Напоминание

В страну правильной речи


Автор: Шкирандо Светлана Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №7 "Журавлик"
Населённый пункт: г Нягань ХМАО -Югры
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: В страну правильной речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в

страну красивой речи»

Цели:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие

народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии,

«Чудесный мешочек» «Волшебной музыки».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в кругосветное путешествие,

в страну красивой и правильной речи.

А так как путешествие у нас с вами будет необычное, я предлагаю вам

отправиться необычным способом. С помощью фантазии.

-А как вы думаете, что такое фантазия? (фантазия- это наши с вами мечты,

когда мы что-то выдумываем ,о чем –то мечтаем, когда чего-то нет на

самом деле). Молодцы, я с вами совершенно согласна.

-Молодцы:

- А сейчас давайте закроем глазки и представим себе, что мы летим, на

большом воздушном шаре. Сверху мы видим дома, моря, леса, поля, реки,

чувствуем запах свежего воздуха после дождя, пение птиц, слышим как вода

журчит, так тихо, так спокойно на душе.

Представили?

Дети: Да.

А сейчас открывайте глаза, и посмотрите, вот мы с вами и прибыли.

2. Основная часть.

Ребята, посмотрите, что же это такое?

Дети: Ворота

Воспитатель: – а что на воротах?

Дети: – замок.

Ребята, а чтобы попасть нам в заколдованный город, нам надо открыть замок,

а поможет нам в этом ключик «Пальчиковая гимнастика «Замок»

Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок —

Кто его открыть не мог?

Потянули…

Покрутили…

1

Постучали…

И открыли!

Приходите гости к нам, очень рады мы гостям.

- Ребята, замок мы открыли, молодцы!

И так ребята ворота мы с вами открыли, посмотрите, здесь какое то

сообщение.

Послушаем?

Дети: Да

Дорогие ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:

Все, что есть у нас: и дома, и леса, и поля, и речки, и дорожки.

Все стало серым

Помогите нам расколдовать, наш любимый город!

Ребята, что-ж нам делать?

Какие будут ваши предложения?

Дети: Надо раскрасить город, чтобы он стал красивым цветущим и

радостным.

В-ль: Это конечно хорошее предложение, но у нас с вами нет ни красок, ни

фломастеров.

Дети: можно выполнить какое нибудь задание.

Ребята, для начала я вам предлагаю отгадать загадку

- Среди поля голубого

яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит,

землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Догадались, это

(Солнце) Молодцы

-Ребята посмотрите на солнце, Какое то оно не такое?

Что с ним не так?

Дети- У него нет лучиков.

Воспитатель: Так поэтому оно какое?

Дети: Грустное, не веселое, печальное,, не ласковое.

Ребята, вы знаете, злые волшебники которые заколдовали город, они

повсюду разбросали лучики, и для того чтобы их найти, нужно что нибудь

выполнить, а как мы выполним?

Ребята, давайте внимательно посмотрим , может они нам оставили нам какое

нибудь задание?

Дети: Ворон, у нег какой-то конверт.

Воспитатель: И правда ворон принес письмо, сейчас мы посмотрим что же

там написано.

2

Выполните все задания, а то мы вам лучики не вернем.

Что ребята, выполним задание?

Дети: Да

Воспитатель: Справимся?

И теперь чтобы найти эти задания нам нужно посмотреть, что они нам

оставили.

Дети: Там ворон держит письмо.

Воспитатель: Сейчас мы свами посмотрим, что там написано.

ЗАДАНИЕ 1.

Назови ласково.

Давайте встанем в круг, я вам буду называть слово, а вы мне будете

отвечать ласково( задействовать всех детей)

«Назови ласково»

(Воспитатель кидает мяч ребенку ,называет слово, а ребенок называет

его ласково).

Обезьяна-обезьянка,

Лиса-лисичка,

Заяц-зайчик,

Сестра-сетренка

Белка-белочка,

Жук-жучок,

Брат-братик

Собака-собачка

Утка - уточка,

Дом - домик,

Бык - бычок,

Ну что ребята, справились с первым заданием?

Дети: Да

А сейчас давайте посмотрим, появился лучик?

Дети: Да. ЗДОРОВО.

А сейчас давайте присядем на стульчики, и посмотрим наше второе задание.

А второе задание

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ.

Я буду называть вам слова, а выбудете говорить что это?

Тюльпан, роза, гвоздика, фиалка- Цветы

Помидор, огурец, картофель, морковь, свекла- Овощи

Стол, стул, кровать, шкаф – Мебель

Клубника, малина, черника, ежевика- Ягоды

Береза, тополь, осина, дуб- Деревья.

Подберезовик, масленок, лисички- Грибы

Укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

(

Марс, венера, земля, плутон, сатурн).

Планеты.

( а, б, в, п). - Буквы.

3

(Повар, шофер, плотник, продавец, врач

). Профессия.

(1, 2, 4, 5, 7, 8, 0). Цифры

А теперь давайте попробуем наоборот, я буду вам называть одно слово, а вы

попробуете сказать, что к нему относится. Хорошо?

Дети: Да.

Например: Одежда

-

футболка, кофта, юбка, штаны.(Молодцы)

Овощи – помидор, кабачок, капуста, морковь

Обувь – сапоги, кроссовки, туфли

Фрукты – груша, яблоко, апельсин, мандарин.

Ребята, скажите пожалуйста где растут фрукты?

Дети: на фруктовых деревьях.

А где растут фруктовые деревья?

Дети: в саду

Ребята, а кто ухаживает за деревьями (Садовник)

А что делает садовник в саду (ухаживает, заботится о растениях)

А как он ухаживает?

Дети: (поливает, выкапывает сорняки)

Ребята, а для чего нужно убирать сорняки и обрезать сухие ветки. (чтобы

деревья были здоровыми)

Ребята, а как называются растения, которые растут в саду

Дети: Садовые.

«Слова – родственники»

Где растут фрукты? (В саду)

Кто ухаживает за садом? (садовод)

Как называются растения, которые растут в саду? (садовые)

Назовите , какие слова – родственники мы с вами произнесли.

Сад, садовник, садовые.

Ребята мы справились с заданием?

Дети: Да

Третье задание «Что лишнее?»

Посмотрите внимательно на экран подумайте и скажите что здесь лишнее и

почему?

1.Ромашка, дерево, василек, колокольчик. – дерево это растение – а это

полевые цветы.

2. Катер, лодка, апельсин, корабль – апельсин-фрукт, а это водный

транспорт

3. Сапог, туфли, стол, тапки- стол – мебель, обувь

4. Фиалка, роза, пчела, одуванчик-пчела-насекомое-цветы

5. Медведь, машина, автобус, троллейбус –медведь дикое животное,

пассажирский транспорт.

6 Заяц, комар, медведь, волк – комар- насекомое, дикие животные.

МОЛОДЦЫ!

4

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потянуться вверх)

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Потянуться до ступней)

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

Четвертое задание:

Ребята, у жителей волшебного города случилась беда – заколдовали рыбок в

речке. Без вашей помощи им не справиться. Чтобы рыбки смогли попасть в

реку, их нужно назвать.

-Воспитатель открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети

называют их вместе или индивидуально. Правильно названные картинки

дети относят к реке.

-А какие рыбки у нас остались?

-Дети. ( Дельфин, акула

- Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в

океане.

Какие вы молодцы, ребята! Вы очень помогли рыбкам.

И так, перейдем к следующему заданию.

Пятое задание:

«Назови признаки»

Матрешка из дерева, она….(матрешка деревянная).

Сумка из кожи, она….(сумка кожаная).

Ручка из пластмассы, она …(ручка пластмассовая).

Дом из кирпича, он …(дом кирпичный).

Блюдце из фарфора, оно…(блюдце фарфоровое).

Стол из дерева- стол деревянный

Ваза сделана из стекла- ваза стеклянная

5. Задание «Дополни предложение»

Цветут цветы, когда…(лето).

Наступила весна, потому что…(снег растаял).

5

Слово состоит из…(букв).

Сегодня день…(вторник)

Предложение состоит из…(слов).

Молодцы!

Игра «Хлопушки»

Ребята, я вам сейчас буду говорить слова, а выбудете их разбивать на слоги.

(Ребёнок прохлопывает слова, разделяя их на слоги по количеству гласных

звуков, голосом выделяя ударный слог. )

Гру – ша, сли – ва, ли – мон, мак, пер – сик, аб – ри – кос,

ман – да – рин, дом, ма-ши-на, тра-ва.

Воспитатель: Я думаю, ребята и с этим заданием мы с вами справились.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Горячий –холодный

Светлый - темный

Быстрый – медленный

Грязный –чистый

Высокий –низкий

Тупой- острый

День- ночь

Плохой –хороший

Легкий – тяжелый

Добрый – злой

Большой – маленький

Веселый - грустный

-Ребята, а из чего состоят слова? Из звуков.

-На какие две группы делятся звуки русского языка? На гласные и согласные.

-Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

-Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э,Я.Ё.Ю,Е

-А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим

согласные звуки?(Зубки, губки, язычок).

-Назовите их Б, В, Г, Д, Ж, З и т.д.

Закрепление

-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. Какое оно? .

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки,

пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми.

Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали

все

Итог.

-Молодцы, ребята, жители этой необыкновенного города говорят вам:

«Огромное спасибо! »

6

-А сейчас мы с вами отправимся домой, закрываем глаза и представим себе,

что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса,

поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

Звучит музыка.

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

-Ребята, давайте с вами вспомним, что же интересного было в нашем

путешествии. (Ответы детей).

-Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?

7



В раздел образования