Автор: Егорова Маргарита Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 44 компенсирующего вида
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Егорова Маргарита Леонидовна,
ГБДОУ детский сад № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт – Петербурга
Начальный период обучения грамоте имеет целью воспитание сложного единства,
включающего представление об акустическом, артикуляторном, оптическом образе слова.
Для
овладения
письменной
речью
имеет
существенное
значение
степень
сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико- грамматического
строя речи ребенка.
Под
термином
«дисграфия»
понимается
трудность
формирования
письма.
Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок:
замены букв, смешение букв, перестановка букв. Многие исследователи сходятся во
мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций:
недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства
ритма. Как важный фактор, исследователи отмечают у детей с нарушением письма и
чтения трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной
последовательности. Специфические ошибки письма при отсутствии логопедической
работы сохраняются и дисграфия осложняется дизорфографией. Компенсация дефектных
или
незрелых
функций
обеспечивается
совершенствованием
деятельности
всех
анализаторов, участвующих в акте письма. Понятие готовности к овладению письмом не
исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребенка, а включает также созревание
некоторых неречевых функций, что расширяет задачи логопедической работы при
предупреждении нарушений письма. У детей с тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ
наблюдаются нарушения зрительного восприятия, пространственного восприятия и
представления,
трудности
оптического
и
оптико-пространственного
анализа,
недифференцированность представлений о сходных оптических формах. Поэтому для
предупреждения этих нарушений необходимо проводить работу с детьми в следующих
направления:
Развитие зрительного восприятия, памяти;
Формирование пространственного восприятия и представления;
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Материал, предлагаемый детям, располагается по степени усложнения.
Изображение буквы для ребенка является сложным процессом, т.к. она состоит из
нескольких элементов, по-разному расположенных в пространстве. По сути – это
маленький чертеж, поэтому надо помочь ребенку уточнить представления о форме,
величине и цвете. Для решения этой задачи предлагаются следующие задания:
подбери фигуры одного цвета;
выбери фигуры одинаковой формы;
отбери фигуры одинаковой формы и величины;
подбери фигуры одинаковой формы и одного цвета.
Сюда же можно отнести работу по развитию зрительной памяти:
игра «Чего не стало?» (используем 5 – 6 игрушек);
игра «Найди картинки» (надо выбрать 3 – 4 картинки из 10);
игра «Повтори в каком порядке» (запомнить последовательность, в которой
были предъявлены картинки);
«Дорисуй узор» из геометрических фигур или других изображений
Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают
основу для воспитания звукового и слогового анализа слов.
Работа над уточнением пространственно-временных представлений начинается с
осознания детьми схемы собственного тела, определения направления в пространстве по
отношению к себе. Дети раньше научаются распознавать правую и левую руку, чем
ориентироваться в окружающем пространстве, то есть развитие пространственных
представлений происходит у ребенка на основе дифференциации правых и левых частей
тела, в первую очередь рук.
Первоначально, положение предметов ребенок определяет лишь в случае их
нахождения сбоку, т.е. ближе к правой или левой руке. В связи с этим, целесообразно
начинать работу:
Дифференциация правой и левой части тела;
Ориентировка в окружающем пространстве.
Одновременно ведется работа над уточнением временных представлений детей.
Понятия: времена года, год, месяц, сутки, утро, день, вечер, сегодня, завтра. Для решения
этих задач можно использовать настольно-печатные игры.
Работа по предупреждению дисграфии на фонетическом уровне предполагает
постановку и автоматизацию всех дефектных групп звуков уточнение произношения
остальных звуков, их дифференциацию. Начинают эту работу с уточнения произношения
гласных звуков.
На первом этапе дети учатся узнавать каждый гласный звук по беззвучной
артикуляции, затем выделять гласный из ряда согласных звуков. Особенно детям с ОВЗ
трудно выделить звук в конце слова.
Для обучения выделению гласного из ряда звуков, можно предложить следующие
упражнения: подними красный кружок, когда услышишь звук «А», например, в таком
ряду: АУЭ, ИУОА и т.д.
Затем дети учатся выделять гласный звук в начале слова в ударном слоге (окунь,
узел, иглы), затем в безударном (альбом, этаж), затем в середине слова и в конце.
В подготовительной группе на последующих этапах работы звук связывается с
соответствующей буквой:
покажи букву, например, «А», если она есть в слове,
подбери картинки, в которых есть буква «А».
Также учим детей находить место согласного звука в начале, в середине, в конце
слова.
Самой
сложной
формой
фонематического
анализа
является
определение
последовательности звуков в слове.
1 этап. Для этого используются схемы слов, в которых количество клеточек,
соответствует количеству звуков. По мере выделения звуков в слове ребенок заполняет
схему символами. Заполненная схема представляет модель звукового строения слова.
Ребенок моделирует последовательность звуков в слове. Использование картинки на
данном этапе облегчает задачу, напоминает ребенку, какое слово анализируется. А
графическая
схема
служит
контролем
правильности
выполнения
задания.
Если
оказывается незаполненной одна из клеточек, ребенок видит, что он выполнил анализ
неверно.
2 этап. Формирование действия звукового анализа в речевом плане. Слово
называется, определяется первый, второй, третий звук, уточняется количество звуков.
3 этап. Формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На
этом этапе дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и
непосредственно не воспринимая их.
Даются следующие упражнения:
Придумать слова с 3 – 5 звуками.
Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
Поднять схему, соответствующую количеству звуков в названии картинки
(картинка не называется).
Для профилактики дисграфии у детей с ОВЗ обязательно ведется
работа по обучению правильному оформлению предложения на письме. Для этого
используются следующие виды работ:
По понижению голоса (интонации) определить конец предложения и хлопнуть
в ладоши.
Выложить предложение из слов, ориентируясь на правила правописания.
Опыт работы показывает, что готовность к овладению письмом и чтением
предполагает развитие всех сторон устной речи, так как развитие устной речи по
отношению к письменной позволяет закрепить слухо-произносительные и слухо-
моторные связи, обеспечивающие полноценное развитие навыков письма, а также
способствуют обогащению лексико-грамматического строя речи. Понятие готовности к
овладению
письмом
включает
созревание
неречевых
функций:
пространственно-
временных ориентировок, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алтухова Н.Г. «Научитесь слышать звуки». СПб. Издательство «Лань». 1999 г.
2.
Волкова Г.А. «Методика обследования нарушения речи у детей» СПб. 1193 г.
3.
Ковшиков В.А. «Исправление нарушений различения звуков». 1995 г.
4.
Логинова Е.А. «Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у
младших школьников». СПб. ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2004 г.