"Социальная адаптация детей с легкой степенью умственной отсталости"
Автор: Доронина Ирина Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №85" Населённый пункт: г.Череповец, Вологодской области Наименование материала: Статья Тема: "Социальная адаптация детей с легкой степенью умственной отсталости" Раздел: дошкольное образование
Социальная адаптация детей с легкой степенью умственной отсталости
Доронина Ирина Валентиновна ,
воспитатель МБДОУ « Детский сад №85» г. Череповца
Актуальность проблемы
В настоящее время в специальной педагогике большое внимание уделяется
вопросам воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными
нарушениями. деятельности, исследуются возможности их интеграции в обществе.
Актуальность проблемы заключается в выявлении потенциальных
возможностей развития детей с легкой степенью умственной отсталости, в поиске и
разработке методических материалов, которые помогают этим детям приобрести
практические знания, умения , навыки такого уровня, который позволил бы им
адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, к социальным нормам,
действующим в обществе. Данная проблема представляется мне очень важной, т.к.
количество таких детей с каждым годом увеличивается , в образовательных
учреждениях вводится инклюзивное воспитание и обучение.
Особенности развития детей с легкой степенью УО.
Умственная отсталость-« стойкое необратимое недоразвитие уровня психической,
в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или
приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной
недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально- волевой сферы,
речи, моторики и всей личности в целом».
Состав детей, поступающих в дошкольную группу, обычно крайне тяжел.
Эти дети ослаблены физически, они нервные, раздражительные, гиперактивные или,
наоборот, чересчур спокойные, медлительные, безразличные ко всему, что их окружает.
Дети не умеют общаться как со взрослыми, так и и со своими сверстниками. Они
рядом , но не вместе. Все вопросы решаются посредством взрослого. У детей-
инвалидов, лишенных специального коррекционно- направленного обучения,
отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов
деятельности- игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.
Первые предметно- игровые действия появляются у них лишь к 6-7 годам. У
умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание.
Невозможным оказывается для них сколько- нибудь длительно концентрировать
внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности..
Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают
безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле
другого человека.
Особенности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью
В обществе существует система отделения « особых детей» от « нормальных». Дети
с относительно легкими нарушениями довольно быстро могут превратиться в
инвалидов, не способных к самостоятельной жизни. При таком подходе дети с УО
вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не
общаются с ними, им чужды их интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь,
здоровые дети тоже не видят тех, кто не соответствует « стандарту», и , встретив на
улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться. К
счастью , эта тенденция уходит в прошлое. Инклюзивное обучение и воспитание
показывает, что даже самые «тяжелые» дети при условии правильного обращения с
ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо
понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг,
начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые,
доступные им игры, начинается взаимодействие с педагогом, а потом и обучение
ребенка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми и
помогут найти себя в обществе В первую очередь, это культурно- гигиенические и
трудовые навыки, навыки самообслуживания. Впоследствии ребенок учится
адаптироваться в окружающем мире .
Цель и задачи коррекционно- развивающей работа с детьми по социальной
адаптации
Социальная адаптация- это процесс активного приспособления личности или
социальной группы к меняющейся социальной среде. Поэтому целью коррекционно-
воспитательной работы с детьми с легкой степенью УО является обучение их
доступным знаниям и социальное адаптирование к самостоятельной жизни.
Коррекционная работа с такими детьми включает несколько этапов:
1.Первый этап ( 4-8 лет)- работа по формированию культурно- гигиенических навыков
и развитию моторики. Дети приучаются к адекватному поведению в общественных
местах. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности.
Первый этап является наиболее важным в системе воспитания, образования и
адаптирования умственно отсталого ребенка. От того, насколько будут усвоены
первоначальные навыки и знания, зависит успешность дальнейшей жизни.
2. Второй этап ( 6-16 лет)-закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены,
проводится работа по обучению хозяйственно- бытовым навыкам.
3. Третий этап ( 16-18 лет)- социальная адаптация.
Воспитательно- образовательная и коррекционная работа в ДОУ строится на основе
программы « От рождения до школы» и « Программы воспитания и обучения
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под. редакцией Л.Б. Баряевой,
О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарин. Приоритетным направлением этих программ
является социально- личностное развитие детей. Оно заключается
в формировании у ребенка первоначальных представлений о себе и ближайшем
социальном окружении , социальных представлений: «Я среди взрослых и
сверстников»,
в развитии стремления детей к самостоятельности и укреплении позиции « Я
среди детей»,
в восприятии себя на положительной эмоциональной основе,
в обучении операционно- технической стороне деятельности
( культурно- гигиеническим , трудовым навыкам и навыкам самообслуживания).
Перед педагогом стоит сложная проблема , поскольку с таким контингентом
дошкольников мне предстояло работать впервые.
Адаптация ребенка с легкой степенью УО при поступлении в детский сад .
Многие дети с интеллектуальной недостаточностью впервые приходят в
детский сад в 5-6 лет. В нашей группе 6человек из 10 ранее не посещали
дошкольное учреждение. У детей не было опыта длительного взаимодействия с
детьми, они полностью зависели от взрослых, плохо ориентировались в
окружающей обстановке, почти у всех возникал повышенный уровень
тревожности При поступлении в детский сад ребенок приобретает первый опыт
социальной адаптации. Важно, чтобы этот период прошел для детей и их
родителей безболезненно.
На данном этапе работы педагога требуется многое. Необходимо:
1.
Изучить специальную литературу, чтобы лучше знать проблемы каждого ребенка.
2.
Создать безопасную предметную среду.
3.
Изучить медицинские документы вместе с медицинским персоналом.
4.
Провести беседы с родителями с целью знакомства с индивидуальными
особенностями детей, их предпочтений, пожеланий и с помощью дневников
наблюдения, листов адаптации фиксировать результаты.
5.
Создать благоприятный психологический климат в группе.
6.
Провести диагностику детей всеми специалистами ДОУ, выработать
индивидуальную программы( маршрут) развития для каждого воспитанника
7.
Осуществлять индивидуально- дифференцированный подход в организации любых
видов деятельности. Необходимо определить зону ближайшего развития каждого
ребенка , опираясь на то, что каждый ребенок развивается неравномерно.
8.
Соблюдать щадящий охранительный режим в течение дня, как в детском саду, так и
дома.
9.
Относиться к каждому ребенку толерантно.
Развитие первоначальных трудовых навыков и навыков самообслуживания
Лишь небольшая группа детей -инвалидов владеет элементарными санитарно-
гигиеническими навыками и может в достаточной степени обслуживать себя. Больной
ребенок чаще всего находится под гиперопекой родителей. Большинству из них надо
помогать в самообслуживании. Их знание и понимание окружающей обстановки
примитивно. У большинства воспитанников собственная речь ограничивается названием
некоторых бытовых предметов., т.е дети называют предмет, но не знают, для чего он
необходим. Воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью происходит в так
называемой « бытовой деятельности»: в сменяющихся процессах умывания, кормления,
одевания, раздевания. Для этого мы создали все необходимые условия:
– вся обстановка для выполнения бытовых процессов приспособлена к росту детей и
индивидуальным особенностям их физического развития,
-все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно- гигиенических
навыков ( предметы гигиены, одежда, посуда и др.), оборудование для элементарных
трудовых действий ( клеенка, фартучки и др.) располагаются в определенных для этого
местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение.
- использование специальных символов ( картинки, пиктограммы), с которыми дети
многократно знакомятся с различных бытовых и игровых ситуациях.
- участие ребенка во всех процессах сопровождается положительными эмоциями,
игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-
гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Была разработана система игр и упражнений по формированию гигиенических
навыков, навыков приема пищи и адекватного поведения, воспитанию опрятности,
умению самостоятельно одеваться и раздеваться.
Игры с бытовыми предметами- орудиями.
Процессу формирования данных навыков предшествовали игры с бытовыми
предметами- орудиями.Педагогический замысел таких игр направлен на развитие
самостоятельности, воспитание интереса к элементарной трудовой деятельности. В играх
используются реальные предметы ближайшего окружения, которые дети постоянно видят
дома и в дошкольном учреждении, так как они применяются в быту в процессе
приготовления пищи, во время еды. Эти игры мы проводим в качестве самостоятельных
игровых упражнений, предшествующих таким реальным действиям, как прием пищи,
сервировка стола и др. Например, такие игры- упражнения: «Накроем кастрюли
крышками», « Донесем кастрюлю до плиты» ( использование прихваток), « Разложим
кастрюлю на подносы», « Чашки и ложки», « Мамин стол», « Принесем Мишке овощи
( фрукты) в корзине», « Сервировочный столик», « Протираем салфетки» и др.
Часто используем игры- экспериментирования: «Пустые и полные кастрюли»,
« Наливаем чай в чашки», «Несем кастрюлю вдвоем» « Какую одежду носят девочки
( мальчики)?», материалы М.Монтессори.
Коррекционно- развивающий эффект этих игр проявляется в том, что дети начинают
выражать заинтересованность и желание действовать с окружающими предметами,
радоваться вместе со взрослыми и сверстниками результативности действий .Эти игры
чрезвычайно полезны не только в плане возникновения у детей первоначальной
социально- бытовой ориентировки, но и, что очень важно, для развития наглядно-
действенного мышления. На бытовом уровне в дальнейшей жизни каждому человеку
приходится решать много проблем. Такие игры и упражнения помогут ребенку с
интеллектуальной недостаточностью самостоятельно разрешать бытовые проблемы.
Результаты работы
По мнению родителей, их дети стали более самостоятельными, аккуратными, замечают
непорядки у себя и в окружающей обстановке, пытаются исправить их. Если раньше
любая трудность ставила ребенка в тупик, то сейчас большинство детей не теряется , а
стремится самостоятельно или с помощью взрослого найти выход из создавшейся
ситуации .Многие дети проявляет интерес к труду взрослых, хотят участвовать в
домашних делах вместе с родителями. В группе была организованы фотовыставки «
Вместе с папой», « Вместе с мамой». В фотоматериалах родители рассказывали о том, что
умеют их дети, чем любят заниматься дома.
Если в момент поступления в детский сад каждый ребенок вел себя изолированно, то
к моменту выпуска в школу дети начали объединяться в мини- группы, вместе играют,
развертывают несложные сюжеты, умеют договариваться друг с другом., т.е. у ребенка-
инвалида укрепляется позиция «Я среди детей и взрослых».