Напоминание

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.


Автор: Арзамазова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1(дошкольное отделение )
Населённый пункт: Московская область г.Егорьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

У нашего детского сада наряду со многими

другими дошкольными учреждениями одним из направлений

является личностно – ориентированный подход в воспитании

дошкольников.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает

обучение самостоятельности ответственности и способствует

формированию творческой личности. В

концепции дошкольного образования говорится о необходимости

осуществлять индивидуальный подход в воспитании и образовании

каждого дошкольника.

Для этого необходимо изучать индивидуальные особенности детей

включать их в ситуацию выбора самостоятельного принятия решения.

Постоянно включать каждого воспитанника в посильную и все

усложняющуюся для него деятельность. Максимально опираться на

собственную активность личности. Создавать в группе условия для

развития творческого потенциала детей.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, который

имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда

бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего

существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную,

активную личность. Именно в дошкольном возрасте формируются

основные качества личности, ключевые социальные навыки –

поликультурность, уважение к другим людям, приверженность

демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни.

Введение ФГТ и принятие ФГОС предполагает обращение к личностно –

ориентированной педагогике, отход от жестоко регламентированных

форм воспитания и обучения детей.

Гуманизация современного образования связана прежде всего: с

изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится

ребенок; предполагает построение личностно – ориентированный

модели воспитания; изменение формы общения воспитателя с детьми в

процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной

жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности

ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном,

трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

Если главной целью традиционного воспитания является формирование

члена общества, развивающие воспитание способствует выявлению и

развитию отдельных способностей, то личностное воспитание направлено,

прежде всего, на формирование самостоятельной личности.

Личностно – ориентированная педагогика создает такую образовательную

среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности

реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.

Образовательная среда ориентирована на

природообразность. Личностный подход – это важнейший принцип

психологической науки, предусматривающий учет своеобразия

индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно

этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе,

означает признание его активным субъектом этого процесса, а

следовательно, означает становление субъект – субъектных отношений.

Индивидуальная работа – это деятельность педагога, осуществляемая с

учетом особенностей развития каждого ребенка.

Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию

педагога воспитательных задач применительно к возрасту, полу,

уровню воспитанности детей. Дифференциация направлена на изучение

качеств личности, ее интересов, склонностей. При

дифференцированном подходе дети группируются на основе сходства в

интеллекте, поведении, отношениях, уровню сформированности ведущих

качеств. Эффективность данной работы зависит от педагогического

профессионализма и мастерства воспитателя, его умения изучать личность

и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым

сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только

конкретному человеку и отличающих его от других людей.

Личностно – ориентированное воспитание – это взаимодействие,

обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ребенка исходя из

выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и

предметной деятельности. В рамках личностно – ориентированного

обучение выделяют три самостоятельных направления:

- Гуманно - личностные технологии отвергают

принуждение, «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к

ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы (Ш. Амонашвили);

- Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство,

партнерства в субъективных отношениях педагога и ребенка. Педагог

и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дает

оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

- Технология свободного воспитания акцентирует свое внимание на

предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности.

Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию

субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего

воздействия.

Основными предпосылками личностно-ориентированного

воспитания являются освоение ребёнком человеческих ценностей и норм,

а также овладение коммуникативными, интеллектуальными

способностями. Именно поэтому личностное развитие предполагает

многие компоненты как развивающего, так и личностного воспитания. При

этом в качестве объекта всего процесса воспитания выступает личность.

Цель данного вида воспитания является сложной и включает в себя

несколько аспектов.

Первый из них - приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим

ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную

позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо

понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных,

патриотических, эстетических и других. При этом конкретный вид этих

ценностей может быть различным, и полностью зависит от того, какому

подвержены сами родители, и к каковым они приобщают своего ребенка.

Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является

способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при

этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к

воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным

равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет

человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает

современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т. д.

Третий аспект довольно сложный. Он представляет собой некое

соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со

способностью отстаивать свою позицию в нем в любых ситуациях.

Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности

строить различного рода отношения с другими членами общества, а также

осуществлять квалифицированную деятельность.

Таким образом, данный процесс воспитания способствует

формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою

независимость и защищать себя от различного давления, которое

довольно

часто оказывают социальные структуры и институты.



В раздел образования