Автор: Селедцова Людмила Васильевна
Должность: МБДОУ детский сад комбинированного вида №140 "Моржонок"
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: статья, конспект занятия
Тема: "Влияние русского народного творчества на развитие речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №140 «МОРЖОНОК» г. БРЯНСКА
241012, г. Брянск, ул. XXII Съезда КПСС, д.45 А т.57-42-20
Селедцова
Людмила
Васильевна
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Рекомендовано к печати конспект занятия «Как наши хлеб растили»
воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ детского сада
№ 140 «Моржонок» г. Брянска Селедцовой Людмилы Васильевны
Заведующий МБДОУ
детский сад № 140 К.А. Лопоносова
«Моржонок» г. Брянска
1
Влияние русского народного творчества на развитие речи у детей
дошкольного возраста.
Давайте детям больше и больше созерцания
общего человеческого, мирового, но
преимущественно старайтесь знакомить их с
этим через родные и национальные явления.
В. Г. Белинский.
Дорогие коллеги! Обращение к народным истокам, фольклорному искусству
русского народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики
дошкольного образования. В последние годы оно стало предметом пристального
внимания педагогов. Многие из нас увлечены декорированием групповых комнат
под русскую избу, внесением народной утвари в предметный мир ребёнка. Однако
все мы обращали внимание на то, что введение в словарь ребёнка давно
исчезнувших обозначений и названий не востребуется детьми в самостоятельной
деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребёнку,
родившемуся в конце двадцатого столетия, возвращаться назад в «предания старины
глубокой», давно уже исчезнувшей из жизни взрослого человека?
Культура и опыт (а особенно народные) передаются изустно и действенно из
поколения в поколение. Знакомы ли современные воспитатели и молодые родители
с этой областью культуры и могут ли помочь ребёнку узнать её и полюбить?
Вытесняется ли народное творчество в сегодняшнее время из жизни ребёнка,
становится ли для него не интересным, архаичным и непривлекательным? Конечно
же - нет! Произведения народного искусства и народных ремёсел всегда были
близки природе ребёнка. Простота этих произведений, лёгкость запоминания,
возможность обыгрывания и самостоятельное участие, привлекают детей, и они с
удовольствием используют их в своей деятельности.
Народное творчество является значительной частью культурного опыта
человека. Ценность его использования в развитии ребёнка заключается в единстве
народного традиционного опыта и возможности импровизации. Отражение в играх,
песнях, сказках, жизни и деятельности людей многих поколений, долголетнее
шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения,
отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
Мой опыт работы с детьми показал, что с помощью народного творчества
можно добиться хороших результатов в развитии детской речи. Хочу представить
вам занятие по развитию речи.
Тема занятия: Как наши предки хлеб растили.
Цель: Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
Систематизировать
знания
о
труде
хлебороба,
последовательность
выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба нашими
предками.
2
Показать значимость приспособлений, которые избрёл человек (соха или
плуг, борона, цеп, серп) для добычи хлеба.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и
уважения к предкам и людям сельскозозяйственного труда.
Ход занятия.
Воспитатель в роли бабушки Маши приходит к детям.
-Злравствуйте ребятишки, а туда ли я попала? Ждут ли меня здесь дети? Я
приехала к вам из деревни, гостинцев вам привезла!
(Достаёт из корзинки хлеб.)
-Хлебушек то поджаристый. А пахнет то как!
-Ребята, а почему говорят, что хлеб – всему голова?
(Ответы детей.)
-Да, хлеб самый главный продукт. Человек может обойтись без многого, а вто
без хлеба – нет. Он никогда не надоедает.
-А пословицы о хлебе вы знаете?
(Ответы детей.)
-Нет хлеба – нет обеда.
-Хлеб-батюшка – водица-матушка.
-Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
-Молодцы! А сколько нужно трудиться, чтобы его вырастить. А хотите, я вам
расскажу, как наши предки хлеб растили. Но сначала отгадайте ка загадку:
Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я всё терплю
И всем добром плачу.
(земля)
-Ещё зимой начинается подготовка пахотной земли к будущему урожаю.
Нужно, чтобы снег укрыл землю и согрел её, а весной – напоил водой. Люди
закликали снег. Приглашали его в хороводе. Давайте и мы покликаем снег.
(Дети водят хоровод и поют закличку.)
Падай, падай белый снег,
Хватит, хватит всем, на всех,
Падай, падай на село,
На гусиное крыло!
Поле белым укрывай –
Будет славный урожай.
-Наступила весна. Снег сошёл, и на поле «вышел силач добывать калач».
Давайте с вами найдём картинку, где нарисован силач на поле.
(На отдельном столе лежат картинки с изображением крестьян, добывающих
хлеб. Дети подбирают картинку с крестьянином, который пашет землю. Короткий
рассказ по картинке.)
-Ребята, как можно назвать эту картинку?
(Ответы детей: пахарь, землепашец.)
-Что же дальше нужно делать с землёй?
3
(Ответы детей: сеять зерно.)
-А готова ли земля для посадки? Как мы определим?
(Опыт с землёй: воспитатель достаёт лоток с землёй. Дети трогают землю
руками и делают выводы, тёплая земля, или нет. Воспитатель добавляет в землю
воды и предлагает снова детям потрогать. Дети определяют влажность земли.)
Воспитатель говорит:
О чём мечтают зёрна
Пшеничные в земле?
О дождике проворном,
О солнце, о тепле.
Мечтают, чтоб не трогал
Ни град, ни суховей,
Чтоб летом было много
Хороших, ясных дней.
-Нужно ли нам покликать дождик? Вставайте в хоровод.
(Закличка дождя.)
Дождик, дождик, поливай
Будет славный урожай,
Будет жито и ячмень,
Долгий лён, зелёный хмель,
Будет белая пшеница,
И в амбар зерно катиться,
И весёлый хоровод
Красных девиц у ворот.
-Пусть растёт расточек. А мы найдём картинку, где нарисовано, как хлеб
растёт.
-Растёт рожь, поднимается всё выше и выше. Вот уже и колосья появились.
(Воспитатель достаёт сухие колосья и показывает детям. Рассматривают
колоски, а затем картинку с жатвой.)
-Ребята, давайте назовём эту картинку.
(Ответы детей: жатва.)
-Привезли снопы. Положили в авин, чтобы их высушить.
Высохли снопы, шумят. А как добывают зерно из снопов? Давайте подберём
картинку. (Краткий рассказ по картинке.)
-А как мы эту картинку назовём?
(Ответы детей: молотьба.)
-Вымолотили, выбили и провеяли. Вот и получилось такое зерно.
(Воспитатель достаёт из колосков зерно и предлагает детям рассмотреть.)
-А что же дальше делают с зерном? Давайте подберём картинку.
(Дети выбирают кратинку, где везут зерно на мельницу. Краткий рассказ по
картинке.)
Игра «Мельница».
Мели, мели мельница!
Жерновочки вертятся!
4
Ты мели не уставай
И в мешочки засыпай!
(Дети становятся по кругу. Со словами медленно вертятся и по окончанию слов
останавливаются. Кто вовремя не остановился, тот вышел из игры.
Воспитатель хвалит детей за ловкость, а затем сама с помощью ручной
мельницы мелет зерно и предлагает детям рассмотреть муку, потрогать и даже
попробовать на вкус.)
-Привезли муку домой из мельницы. А что же из неё делают дальше? Давайте
подберём картинку.
(Рассматриваем картинку. Краткий рассказ по картинке о том, как из муки
появляется тесто. Воспитатель достаёт тесто, предлагает детям рассмотреть,
потрогать руками и попробовать на вкус.)
-Вот из такого теста и пекли хлеб. А где же его пекли?
(Ответы детей: в печи.)
-Давайте найдём картинку, на которой нарисовано ка пекли хлеб.
(Рассказ по картинке.)
-Вот он какой красивый, румяный, пахучий, понюхайте, как он пахнет!
(Воспитатель достает из корзинки тёплый хлеб.)
-Много человеку приходилось трудиться, чтобы хлеб с поля «пришёл» на стол.
-Сейчас хлеб добывать намного легче. Человеку помогают разные машины:
тракторы, сеялки, комбайны, электрические мельницы. Но мы всё равно должны
помнить о нелёгком труде трактористов, комбайнёров, мукомолов, пекарей и всем
им говорить: «Спасибо!»
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел труда и сил.
-Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно относиться к нему. Хлеб –
богатство нашей Родины. А сегодня мы с вами приготовим блюдо, которое
называется «русская тюря» - традиционное блюдо косарей.
(Дети под руководством воспитателя готовят «тюрю» и угощаются.)
Рецепт «тюри»: вода, хлеб, лук, соль, подсолнечное масло.
-Ну а теперь ребятишки мне ехать к себе домой в деревню пора.
А вы слушайте взрослых, хорошо кушайте, хлеб берегите!
(Прощается с детьми и уходит.)
5