Напоминание

Песня душа народа


Автор: Черепова Нина Григорьевна
Должность: учитель якутского языка
Учебное заведение: МКОУ КНСОШ им.Н.И.Таврата
Населённый пункт: с.Колымское Нижнеколымского рн,РС(Я)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Песня душа народа
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий

музыкального вечера «Душа народа в песне».

Развитие музыкального творчества в Якутии.

Сценарий: Черепова Н.Г.

Ведущий : Черепова Н.Г.

Оформление:

1.

Импровизированная яранга

2.

Сэргэ украшенная салама

3.

Картины с видами природы Якутии

4.

Проектор

Возле яранги женщина в чукотской одежде с ребенком на руках поет колыбельную. (Антонина

Сивцева) на фоне песни ведущий читает текст

Ведущий: - Язык народа – гордость наша, наше лицо и судьба, надежда и боль... Он живет еще в

драгоценных сказаниях, в юных поэтах и мальчиках и девочках, поющих на родном языке…

Сотни лет язык учил всех проходящих говорить на себе, соединяя собой берега двух океанов, всю

огромную таежную и тундровую землю с запада на восток, от Таймыра до Амура, от бурят до

чукоч. Он стал общим, родными привычным для скотоводов и пашенных крестьян, каюров и

государевых казаков, для ссыльных и оленеводов. На нем торговались и пели, состязались и пили,

с ним дружили и воевали, убивали и роднились. Он вобрал в себя голоса племен и народов… В

суете буден неосязаемый как воздух, которым мы дышим, язык сидел, свернувшись в крохотный

клубочек, в каждом из нас… А когда охватывала беспричинная тоска, болели душа и тело, мы

знали, что стоит собраться и спеть любимые старые песни, стоит перекинуться словами на

усмешливом, гибком, текучем, игристом моем языке- и боль уйдет, растворяясь в прозрачном

воздухе отцовского говора… Язык уходил с песнями, замолкшими в покинутых родовых аласах,

со старинными заклинаниями, отлетавшими от растерзанной техникой земли…

Но язык не хотел умирать!

Он рождался с каждым новым человеком в деревянных сельских домах, ярангах, чумах. Он

начинал лепетать с каждой новой девчушкой в коротком платьице, он смеялся с мальчиком,

принесшим домой свою первую утку- мужскую добычу. Росли дети и язык жил в них – отгадывал

загадки, пересказывал сказки, дразнился и шутил, дрался и мирился, учил уроки и говорил с

людьми, объяснялся в любви… Любовь поднимала язык над обыденной землей. Становилась его

вершиной и звездным часом. Язык слагал новые песни и стихи, придумывал новые имена вещам и

явлениям, заставлял искриться и звенеть полузабытые звуки… В городах и поселках

урбанизированные люди тихо пели колыбельные детям. Пустяковая вещь – колыбельная для

малыша. Но теперь ему до смертного часа оглядываться на всех перекрестках Земли – на музыку

колыбельной!

О, язык! Самая прочная нить в человеческом общежитии, самое дорогое в мире лекарство от

страха!

Так пусть звучит в веках наш язык, наши песни!

(Песня колыбельной звучит громко)

- Песни есть у всех народов и у каждого из нас. Кому – то нравится классическая музыка, кому –

то ритмичная песня, а кому – то напевные лирические мотивы. У чукчей каждый человек имел, по

меньшей мере, три персональные мелодии, сочиненные им в детстве, в зрелом возрасте и в

старости. Исполняя колыбельные песни, издавали особый «курлыкающий» звук, напоминающий

голос журавля или важенки (олень).

1. Дьячковой В.Г. звучит именная песня на чукотском языке

2.Курилова Карина исполняет песню Дьячковой В.Г.

- Народная песня у каждого народа своя. У якутов она делится на:

1. Тойук

2. Олонхо

3. Круговой танец – осуохай.

У эвенов – сээдьэ, у эвенков йуохар, у юкагиров – лоха5ануйли, у долган – хейро.

( Все встаем в круг на осуохай. Запевала Кривошапкина М.Д. )

2 часть вечера

-В развитии современного музыкального искусства республики четко выделяется 2

направления:

1.Профессиональная музыка

2.Самодеятельное музыкальное творчество

Первый период становления якутской профессиональной культуры выдвинул двух музыкантов,

внесших значительный вклад в зарождение новых форм музыкального исполнительсва, запись и

пропаганду народной песни. Это были

Адам Васильевич Скрябин (1896-1938 г.г.) и

Федор Григорьевич Корнилов (1879-1939 г.г.)

(на проекторе появляются портреты )

А.В.Скрябин организовал первый якутский хор, духовой оркестр и хомусный ансамбль. Он

способствовал выходу якутской музыки на всесоюзную арену

Ф.Г.Корнилов записал 239 мелодий. Запись мелодий сочетал с теоретическим осмыслением.

Особенностей якутского мелоса. Важное значение для дальнейшего развития науки имели

введенные Корниловым понятия

*протяжно поющие ( дьиэрэтэн ыллаачылар)

*дэгэрэнг ( тангалай ырыата – небное пение), ( хабар5а ырыата – горловое пение)

Эти термины прочно вошли в музыкознание.

( В исполнении Сивцевой Антонины горловое пение)

Юкагирский танец. Народный ансамбль «Ярар»

Музыкальная культура 30-40х годов выдвинула крупную фигуру Марка Николаевича Жиркова

(1892-1951г.г.) (на проекторе появляется портрет) первого профессионального якутского

композитора. Роль М. Жиркова в истории якутской музыки трудно переоценить. Он внес

существенный вклад в ее становление как фольклорист, композитор, ученый, музыкально-

общественный деятель.

За всю свою жизнь записал более 600 народных мелодий, сделал описания народных игр, танцев,

зарисовал народные инструменты. Большое внимание композитор уделял песне. При обработке

народных песен он переводит мелодию фольклорной якутской песни к диатоническим

семиступенным ладам, переносит ее в профессиональную музыку. Первую якутскую оперу

«Нюргун Боотур» он создает как оперу – олонхо, а во второй опере «Сыгый Кырынаастыыр»

Жирков стремится раскрыть реальные события из жизни народа. В своих балетах «Полевой

цветок» «Аленький платочек» широко претворяет народные истоки и в мелодике и в танце. Марк

Жирков автор многих научных трудов по якутской музыкальной культуре. С именем М.Жиркова

связаны зарождение якутского музыкального театра, создание музыкальных учебных заведений.

М.Жирков заложил первый камень в фундамент якутской композиторской школы, но, к

сожалению не подготовил преемников, способных продолжить начатое им дело, и со смертью

М.Жиркова процесс формирования школы оказался прерванным.

( «Курулэс кургуом куннэргэ» сл.Аба5ыыныскай мел. М.Жирков в исполнении Череповой

Н.Г.)

После перерыва в сфере профессиональной музыки начинают с 60х годов

Грант Григорян

Бажов Н.И.

Берестов Н.

В.Кац

Л. Вишкарев

Герман Комраков

«Сахам сирэ барахсан» сл. И.Гоголева, муз.Г. Григорян исполняет фольк. объединение

«Алгыс»

- Процесс начального становления профессиональной якутской музыки оказался весьма долгим

и нелегким. Приходится с сожалением констатировать, что желаемого органического синтеза

народных и профессиональных традиций еще не произошло. А органический синтез народных

традиций произошел в самодеятельном песенном творчестве. Самодеятельное музыкальное

творчество в Якутии начало развиваться сравнительно недавно. Первые «мелодисты», как их

стали называть в народе появились в 50ые годы . Это были : Христофор Максимов, Серафим

Павлов, Георгий Никифоров, Федот Аргунов, Захар Винокуров и другие. Продолжая народные

традиции, они создали песни о природе, о труде, быте, шуточные и т.д. Они обагатили песню

образами современников, существенно расширили выразительные возможности жанра в

мелодике, ладовой основе, метроритме, используя широкую палитру многонациональной песни,

претворяя ее сквозь призму национальных традиций.

« Ондоруускэ» Христофор Максимов видео запись

Большой успех первых якутских мелодистов пробудил творческие возможности народа, дал

сильный толчок бурному развитию песенного жанра.

3 часть

А теперь приступаем к третьей части нашего вечера «Поем вместе» исполнение песен на

якутском языке зрителями под караоке.(4-5 песен)

- А в заключении нашего вечера по традиции все вместе исполним песню нашего мелодиста

Макара Курилова «Колымские зори». Спасибо всем за активное участие, до новых встреч!

Использована литература:

1.Музыкальное творчество Якутии

2. интернет источники.

3.Караоке диски

Сценарий: Черепова Н.Г.

Ведущий : Черепова Н.Г.



В раздел образования