Автор: Николаева Екатерина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №40
Населённый пункт: г.Санкт Петербург
Наименование материала: « Цифровые средства общения ».
Тема: Познавательное занятие
Раздел: дошкольное образование
« Цифровые средства общения в мире».
Цель: обеспечение развития познавательной активности воспитанников
посредством понятий «прошлое» и «теперь».
Задачи:
-Расширить представления об истории передачи информации разными
средствами.
-Закрепить представления о вреде и пользе цифровых средств.
-Развивать память, наблюдательность, воображение.
-Воспитывать интерес к истории ,создания предметов.
-Способствовать созданию положительных эмоций, через познавательное
занятие.
Ход занятия.
Ребята, как вы думаете ,что такое общение?
Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между
людьми.
Вот сейчас мы с вами общаемся, мы рядом. А вот если человек от нас
далеко, как тогда мы можем общаться ?
Дети, но компьютер и телефон не всегда были. А вы хотите узнать, как
общались люди когда не было телефонов и компьютеров?.
1 слайд –«Сигнальный костер » .Люди забирались на высокую гору и
разводили костер.
2 слайд- « Звуки барабанов» .Позже использовали звуки барабанов
Ребята, а давайте попробуем передать сообщение при помощи барабанов.
Маша спросит: «Как дела?», ударив по барабану три раза, а Полина ударив
два раза, ответит «Все хорошо».
3 слайд- «Сигнальный колокол». Все узнавали ,что произошло какое-то
событие ,реагировали на это и приходили на общий сбор.
Как вы думаете ,удобны ли были эти способы? Почему ? (ответы детей)
Затем, когда люди научились писать, стали делать сообщения при помощи
писем. Выбирали самого быстрого коня и смелого человека.
4 слайд -Такого человека называли «гонец». Он получал письмо или
информацию, которую надо было передать другому и отправлялся в путь.
Работа гонца была очень сложная. В любую погоду в дождь, в зной и холод,
человек должен был во что бы то ни стало добраться из одного места в
другое .Хорошо если это два дома в одном городе , а вот если необходимо
передать важное сообщение в другой город или страну .
Тут на помощь человеку пришли птицы.
5 слайд – «Голубиная почта» :На лапках которых привязывалось письмо. У
голубей есть странная способность, находить свой путь домой к их гнездам
независимо от расстояния. Путешественники привозили с собой голубей,
прикрепляли к их лапкам сообщения и отпускали их, чтобы они могли
вернуться домой.
Удобно ли это было передавать сообщение с гонцом или голубем?
Почему? Действительно , человек мог заблудиться по дороге ,а голубь
погибнуть или попасть хищнику. И сообщение так и не будет доставлено .
Расскажите, как мы сейчас отправляем письма? (почтовая служба).
6 слайд-Картинка с изображением современной почты.
Когда появилось электричество и изобрели азбуку Морзе.
7 слайд – сообщения отправляли по проводам с помощью нажатия на кнопки
аппарата, удерживая их или отпуская. Давайте посмотрим таблицу. Я
предлагаю сейчас разделиться на две команды и попробовать расшифровать
по образцу по слову. На вот такой таблице обозначено, как звучит каждая
буква. Молодцы ребята у вас хорошо получилось. (слово :мама, папа) . На
аппарате точка нажимается коротко, а тире дольше. Хотите послушать как
будет звучать слово «мама» ?
Азбука Морзе и положила начало телефонам.
8 слайд – Американский ученый Александр Белл придумал телефон. Он
представлял собой две трубки, похожие на воронки , которые соединялись
между собой длинным проводом . Трубку по очереди подносили то к губам
-говорили , то к уху -слушали ответ. Этот аппарат назвали «ТЕЛЕФОН» . Слово
«телефон» означает первая часть «теле»-далеко ,вторая часть –«фон»-звук .
(читаем по таблице).
Но, признаться честно , звук был таким тихим ,было много лишних шумов ,
что собеседника было очень плохо слышно .Изобретение требовало
доработки. Ученые все время работали над усовершенствованием
телефонных аппаратов (рассматриваем).
9 слайд - Разновидность телефонных аппаратов.
10слайд - Показ фрагмента из мультфильма «Ну,погоди!» и обсуждение
( волк звонит из телефонной будки).
11 слайд – Наконец, изобрели компьютер и мобильный телефон. Как вы
понимаете слово мобильный? Сначала мобильный телефон выглядел не
совсем как сейчас. Некоторым необходима была постоянная зарядка от
батареи. И они были огромного размера. Такой не просто положить в
карман.
12 слайд – У каждого телефона есть свой номер.
А как вы думаете какие номера должен знать каждый человек нашей
страны? ( телефоны экстренных служб ) .
А при помощи компьютера можно общаться?
13 слайд –«Компьютер». Он стал основным средством общения и получения
информации на любых расстояниях.
А без чего не может работать компьютер и передаваться информация в
мобильный телефон?
14 слайд – «Интернет»
Интернет — это глобальная сеть, которая объединяет устройства по всему
миру и дает пользователям множество возможностей. Интернет стал в наше
время незаменим. Интернет - это кладезь информации. При желании можно
найти всё, что угодно…(вопрос к детям )
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и устроить физминутку :
- За компьютером играли
И немножечко устали.
Мы на плечи руки ставим ,начинаем их вращать ,
Так осанку мы исправим ,1,2,3,4,5
Руки ставим перед грудью , в стороны разводим
Мы разминку делать будем ,при любой погоде
Руку правую вверх поднимаем , левую вниз отпускаем
Мы меняем ,их меняем ,плавно двигаем руками
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте .
Правила безопасности в сети интернет
-Не посещай сайты ,которые не знаешь, можно встретить вирус;
-Не общайся с незнакомыми людьми;
-Не отправляй сообщения незнакомым людям, они могут оказаться
мошенниками ;
-Не сиди долго за компьютером и в интернете, это опасно для здоровья.
Мы с вами узнали много нового и интересного ,а сейчас я предлагаю
отгадать загадки :
1. - Донесет быстрее ветра
Голос друга, даже если
Друг за сотни километров.
Ответ: Телефон
2. С поручением он мчится ,
Спать, бывает, не ложится,
Чтоб скорей доставить весть.
Ответ: Гонец
3.-Чудо-ящик с манитором,
С мышкой, флешкой и мотором,
В нём процессор также есть,
Благо, нам всех не счесть.
Интернет в нём и ютуб...
Как же технику «зовут»? ( компьютер )
4.Как зовут почтальона , которому адреса не пишут и на словах не говорят, а
он все-таки письмо доставляет ?
Ответ: Голубь
5.Пропищит вам пару строчек на языке тире и точек?
Ответ: Азбука Морзе
6.- Номера запоминает,
Цифры быстро набирает.
Отправляет сообщения
Он по нашему велению.
Носим мы всегда с собой
(Свой мобильный телефон )
Молодцы ребята .Все загадки отгадали.
Вы сегодня узнали много нового. А что запомнилось больше всего?
С трудностями столкнулись? Но мы справились! Молодцы!