Автор: Ольга Алексеевна Романова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий г
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающая игра "блоки Дьенеша""
Раздел: дошкольное образование
Развивающая игра «Блоки Дьенеша»»
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
И. Кант
Современные дети – продукт своего времени. Они растут и развиваются в
период процветания информационных технологий. С интересом осваивают
мобильный телефон, телевизор, ноутбук,
и знания в этой области очень
пригодятся в будущем. Задача же взрослых - научить детей самостоятельно,
творчески мыслить.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста –
важная проблема современности. Дети с развитым интеллектом быстрее
усваивают материал, увереннее в своих знаниях, успешнее в школе.
В дошкольной педагогике существуют разнообразные развивающие игры,
но не все они позволяют комплексно формировать у детей ключевые
мыслительные умения. Наиболее эффективной, я считаю, «Блоки Дьенеша».
Необыкновенная
простота
использования
дидактического
материала,
доступность и яркость, позволяют детям различного возраста через свое
восприятие развить умственные способности. В игре присутствует веселые
рисунки, необычные загадочные схемы и символы, которые так и хочется
разгадать.
В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические
игры, которые на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом,
размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и
начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные
операции:
анализ,
сравнение,
классификации
обобщение;
логическое
мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие,
память, внимание и воображение.
А также учат конструировать, создавать
разнообразные конфигурации, узоры.
Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на
стимулирование интереса детей к математике.
Немного хочу рассказать об авторе этой педагогической технологии.
Золтан Дьенеш (1916 -2014 гг.) – психолог, теоретик и практик программы
«Новая математика», разработанная им в 1960-е годы, которая до сих пор
применяется во многих странах для развития математических представлений
детей. Дьенеш хотел сделать математику более доступной и понятной для
детей. Он не понимал, почему математику считают трудной. Почему
некоторые дети овладевают ей с легкостью, а другим она дается тяжело.
Золтан Дьенеш, основываясь на личный богатый педагогический опыт
и результаты исследований в сфере психологии, разработал теорию шести
этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы
в виде логических блоков и игровых пособий.
Теория о шести стадиях изучения математики:
1 этап «свободная игра» - начало обучения, в процессе которого дети
методом проб и ошибок, используя разные варианты, пытаются решить
поставленную задачу;
2 этап «правила игры» - у каждой игры есть свои правила, которые нужно
изучить, чтобы пройти от начала игры до конца. Изучение правил –
важнейший обучающий момент;
3 этап «сравнение» - здесь ребенок учится сравнивать и ему предлагаются
примерно одинаковые задачи, но для их решения можно и нужно
использовать разные материалы.
4 этап «абстрактный смысл числа» - задания усложняются, но от этого
становится только интереснее, ведь этого и добивался автор. Он рекомендует
на данной стадии применять таблицы, карты. Здесь знакомимся и разбираем
состав числа и новые математические понятия;
5 этап «символический» - чтобы описать карту игры, нужен специальный
язык, как правило, это символы;
6 этап «самостоятельных выводов» - для старших дошкольников, самая
длительная. Предлагаются разные карточки с определением правил, которые
помогают прийти к конкретным логическим выводам.
Рекомендованный для игры возраст детей с 2 до 8 лет.
Существует два вида логического дидактического материала: объемный и
плоскостной, каждый из которых имеет свое название. Объемный материал
называется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами.
Маленьких детей больше привлекают логические блоки, так как они
обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.
В дидактическом наборе собрано 48 блоков. Ни один из них не повторяется.
И у каждого есть по четыре характеристики:
цвет (желтый, красный, синий);
форма (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник);
размер (большой и маленький);
толщина (толстый и тонкий).
Часто в наборе с фигурами предлагаются карточки для логических игр с
блоками Дьенеша.
Карточки существуют двух видов. Первые отображают признак предмета
(красный, круг, тонкий и так далее). Вторые – отрицание признака (не
желтый, не толстый, не маленький).
Игра имеет классическую структуру:
Задачу (задачи).
Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).
Правила (знаки, схемы, словесную инструкцию).
Действие (в основном по предложенному правилу, описанному либо
моделями, либо таблицей, либо схемой).
Результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).
Игровая технология «Блоки Дьенеша» заинтересовала меня не так давно. Я
начинала работать с детьми второй младшей группы. Первоначально я
познакомилась с методикой этой развивающей игры, которая, на мой взгляд,
заслуживает более пристального внимания педагогов - дошкольников и
родителей, потому что формирует интеллектуальные способности детей, их
познавательную активность.
Следующий этап – это вовлечение родителей в ситуацию. На родительском
собрании мною было подготовлено выступление о данной развивающей
игре, в котором я попыталась донести до родителей, что она способствуют
ускорению процесса развития у дошкольников
простейших логических
структур мышления и математических представлений. Также отметила, что
уникальность этой игры заключается в том, что играть можно ни один год, а
продолжительный период времени, от простого к сложному, постепенно
усложняя задачи. Участие взрослого обязательно, поскольку координирует,
направляет действия ребенка.
Родители позитивно отнеслись к моей инициативе, поддержали
предложение приобрести блоки Дьенеша через интернет-магазин, потому что
в магазинах нашего города их невозможно купить.
В последующем мною была разработана рабочая программа кружка для
детей младшего дошкольного возраста «Всезнайки».
Цель программы
кружка:
воспитать
интеллектуально
развитую
личность,
развивать
аналитическое восприятие и мышление. Были поставлены следующие
задачи:
1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
2. Развивать пространственные представления.
3. Развивать представления о множестве,
операции над множествами
(сравнение, обобщение, классификация).
4. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать
объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов,
обосновывать свои рассуждения.
5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
6.
Воспитывать
самостоятельность,
инициативу,
настойчивость
в
достижении цели.
Занятия проводились 1 раз в неделю, продолжительностью 15 минут.
Первые занятия дети просто знакомились
с фигурами: трогали,
перебирали, манипулировали по собственному желанию: строили башенки,
дорожки, постепенно различия, что все фигуры разные, отличаются по
внешним свойствам. Последующие занятия - знакомились с формой и
цветом. Предлагаемые игры: «Найди фигурки такого же цвета» или «Найди
фигурку такой же формы», т. е. разложить фигуры по их свойствам (собрать,
например все синие или все круглые) «Угости зайку желтыми печеньками»,
«Угостим мишку круглыми ягодками». Постепенно игры усложнялись, так в
«Игре с обручем»
ребёнок должен был расположить все фигуры желтого
цвета
внутри
обруча,
а
все
синие
–
снаружи,
т.е.
развивались
пространственные представления.
Цель следующих занятий – знакомство с размером (большие, маленькие).
Предлагаемые игры: «Дорожки». Детям предлагаю выложить для маленькой
машинки дорожку из маленьких фигурок, а для большой – из больших;
«Собери бусы» - ребенку предлагается собрать бусы кукле по заданному
рисунку, путем наложения фигур на нарисованные поочередно маленькие и
большие кружки.
Восприятие толщины усваивалось детьми сложнее, потому что отвлекают
другие признаки предметов (цвет, форма, размер). Закреплялось в таких
играх: «Покорми животных» - мишутке надо дать корм из толстых фигурок,
а зайке только из тонких; в игре «Рыбалка» дети ловили «рыбку толстую и
тонкую» и делили на 2 группы.
Также несколько игр, рекомендуемых для детей младшего дошкольного
возраста.
- Игра «Чего не стало? » на развитие внимания. Детям предлагается ряд
фигур, которые следует хорошенько запомнить, затем попросив закрыть
глаза, убираю одну фигуру или меняю местами.
- Игра «Чудесный мешочек» - развитие тактильных ощущений. Детям
предлагается достать на ощупь все круглые блоки или все маленькие. Затем
задание можно усложнить: ребенок достает блок из мешочка и называет его
признаки (что сможет - форму, величину, цвет, толщину)
- «Найди пару». Большой фигуре найти маленькую и наоборот.
- «Что лишнее?». Из ряда фигур, объединенных одним или двумя
свойствами, надо найти лишнюю.
-
«Цепочка».
Выкладываются
2-3
фигуры
в
определенной
последовательности, дети должны продолжить ряд.
Чтобы занятия для детей были интереснее, помимо самой игры были
приобретены дополнительные дидактические пособия. И первое такое
пособие, которое я купила вместе с "Блоками Дьенеша" стал альбом "Блоки
Дьенеша для самых маленьких"
«Блоки Дьенеша для самых маленьких» - это увлекательный альбом из 14
страниц для малышей от 2-4 лет. В игровом материале представлены
задания-схемы разного уровня сложности. Схемы были размножены,
заламинированы
для
более
длительного
использования.
Дети
с
удовольствием накладывали яркие блоки на фигуры в заданиях-схемах,
создавали своими руками объёмные картинки.
Выкладывание блоков на рисунок тренирует мелкую моторику ребенка,
учит внимательности, логическому мышлению, ведь важно не просто
положить нужную фигуру нужного цвета, а еще и положить правильно.
Ребенок очень часто кладет неправильно, видит это и сидит, думает, крутит
фигуру, подбирая правильное положение.
Результаты годовой работы кружка были значительными. Это отметили и
родители. У детей вырос уровень логического мышления, познавательных и
коммуникативных
способностей.
Дети
стали
более
усидчивыми,
самостоятельными, инициативными.
В последующих группах блоки Дьенеша всегда были задействованы в
работе, в режимные моменты или как часть НОД. Естественно, что
придерживаясь принципа систематичности и последовательности усвоения
знаний, старалась,
чтобы
переход
от
одних
знаний
к
другим
был
последовательным, от простых заданий к более сложным. В средней группе,
когда у детей получалось оперировать с 2-мя свойствами искомых фигур,
предлагала игры на развитие умения оперировать с 3-мя свойствами. При
этом сложность задания менялась от уровня умственных возможностей
детей.
Начиная со средней группы, знакомила детей с карточками
обозначением
свойств блоков (большой – маленький; красный – синий – желтый; толстый –
тонкий) – дидактическая игра «Карточки – символы свойств».
Чтобы, в
дальнейшем понимать смысл заданий, хочу вас познакомить с карточками с
символами свойств.
Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются
карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств
важная
ступенька
в
освоении
всей
знаковой
культуры,
грамоты
математических символов, программирования и т. д. На карточках условно
обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11
карточек.
Предлагаемые игры для детей среднего дошкольного возраста.
- «Клад».
Выложить перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под
одним из них спрячьте «клад» - картинку. Попросите ребенка угадать, где
спрятан клад, объясните, что он должен задавать вопросы, на которые вы
можете ответить только "да" или "нет". Например, «Клад под синим
блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад
под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину).
Второй вариант: "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие
вопросы.
- «Угощение для медвежат». 1 вариант: в гости к детям пришли медвежата.
Медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета,
разной формы. Первыми угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах
должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое
«печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или
треугольное (не круглое). Потом угощают мальчики. Печенье в лапах
медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры - отличие
печенья по двум признакам - цвету и форме, цвету и размеру, форме и
размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие
«печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во
всех вариантах ребенок выбирает любой блок-«печенье» в одну лапу, а во
вторую
подбирает
по
правилу,
предложенному
воспитателем.
2
вариант:
с
использованием
карточек
с
символами
свойств.
Последовательность действий (алгоритм) игры.
- «Замочки». На замке нарисованы 3 фигуры определенного цвета, формы,
размера, чтобы замок открылся, нужно подобрать блоки-ключи. Второй
вариант: Замок откроется лишь тогда, когда мы подберем ключи и найдем
лишний. (Дети находят лишний и объясняют, почему, например, все блоки
желтые, а один красный).
- «Рассели жильцов». Дети работают по схеме -
нужно помочь каждой
фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу
несколькими свойствами предмета. У детей развито образное мышление и
они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой
и раскодировкой. Дошкольники с удовольствием играют и выполняют
упражнения с блоками Дьенеша.
На последнем этапе работы (5-7 лет)
дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам – свойствам
блоков
добавляются
карточки
–
отрицания
свойств.
11
карточек
с
отрицанием свойств.
Карточками отрицания (те же карточки, но знаки
перечеркнуты). Например, синяя клякса перечеркнутая означает, что фигура
не синяя, а жёлтая или красная. Перечеркнутый круг означает не круглую
фигуру, а квадратную, треугольную или прямоугольную.
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к
замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать
информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе
выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки с
символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам
Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для
игр, наподобие известных во всем мире «мемори».
Игры, в которые дети играли с удовольствием в старших дошкольных
группах:
- «Украсим елку бусами». На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду
три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус
(счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с
цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке.
Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат,
третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные
бусы.
- Развивающая игра «Рассели жильцов» очень увлекательна (усложненный
вариант игры средней группы). В каждой квартире нужно поселить жильца,
ориентируясь на знаки-указатели
.
- «Мозаика цифр». Игра, в которой закрепляются навыки вычислительной
деятельности;
развитие
способности
декодировать
(расшифровывать)
информацию, изображенную на карточке;
умение выбирать блоки по
заданным
свойствам.
Описание игры: Дети распределяют между собой 48
карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих
12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей
карточке, «расшифровывает» ее и берет блок, соответствующий шифру и
находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны
верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок
выбрал
карточку:
(красный,
круг,
не
большой,
не
толстый,
6-4),
следовательно, блок он должен взять красный, круглый, маленький, тонкий
и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.
Хочу отметить, что весь период, пока мы работали с детьми с блоками
Дьенеша, родители участвовали в этом процессе: кто-то был активным
наблюдателем, а некоторые нашими партнерами. Их вниманию были
предложены консультации, в которых говорилось о пользе игры в развитии
сенсорных и математических способностей детей;
папка-передвижка на
тему: «Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра». Ежегодно, на эту
тему, проводился день открытых дверей с показом открытых мероприятий с
блоками Дьенеша (все занятие или его часть); мастер- классы, обучающие
родителей методике игр с блоками.
Отзывы
родителей были самые
положительные.
Они
считают
эту
логическую
игру
полезной
и
увлекательной.
Кстати, многие потом приобрели эту игру в личное
пользование, для занятий со своими детьми в домашних условиях. То есть
развивались не только наши дети, но и активные, ищущие родители.
Развивающая игра «Блоки Дьенеша» стала волшебным мостиком между
взрослыми и детьми по дороге в страну знаний.