Автор: Чурсинова Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 19 с.Горькая Балка Новопокровский район Краснодарский край
Населённый пункт: с.Горькая Балка Новопокровский район Краснодарский край
Наименование материала: Дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике..
Тема: Сборник дидактических игр по сенсорному развитию детей и мелкой моторике.
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №19
СЕЛА ГОРЬКАЯ БАЛКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
СБОРНИК
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ
РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКЕ».
Воспитатель: Чурсинова Наталья Владимировна
Дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике
рук
Раннее детство (1-3 года) – чрезвычайно важный и ответственный период
психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё осваивается впервые,
всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые
представления о себе, о других, о мире. В этот период закладываются
наиболее важные и фундаментальные человеческие способности –
познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие
к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение,
творческая позиция и многое другое. Все эти способности не возникают сами
по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих
возрасту форм деятельности.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью
которого является чувственный опыт. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от
уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно
ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ранний дошкольный возраст - наиболее благоприятный для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается
наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше
ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Ведущий вид деятельности на этапе раннего детства - предметная игра.
Ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. С
детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение
какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической
деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение
чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия
окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о
свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов,
положении в пространстве и т. п.
Вашему вниманию предлагаются дидактические игры и игрушки, не
купленные в магазине, а сделанные собственноручно, но при этом в
соответствии с задачами развития предметно-игровой деятельности детей
раннего возраста. Они служат дальнейшему развитию ориентировочной
основы познавательной деятельности ребёнка, сенсорного воспитания.
«Собери картинку»
Цель: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно
собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ
представления с целостным образом реального предмета, действовать путём
прикладывания.
Материал: карточки с изображением простых и сложных предметов, части
предметов соответствующие изображением на карточках.
Правило: Дидактическая игра поможет в развитии мышления, памяти. Это
поможет малышу правильно подбирать части картинок. Перед началом игры
карточки должны быть разрезаны по пунктирным линиям.
«Надень цветочек на пуговицу»
Цель:
закреплять и систематизировать знания детей о пуговицах: их форме,
размере, их назначении;
закреплять представления детей об основных цветах
(красный, желтый, синий, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: панно из связанных ниток с пуговицами, связанные цветы из
шерстяных ниток.
Правило: учить детей самостоятельно надевать цветочек на пуговицу. Уметь
соотносить пуговицу по цвету.
«Разноцветные шары»
Цель: формировать у детей умение соотносить цвет воздушных шариков с
цветом шнура; развивать у детей мелкую моторику.
Материал: вырезанные из цветного картона шары, цветная самоклеящаяся
пленка, разноцветные шнуры.
Правило: Дети подбирают шнуры к воздушным шарам в соответствии с
цветом. Дополнительно можно вставить шнур в отверстие.
«Спрячь мышку в домик»
Цель: формировать у детей умение соотносить предметы по цвету.
Материал: вырезанные из цветного картона домики с нарисованной внутри
мышкой, вырезанные «двери».
Правило: Дети подбирают нужную «дверь», чтобы спрятать мышку.
«Почини машину»
Цель: развивать у детей умение соотносить предметы.
Материал: машина, вырезанная из картона, самоклеящаяся пленка; колеса,
из пластиковых пробок .
Правило: Детям нужно «поставить» колеса к машине.
«Подбери крышки к кастрюлям»
Цель: формировать у детей умение соотносить предметы по цвету.
Материал: вырезанные из картона крышки и кастрюли, самоклеящаяся
пленка.
Правило: Детям предлагается подобрать крышки к кастрюлям по цвету.
«Ёжики и грибочки»
Цель: формировать у детей простейшие приёмы установления тождества и
различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой
же», «не такой», «разные».
Материал: вырезанные из цветного картона ёжики, грибочки, цветная
самоклеящаяся пленка. Для мелкой моторики можно использовать прицепки.
Правило: Дети насаживают на «колючки» ёжиков грибочки соответственно
цвету самого зверька.
«Божьи коровки»
Цель: Учить детей узнавать и называть основные цвета (красный, желтый,
синий, зеленый) ; учить детей подбирать нужный цвет путём наложения,
активизировать речь детей; развивать логическое мышление; развивать
мелкую моторику рук; воспитывать внимательность, усидчивость, желание
доводить начатое дело до конца.
Материал: вырезанные из цветного картона цветы и божьих коровок.
Обклеила скотчем.
Правило: Посадить божьих коровок на цветочки такого же цвета.
«Найди вторую половинку»
Цель: формировать у детей умение соотносить предметы по форме и цвету.
Материал: вырезанные из картона круг и квадрат, «половинки» форм,
самоклеящаяся пленка.
Правило: Детям нужно подобрать половинки так, чтобы получился круг или
квадрат.
«Машины едут в гаражи»
Цель: развивать у детей восприятие величины (большой-маленький) .
Материал: листы картона (большой и маленький, обклеила скотчем, машины
(большие и маленькие) .
Правило: Детям нужно отправить машины в гаражи в соответствии с их
величиной.
«Игры с прищепками»
Цель: развивать у детей мелкую моторику рук; формировать у детей умение
соотносить прищепки с предметами по цвету.
Материал: солнце без лучей, еж, яблоко, груша, облако, морковь, свекла,
репа, рыба вырезанные из картона; прищепки разных цветов.
Правило: Дети подбирают предметы по цвету липучки местоположению.
«Цыплята и ромашки»
Цель: развитие мелкой моторики рук; снятия эмоционально-
психологического напряжения, умение концентрировать внимание; умение
находить и сопоставлять цвета с предметами, развитие логического
мышления.
Материал: коробка из картона поляна; цветы и цыплята из цветной картон;
скотч; пробки разного цвета.
Правило: Детям нужно подобрать пробки к цветам и к цыплятам.
«Гусеница»
Цель: способствовать развитию координации движений рук и пальцев руки.
Материал: разноцветные пробки от пластиковых бутылок с отверстиями,
шнур.
Правило: Дети нанизывают пробки от пластиковых бутылок на шнур.