Автор: Опалейко Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 16 "Снежинка"
Населённый пункт: г. Радужный, ХМАО - Югра
Наименование материала: Конспект НОД с применением элементов ТРИЗ в группе общеобразовательной направленности от 5-ти до 6-ти лет
Тема: "Новогоднее желание"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ ДС №16 «Снежинка» г.Радужный ХМАО - Югра
Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности от 5-ти лет до
6- ти лет с элементами ТРИЗ по теме: «Новогоднее желание»
Воспитатель: Опалейко Ирина Ивановна
Образовательная область « Познавательное развитие»
Интегрируемые образовательные области:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Программное содержание:
Цель:
Расширить представления детей о временных понятиях. Учить четко
выделять прошлое, будущее.
Образовательные задачи:
-Показать свойства разных предметов. Учить видеть необычные стороны
этих свойств.
-Закрепить владение приемом: «дробление – объединение».
Развивающие задачи:
-Развивать фантазию, творческое воображение, логику.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать любовь к близким людям, желание прийти на помощь.
Материал:
Письмо, волшебный мячик, картинки с изображением членов семьи,
картинки сказочных персонажей: Незнайки, Дюймовочки.
Ход:
Воспитатель с детьми свободно рассаживаются на коврике.
В-ль:
-Сегодня утром почтальон вручил мне письмо, давайте вместе его прочитаем.
«Здравствуйте дорогие ребята! У нас была замечательная дружная семья.
Но один раз, на новогодний праздник, мы загадали желание, чтобы все
члены семьи поменялись местами. Сначала мы думали, что это будет очень
весело, но оказалось совсем наоборот – очень неудобно для окружающих.
Пожалуйста, помогите нам все вернуть на свои места»
Ваши друзья Маша и Миша.
- Какое интересное письмо мы получили. Как вы считаете, стоит помочь
ребятам. Почему?
(потому что в семье неприятности, они не могут справиться с чужими
обязанностями)
-Тогда давайте посмотрим, что же натворили ребята, и почему нужно все
вернуть на свои места.
Дид/игра « Хорошо-плохо»
(Воспитатель поочередно выставляет иллюстрации с изображением, чем в
данный момент заняты члены семьи, рассуждение детей о хороших и плохих
последствиях )
-Мальчик взял инструменты, ремонтирует дом.
Хорошо: поможет папе, научится правильно обращаться с инструментами,
приведет в порядок сломанные вещи.
Плохо: может пораниться, причинить вред своему здоровью, сломать
инструменты.
-Дочка варит обед.
Хорошо: научится вкусно готовить разные блюда, у мамы будет свободное
время для отдыха, придумает интересные рецепты.
Плохо: есть опасные кухонные приборы, которыми можно порезаться, может
неправильно обработать продукты и нанести вред здоровью.
-Мама играет в игрушки.
Хорошо: отдохнет от домашних дел, вспомнит свои любимые игры,
придумает новые варианты игр и расскажет их дочке.
Плохо: вовремя не приготовит обед, ужин, не сделает домашние дела, не
соберет детей в школу, детский сад, опоздает на работу.
-Папа играет в футбол.
Хорошо: занимается спортом, заботится о своем здоровье, придумает
название футбольной команды, организует футбольный матч.
Плохо: пропустит работу, получит замечание от руководства.
-Бабушка катается на коньках.
Хорошо: много двигаться – полезно для здоровья, научиться держать
равновесие, осанку, получит массу удовольствия.
Плохо: нечаянно упадет и получит ушибы, устанет от непривычной
нагрузки.
-Дедушка работает в офисе, печатает на компьютере.
Хорошо: овладеет навыками работы с компьютером, поможет папе быстрее
справиться с трудовыми обязанностями.
Плохо: перепутает документы, неправильно выполнит трудовые поручения.
В-ль:
-Я думаю, нужно все вернуть на свои места, каждый должен заниматься
своим делом.
Дид/игра «Поменяй местами».
(дети расставляют картинки по местам).
-Теперь в семье порядок, уют и покой. Семья снова дружная и веселая.
У каждого члена семьи есть мечты и желания. Как вы думаете, о чем
мечтают наши родные и близкие?
Дид/игра «Угадай желание?»
Описание: дети, сидя в кругу, передают друг другу «волшебный» мячик,
называя желания членов семьи.
В-ль:
-У Маши и Миши есть волшебные часы времени, с их помощью можно
узнать, кем были и будут наши родные в прошлом и будущем.
Дид/игра «Путешествие во времени».
Описание: часы с двумя стрелками, на циферблате которых расположены
люди от рождения до старости; воспитатель называет объект, ребенок
располагает стрелки на прошлое и будущее.
В-ль:
-Вчера Маша и Миша прочитали интересную сказку, и решили пригласить в
гости сказочных персонажей:
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку.
Знает девочку-малышку?
Появляется Дюймовочка:
-Здравствуйте ребята! Ой, какие вы все маленькие, разве вы тоже из моей
сказки?
(нет, просто мы еще дети, а не взрослые).
-Как вы думаете, какое мое самое заветное желание?
(вырасти, стать большой, высокой)
-А вы тоже об этом мечтаете?
(да)
-Давайте представим, что вы вдруг стали большими, высокими, выше папы и
мамы. Это хорошо или плохо?
Хорошо: сами будем решать, что нам делать, куда пойти, что купить, сможем
дотянуться до самых верхних полок и достать необходимые вещи.
Плохо: не влезем в свою одежду, придется просить маму купить или сшить
новую, не влезем в свою кроватку – нужно будет брать папины инструменты
и мастерить новую или спать на полу, придется много работать и не будет
время на игры.
Дюймовочка:
-Верно, пусть все идет своим чередом. Когда вы станете взрослыми, то всему
научитесь, и сами будете распоряжаться своим временем.
Появляется Незнайка:
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Незнайка-Неумейка! Я ищу друзей, но
почему то никто не хочет со мной дружить. Вы не знаете почему?
(потому что ты ничего не знаешь и не умеешь, а если что-либо делаешь, то
обязательно все перепутаешь).
Незнайка:
-Это неправда! Я очень много всего умею, могу и вас научить, если желаете.
В-ль:
-А что ты умеешь делать?
Незнайка:
-Я умею показывать фокусы (показывает)
-Сейчас я возьму свой платочек, и разрежу его на две части.
А теперь, скажу волшебные слова, и платочек снова станет целый:
Раз, два, три, четыре, пять - начинаю колдовать,
Раз, два, три, четыре, пять – платочек целым стань опять!
(ничего не происходит, фокус не получается)
Незнайка:
-Что такое? Я снова что-то не доучил и перепутал, как же все исправить?
В-ль:
-Ребята, Незнайка вот-вот заплачет, а у него нет даже платочка. Чем мы
можем помочь? С помощью чего можно соединить обе части?
(сшить иголкой, прострочить на швейной машинке, склеить клеем, скотчем).
Незнайка:
-Я попробую показать еще один фокус (показывает).
У меня есть одно спелое яблоко. С помощью колдовства, я разделю это
яблоко на много частей, и мы вместе его попробуем:
Раз, два, три, четыре, пять - начинаю колдовать,
Шесть, семь, восемь, девять, десять – будем пробовать все вместе!
(ничего не происходит, фокус не получается)
Незнайка:
-Как жаль! Фокус снова не получился. Я не хочу съесть яблоко один.
В-ль:
-С помощью чего можно разделить яблоко на части?
(нужно воспользоваться ножом и разрезать яблоко на дольки).
В-ль:
-Какие еще предметы помогают делить целое на части?
(ножницы, молоток, лезвие, пила)
Незнайка:
-Верно, как же я сам не догадался. Ребята, вы столько всего знаете и умеете,
мне очень хочется стать вашим другом.
В-ль:
-Конечно, Незнайка, мы с удовольствием будем с тобой дружить, и даже
поможем тебе научиться показывать твои фокусы.
Самостоятельная работа детей за столами.
Воспитатель с детьми выбирают, какой фокус они будут показывать:
1.Разрезают платочек на две части, а затем склеивают его и дарят Незнайке.
2.Скатывают из пластилина целое яблоко, потом стекой делят его на дольки
и угощают друг друга.
В-ль:
-Ребята, сегодня вы были просто молодцы, и совершили много добрых дел.
Вы помогли Маше и Мише вернуть все на свои места, и теперь у них снова
дружная и счастливая семья. А еще приобрели новых надежных друзей,
которые еще не раз придут к нам в гости.
Подводится итог занятия.