Автор: Сомова Наталья Юльевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Заолешенский детский сад "Золотой колос"
Населённый пункт: Курская область, Суджанский район, с. Заолешенка
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы
Тема: «Зимующие птицы»
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему:
«Зимующие птицы» для старшей группы.
Цель. Закрепить, расширить и обобщить знания детей о зимующих птицах.
Задачи.
Образовательные:
- Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах;
- Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
- Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
Развивающие:
- Развивать умение узнавать птиц в природе (внешний вид, голос, повадки).
- Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в
соответствии с контекстом высказывания.
- Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала,
игровых моментов.
Воспитывающие:
- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
- Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Оборудование: слайдовая презентация «Зимующие птицы», запись пения птиц;
картинки зимующих птиц, бумажные втулки (на каждого ребенка), корм для птиц.
Ход НОД
Организационный момент.
Дружно за руки возьмемся,
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся,
Словно наше солнышко.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Воспитатель. Ребята я сегодня, когда пришла на работу, на нашем окне увидела
птичку, она сидела вся взъерошенная и с грустью смотрела на меня. Когда я
подошла к ней совсем близко птичка не улетела. Я решила взять ее в группу и
посоветоваться с вами, что же с ней делать. Как вы думаете, что произошло с
птичкой?.
Дети. Она замерзла, кушать хочет.
Воспитатель. Ребят, а вы можете сказать, что это за птичка?
Дети. (Рассматривают птичку – игрушку). Синичка.
Воспитатель. Давайте согреем ее в своих ладошках, и накормим зернышками.
(Дети передают птичку по кругу и согревают в ладошках, сажают перед
тарелочкой с зерном).
Воспитатель. Пока синичка греется и кушает, вспомним с вами зимующих птиц.
О зимующих птицах мы расскажем стихи, будем слушать их голоса, вспомним чем
они питаются, а также я расскажу вам об их жизни.
Основная часть.
Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас на птичью выставку.
Догадаетесь ли вы, как зовут нашего первого гостя?
Найдешь ее в своем дворе.
Она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей.
Эта птичка?
Дети. Воробей.
(Картинка с изображением воробья появляется на слайде)
Воспитатель. Ребята, что вы знаете о воробьях?
Дети. Воробьи маленькие, озорные, шустрые, драчливые. У воробья маленький
хвостик, маленький клювик, тоненькие лапки, кричит он чик – чирик.
Воспитатель.
Воробьи ребята очень неприхотливые птички, они питаются хлебными крошками,
зерном, живут рядом с домами людей.
Послушайте голос воробушка (аудиозапись голоса воробья).
Кто расскажет нам стихотворение о воробушке?
Ребенок читает стихотворение.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
здесь под крышей обитаю,
- Чик – чирик! Не робей,
Я бывалый воробей.
Воспитатель.
Ребята, а вы знаете какая птица умеет ворковать?
Дети. Голубь.
(Картинка с изображением голубя появляется на слайде).
Воспитатель.
Да ребята, воркуют голуби, они доверчивые птицы, живут вблизи домов людей.
Голуби совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо из рук человека.
Люди в свое время приучили этих птиц доставлять почту. В разговорной речи часто
употребляются слова «гуля», «гулька». Отсюда и поговорка «с гулькин нос», то есть
очень мало.
Воспитатель.
Послушайте, как голубь воркует.
(Запись голоса голубей)
.
Воспитатель.
А вот на нашей выставке еще одна птица. Попробуйте, угадайте.
(Ребенок читает стихотворение).
Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она крикунья местная.
Увидит тучку темную,
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона,
Красавица… ворона.
(На слайде картинка с изображением вороны).
Воспитатель.
Ребята, что вы знаете о вороне?
Дети.
Черная, горластая, важная, красивая, большая. Вороны бывают черного цвета,
кричат кар – кар.
Воспитатель. Ворона – это крупная птица. Характер у вороны дерзкий и
нахальный. В поисках пропитания они разоряют чужие гнезда, не боятся никого,
даже человека. Едят все подряд и растительную и животную пищу.
Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно
вороны летают стаями. В каждой вороньей стае один выполняет роль сторожа,
предупреждая остальных об опасности.
(Слушаем голос вороны).
Ребята, что-то мы с вами засиделись. Давайте разомнемся.
Физкультминутка.
Птичка невеличка по небу летала
(птички летают)
Села под окошко, крошек полевала.
(клюют крошки на ладошке)
Встрепенулась птичка выпрямила спнку
(встали потрусили кистями рук)
Песенку запела, в домик полетела.
( дети летают мальчики гуркают как голуби, девочки воробушки).
Воспитатель.
На выставке есть птица, о которой говорят вот так.
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой.
Дети. Дятел.
(Картинка с изображением дятла)
.
Воспитатель.
Послушайте, как стучит дятел.
(Аудиозапись голоса дятла).
Воспитатель. Ребята, что вы можете рассказать о дятле?
Дети. Дятел птица красивая умная, у него цепкие коготки, длинный клюв
которым он стучит по дереву и красная шапочка на голове.
Воспитатель. Зачем дятел стучит клювом по дереву?
Дети. Чтобы извлечь плохих насекомых из коры дерева.
Воспитатель. Да, ребята, дятел большую часть времени проводит сидя на стволе
дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. У него длинный язык,
который помогает вытаскивать из всяческих уголков коры насекомых, приносящих
вред дереву. Называют его «доктором леса». Питается насекомыми, семенами
шишек.
(Расскажем стихотворение о дятле).
Дети.
Дятел врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства,
Лечит липы, клены, ели,
Чтоб росли и не болели.
Воспитатель.
Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
Дети. Снегири.
(Картинка с изображением снегиря на слайде).
Воспитатель.
Послушайте, как снегирь поет.
(Запись голоса снегиря).
Воспитатель.
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду
становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на
рябине, клене, кустах калины, обрывая ягоды и расклевывая семена.
Кто знает стихотворение о снегире?
Дети.
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
Воспитатель.
На нашей выставке следующая птица, отгадайте, как её зовут?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика?
Дети. Синица.
(На слайде картинка синицы).
Воспитатель. Ребята, что вы знаете о синице?
Дети. Синица подвижная птица, брюшко желтенькое, белые щечки, на голове
черненькая шапочка. Синичка любит сало.
Воспитатель. Синица – это небольшая птица с желтеньким брюшком а на голове
черная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Ребята, а синицы улетают в
теплые края на зиму?
Дети. Нет, они не улетают в теплые края.
Воспитатель. Правильно они зимуют с нами. В снежную зиму пищи совсем
немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью
человека. Любят синички несоленое, свежее сало, семена, зерно.
(Послушаем голос синички).
Следующая наша гостья
Не сидит на месте, на хвосте разносит вести.
Может в них и мало прока.
Но горда собой…сорока.
(На слайде картинка сороки).
Послушайте как трещит сорока.
(Запись голоса сороки)
Воспитатель. Ребята, а как называют сороку в сказках?
Дети. Сорока – белобока, сорока воровка.
Воспитатель. А почему ее называют сорока – воровка?
Дети. Сорока все что блестит несет в гнездо.
Воспитатель. Что вы знаете о сороке?
Дети. У сороки длинный хвост, она любопытная, проворная, на голове черная
шапочка.
Воспитатель. Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень
любопытная. Увидит что - нибудь блестящее, монетку, стеклышко и разглядывает
круглым глазом, потом схватит, и утащит в свое гнездо.
Кто расскажет стихотворение о сороке?
Дети. Прилетела к нам сорока.
У нее два белых бока.
Черный хвостик и спина,
Голова и та черна.
Воспитатель.
Скажите, ребята, какие птицы есть на нашей выставке?
Как можно назвать этих птиц одним словом? Почему?
А вы сможете узнать птицу по голосу? Давайте попробуем.
Дидактические игры «Узнай по голосу», «Какой птички не стало?»
Воспитатель.
Чем мы можем помочь зимующим птицам? (делать кормушки, насыпать корм).
Самое страшное для птиц зимой не холод (у них к зиме вырастает пушок под
перышками), самое страшное это голод. Ведь с приходом зимы снегом засыпает
землю, все деревья и птицам приходится нелегко добывать себе корм. И если мы
не будем помогать им, они погибнут.
Ребята, мы с вами ходим на прогулку, на участке мы повесили кормушку и
насыпаем в нее корм, может за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы
помогут нам, они будут поедать вредителей - насекомых и продолжать охранять
сады и парки.
Воспитатель. А сейчас я хочу предложить вам сделать бумажные кормушки,
которые мы будем обсыпать семенами.
Для работы нам понадобятся: бумажная втулка, клестер, семена.
Дети самостоятельно выполняют задание - делают бумажные кормушки для птиц.
Итог НОД.
Воспитатель. Подходит к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста, что нового
и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей).
Воспитатель обобщает ответы детей и напоминает, какие были задания.
- Мы с вами отгадывали загадки и угадывали, что за птица есть на выставке.
Слушали пение птиц и называли, кто как голос подает. Мы рассказывали
стихотворения о птицах и изготовили для птиц бумажные кормушки.
Молодцы!