Автор: Шкирандо Светлана Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №7 "Журавлик"
Населённый пункт: г Нягань ХМАО -Югры
Наименование материала: Конспект занятия шахматы
Тема: Путешествие в шахматную страну
Раздел: дошкольное образование
Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.
Тема: « Путешествие в шахматную страну»
Цель: Закрепить знания детей о шахматной доске и фигурах.
Задачи:
Развивающие: - развивать логическое мышление, память, внимание,
сообразительность,
Образовательные: - учить ориентироваться на плоскости, закреплять знание
шахматных фигур.
Воспитательные:- воспитывать интерес к игре в шахматы, умение работать
в парах.
Материал: магнитная доска, 2 набора шахмат, фломастеры. Провести ладью к
ракете. (лабиринт)
Ход занятия
- Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да
- Я предлагаю вам отправиться в необычную страну, а в какую вы
узнаете, если отгадаете загадку
Король с королевой живут без корон
Ладья без вёсел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки,
И рядом живут не человечки?
Дети: Шахматы
- Правильно, это шахматы.
- И так ребята, вы согласны отправиться в страну шахмат?
Дети: (…….)
Дети: в страну шахмат.
- Ребята, но в шахматное королевство можно попасть, если вы знаете
пароль, и можете на него ответить. Я буду вам его называть, а вам нужно
отвечать только да или нет
1- шахматное поле квадратное? (да) проходи
2- шахматное поле по размеру больше чем учебная доска? (нет) проходи
3- во всех горизонталях и вертикалях одинаковое количество
полей? (да) проходи
4- по диагонали все поля одинакового цвета? (да) проходи
5.- на шахматной доске белых полей больше, чем черных? (нет) проходи
6. Можно ли ставить на одно поле сразу две фигуры? (нет) проходи
7. мат- это когда проиграл проходи
8. шах- угроза королю проходи
ИТОГ: Молодцы все справились с заданием, ответили на вопросы.
И так ребята, в какую страну мы отправляемся?
Дети: страну шахмат
- Ребята посмотрите, у нас есть шахматные доски, но чего же на них не
хватает?
Дети: (шахматных фигур).
Кто – то постучал, в двери Вам принесли посылку,
Ребята, это посылка от шахматной королевы.
(Лева посмотри пожалуйста что там в посылке)
(чудесный мешочек)здесь шахматные фигуры, и какой-то листочек,
давайте посмотрим что здесь написано. Ребята шахматная королева
пишет что в ее королевстве перепутались все шахматные фигуры, они
забыли как их зовут и как они ходят, и она просит помощи
1 задание (найти фигуры) отправила нам задания,
Ребята, посмотрите, в чудесном мешочке находятся фигуры, дети
достают (шахматные фигуры), каждый достает фигуру из мешочка
называют ее как они ходят, сколько таких фигур.
1.
Какая фигура самая важная, но очень тяжелая---- Король
Сколько королей в игре? (два) как ходит король?
2.Назовите самую сильную фигуру? (ферзь)
Сколько ферзей в игре? (два) как ходит ферзь?
3.Какая фигура ходит буквой Г –конь
Сколько коней в игре? (четыре) как ходит конь
4.
Какая фигура ходит наискосок? – слон
Сколько слонов в игре? (четыре) и так, как ходит слон?
5.
Какая фигура ходит почти так же, как ферзь, -Ладья.
Сколько ладей в игре
6.Какая самая слабая фигура - это Пешка
Сколько пешек в игре как ходит пешка только вперед на одну клетку по
прямой
- Молодцы, вы справились с заданием королевы, назвали фигуры, сколько их,
как они ходят.
Ребята, наше путешествие продолжается. И чтобы оно было
интересным я предлагаю вам подойти к шахматным полям и расставить
шахматные фигуры.
2 задание расставить фигуры
Ребята, в королевстве шахмат расположено ни одно шахматное поле, а
несколько, чтобы нам с вами расставить на каждом поле шахматные фигуры,
давайте подумаем как мы это можем сделать быстро и дружно .(разделимся на
пары или команды).
Все согласны? (да)
Предлагаю вам объединиться и пройти к шахматным доскам.
Итак, что вам нужно сделать? (быстро и правильно расставить фигуры на
шахматной доске).
Взаимопроверка (поменяйтесь местами и проверьте друг друга).
Молодцы.
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть.
Физминутка.
-А давайте с вами
превратимся в пешек.
Ну-ка, пешки, поиграем
Вправо-влево, а потом (наклоны головы)
Наши ножки разомнём (приседают)
1,2,3- на месте шаг
Встали пешки дружно в ряд
Мы размялись от души,
За столы скорей спеши.
3 задание: Провести ладью к ракете
Нам нужно довести ладью к ракете так, чтобы не задеть бомбочку
Ребята давайте вспомним, как ходит ладья.(ладья ходит по горизонтали,
по вертикали)
Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, которые нам
прислала Королева шахмат.
Рефлексия: ребята давите вспомним
- Какие задания были от Шахматной королевы?
-какое задание было самым сложным? Почему?
-Какое задание для вас было легким?
НА ушко. Ребята, посмотрите у нас гости, подойдите к гостям и спросите у них,
умеют ли они играть в шахматы?
Молодцы ребята, наше занятие закончилось(похлопаем в ладоши,,,,,,)