Автор: Майорова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №19 "Малышка" г. Брянска
Населённый пункт: г Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективное планирование развитие речи вторая младшая группа
Раздел: дошкольное образование
Сентябрь
№
Тема
недели
Тема занятия
Программное содержание
1
Детский
сад
Русская народная сказка
«Курочка ряба»
связ. р: Учить детей воспроизводить знакомое литературное произведение (русская народная сказка
«Курочка ряба»), составляя короткий рассказ совместно со взрослым.
звук. кул. речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука а, научить четко
артикулировать его в звукосочетаниях и словах; способствовать развитию речевого дыхания,
предлагая произносить гласную длительно, на одном выдохе.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 24 страница
2
Детский
сад
Поезд привёз детям
игрушки
связ. р: подводить детей к составлению описательного рассказа об игрушке.
словарь: учить правильно называть предметы, их отдельные части, качества.
звук. кул. речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука у, учить плавно, на одном
выдохе произносить слова. Обратить внимание детей на наличие звука у в словах.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 25 страница
3
Наша
группа
Животные и их детёныши
связ. р: учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ об игрушке.
грам.: учить образовывать наименования детенышей животных; раскрыть детям значение слов,
образованных с помощью суффикса – онок.
словарь: учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький).
звук. кул. речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука и; учить регулировать высоту
голоса.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 27 страница
4
Мои
игрушки
Составление короткого
описательного рассказа
связ. р: учить рассматривать и описывать кукол. Формировать умение отвечать на вопросы
воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ.
слов. и грам.: учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать в роде и числе
прилагательные, обозначающие цвет, с существительными.
звук. кул. речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука о; обратить внимание детей на
наличие этого звука в словах.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 29 страница
5
Мои
игрушки
Составление короткого
описательного рассказа
связ. р: продолжать учить рассматривать и описывать кукол. Формировать умение отвечать на
вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ.
слов. и грам.: продолжать учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать в
роде и числе прилагательные, обозначающие цвет, с существительными.
звук. кул. речи: продолжать уточнять и закреплять правильное произношение звука о; обратить
внимание детей на наличие этого звука в словах. Стр. 29
Октябрь
№
Тема
недели
Тема занятия
Программное содержание
1
Осень,
осень в
гости
просим
Составление короткого
повествовательного рассказа
связ. р: учить составлять совместно с воспитателем короткий повествовательный рассказ.
слов. и грам.: учить детей правильно называть игрушки, их качества (цвет, величину). Формировать
умение использовать слова с противоположным значением (высокий – низкий), согласовывать
прилагательные с существительными в роде, числе.
звук. кул. речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука э; обратить внимание на
наличие звука э в словах.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 31 страница
2
Дары
осени
фрукты
Составление коротких
рассказов
связ. р: учить составлять совместно с воспитателем короткие рассказы.
грам.: учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, соотносить
наименования детенышей животных в единственном и множественном числе с изображениями.
звук. кул. речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука ы. Учить правильно
произносить его в словах, четко и достаточно громко произносить чистоговорку.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 32 страница
3
Дары
осени
овощи
Составление короткого
рассказа об игрушке
вяз. р: учить детей составлять короткий рассказ об игрушке с помощью воспитателя.
слов. и грам.: упражнять в образовании форм повелительного наклонения глаголов сказать, ехать
( поскачи, поезжай), демонстрировать использование антонимов.
звук. кул. речи: закрепить правильное произношение звуков о, э, ы, умение четко произносить их в
словах, правильно различать на слух; различать слова, близкие по звучанию, вслушиваться в речь
воспитателя; тренировать продолжительный выдох через рот.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 35 страница
4
Мы
друзья
Пересказ сказки «Репка»
связ. р: учить детей совместно со взрослым пересказ сказки «Репка».
слов. и грам: учить правильно называть качества предметов, закреплять умения правильно называть
детенышей животных.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков м и мь. Учить детей различать на слух
близкие по звучанию слова, менять высоту голоса.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 36 страница
Ноябрь
№
Тема
недели
Тема
занятия
Программное содержание
1
Я и моя
семья
Составление
небольшого
рассказа
связ. р: уметь составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем. Отвечать на вопросы предложениями.
словарь: учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные,
обозначающие цвета.
звук. кул. речи: закрепить правильное произношение звуков п и пь; учить детей отчетливо и достаточно громко
произносить слова. О. С. Ушакова Е. М. Струнина 38 страница
2
Звери
зимой
Составление
короткого
рассказа об
игрушке
вяз. р: учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке.
слов. и грам: учить правильно образовывать форму глаголов в повелительном наклонении, понимать и правильно
использовать предлоги в, на, под, около, перед.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков б и бь; учить различать на слух звучание
музыкальных инструментов: барабана, бубна, балалайки. О. С. Ушакова Е. М. Струнина 40 страница
3
Посуда
Составление
короткого
рассказа
связ. р: учить составлять короткий рассказ с помощью воспитателя.
звук. кул.: закреплять правильное, отчетливое произношение звуков м, мь, п, пь, б, бь в словах, фразах. Приучать
различать на слух звукоподражания. Учить выражать просьбу вежливо, с достаточной громкостью.
слов. и грам: закреплять точные названия знакомых животных, детенышей животных; использование слов,
обозначающих качества и действия. О. С. УшаковаЕ. М. Струнина 41 страница
4
Азбука
безопаснос
ти
Составление
рассказа по
вопросам
воспитателя
связ. р: учить детей составлять рассказ по вопросам воспитателя.
слов. и грам: учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы, используя
прилагательные большой, маленький; согласовывать прилагательные с существительными в роде.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков д и дь. О. С. Ушакова Е. М. Струнина 43 страница
5
Одежда
Кто такие
дикие
животные
Расширить знания детей о диких животных. Обогащать представления детей о диких животных. Учить выделять
характерные признаки представителей диких животных. Учить различать диких и домашних животных. Развивать
связную речь детей. Обогащать словарный запас. Учить правильно, образовывать окончания.
Развивать двигательную активность. Формировать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Декабрь
№
Тема
недели
Тема занятия
Программное содержание
1
«Здравствуй,
Зимушка-
зима»
Называние качества предметов
связ. р: учить называть качества предметов ( величину, цвет); правильно отвечать на
вопросы, составлять рассказ.
слов. и грам: упражнять в правильном образовании формы родительного падежа
множественного числа существительных, в согласовании прилагательных с
существительными в роде, числе.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков н и нь.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 45 страница
2
Деревья. Лес
Составление рассказа по
картинке из двух трех
предложений
связ. р: учить составлять рассказ по картинке из двух трех предложений с помощью
воспитателя.
словарь: закрепить названия известных детям животных, игрушек, их признаков (цвет,
величина, детали).
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков т – ть, д – дь, н –нь; учить
говорить с разной силой голоса; обратить внимание на вопросительную интонацию.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 47 страница
3
Зимние
сказки
«Петушок с семьей» К.
Ушинский
связ. р: учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить
содержание сказки по вопросам («Петушок с семьей» К. Ушинского).
звук. кул. речи: закреплять произношение звуков к и кь, учить отчетливо и внятно
произносить слова и фразы насыщенные этими звуками.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 48 страница
4
Новый год
Повторение за воспитателем
короткого рассказа об
игрушках
связ. р: учить детей повторять за воспитателем короткий рассказ об игрушках.
слов. и грам: активизировать употребление прилагательных; закреплять умение
образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа
существительных.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков х. Обратить внимание на
наличие этого звука в словах.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 50 страница
Январь
№
Тема
недели
Тема занятия
Программное содержание
1
2
Зимние
забавы
Составление совместно с
воспитателем описательного
рассказа об игрушке.
связ. р: учить составлять совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушке.
слов. и грам: учить пользоваться словами, обозначающими качества и действия знакомых
животных и их детенышей.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков к, г, х (кь, гь, хь). Учить
произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 52 страница
3
Домашние
животные и
их детеныши
Описывание игрушки по
вопросам, объединять ответы в
рассказ
связ. р: учить детей описывать игрушку по вопросам;с помощью воспитателя объединять
ответы в рассказ.
слов. и грам: активизировать использование в речи прилагательных для называния свойств
и качеств предметов.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение слов со звуком й в разных
позициях.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 54 страница
4
Профессии
детского сада
Составление рассказа совместно
с воспитателем
связ. р: учить детей составлять рассказ совместно с воспитателем.
словарь: учить детей правильно называть предметы одежды, отдельные качества
предметов.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков ф и фь; учить детей плавно,
протяжно, на одном выдохе произносить звук.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 55 страница
Февраль
№
Тема
недели
Тема занятия
Программное содержание
1
Профессии
детского сада
Учимся описывать предмет
связ. р: учить детей описывать предмет.
слов. и грам: упражнять в согласовании прилагательных и местоимений с
существительными в роде, числе; активизировать использование в речи
прилагательных.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков в и вь; учить детей
произносить звук долго, на одном выдохе.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 57 страница
2
Дикие
животные и их
детеныши
Учимся составлять рассказ
самостоятельно
связ. р:учить детей составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно.
слов. и грам: использовать слова с противоположным значением, согласовывать
прилагательные с существительными в роде.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков ф (фь), в (вь), учить
выделять голосом эти звуки в словах; регулировать силу голоса.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 58 страница
3
Мебель
Сказка «Козлятки и волк»
(пересказ)
связ. р: учить пересказывать сказку «Козлятки и волк» совместно с воспитателем.
звук. кул. речи: приучать детей отчетливо и правильно произносить звук
изолированно и в словах.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 60 страница
4
Азбука
безопасности
Составление короткого рассказа
связ. р: учить детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем.
слов. и грам: учить правильно называть отдельные предметы посуды, знать их
значение; знакомить с продуктивной словообразовательной моделью сахар –
сахарница.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звука
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 61 страница
Март
№
Тема
недели
Тема занятия
Программное содержание
1
Народная
игрушка
Составление
короткого рассказа
связ. р: учить детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем.
слов. и грам: учить называть отдельные предметы мебели. Упражнять в понимании и употреблении
пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильному образованию формы родительного
падежа существительных: ручек, ножек.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков с,сь; учить четко произносить слова и
фразы с различной громкостью. О. С. Ушакова Е. М. Струнина 63 страница
2
Вот какая
мама,
золотая
прямо
Составление
короткого рассказа
в 2-3 предложения
связ. р: составлять совместно с воспитателем короткий рассказ в 2 – 3 предложения из личного опыта.
слов. и грам: активизировать употребление прилагательных и глаголов.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звука с; приучать детей слышать и выделять этот
звук в словах, произносить фразы различной громкостью. О. С. Ушакова Е. М. Струнина 64 страница
3
Весна
пришла
Описывание
предмета,
составление
рассказа по
картинке
связ. р: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет, составлять с воспитателем
небольшой рассказ по картинке.
слов. и грам: активизировать употребление в речи прилагательных и глаголов.
звук. кул. речи: приучать детей отчетливо и правильно произносить звук з в словах и предложениях.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 66 страница
4
Птицы
Описывание
предмета,
составление
рассказа по
картинке
связ. р: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет, составлять с воспитателем
небольшой рассказ по картинке.
слов. и грам: активизировать употребление в речи прилагательных и глаголов.
звук. кул. речи: приучать детей отчетливо и правильно произносить звук з в словах и предложениях.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 66 страница (повторение)
5
Неделя
вежливос
ти
Ознакомление с
комнатными
растениями
Закрепить знания детей о комнатных растениях (фикусе, аспарагусе). Помочь запомнить и правильно
называть части растений, отличительные особенности внешнего вида. Объяснить, что растения живые,
им нужны вода, тепло, свет. Учить детей ухаживать за комнатными растениями (поливать, протирать
листья, опрыскивать). Побуждать детей использовать в речи слова: фикус, аспарагус, ствол, поливать,
протирать, опрыскивать, ухаживать. Поддерживать интерес детей к растениям и желание ухаживать за
ними. Воспитывать доброжелательность и самостоятельность. Словарная работа: фикус, аспарагус,
ствол, поливать, протирать, опрыскивать, ухаживать.
Апрель
№
Тема
недели
Тема занятия
Программное содержание
1
Мир
растений
Составление короткого
рассказа по картинке
связ. р: учить составлять короткий рассказ по картинке совместно с
воспитателем.
словарь: учить детей правильно называть изображения на картинке,
обогащать речь прилагательными, глаголами.
звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков з и зь.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 67 страница
2
Транспорт
Составление короткого
рассказа по картинке
связ. р: учить составлять короткие рассказы по картинке.
грам.: закреплять умение образовывать формы единственного и
множественного числа названий детенышей животных.
звук. кул. речи: учить детей отчетливо произносить звуки з, зь, выделять
их в словах.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 68 страница
3
Насекомые
Составление короткого
рассказа по картинке
связ. р: учить составлять короткий рассказ по картинке.
звук. кул. речи: учить детей четко и ясно произносить звук ц, выделять
этот звук в словах на слух; закреплять правильное произношение звуков
с и з, приучать регулировать темп речи.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 70 страница
4
Азбука
безопасности
Описывание игрушки
связ. р: учить описывать игрушки совместно с воспитателем и другими
детьми.
словарь: упражнять в назывании признаков и частей игрушек.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 71 страница
Май
№
Тема
недели
Тема занятия
Программное содержание
1
Праздник в
нашем городе
Описывание игрушки
коллективно и индивидуально
связ. р: учить описывать игрушки коллективно и индивидуально.
словарь: упражнять детей в выделении, назывании признаков игрушек.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 72 страница
2
Водный мир
Составление сюжетных
рассказов об игрушке
словарь: упражнять детей в назывании действий.
связ. р: учить составлять сюжетные рассказы об игрушках совместно с
воспитателем и самостоятельно.
звук. кул. речи: упражнять в использовании вопросительной и
утвердительной интонации.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 73 страница
3
Свойства
предметов
Составление небольших
рассказов повествовательного
типа
связ. р: учить детей составлять небольшие рассказы повествовательного
типа. Совершенствовать навыки разговорной речи.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 74 страница
4
Азбука
безопасности
Составление небольших
рассказов с включением
описательных элементов
связ. р: учить детей составлять рассказы с включением описательных
элементов.
О. С. Ушакова Е. М. Струнина 75 страница
Развитие речи