Напоминание

Использование технологии ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ при изучении рассказа Л.Н.Толстого «После бала»


Автор: Дружинина Татьяна Валентиновна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сосновская средняя школа №1"
Населённый пункт: п. Сосновское,Нижегородская область, Сосновский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование технологии ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ при изучении рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
Раздел: полное образование





Назад




Использование технологии ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ при изучении

рассказа Л.Н.Толстого «После бала»

Дружинина Татьяна Валентиновна

учитель высшей категории

МБОУ Сосновская средняя школа №1

I этап. Работа до чтения.

Антиципация. (Предвосхищение, предугадывание)

Беседа:

- Какие у вас сложились впечатления о сегодняшнем рабочем дне?

- У кого день удался?

- У кого не удался?

- Почему у вас у всех разное отношение ко дню, в котором вы были все

вместе, участвовали в одних действиях, решали одни задачи, был один круг

общения?

/ настроение, состояние человека

- Что может влиять на наше состояние, настроение?

На этом этапе происходит постановка целей урока

/ Познакомиться с первой частью произведения

Обратить внимание на состояние главного героя. Ответить на вопрос: «Что

оказало влияние на состояние героя?»

- Сегодняшний урок мы начнём с музыкальной композиции. Послушайте

«Вальс цветов из балета «Щелкунчик» и скажите, в какой ситуации (в каких

условиях) мы можем услышать эту музыку?

Звучит произведениеП.Чайковского.

- Ожидаемый ответ: на балу.

- Давайте вместе дадим характеристику этой композиции, подберем эпитеты.

- сказочная, волшебная, волнующая, воздушная, легкая…

- Какие еще звуки присутствуют во время бала? С чем может сливаться

музыка?

- Шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье, звон

бокалов и т.д.

- Чтобы реальнее представить себе обстановку бала, ощутить атмосферу XIX

века, предлагаю посмотреть первый бал Наташи Ростовой из романа

Л.Н.Толстого «Война и мир». (Воспроизводится отрывок из фильма

С.Бондарчука «Война и мир»).

- Подберите слова для описания увиденного?

Запись на доске: сверкание, вальс, танцы, платья, трепет, счастье, улыбки,

любовь, украшения, свечи, роскошь, военные и др.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1)Первичное чтение

Выявление первичного восприятия.

Выявление

совпадений

первоначальных

предположений

учащихся

с

содержанием, эмоциональной окраски.

2) Перечитывание текста, медленное и вдумчивое повторное чтение (всего

текста или фрагмента)

3)Анализ текста

Ряд действий:

- научить видеть авторские вопросы, прямые и скрытые.

- включать воображение: по слову, по детали, иной свернутой

информации читатель прогнозирует, как будут развиваться события,

чем будет закончен эпизод, часть, все произведение)

научить задавать вопросы, ответы на которые содержаться в тексте в

скрытой форме.

1 остановка (до слов «Бал был чудесный..»).

Вопросы классу:

- Каким мы видим Ивана Васильевича?

- Предположите, что произойдет дальше?

2 остановка (до слов «Жили мы тогда одни с покойным братом.»)

- Какое настроение у Ивана Васильевича, гостей?

- Что этому способствует? (хорошая музыка, нарядные гости, танцы,

влюблённые взгляды, богатый сервированный ужин)

- Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и

полковника?

- Предположите, что будет дальше.

3 остановка (до слов «Что это такое? – подумал я…)

- Что мог увидеть Иван Васильевич?

Учитель читает до конца.

- Почему любовь к Вареньке “сошла на нет”?

- Как на этот вопрос ответил И.В.?

- Изменилось ли настроение И.В. после бала, как? (тоска, доходившая до

тошноты, ужас, разочарование, стыд)

- Что этому способствовало? (нехорошая музыка, крики, стоны, черные

мундиры, кровь, злой полковник)

Комментированное чтение.

Используется во время перечитывания

1. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель.

2. Суждения детей надо вплетать естественно в разговор.

3. Комментарий краткий и динамичный.

4. Нельзя превращать в беседу.

5. Комментарий проходит не в конце! А во время чтения!

Способы:

Рефрен (повтор слова за ребенком)

Включение воображения

Вопросы типа «Догадались? Почему?»

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла( основной мысли, подтекста,

между строк)

1)

Концептуальная

(смысловая

беседа,

коллективное

обсуждение,

дискуссия, соотнесение читательских интерпретаций с авторской

позицией. Выявление и формулировка основной идеи текста или

совокупности его главных смыслов. Беседа по проблемному вопросу

всего текста. Основную мысль автор не высказал, а спрятал.

- Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.

- На сколько частей можно разделить рассказ?

Ответ: на две.

- Почему? (части противопоставлены друг другу)

- Как называется такой прием?

Антитеза. Контраст.

- С какой целью используется контраст в тексте?

Оказывать эмоциональное воздействие на читателя

2) Знакомство с писателем. Рассказ о нем. Беседа о его личности. Работа с

материалом учебника, доп. Источниками.

3)Работа с заглавием, иллюстрациями (повторно)

4)Творческие задания (иллюстрирование, устное рисование, составление

презентации, инсценирование).

- Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.

- На сколько частей можно разделить рассказ?

Ответ: на две.

- Почему? (части противопоставлены друг другу)

- Как называется такой прием?

Антитеза. Контраст.

- С какой целью используется контраст в тексте?

Оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

На доске «сводная таблица»:

На балу

Направления для

сравнения

После бала

- Какие линии сравнения мы можем выделить?

(Части рассказа различаются по цвету, звукам, меняется полковник, сам Иван

Васильевич) Сначала ребята устно отвечают, затем заготовка таблицы

раздаётся каждому учащемуся.

На балу

Линии сравнения

После бала

звуки

цвет

полковник

Иван Васильевич

детали(перчатка, перышко

от

веера, сапоги полковника)

Учитель может обратить внимание на отдельную линию: детали (перчатка,

перышко от веера, сапоги полковника). «Сводную таблицу» предлагается

заполнить дома своими словами и цитатами из текста.

Подготовка к приему синквейн и творческой работе.

-Определиеь идею рассказа?

- Идея рассказа Л.Н. Толстого – острый протест против лицемерия и насилия,

против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к

бесчеловечности. Против николаевской России.

Учитель предлагает задание на выбор:

1) составить синквейн (стихотворение из 5 строчек);

2) составить текст телеграммы Ивану Васильевичу, которую он мог бы

получить утром, после бала.

Домашнее задание:

1.

заполнение таблицы;

2.

подготовить историческую справку о порядках николаевской России;

3.

индивидуальное задание: подобрать иллюстрации к произведению.

На

следующих

уроках

учащиеся

знакомятся

с

биографией

Л.Н.Толстого

из

рассказа

учителя

и

ученика-дублера

(принцип

педагогизации) с использованием презентации; с помощью приёма «инсерт»

работают со статьёй по рассказу в учебнике.; ещё раз осмысливают рассказ с

помощью приёма «Шесть шляп», каждой группе даётся по одной «шляпе»-

заданию: Белая шляпа называет все основные эпизоды рассказа; чёрная

шляпадолжна назвать эпизод, когда было особенно страшно и хотелось

изменить замысел автора; синей шляпе надо объяснить значение слов – «надо

всё по закону»; красной шляпе предстояло ответить на вопрос: «Почему

Толстой изменил концовку рассказа?»;жёлтая шляпа подбирает текст к

иллюстрациям по рассказу;зелёной шляпе требовалось продолжить рассказ.



В раздел образования