"Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (в соответствии с ФГОС)
Автор: Никулина Галина Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Архангельская СОШ им.А.Н.Косыгина Населённый пункт: пос.Архангельское, Красногорский р-н, Московская обл. Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (в соответствии с ФГОС) Раздел: среднее образование
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
Рабочая
программа
курса
«
Русский
язык
»
6
класс
На
2014
–
2015
учебный год
Составитель программы:
Никулина Галина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Красногорск
2014 г
2
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Русскому языку» 6 класс составлена на основе авторской программы:
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений:
Русский язык 5-9 классы. 11-е издание. М.: Просвещение, 2010 г. и ориентирована на учебник:
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., «Русский язык.
6 класс», М.: «Просвещение», 2013 г.
Цели и задачи предмета
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях
его
использования;
обогащение
словарного
запаса
и
грамматического
строя
речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах
русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование
уменийопознавать,
анализировать,
классифицировать
языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать
с
текстом,
осуществлять
информационный
поиск,
извлекать
и
преобразовывать
необходимую информацию
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является
средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью
духовной
культуры
русского
народа,
средством
приобщения
к
богатствам
русской
культуры
и
литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся
условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:
является
не
только
объектом
изучения,
но
и
средством
обучения.
Как
средство
познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка,
развивает
его
абстрактное
мышление,
память
и
воображение,
формирует
навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования
и
самореализации
личности.
Будучи
формой
хранения
и
усвоения
различных
знаний,
русский
язык
неразрывно
связан
со
всеми
школьными предметами
и влияет на качество
усвоения всех других
школьных
предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа реализует:
– идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию
умения
устанавливать логическую взаимосвязь
между явлениями
и закономерностями,
которые
изучаются в школе на уроках по разным предметам;
–
идею
дифференцированного
подхода
к
обучению,
это
выражается
прежде
всего
в
выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
–
культуроведческий аспект
в обучении русскому
языку,
что проявляется в
достаточно
широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-
лингвистах, материалов по этимологии.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами
предмета: развитие мышления и
речи
учащихся,
их
эмоционально-волевой
сферы, логического
3
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка;
формирование
потребности
в
речевом
самосовершенствовании;
целенаправленное
развитие
языковой,
коммуникативной
компетенций,
необходимых
для
успешной
учебной
и
трудовой
деятельности.
Описание места предмета в учебном плане
В
соответствии
с
региональным
базисным
учебным
планом
Московской
области
для
образовательных
организаций,
реализующих
образовательные
программы
основного
общего
и
среднего общего образования в 2014-2015 учебном году, на изучение курса русского языка в 6 классе
выделено
4
часа
в
неделю.
За
счет
часов
компонента
образовательного
учреждения,
с
целью
формирования
лингвистического
мышления,
повышения
речевой
культуры,
развития
языковой
рефлексии, усиления интереса к изучению русского языка, выделяется 1 дополнительный час.
Согласно календарному учебному графику, действующему на территории Красногорского
муниципального района в 2014-2015 учебном году, продолжительность учебного года в 6-х классах
составляет 34 учебных недели (приказ от 28.08.2014 № 508). Поэтому учебный материал курса
распределен на 170 часов (34 недели
5).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского
народа, определяющей роли родного языка
в развитии
интеллектуальных,
творческих
способностей
и
моральных
качеств
личности,
его
значения
в
процессе
получения
школьного
образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3.
Достаточный
объем
словарного
запаса
и
усвоенных
грамматических
средств
для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
•
владение
разными
видами
чтения
(поисковым,
просмотровым,
ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и
на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
•
способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности
(индивидуальной
и
коллективной),
последовательность
действий,
оценивать
достигнутые
результаты
и
адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
•
умение
воспроизводить
прослушанный
или
прочитанный
текст
с
заданной
степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
4
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог —
обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
•
соблюдение
в
практике
речевого
общения
основных
орфоэпических,
лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств
аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать
родной
язык
как
средство
получения
знаний
по
другим
учебным
предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях
актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка
русского
народа,
как
государственного
языка
Российской
Федерации
и
языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными
нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами
речевого
этикета
и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)
проведение
различных
видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
5
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Для
успешного
обучения
у
обучающихся
должны
быть
сформированы
личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа
умения учиться.
1. Блок личностных универсальных учебных действий
- смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения;
- развитие Я-концепции и самооценки;
- развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических
отношений.
2. Блок регулятивных универсальных учебных действий
- целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
- регуляция учебной деятельности;
- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний;
- самоконтроль и самооценивание
3. Блок познавательных универсальных учебных действий
- общеучебные действия;
- универсальные логические действия;
- действия постановки и решения проблем.
4. Блок коммуникативных универсальных учебных действий
- межличностное общение;
- кооперация;
- формирование личностной и познавательной рефлексии.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
Блок личностных универсальных учебных действий
Аспект
6-7 классы
Необходимое условие
Смыслообразование на основе
развития мотивации и
целеполагания учения.
- доведение работы до конца,
-стремление к завершённости
учебных действий;
- специально организованная
рефлексия учащимся своего
отношения к учению, его
результатам, самому себе как
сущностному «продукту»
преобразующей учебной
деятельности;
Развитие Я-концепции,
самооценки.
- усвоенный и принимаемый
образ Я во всём богатстве
отношений личности к
окружающему миру;
- чувство адекватности и
стабильности владения
личностью, собственным Я
независимо от изменений Я и
ситуации;
- развитие критичного
мышления;
- создание учебных ситуаций,
требующих самооценивания и
оценивания учебной
деятельности сверстников;
Развитие морального сознания и
ориентировки учащегося в
сфере нравственно-этических
отношений.
- оценка значимости для себя
моральной дискуссии, оценка
эффективности обсуждения,
анализ позиций и возражений
против принятого решения;
- наличие открытых
содержательных дискуссий,
направленных на моральную
проблематику;
- создание когнитивного
конфликта, вызываемого
столкновением разных точек
зрения;
6
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
- участие всех уч-ся в создании
правил, обязательных для всех;
- развитие школьного
сообщества и групповой
солидарности через развитие
эмоциональной привязанности к
группе и идентификации с ней.
Блок регулятивных универсальных учебных действий
Целеполагание и построение
жизненных планов во
временной перспективе.
- составление жизненных
планов, включающих
последовательность этапных
целей и задач их взаимосвязи,
планирование путей и средств
их достижения, на основе
рефлексии смысла реализации
поставленных целей;
- задания на общее
планирование времени,
составление хронокарт,
планирование на ближайшую
перспективу, планирование
учебной работы;
Регуляция учебной
деятельности.
- формирование личностных
качеств: самостоятельность,
инициативность,
ответственность, относительная
независимость и устойчивость в
отношении воздействий среды;
- ценностный опыт; опыт
рефлексии; опыт привычной
активизации (подготовка,
адаптивная готовность,
ориентированная на
определенные условия работы,
усилия и уровень достижения);
операциональный опыт
(общетрудовые, учебные знания
и умения, опыт саморегуляции);
опыт сотрудничества в
совместном решении задач
(А. К. Осницкий);
Саморегуляция эмоциональных
и функциональных состояний.
- способность к планированию,
контролю и коррекции
предметной (учебной)
деятельности и собственной
познавательной деятельности;
- построение внутреннего плана
действий как представление о
целей способах и средствах
деятельности (Т.Д. Пускаева);
Самоконтроль и
самооценивание.
- оценивание продукта своей
деятельности по заданным
критериям, заданным способом;
- использование приемов
совместно-разделенной
деятельности и взаимного
контроля: заполнение
рефлексивных листов, карт,
анкет, уметь соотносить цель и
полученный результат;
Блок познавательных универсальных учебных действий
Общеучебные действия.
-применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью
компьютерных средств;
знаково-символические
действия, включая
моделирование (преобразование
объекта из чувственной формы
в модель, где выделены
существенные характеристики
объекта, и преобразование
модели с целью выявления
общих законов, определяющих
данную предметную область);
- умение структурировать
-включение учащихся в
исследовательскую и
проектную деятельность;
7
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
знания; умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание в устной и
письменной форме;
- выбор наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных
условий; рефлексия способов и
условий действия; контроль и
оценка процесса и результатов
деятельности;
Универсальные логические
действия.
-выбор оснований и критериев
для сравнения, сериации,
классификации объектов,
подведение под понятия,
выведение следствий;
-включение учащихся в
исследовательскую и
проектную деятельность;
Действия постановки и решения
проблем.
- обоснование желаемой
ситуации; анализ реальной
ситуации и указание на
противоречия между желаемой
и реальной ситуацией;
- указание некоторых
вероятных причин
существования проблемы;
- постановка задач адекватных
цели;
-самостоятельное планирование
характеристик продукта своей
деятельности на основе
заданных критериев его оценки;
-выбор технологии
деятельности (способа решения
задачи);
- планирование ресурсов;
-самостоятельное планирование
и осуществление текущего
контроля своей деятельности;
Оценка продукта своей
деятельности по
самостоятельно определённым
в соответствии с целью
деятельности критериям;
- указание на причины успехов
и неудач в деятельности,
предложение путей
преодоления/ избегания неудач;
анализ собственных мотивов и
внешней ситуации при
принятии решений;
-включение учащихся в
исследовательскую и
проектную деятельность;
Блок коммуникативных универсальных учебных действий
Межличностное общение
(ориентация в личностных
особенностях партнёра, его
позиции в общении и
воздействии, учёт разных
мнений, овладение средствами
решения коммуникативных
задач, воздействие,
-способность к согласованным
действиям с учетом позиции
другого;
-способность устанавливать и
поддерживать необходимые
контакты с другими людьми;
удовлетворительное владение
нормами и техникой общения;
-систематическое
использование таких форм
работы как: дискуссия,
проектная форма деятельности;
8
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
аргументация и пр.)
Кооперация (совместная
деятельность – организация и
планирование работы в группе,
в том числе умение
договариваться, находить общее
решение, брать инициативу,
решать конфликты).
- самостоятельное следование
заданной процедуре группового
обсуждения;
- выполнение действий в
соответствии с заданием для
групповой работы;
-разъяснение своей идеи,
предлагая ее, или аргументируя
свое отношение к идеям других
членов группы;
-организация работы в группе,
совместной деятельности
школьников на уроке;
Формирование личностной и
познавательной рефлексии.
- указание на сильные и слабые
стороны своей деятельности;
- определение мотивов своих
действий;
- систематическое проведение
анализа учебной и внеучебной
деятельности, рефлексия;
Межличностное общение
(ориентация в личностных
особенностях партнёра, его
позиции в общении и
воздействии, учёт разных
мнений, овладение сред-ми
решения коммуникативных
задач, воздействие,
аргументация и пр.)
-способность к согласованным
действиям с учетом позиции
другого;
-способность устанавливать и
поддерживать необходимые
контакты с другими людьми;
- удовлетворительное владение
нормами и техникой общения
-систематическое
использование таких формы
работы как: дискуссия,
проектная форма деятельности
Содержание учебного предмета
Введение
Русский язык – один из развитых языков мира
Тема 1
Повторение изученного в 5 классе. Культура речи
Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях.
Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном
предложении. Прямая речь, диалог.
Развитие речи
Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой
стиль.
Обучающиеся должны знать: роль русского языка среди языков мира; изученные в 5 классе
орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм;
определять тему и основную мысль текста, его стиль.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
анализ промежуточных практических работ; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 2
Лексика и фразеология. Культура речи
Повторение пройденного по лексике в V классе. Лингвистические словари.
Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Устаревшие
слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Эмоционально-окрашенные слова.
Понятие о фразеологизмах.
Развитие речи
Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста.
Описание помещения.
9
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
Обучающиеся
должны
знать:
общеупотребительные,
диалектные,
профессиональные
слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-
окрашенные слова; фразеологизмы.
Обучающиеся
должны
уметь:
пользоваться
различными
словарями;
определять
лексическую
принадлежность
слова;
использовать
слова
в
соответствии
с
их
лексическим
значением;
сжато
излагать
содержание
текста;
составлять
рабочие
материалы
к
описанию
помещения.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
анализ промежуточных практических работ; сжатое обучающее и контрольное изложение.
Тема 3
Словообразование и орфография. Культура речи
Повторение пройденного по словообразованию в V классе.
Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание
чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-. Правописание гласных в при-
ставках ПРЕ- И ПРИ-,буквы ЫиИпосле приставок на согласные.
Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова.
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
Развитие речи
Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.
Обучающиеся должны знать: способы образования слов; возможности изменения морфем;
орфограммы, связанные с морфемикой.
Обучающиеся должны уметь: производить морфемный анализ слов; выбирать правильные
написания,
зависящие
от
строения
слова;
согласовывать
со
сложносокращенными
словами
прилагательные и глаголы в прошедшем времени; пользоваться словообразовательными словарями;
составлять сложный план; писать сочинение по картине.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
анализ промежуточных практических работ; изложение-описание помещения; сочинение по картине;
контрольный диктант с грамматическим заданием.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Тема 4
Имя существительное. Культура речи
Повторение
сведений
об
имени
существительном,
полученных
в
V
классе.
Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные.Несклоняемые
существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего
рода. Образование существительных.
НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после
шипящих и Ц в суффиксах существительных. Согласные Ч и Щв суффиксе -ЧИК (-ЩИК).
Развитие речи
Употребление
в
речи
разносклоняемых
и
несклоняемых
существительных.
Описание
помещения по личным впечатлениям.
Обучающиеся
должны
знать:
морфологические
признаки
существительного;
способы
образования
существительных;
правописание
не
с
существительными
и
суффиксов
существительных.
Обучающиеся
должны
уметь:
различать
существительное среди
других
частей
речи;
пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом
принципе;
правильно
употреблять
изученную
морфологическую
единицу
в
речи;
производить
морфологический разбор существительного; создавать тексты типа описания.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
анализ промежуточных практических работ; сочинение-описание помещения; контрольные диктанты
с грамматическим заданием.
Тема 5
Имя прилагательное. Культура речи
10
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки
прилагательного.
Разряды
прилагательных:
качественные,
относительные
и
притяжательные
прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; образование
степеней сравнения.
НЕ
с
именами
прилагательными.
Буквы
О
и
Епосле
шипящих
и
Цв
суффиксах
прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме
суффиксов -К- и -СК-.Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Описание природы. Выборочная работа с текстом.
Описание картины.
Обучающиеся
должны
знать:
морфологические
признаки
прилагательного;
способы
образования прилагательных; правописание не с прилагательными и суффиксов прилагательных;
правописание сложных прилагательных.
Обучающиеся
должны
уметь:
различать
прилагательное
среди
других
частей
речи;
пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом
принципе;
правильно
употреблять
изученную
морфологическую
единицу
в
речи;
производить
морфологический разбор прилагательного; создавать тексты типа описания.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
анализ
промежуточных
практических
работ;
сочинение
по
картине;
выборочное
изложение;
контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 6
Имя числительное. Культура речи
Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного.
Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и
порядковые. Числительные простые и составные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.
Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение
порядковых
числительных.
Правописание
гласных
в
падежных
окончаниях
порядковых числительных.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Устное выступление. Выборочное изложение.
Обучающиеся
должны
знать:
морфологические
признаки
числительного;
способы
образования числительных; правописание числительных.
Обучающиеся
должны
уметь:
различать
числительное
среди
других
частей
речи;
пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом
принципе;
правильно
употреблять
изученную
морфологическую
единицу
в
речи;
производить
морфологический разбор прилагательного; писать выборочное изложение, публично выступать.
Контроль
знаний:
анализ
устных
ответов,
анализ
ежедневных
письменных
работ
в
тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое изложение; контрольный диктант с
грамматическим заданием.
Тема 7
Местоимение. Культура речи
Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая
роль
местоимений в
предложении.
Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное
написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов.
Образование
неопределённых
местоимений.
Дефис
в
неопределенных
местоимениях.
НЕ
в
неопределенных
местоимениях.
Слитное
и
раздельное
написание
НЕ
и
НИ
в
отрицательных
местоимениях.
Развитие речи
Употребление
в
речи
местоимений.
Рассказ
по
сюжетным
рисункам.
Изложение
с
элементами сочинения.
Обучающиеся
должны
знать:
морфологические
признаки
местоимения;
способы
образования местоимений; правописание местоимений.
11
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
Обучающиеся
должны
уметь:
различать
местоимение
среди
других
частей
речи;
пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом
принципе;
правильно
употреблять
изученную
морфологическую
единицу
в
речи;
производить
морфологический разбор местоимения; писать изложение с элементами сочинения, составлять
рассказ по сюжетным рисункам.
Контроль
знаний:
анализ
устных
ответов,
анализ
ежедневных
письменных
работ
в
тетрадях; анализ промежуточных практических работ; рассказ по сюжетным рисункам; контрольное
изложение
с
элементами
сочинения;
контрольное
сочинение;
контрольный
диктант
с
грамматическим заданием.
Тема 8
Глагол. Культура речи
Повторение пройденного о глаголе в V классе. Морфологические признаки глагола. Пе-
реходные
и
непереходные
глаголы.
Изъявительное,
условное
и
повелительное
наклонение.
Раздельное
написание
БЫ(Б)
с
глаголами
в
условном
наклонении.
Правописание
глаголов
повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Развитие речи
Употребление в речи глагола. Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по
рисункам. Рассказ на основе услышанного.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки глагола; способы образования
глагола ; правописание суффиксов глаголов.
Обучающиеся должны уметь: различать глагол среди других частей речи; пользоваться
орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе;
правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический
разбор глагола; создавать тексты-рассказы.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения; сочинение-рассказ
на основе услышанного, контрольное сочинение-рассказ; контрольные диктанты с грамматическим
заданием.
Тема 9
Повторение изученного в 6 классе
Разделы
науки
о
языке.
Орфография.
Орфографический
разбор.
Пунктуация.
Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Обучающиеся должны знать: изученные в 5 классе теоретические сведения по лингвистике,
орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм;
определять тему и основную мысль текста, его стиль; писать изложения (выборочные, с элементами
сочинения) и сочинения различных видов (по картине, рассказы, на основе услышанного).
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
анализ промежуточных практических работ; контрольный итоговый диктант.
Тематическое распределение часов
В
соответствии
с
уровнем
подготовки
учащихся
данного
класса
и
их
психолого-
педагогическими особенностями, в программу были внесены следующие изменения:
Разделы, темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
1. Введение
1
1
2. Повторение изученного в 5 классе
8 + 2
10 + 2
3. Лексика и фразеология
10 + 3
7 + 2
4. Словообразование и орфография
24 + 4
21 + 2
5. Имя существительное
18 + 3
20 + 6
6. Имя прилагательное
18 + 3
21 + 4
12
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
7. Имя числительное
12 + 2
13 + 2
8. Местоимение
19 + 3
16 + 3
9. Глагол
24 + 6
20 + 4
10. Повторение изученного в 6
классе
8 + 2
16
Рекомендуемые формы
организации учебного процесса
Урок – коммуникация
Урок – практикум
Урок – мастерская
Урок – письма
Урок – игра
Урок – исследование
Урок – консультация
Взаимообучающие уроки
Урок – лаборатория
Урок – зачет
Урок творчества и др.
Достижению целей программы обучения будет способствовать и спользование современных
образовательных технологий :
Активные и интерактивные методы обучения
Игровые технологии
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Метод проектов
Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технологиии ТРИЗ
Кейс-метод и др.
Для оценки достижений обучающихся
используются следующие виды и формы контроля:
Система контрольных работ
– Контрольный диктант
– Тест
– Зачет
– Контрольное упражнение
– Контрольное сочинение
– Контрольное изложение
– Контрольная проверочная работа
– Взаимоконтроль
– Самоконтроль
Количество итоговых контрольных работ:
Контрольные диктанты
8
Изложения
2
Сочинения
2
Тесты
3
13
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
Особенности класса, в котором будет реализована данная программа
6-А класс
1. Количественный состав: _____ человек.
2. Уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса: средний.
3. Форма получения образования обучающимися класса: очная.
4.Индивидуальные
психолого-физиологические
особенности: интеллектуальные,
социально-психологические
и
эмоционально-волевые
компоненты
обучения
в
школе
на
среднем уровне. Не все учащиеся ориентированы на овладение новыми знаниями.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса обеспечения
Литература:
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И.,
Учебник, «Русский язык. 6 класс», М.: «Просвещение», 2013 г.;
О. В. Беляева и др. Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс - М.: "ВАКО", 2007 г.;
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. М.: «Просвещение», 2008 г.;
Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. 6 класс. М.: «Сфера», 2009 г.;
Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. М.; «Сфера», 2008 г.
Дидактические материалы:
Словари;
Сборники тестов;
Справочники;
Таблицы.
Материальное обеспечение кабинета:
Мультимедийный компьютер;
Проектор;
Экран;
Интернет;
Телевизор;
Видеомагнитофон;
Портреты писателей.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий,
орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные
примеры.
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор
изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными
членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии :
Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать
слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
14
МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области
Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
По пунктуации:
Находить
в
предложениях
смысловые
отрезки,
которые
необходимо
выделять
знаками
препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в
соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты
с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к
сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять
рассказ
на
основе
услышанного
и
по
воображению.
Совершенствовать
содержание
и
языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по
заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.