Автор: Арзамазова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1(дошкольное отделение )
Населённый пункт: Московская область г.Егорьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
У нашего детского сада наряду со многими
другими дошкольными учреждениями одним из направлений
является личностно – ориентированный подход в воспитании
дошкольников.
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает
обучение самостоятельности ответственности и способствует
формированию творческой личности. В
концепции дошкольного образования говорится о необходимости
осуществлять индивидуальный подход в воспитании и образовании
каждого дошкольника.
Для этого необходимо изучать индивидуальные особенности детей
включать их в ситуацию выбора самостоятельного принятия решения.
Постоянно включать каждого воспитанника в посильную и все
усложняющуюся для него деятельность. Максимально опираться на
собственную активность личности. Создавать в группе условия для
развития творческого потенциала детей.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, который
имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда
бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего
существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную,
активную личность. Именно в дошкольном возрасте формируются
основные качества личности, ключевые социальные навыки –
поликультурность, уважение к другим людям, приверженность
демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни.
Введение ФГТ и принятие ФГОС предполагает обращение к личностно –
ориентированной педагогике, отход от жестоко регламентированных
форм воспитания и обучения детей.
Гуманизация современного образования связана прежде всего: с
изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится
ребенок; предполагает построение личностно – ориентированный
модели воспитания; изменение формы общения воспитателя с детьми в
процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной
жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности
ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном,
трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
Если главной целью традиционного воспитания является формирование
члена общества, развивающие воспитание способствует выявлению и
развитию отдельных способностей, то личностное воспитание направлено,
прежде всего, на формирование самостоятельной личности.
Личностно – ориентированная педагогика создает такую образовательную
среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности
реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.
Образовательная среда ориентирована на
природообразность. Личностный подход – это важнейший принцип
психологической науки, предусматривающий учет своеобразия
индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно
этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе,
означает признание его активным субъектом этого процесса, а
следовательно, означает становление субъект – субъектных отношений.
Индивидуальная работа – это деятельность педагога, осуществляемая с
учетом особенностей развития каждого ребенка.
Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию
педагога воспитательных задач применительно к возрасту, полу,
уровню воспитанности детей. Дифференциация направлена на изучение
качеств личности, ее интересов, склонностей. При
дифференцированном подходе дети группируются на основе сходства в
интеллекте, поведении, отношениях, уровню сформированности ведущих
качеств. Эффективность данной работы зависит от педагогического
профессионализма и мастерства воспитателя, его умения изучать личность
и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым
сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только
конкретному человеку и отличающих его от других людей.
Личностно – ориентированное воспитание – это взаимодействие,
обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ребенка исходя из
выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и
предметной деятельности. В рамках личностно – ориентированного
обучение выделяют три самостоятельных направления:
- Гуманно - личностные технологии отвергают
принуждение, «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к
ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы (Ш. Амонашвили);
- Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство,
партнерства в субъективных отношениях педагога и ребенка. Педагог
и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дает
оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
- Технология свободного воспитания акцентирует свое внимание на
предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности.
Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию
субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего
воздействия.
Основными предпосылками личностно-ориентированного
воспитания являются освоение ребёнком человеческих ценностей и норм,
а также овладение коммуникативными, интеллектуальными
способностями. Именно поэтому личностное развитие предполагает
многие компоненты как развивающего, так и личностного воспитания. При
этом в качестве объекта всего процесса воспитания выступает личность.
Цель данного вида воспитания является сложной и включает в себя
несколько аспектов.
Первый из них - приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим
ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную
позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо
понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных,
патриотических, эстетических и других. При этом конкретный вид этих
ценностей может быть различным, и полностью зависит от того, какому
подвержены сами родители, и к каковым они приобщают своего ребенка.
Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является
способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при
этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к
воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным
равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет
человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает
современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т. д.
Третий аспект довольно сложный. Он представляет собой некое
соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со
способностью отстаивать свою позицию в нем в любых ситуациях.
Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности
строить различного рода отношения с другими членами общества, а также
осуществлять квалифицированную деятельность.
Таким образом, данный процесс воспитания способствует
формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою
независимость и защищать себя от различного давления, которое
довольно
часто оказывают социальные структуры и институты.