работ
каждого студента, это происходит в форме коллективного просмотра и обсуждения
рисунков в конце занятия. Зачетное оценивание по итогам просмотра всех
графических работ за семестр, за год.
Дифференцированный подход необходим особенно в первом семестре, так как здесь
мы сталкиваемся с разным уровнем базовых знаний студентов. Определение уровня
подготовки - самый первый этап в работе с учениками, для того чтобы выбрать
индивидуальный стиль работы с каждым студентом и в дальнейшем работать с ним
от достигнутых результатов и предъявлять к нему соответствующие требования.
Степень сложности заданий разделяется на три уровня - базовый, средний и
высокий
(учитывая
успеваемость
каждого
студента),
это
необходимо
для
поддержания мотивации к овладению знаниями.
В рамках творческих дисциплин и практики всегда можно нацелить студентов
выбрать тему, которая соответствует требованиям к творческой работе и может
участвовать в различных ежегодных сезонных выставках и конкурсах.
Решить проблему нехватки времени на качественное выполнение конкурсного
задания можно следующим образом: нужно иметь небольшой запас работ
студентов, чтобы в нужное время был выбор.
Для этого заранее предусмотреть в календарно-тематическом планировании
выполнение работ, посвященных праздникам и знаменательным датам.
Проблему нежелания студентами выполнять дополнительные задания можно
решить следующим образом: во время занятий, выделить заинтересованных
студентов, предложить участие в проекте, нацелить на выполнение
конкурсного задания, проинструктировать и начать рисовать под руководством
преподавателя на занятии в рамках текущих тем. Создается стимул в виде оценки,
поднимается уровень самооценки студента,
а преподаватель не отвлекается от календарного плана рабочей программы.
Для
студентов
первого
года
обучения
дополнительным
стимулом
служит
возможность проявить себя, получить признание вне колледжа, занять призовое
место, получить диплом участника для своего портфолио, повысить процент
стипендии, и т.д. Также стоит заранее продумать экзаменационные и курсовые
задания для старших курсов. Разработать творческие
задания на занятиях
дополнительной работы над заданием под руководством преподавателя по
дисциплине «Живопись и основами цветоведения» и «Рисунок с основами
перспективы», таким образом, чтобы создать стимулы и условия для выполнения
качественного изделия для участия в будущих конкурсах.
Овладение методикой работы над
живописными композициями на основе
обязательных
заданий
рабочей
программы
дисциплин
Рисунок
Живопись,
Цветоведение, и других включает следующие темы: «натюрморт» «портрет»;
«Фигура человека»; «Многофигурная композиция»;«Пейзаж».
Выполнение этих заданий включено в образовательный стандарт.
На занятиях с парикмахерами и стилистами есть тема «рисование живописных
набросков цветов и фруктов»- эта тема проходит в конце апреля, студенты в рамках
этой темы с воодушевлением рисуют открытки и плакаты, на которых изображены
весенние цветы, они используются для оформления актового зала, стенгазет,
выставок. Также эти рисунки популярны для экспонирования на весенних
вернисажах.
Портрет особенно подробно изучается парикмахерами и стилистами. В октябре и
ноябре проходит много тематических дней: День пожилого человека, День учителя,
День матери. К этим датам у нас в колледже и в городских учебных заведениях и
центрах творчества молодежи принято проводить конкурсы рисунков, литературных
сочинений, небольших литературных эссе. В рамках стандартных тем можно
предложить студентам нарисовать портрет мамы, бабушки, дедушки. Если по
программе портрет изучается весной, там тоже много подходящих праздников: День
святого Валентина и 23февраля - можно предложить нарисовать портрет своего
молодого человека, или отца- это всегда вызывает большой творческий подъём. На
день победы 9 мая можно в рамках этой темы предложить нарисовать своего
родственника-фронтовика, это послужит воспитательной цели, пробудит гордость и
уважение к предкам. В 2016году студенты группы 204ДПИ и 105ДПИ рисовали
портреты участников Великой отечественной войны награжденных звездой героя
советского союза уроженцев Урала и Свердловской области. Среди них Речкалов
Григорий(его правнучка была студенткой
нашего колледжа). Из всех работ
отобрали на выставку в Центр народного творчества «Гамаюн» лучшие 5 рисунков.
Это задание потребовало от студентов осуществить поисковую деятельность в
интернете и библиотеках. Небольшая экспозиция из этих портретов украшает наш
колледжный музей в кабинете истории.
Для студента учебный проект дает возможность максимально раскрыть свой
творческий потенциал, проявить себя, показать свои знания, публично представить
достигнутый
результат.
Курсовой
проект
может
служить
дизайнерским
оформлением конкретного помещения в интерьере колледжа.
В разгар пандемии в 2021году на Курсовом проектировании группа 208 Дизайн
представила творческий проект «Масочный режим».В рамках курсовой работы по
дисциплине «Живопись с основами цветоведения» студенты выполнили копии
известных картин необычной объёмной формы, в исторических и авангардных
стилях в центре каждой картины зритель видит, как плоская поверхность картины
переходит в объёмную маску, на которую надета медицинская маска. Эти картины
своим оригинальным видом вызвали неподдельный интерес у гостей колледжа.
Лучшие курсовые работы студентов могут быть представлены на региональном
творческом конкурсе или отчетной выставке. В прошлые годы из дипломных и
курсовых работ ежегодно в библиотеке №31 проводились выставки «Осенний
вернисаж» в 2009г., 2010г, 2017г, количество работ достигало 50 наименований,
открытие
проходило
в
торжественной
обстановке
с
выступлением
самодеятельности.
В этом году студенты кафедры дизайна группы 213Д и 114Д на занятиях по
рисунку и Истории Изобразительного искусства выполнили большой творческий
проект,
посвященный
300-летию
города
Екатеринбурга.
Нарисовано
много
архитектурных памятников, в технике живопись и цветная графика.
Для пейзажей студенты изучили архитектурное историческое наследие нашего
города, стили, в которых построены дома, сняли видеоролик об истории каждого
конкретного дома, рассказали стоя на фоне этого здания с рисунком в руках. Эти
рисунки приняли участие в нескольких городских конкурсах.
«Уральские
Родники»
традиционный
фестиваль
изобразительного
и
декоративного
творчества проводит
Центр народного творчества
«Гамаюн»
совместно с Департаментом культуры раз в три года. Он проходит в два этапа:
сначала по районам проходит первый отборочный тур, в ДК. Елизаветинский, на
котором
компетентная
комиссия искусствоведов выбирает самые достойные
работы для общегородской выставки. Сначала на кафедре прошло обсуждение
представленных творческих работ комиссией из четырех преподавателей. Выбрали
самые достойные работы. Два рисунка в результате отбора среди конкуренции с
опытными художниками Чкаловского района, прошли на итоговую общегородскую
выставку. Это «Старый вокзал» Комиссаровой Анастасии цветная графика. «Ночь в
парке» в технике гуашь Закрятиной Елизаветы. Все участники выставки получили
дипломы.
Студенты нашего колледжа участвует в этом конкурсе с 2008года, уже шестой
раз. Каждый раз становились дипломантами.
В апреле 2023г студенты группы 212Д приняли участие в IV онлайн-конкурсе
самодеятельных художников и мастеров «Город, который всегда со мной»,
организованный
муниципальным
бюджетным
учреждением
культуры
«Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн».
Так же в мае организована коллективная выставка рисунков в коридоре главного
корпуса колледжа. Подробнее об этих выставках можно узнать из презентации
студентки группы 312Д Деминой Софии.
На день красоты 9сентября 2023г. среди наших студентов из групп 314Д,
215Д, 256ТПИ, 312Д, проведен конкурс рисунков на тему «Осенний пейзаж»,
на большом транспаранте в холле
1 корпуса, были развешаны красочные
рисунки с осенними пейзажами. Победителей конкурса с энтузиазмом выбирали
сами зрители, голосуя за понравившиеся работы. Победители приза зрительских
симпатий набрали больше всех голосов.
Это Симанова Ирина из 256ТПИ
Тисенкова Аня группы из 214Д, они получили от преподавателя сладкие призы.
В ожидании новогодних праздников мы снова планируем провести новые
конкурсы среди студентов на образ символа будущего года по китайскому
календарю.
Заключение:
организация участия студентов в выставочной деятельности
выступает как инструмент мотивации к повышению творческого потенциала
студентов колледжа технологии красоты
и освоении дисциплин « Рисунок» и
«Живопись». Рекомендую чаще применять в воспитании и образовании студентов.
Спасибо за внимание!.