Напоминание

"Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (в соответствии с ФГОС)


Автор: Никулина Галина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Архангельская СОШ им.А.Н.Косыгина
Населённый пункт: пос.Архангельское, Красногорский р-н, Московская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (в соответствии с ФГОС)
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
Рабочая

программа

курса



«

Русский

язык

»
6
класс
На 2014 – 2015 учебный год Составитель программы:


Никулина Галина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Красногорск 2014 г
2 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Русскому языку» 6 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы. 11-е издание. М.: Просвещение, 2010 г. и ориентирована на учебник: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., «Русский язык. 6 класс», М.: «Просвещение», 2013 г.
Цели и задачи предмета

воспитание
гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; 
совершенствование
речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; 
освоение
знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; 
формирование
уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа реализует:
– идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам; – идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы; – культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых- лингвистах, материалов по этимологии. В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического
3 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с региональным базисным учебным планом Московской области для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в 2014-2015 учебном году, на изучение курса русского языка в 6 классе выделено 4 часа в неделю. За счет часов компонента образовательного учреждения, с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению русского языка, выделяется 1 дополнительный час. Согласно календарному учебному графику, действующему на территории Красногорского муниципального района в 2014-2015 учебном году, продолжительность учебного года в 6-х классах составляет 34 учебных недели (приказ от 28.08.2014 № 508). Поэтому учебный материал курса распределен на 170 часов (34 недели  5).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
4 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
5 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Для успешного обучения у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
1. Блок личностных универсальных учебных действий
- смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; - развитие Я-концепции и самооценки; - развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений.
2. Блок регулятивных универсальных учебных действий
- целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; - регуляция учебной деятельности; - саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний; - самоконтроль и самооценивание
3. Блок познавательных универсальных учебных действий

-
общеучебные действия; - универсальные логические действия; - действия постановки и решения проблем.
4. Блок коммуникативных универсальных учебных действий
- межличностное общение; - кооперация; - формирование личностной и познавательной рефлексии.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

Блок личностных универсальных учебных действий

Аспект

6-7 классы

Необходимое условие
Смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения. - доведение работы до конца, -стремление к завершённости учебных действий; - специально организованная рефлексия учащимся своего отношения к учению, его результатам, самому себе как сущностному «продукту» преобразующей учебной деятельности; Развитие Я-концепции, самооценки. - усвоенный и принимаемый образ Я во всём богатстве отношений личности к окружающему миру; - чувство адекватности и стабильности владения личностью, собственным Я независимо от изменений Я и ситуации; - развитие критичного мышления; - создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников; Развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений. - оценка значимости для себя моральной дискуссии, оценка эффективности обсуждения, анализ позиций и возражений против принятого решения; - наличие открытых содержательных дискуссий, направленных на моральную проблематику; - создание когнитивного конфликта, вызываемого столкновением разных точек зрения;
6 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы - участие всех уч-ся в создании правил, обязательных для всех; - развитие школьного сообщества и групповой солидарности через развитие эмоциональной привязанности к группе и идентификации с ней.
Блок регулятивных универсальных учебных действий
Целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе. - составление жизненных планов, включающих последовательность этапных целей и задач их взаимосвязи, планирование путей и средств их достижения, на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей; - задания на общее планирование времени, составление хронокарт, планирование на ближайшую перспективу, планирование учебной работы; Регуляция учебной деятельности. - формирование личностных качеств: самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды; - ценностный опыт; опыт рефлексии; опыт привычной активизации (подготовка, адаптивная готовность, ориентированная на определенные условия работы, усилия и уровень достижения); операциональный опыт (общетрудовые, учебные знания и умения, опыт саморегуляции); опыт сотрудничества в совместном решении задач (А. К. Осницкий); Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. - способность к планированию, контролю и коррекции предметной (учебной) деятельности и собственной познавательной деятельности; - построение внутреннего плана действий как представление о целей способах и средствах деятельности (Т.Д. Пускаева); Самоконтроль и самооценивание. - оценивание продукта своей деятельности по заданным критериям, заданным способом; - использование приемов совместно-разделенной деятельности и взаимного контроля: заполнение рефлексивных листов, карт, анкет, уметь соотносить цель и полученный результат;
Блок познавательных универсальных учебных действий
Общеучебные действия. -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); - умение структурировать -включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность;
7 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Универсальные логические действия. -выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, подведение под понятия, выведение следствий; -включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность; Действия постановки и решения проблем. - обоснование желаемой ситуации; анализ реальной ситуации и указание на противоречия между желаемой и реальной ситуацией; - указание некоторых вероятных причин существования проблемы; - постановка задач адекватных цели; -самостоятельное планирование характеристик продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки; -выбор технологии деятельности (способа решения задачи); - планирование ресурсов; -самостоятельное планирование и осуществление текущего контроля своей деятельности; Оценка продукта своей деятельности по самостоятельно определённым в соответствии с целью деятельности критериям; - указание на причины успехов и неудач в деятельности, предложение путей преодоления/ избегания неудач; анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений; -включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность;
Блок коммуникативных универсальных учебных действий
Межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и воздействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, -способность к согласованным действиям с учетом позиции другого; -способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительное владение нормами и техникой общения; -систематическое использование таких форм работы как: дискуссия, проектная форма деятельности;
8 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы аргументация и пр.) Кооперация (совместная деятельность – организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, решать конфликты). - самостоятельное следование заданной процедуре группового обсуждения; - выполнение действий в соответствии с заданием для групповой работы; -разъяснение своей идеи, предлагая ее, или аргументируя свое отношение к идеям других членов группы; -организация работы в группе, совместной деятельности школьников на уроке; Формирование личностной и познавательной рефлексии. - указание на сильные и слабые стороны своей деятельности; - определение мотивов своих действий; - систематическое проведение анализа учебной и внеучебной деятельности, рефлексия; Межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и воздействии, учёт разных мнений, овладение сред-ми решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.) -способность к согласованным действиям с учетом позиции другого; -способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; - удовлетворительное владение нормами и техникой общения -систематическое использование таких формы работы как: дискуссия, проектная форма деятельности
Содержание учебного предмета

Введение
Русский язык – один из развитых языков мира
Тема 1

Повторение изученного в 5 классе. Культура речи
Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.
Развитие речи
Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль.
Обучающиеся должны знать:
роль русского языка среди языков мира; изученные в 5 классе орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь:
обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль.
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 2

Лексика и фразеология. Культура речи
Повторение пройденного по лексике в V классе. Лингвистические словари. Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Эмоционально-окрашенные слова. Понятие о фразеологизмах.
Развитие речи
Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.
9 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
Обучающиеся

должны

знать:
общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально- окрашенные слова; фразеологизмы.
Обучающиеся

должны

уметь:
пользоваться различными словарями; определять лексическую принадлежность слова; использовать слова в соответствии с их лексическим значением; сжато излагать содержание текста; составлять рабочие материалы к описанию помещения.
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое обучающее и контрольное изложение.
Тема 3

Словообразование и орфография. Культура речи
Повторение пройденного по словообразованию в V классе. Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-. Правописание гласных в при- ставках ПРЕ- И ПРИ-,буквы ЫиИпосле приставок на согласные. Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
Развитие речи
Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.
Обучающиеся должны знать:
способы образования слов; возможности изменения морфем; орфограммы, связанные с морфемикой.
Обучающиеся должны уметь:
производить морфемный анализ слов; выбирать правильные написания, зависящие от строения слова; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; пользоваться словообразовательными словарями; составлять сложный план; писать сочинение по картине.
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение-описание помещения; сочинение по картине; контрольный диктант с грамматическим заданием.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Тема 4

Имя существительное. Культура речи
Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные.Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Образование существительных. НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных. Согласные Ч и Щв суффиксе -ЧИК (-ЩИК).
Развитие речи
Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.
Обучающиеся

должны

знать:
морфологические признаки существительного; способы образования существительных; правописание не с существительными и суффиксов существительных.
Обучающиеся

должны

уметь:
различать существительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор существительного; создавать тексты типа описания.
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-описание помещения; контрольные диктанты с грамматическим заданием.
Тема 5

Имя прилагательное. Культура речи

10 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Епосле шипящих и Цв суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-.Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Описание природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.
Обучающиеся

должны

знать:
морфологические признаки прилагательного; способы образования прилагательных; правописание не с прилагательными и суффиксов прилагательных; правописание сложных прилагательных.
Обучающиеся

должны

уметь:
различать прилагательное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; создавать тексты типа описания.
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение по картине; выборочное изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 6

Имя числительное. Культура речи
Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. Развитие речи Употребление в речи прилагательных. Устное выступление. Выборочное изложение.
Обучающиеся

должны

знать:
морфологические признаки числительного; способы образования числительных; правописание числительных.
Обучающиеся

должны

уметь:
различать числительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; писать выборочное изложение, публично выступать.
Контроль

знаний:
анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 7

Местоимение. Культура речи
Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Развитие речи
Употребление в речи местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения.
Обучающиеся

должны

знать:
морфологические признаки местоимения; способы образования местоимений; правописание местоимений.
11 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
Обучающиеся

должны

уметь:
различать местоимение среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор местоимения; писать изложение с элементами сочинения, составлять рассказ по сюжетным рисункам.
Контроль

знаний:
анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; рассказ по сюжетным рисункам; контрольное изложение с элементами сочинения; контрольное сочинение; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 8

Глагол. Культура речи
Повторение пройденного о глаголе в V классе. Морфологические признаки глагола. Пе- реходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении. Правописание глаголов повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Развитие речи
Употребление в речи глагола. Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного.
Обучающиеся должны знать:
морфологические признаки глагола; способы образования глагола ; правописание суффиксов глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
различать глагол среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор глагола; создавать тексты-рассказы.
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения; сочинение-рассказ на основе услышанного, контрольное сочинение-рассказ; контрольные диктанты с грамматическим заданием.
Тема 9

Повторение изученного в 6 классе
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Обучающиеся должны знать:
изученные в 5 классе теоретические сведения по лингвистике, орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь:
обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль; писать изложения (выборочные, с элементами сочинения) и сочинения различных видов (по картине, рассказы, на основе услышанного).
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный итоговый диктант.
Тематическое распределение часов
В соответствии с уровнем подготовки учащихся данного класса и их психолого- педагогическими особенностями, в программу были внесены следующие изменения:
Разделы, темы

Количество часов
Авторская программа Рабочая программа
1. Введение
1 1
2. Повторение изученного в 5 классе
8 + 2 10 + 2
3. Лексика и фразеология
10 + 3 7 + 2
4. Словообразование и орфография
24 + 4 21 + 2
5. Имя существительное
18 + 3 20 + 6
6. Имя прилагательное
18 + 3 21 + 4
12 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
7. Имя числительное
12 + 2 13 + 2
8. Местоимение
19 + 3 16 + 3
9. Глагол
24 + 6 20 + 4
10. Повторение изученного в 6

классе
8 + 2 16
Рекомендуемые формы

организации учебного процесса
 Урок – коммуникация  Урок – практикум  Урок – мастерская  Урок – письма  Урок – игра  Урок – исследование  Урок – консультация  Взаимообучающие уроки  Урок – лаборатория  Урок – зачет  Урок творчества и др. Достижению целей программы обучения будет способствовать и
спользование современных

образовательных технологий
:  Активные и интерактивные методы обучения  Игровые технологии  Исследовательская технология обучения  Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы  Метод проектов  Технология мастерских на уроках русского языка и литературы  Технологии уровневой дифференциации  Информационно-коммуникационные технологии  Здоровьесберегающие технологии  Технологиии ТРИЗ  Кейс-метод и др.
Для оценки достижений обучающихся

используются следующие виды и формы контроля:
 Система контрольных работ – Контрольный диктант – Тест – Зачет – Контрольное упражнение – Контрольное сочинение – Контрольное изложение – Контрольная проверочная работа – Взаимоконтроль – Самоконтроль
Количество итоговых контрольных работ:

Контрольные диктанты

8

Изложения

2

Сочинения

2

Тесты

3

13 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
Особенности класса, в котором будет реализована данная программа

6-А класс
1. Количественный состав: _____ человек. 2. Уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса:
средний.
3. Форма получения образования обучающимися класса:
очная.
4.Индивидуальные психолого-физиологические особенности:
интеллектуальные,

социально-психологические

и

эмоционально-волевые

компоненты

обучения

в

школе

на

среднем уровне. Не все учащиеся ориентированы на овладение новыми знаниями.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса обеспечения

Литература:
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Учебник, «Русский язык. 6 класс», М.: «Просвещение», 2013 г.; О. В. Беляева и др. Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс - М.: "ВАКО", 2007 г.; Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. М.: «Просвещение», 2008 г.; Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. 6 класс. М.: «Сфера», 2009 г.; Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. М.; «Сфера», 2008 г.
Дидактические материалы:
Словари; Сборники тестов; Справочники; Таблицы.
Материальное обеспечение кабинета:
Мультимедийный компьютер; Проектор; Экран; Интернет; Телевизор; Видеомагнитофон; Портреты писателей.
Планируемые результаты изучения учебного предмета

К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
 знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.  производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;  с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;  соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии
:  Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.  Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
14 МБОУ АСОШ им. А. Н. Косыгина Красногорского района Московской области Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы
По пунктуации:
 Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
 Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).  Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.  Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.


В раздел образования