Напоминание

"Народные игры, как средство приобщения дошкольников к традициям своей страны"


Автор: Сотник Виктория Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 22"
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Народные игры, как средство приобщения дошкольников к традициям своей страны"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Народные игры, как средство приобщения дошкольников

к традициям своей страны»

У каждого народа свои традиции, которые чтят и передают из

поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и

богатстве народной музыки и песни, живописи, литературе, архитектуре, о

своих обычаях, культуре, праздниках.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого,

мирового, но преимущественно, старайтесь знакомить их с этим через

родные и национальные явления… » В. Белинский.

«Без прошлого нет будущего», - так сказал великий поэт А. С.

Пушкин.

И он был прав! Именно родная культура: песни, танцы, игры должна

стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности.

К.

Д.

Ушинский

считал

народные

игры

материалом

наиболее

доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и

сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности,

заложенных в них.

Игра – деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в

общение со сверстниками.

По

содержанию

все

народные

игры

классически

лаконичны,

выразительны, эмоциональны, образны, а народные игры с пением ещё и

музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной

формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.

Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований

Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:

а)

Подвижные

(спортивные)

игры.

К

ним

относятся

игры

соревновательного

характера,

включающие

в

себя

бег,

прыжки

и

развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве

(«Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

б) Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с

народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них

уже утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори

ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

в) По отношению к природе. Русский народ всегда трепетно относился

к природе, берег ее, прославлял. Эти игры не только воспитывают любовь и

доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное

значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У

медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

г) Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием

русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок»,

«Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница»

и др.)

д) Игры с ведущим (водящим) – игры, где один или несколько игроков

выполняет какое-то действие или ведут игру. («Звонари», «Отгадай, чей

голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке») .

е) Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в

то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный

элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза

рогатая», «По кочкам» и др.

ж) Драматические (с элементами театрализованных действий) игры –

это

игры,

которые

требуют

искусство

«артиста»,

умение

на

время

превратиться в какого - то героя игры и выполнять действия по тексту

(«Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу»,

«Дрёма» и др.)

Их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:

- хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька»,

«Каравай»,

«Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

- некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «У медведя во бору»,

«Плетень» и др.)

- хороводы – шествия или хороводы с выполнением разного вида

движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Улитка», «Ручеёк», «Вейся,

капустка», «Улитка» и др.)

Народные игры с пением позволяют решать следующие задачи:

- совершенствование певческих, танцевальных умений и навыков;

- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

- развитие умений выполнять игровые образы;

- развитие творческой индивидуальности;

- развитие музыкального и эстетического вкуса;

- развитие всех психических процессов;

- развитие эмоциональной сферы;

- формирование понимания красоты речи;

- формирование духовной сферы, патриотических чувств;

- формирование коммуникативных качеств;

- формирование физических качеств;

- сохранение и укрепление здоровья;

- приобщение к народной культуре, традициям.

Методы:

Словесный метод:

- рассказ;

- беседы с элементами диалога;

- вопросы - ответы;

- разучивание загадок, считалок, текста и правил народных игр вместе с

движениями,

Наглядный метод:

- рассматривание иллюстраций к играм;

- рассматривание костюмов;

- показ презентаций.

Практический метод:

- проведение игр;

- изготовление шапочек, ободков к играм;

- проведение праздников и развлечений с использованием народных

игр;

- консультации для родителей;

- консультации для педагогов.

В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к

народным играм используются:

- знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального

творчества;

- личный пример при разучивании игр;

- пример ребёнка при создании игрового образа;

- использование костюмов, атрибутов.

Использование в работе народных игр с пением оказывает большую

положительную

роль

на

детей.

У

них

формируется

устойчивое,

заинтересованное, уважительное отношение к культуре и традициям родной

страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития

духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры

вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора,

уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех

умственных и психических процессов, стимулирует переход детского

организма к более высокой степени развития, а также укрепляют и

оздоравливают организм ребёнка. Что очень важно на данный момент.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам

народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим

ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Предпочтение в

процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания

отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему

характеру,

способствуют

самореализации,

самовыражению

личности,

интересны

детям,

органически

вписываются

в

современные

учебно-

воспитательные

системы.

Нормы

и

правила

воспитания,

выработанные

народной

педагогикой,

проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся

народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Одним из

таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный

феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой

эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои

любимые

игры.

В

практике

широко

используются

игры

ролевые,

дидактические,

строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия

игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие

обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия

обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение

определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или

самими

играющими.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,

национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание

обладать

силой,

ловкостью,

выносливостью,

быстротой

и

красотой

движений,

проявлять

смекалку,

выдержку,

творческую

выдумку,

находчивость, волю и стремление к победе. Народная подвижная игра,

выполняя

различные

функции

(развивающую,

познавательную,

развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством

приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный

спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой

воспитательной силой.

Народные подвижные игры вызывают активную

работу

мысли,

способствуют

расширению

кругозора,

уточнению

представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических

и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более

высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает

ребенка,

а

встречающиеся

в

некоторых

играх

зачины,

диалоги

непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо

умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной

деятельности.

В

народных

подвижных

играх

много

познавательного

материала,

содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его

мышления и самостоятельности действий. В народных играх много юмора,

шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто

сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и

любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют

свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют

ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в

жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное

владение

обширным

игровым

репертуаром,

а

также

методикой

педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как

эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес,

воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными

средствами представляют собой основу начального этапа формирования

гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство,

моральную чистоту и физическое совершенство.

«Пустое место» - играющие встают в круг, выбирают водящего

считалкой. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает

и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный бежит в другую сторону

от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и

занимает его, а опоздавший становится водящим.

«Курочки» - играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные

курочки. Петушок ведёт курочек гулять. Выходит хозяйка и спрашивает:

«Петушок, петушок, не видал ли мою курочку». «А какая она у тебя».

«Рябенькая, а хвостик чёрненький». «Нет, не видал». Хозяйка хлопает в

ладоши и кричит: «Кшш, кшш!» курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их,

петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

«Горелки с платочком» - все играющие встают парами друг за другом,

водящий стоит впереди колонны и держит платочек. Играющие говорят

хором: «гори, гори масло, гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо

птички летят, колокольчики звенят!». После слов игроки последней пары

бегут вперёд, и кто первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди

колонны, а опоздавший «Горит».

«У медведя во бору» - медведя выбирают считалкой, он живёт в лесу.

Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

«У медведя во бору, грибы. Ягоды беру!

А медведь не спит и на нас рычит!»

Медведь начинает ворочаться, потягиваться и догоняет детей. Кого

поймали, тот становиться медведем.

«Заря» - дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из

играющих -заря - ходит сзади с лентой и говорит:

«Заря - заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые - за водой пошла!»

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо

одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба

бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто остаётся без места, становится

зарёй.

«Мы весёлые ребята» - дети стоят в кругу, ловишка в середине круга.

Дети двигаются по кругу и произносят слова:

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три, лови!»

Дети разбегаются по залу, ловишка пытается осалить игроков.



В раздел образования