Напоминание

"Влияние русского народного творчества на развитие речи у детей дошкольного возраста"


Автор: Селедцова Людмила Васильевна
Должность: МБДОУ детский сад комбинированного вида №140 "Моржонок"
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: статья, конспект занятия
Тема: "Влияние русского народного творчества на развитие речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №140 «МОРЖОНОК» г. БРЯНСКА

241012, г. Брянск, ул. XXII Съезда КПСС, д.45 А т.57-42-20

Селедцова

Людмила

Васильевна

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Рекомендовано к печати конспект занятия «Как наши хлеб растили»

воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ детского сада

№ 140 «Моржонок» г. Брянска Селедцовой Людмилы Васильевны

Заведующий МБДОУ

детский сад № 140 К.А. Лопоносова

«Моржонок» г. Брянска

1

Влияние русского народного творчества на развитие речи у детей

дошкольного возраста.

Давайте детям больше и больше созерцания

общего человеческого, мирового, но

преимущественно старайтесь знакомить их с

этим через родные и национальные явления.

В. Г. Белинский.

Дорогие коллеги! Обращение к народным истокам, фольклорному искусству

русского народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики

дошкольного образования. В последние годы оно стало предметом пристального

внимания педагогов. Многие из нас увлечены декорированием групповых комнат

под русскую избу, внесением народной утвари в предметный мир ребёнка. Однако

все мы обращали внимание на то, что введение в словарь ребёнка давно

исчезнувших обозначений и названий не востребуется детьми в самостоятельной

деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребёнку,

родившемуся в конце двадцатого столетия, возвращаться назад в «предания старины

глубокой», давно уже исчезнувшей из жизни взрослого человека?

Культура и опыт (а особенно народные) передаются изустно и действенно из

поколения в поколение. Знакомы ли современные воспитатели и молодые родители

с этой областью культуры и могут ли помочь ребёнку узнать её и полюбить?

Вытесняется ли народное творчество в сегодняшнее время из жизни ребёнка,

становится ли для него не интересным, архаичным и непривлекательным? Конечно

же - нет! Произведения народного искусства и народных ремёсел всегда были

близки природе ребёнка. Простота этих произведений, лёгкость запоминания,

возможность обыгрывания и самостоятельное участие, привлекают детей, и они с

удовольствием используют их в своей деятельности.

Народное творчество является значительной частью культурного опыта

человека. Ценность его использования в развитии ребёнка заключается в единстве

народного традиционного опыта и возможности импровизации. Отражение в играх,

песнях, сказках, жизни и деятельности людей многих поколений, долголетнее

шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения,

отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Мой опыт работы с детьми показал, что с помощью народного творчества

можно добиться хороших результатов в развитии детской речи. Хочу представить

вам занятие по развитию речи.

Тема занятия: Как наши предки хлеб растили.

Цель: Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.

Систематизировать

знания

о

труде

хлебороба,

последовательность

выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба нашими

предками.

2

Показать значимость приспособлений, которые избрёл человек (соха или

плуг, борона, цеп, серп) для добычи хлеба.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и

уважения к предкам и людям сельскозозяйственного труда.

Ход занятия.

Воспитатель в роли бабушки Маши приходит к детям.

-Злравствуйте ребятишки, а туда ли я попала? Ждут ли меня здесь дети? Я

приехала к вам из деревни, гостинцев вам привезла!

(Достаёт из корзинки хлеб.)

-Хлебушек то поджаристый. А пахнет то как!

-Ребята, а почему говорят, что хлеб – всему голова?

(Ответы детей.)

-Да, хлеб самый главный продукт. Человек может обойтись без многого, а вто

без хлеба – нет. Он никогда не надоедает.

-А пословицы о хлебе вы знаете?

(Ответы детей.)

-Нет хлеба – нет обеда.

-Хлеб-батюшка – водица-матушка.

-Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

-Молодцы! А сколько нужно трудиться, чтобы его вырастить. А хотите, я вам

расскажу, как наши предки хлеб растили. Но сначала отгадайте ка загадку:

Меня бьют, колотят,

Режут, ворочают,

А я всё терплю

И всем добром плачу.

(земля)

-Ещё зимой начинается подготовка пахотной земли к будущему урожаю.

Нужно, чтобы снег укрыл землю и согрел её, а весной – напоил водой. Люди

закликали снег. Приглашали его в хороводе. Давайте и мы покликаем снег.

(Дети водят хоровод и поют закличку.)

Падай, падай белый снег,

Хватит, хватит всем, на всех,

Падай, падай на село,

На гусиное крыло!

Поле белым укрывай –

Будет славный урожай.

-Наступила весна. Снег сошёл, и на поле «вышел силач добывать калач».

Давайте с вами найдём картинку, где нарисован силач на поле.

(На отдельном столе лежат картинки с изображением крестьян, добывающих

хлеб. Дети подбирают картинку с крестьянином, который пашет землю. Короткий

рассказ по картинке.)

-Ребята, как можно назвать эту картинку?

(Ответы детей: пахарь, землепашец.)

-Что же дальше нужно делать с землёй?

3

(Ответы детей: сеять зерно.)

-А готова ли земля для посадки? Как мы определим?

(Опыт с землёй: воспитатель достаёт лоток с землёй. Дети трогают землю

руками и делают выводы, тёплая земля, или нет. Воспитатель добавляет в землю

воды и предлагает снова детям потрогать. Дети определяют влажность земли.)

Воспитатель говорит:

О чём мечтают зёрна

Пшеничные в земле?

О дождике проворном,

О солнце, о тепле.

Мечтают, чтоб не трогал

Ни град, ни суховей,

Чтоб летом было много

Хороших, ясных дней.

-Нужно ли нам покликать дождик? Вставайте в хоровод.

(Закличка дождя.)

Дождик, дождик, поливай

Будет славный урожай,

Будет жито и ячмень,

Долгий лён, зелёный хмель,

Будет белая пшеница,

И в амбар зерно катиться,

И весёлый хоровод

Красных девиц у ворот.

-Пусть растёт расточек. А мы найдём картинку, где нарисовано, как хлеб

растёт.

-Растёт рожь, поднимается всё выше и выше. Вот уже и колосья появились.

(Воспитатель достаёт сухие колосья и показывает детям. Рассматривают

колоски, а затем картинку с жатвой.)

-Ребята, давайте назовём эту картинку.

(Ответы детей: жатва.)

-Привезли снопы. Положили в авин, чтобы их высушить.

Высохли снопы, шумят. А как добывают зерно из снопов? Давайте подберём

картинку. (Краткий рассказ по картинке.)

-А как мы эту картинку назовём?

(Ответы детей: молотьба.)

-Вымолотили, выбили и провеяли. Вот и получилось такое зерно.

(Воспитатель достаёт из колосков зерно и предлагает детям рассмотреть.)

-А что же дальше делают с зерном? Давайте подберём картинку.

(Дети выбирают кратинку, где везут зерно на мельницу. Краткий рассказ по

картинке.)

Игра «Мельница».

Мели, мели мельница!

Жерновочки вертятся!

4

Ты мели не уставай

И в мешочки засыпай!

(Дети становятся по кругу. Со словами медленно вертятся и по окончанию слов

останавливаются. Кто вовремя не остановился, тот вышел из игры.

Воспитатель хвалит детей за ловкость, а затем сама с помощью ручной

мельницы мелет зерно и предлагает детям рассмотреть муку, потрогать и даже

попробовать на вкус.)

-Привезли муку домой из мельницы. А что же из неё делают дальше? Давайте

подберём картинку.

(Рассматриваем картинку. Краткий рассказ по картинке о том, как из муки

появляется тесто. Воспитатель достаёт тесто, предлагает детям рассмотреть,

потрогать руками и попробовать на вкус.)

-Вот из такого теста и пекли хлеб. А где же его пекли?

(Ответы детей: в печи.)

-Давайте найдём картинку, на которой нарисовано ка пекли хлеб.

(Рассказ по картинке.)

-Вот он какой красивый, румяный, пахучий, понюхайте, как он пахнет!

(Воспитатель достает из корзинки тёплый хлеб.)

-Много человеку приходилось трудиться, чтобы хлеб с поля «пришёл» на стол.

-Сейчас хлеб добывать намного легче. Человеку помогают разные машины:

тракторы, сеялки, комбайны, электрические мельницы. Но мы всё равно должны

помнить о нелёгком труде трактористов, комбайнёров, мукомолов, пекарей и всем

им говорить: «Спасибо!»

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел труда и сил.

-Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно относиться к нему. Хлеб –

богатство нашей Родины. А сегодня мы с вами приготовим блюдо, которое

называется «русская тюря» - традиционное блюдо косарей.

(Дети под руководством воспитателя готовят «тюрю» и угощаются.)

Рецепт «тюри»: вода, хлеб, лук, соль, подсолнечное масло.

-Ну а теперь ребятишки мне ехать к себе домой в деревню пора.

А вы слушайте взрослых, хорошо кушайте, хлеб берегите!

(Прощается с детьми и уходит.)

5



В раздел образования