Напоминание

Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста


Автор: Егорова Маргарита Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 44 компенсирующего вида
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Егорова Маргарита Леонидовна,

ГБДОУ детский сад № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт – Петербурга

Начальный период обучения грамоте имеет целью воспитание сложного единства,

включающего представление об акустическом, артикуляторном, оптическом образе слова.

Для

овладения

письменной

речью

имеет

существенное

значение

степень

сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико- грамматического

строя речи ребенка.

Под

термином

«дисграфия»

понимается

трудность

формирования

письма.

Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок:

замены букв, смешение букв, перестановка букв. Многие исследователи сходятся во

мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций:

недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства

ритма. Как важный фактор, исследователи отмечают у детей с нарушением письма и

чтения трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной

последовательности. Специфические ошибки письма при отсутствии логопедической

работы сохраняются и дисграфия осложняется дизорфографией. Компенсация дефектных

или

незрелых

функций

обеспечивается

совершенствованием

деятельности

всех

анализаторов, участвующих в акте письма. Понятие готовности к овладению письмом не

исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребенка, а включает также созревание

некоторых неречевых функций, что расширяет задачи логопедической работы при

предупреждении нарушений письма. У детей с тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ

наблюдаются нарушения зрительного восприятия, пространственного восприятия и

представления,

трудности

оптического

и

оптико-пространственного

анализа,

недифференцированность представлений о сходных оптических формах. Поэтому для

предупреждения этих нарушений необходимо проводить работу с детьми в следующих

направления:

Развитие зрительного восприятия, памяти;

Формирование пространственного восприятия и представления;

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Материал, предлагаемый детям, располагается по степени усложнения.

Изображение буквы для ребенка является сложным процессом, т.к. она состоит из

нескольких элементов, по-разному расположенных в пространстве. По сути – это

маленький чертеж, поэтому надо помочь ребенку уточнить представления о форме,

величине и цвете. Для решения этой задачи предлагаются следующие задания:

подбери фигуры одного цвета;

выбери фигуры одинаковой формы;

отбери фигуры одинаковой формы и величины;

подбери фигуры одинаковой формы и одного цвета.

Сюда же можно отнести работу по развитию зрительной памяти:

игра «Чего не стало?» (используем 5 – 6 игрушек);

игра «Найди картинки» (надо выбрать 3 – 4 картинки из 10);

игра «Повтори в каком порядке» (запомнить последовательность, в которой

были предъявлены картинки);

«Дорисуй узор» из геометрических фигур или других изображений

Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают

основу для воспитания звукового и слогового анализа слов.

Работа над уточнением пространственно-временных представлений начинается с

осознания детьми схемы собственного тела, определения направления в пространстве по

отношению к себе. Дети раньше научаются распознавать правую и левую руку, чем

ориентироваться в окружающем пространстве, то есть развитие пространственных

представлений происходит у ребенка на основе дифференциации правых и левых частей

тела, в первую очередь рук.

Первоначально, положение предметов ребенок определяет лишь в случае их

нахождения сбоку, т.е. ближе к правой или левой руке. В связи с этим, целесообразно

начинать работу:

Дифференциация правой и левой части тела;

Ориентировка в окружающем пространстве.

Одновременно ведется работа над уточнением временных представлений детей.

Понятия: времена года, год, месяц, сутки, утро, день, вечер, сегодня, завтра. Для решения

этих задач можно использовать настольно-печатные игры.

Работа по предупреждению дисграфии на фонетическом уровне предполагает

постановку и автоматизацию всех дефектных групп звуков уточнение произношения

остальных звуков, их дифференциацию. Начинают эту работу с уточнения произношения

гласных звуков.

На первом этапе дети учатся узнавать каждый гласный звук по беззвучной

артикуляции, затем выделять гласный из ряда согласных звуков. Особенно детям с ОВЗ

трудно выделить звук в конце слова.

Для обучения выделению гласного из ряда звуков, можно предложить следующие

упражнения: подними красный кружок, когда услышишь звук «А», например, в таком

ряду: АУЭ, ИУОА и т.д.

Затем дети учатся выделять гласный звук в начале слова в ударном слоге (окунь,

узел, иглы), затем в безударном (альбом, этаж), затем в середине слова и в конце.

В подготовительной группе на последующих этапах работы звук связывается с

соответствующей буквой:

покажи букву, например, «А», если она есть в слове,

подбери картинки, в которых есть буква «А».

Также учим детей находить место согласного звука в начале, в середине, в конце

слова.

Самой

сложной

формой

фонематического

анализа

является

определение

последовательности звуков в слове.

1 этап. Для этого используются схемы слов, в которых количество клеточек,

соответствует количеству звуков. По мере выделения звуков в слове ребенок заполняет

схему символами. Заполненная схема представляет модель звукового строения слова.

Ребенок моделирует последовательность звуков в слове. Использование картинки на

данном этапе облегчает задачу, напоминает ребенку, какое слово анализируется. А

графическая

схема

служит

контролем

правильности

выполнения

задания.

Если

оказывается незаполненной одна из клеточек, ребенок видит, что он выполнил анализ

неверно.

2 этап. Формирование действия звукового анализа в речевом плане. Слово

называется, определяется первый, второй, третий звук, уточняется количество звуков.

3 этап. Формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На

этом этапе дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и

непосредственно не воспринимая их.

Даются следующие упражнения:

Придумать слова с 3 – 5 звуками.

Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

Поднять схему, соответствующую количеству звуков в названии картинки

(картинка не называется).

Для профилактики дисграфии у детей с ОВЗ обязательно ведется

работа по обучению правильному оформлению предложения на письме. Для этого

используются следующие виды работ:

По понижению голоса (интонации) определить конец предложения и хлопнуть

в ладоши.

Выложить предложение из слов, ориентируясь на правила правописания.

Опыт работы показывает, что готовность к овладению письмом и чтением

предполагает развитие всех сторон устной речи, так как развитие устной речи по

отношению к письменной позволяет закрепить слухо-произносительные и слухо-

моторные связи, обеспечивающие полноценное развитие навыков письма, а также

способствуют обогащению лексико-грамматического строя речи. Понятие готовности к

овладению

письмом

включает

созревание

неречевых

функций:

пространственно-

временных ориентировок, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Алтухова Н.Г. «Научитесь слышать звуки». СПб. Издательство «Лань». 1999 г.

2.

Волкова Г.А. «Методика обследования нарушения речи у детей» СПб. 1193 г.

3.

Ковшиков В.А. «Исправление нарушений различения звуков». 1995 г.

4.

Логинова Е.А. «Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у

младших школьников». СПб. ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2004 г.



В раздел образования